Лекция 2. Основы методологии макроэкономического
И прогнозирования
1. Планирование и прогнозирование - основные функции государственного управления национальной экономикой.
2. Основополагающие принципы прогнозирования и планирования.
1. Планирование и прогнозирование - основные функции государственного управления национальной экономикой
Планирование и прогнозирование являются основой управленческой деятельности на любом уровне реализации власти.
Планирование – это функция управления, с помощью которой руководство направляет усилия и координирует действия всех членов общества на достижение общих целей.
Опыт мировой теории и практики планирования позволяет выделить основные элементы планирования:
- определение целей и задач;
- выбор программ, способов действий, служащих достижению целей и выполнению задач;
-определение видов и количества требуемых ресурсов и способов их приобретения и распределения;
- построение процедур принятия решений и способов их реализации для выполнения плана;
- разработка методики обнаружения ошибок плана и их предотвращения на непрерывной основе.
Наукой и практикой разработаны различные формы планирования, из которых наибольшее распространение получили директивное и индикативное.
Директивное планирование, т. е. обязательное, жесткое, подлежащее исполнению, предполагает применение, прежде всего, командно-административных рычагов для обязательного претворения в жизнь установленных целей и задач. В рамках директивной формы планирования осуществляется доведение плановых заданий, обязательных к выполнению, до конкретных исполнителей. Планы разрабатываются на основе общегосударственных интересов, утверждаются и носят силу законов.
Индикативное планирование– это процесс формирования системы параметров, которые характеризуют состояние и развитие экономики страны.
Индикативный план-прогноз наполняет стратегический и выступает в качестве практического инструмента в развитии экономики на кратко- и среднесрочный периоды. Индикативный план не имеет директивного характера и содержит ограниченное число обязательных заданий, носит в большей мере рекомендательный характер.
В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, занятости, уровня жизни населения, внешнеэкономических связей и т. д. Роль индикаторов планов состоит в том, чтобы определить, где и когда должно вмешаться государство, если рынок не справляется со своими задачами.
По содержанию плановых решенийпринято различать стратегическое, тактическое и оперативное планирование.
Стратегическое планирование− процесс определения целей и значений экономических показателей по основным, наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (отрасли, предприятия и др.), как правило, на средний срок и длительную перспективу и формирования механизма по их реализации.
Тактическое планированиеявляется процессом создания предпосылок для реализации целей, поставленных в стратегическом плане. Тактические планы разрабатываются в основном на среднесрочный период и позволяют обосновывать и реализовывать резервы повышения эффективности общественного производства.
Оперативное планирование– завершающий этап системы планирования, который ориентирован на конкретизацию показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной работы объекта планирования. Оперативные планы носят краткосрочный характер.
В зависимости от срока, на который составляется план (прогноз), и степени детализации плановых или прогнозных расчетов принято различать долгосрочное(от 5 лет и выше), среднесрочное _от 1 года до 5 лет) и краткосрочное(до 1 года) планирование.
Прогнозирование – выявление и предвидение объективных тенденций. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием (греч. – знание наперед). Прогнозирование соотносится с более широким термином – предвидением как опережающим отображением действительности, основанном на познании законов природы, общества и мышления. В зависимости от степени конкретности и характера воздействия на ход исследуемых процессов и явлений различают три формы предвидения: гипотезу; прогноз; план.
Гипотеза-характеризует вероятностное поведение исследуемых объектов и их качественную характеристику. Позволяет подготовить основу для научного прогнозирования.
План − документ, который содержит систему показателей и комплекс мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем устанавливаются пути и средства развития в соответствии с поставленными задачами, обосновываются принимаемые управленческие решения.
На макроуровне разрабатываются планы, программы экономического и социального развития страны, на региональном уровне − планы развития регионов (областей, районов, городов). Развитие отдельных отраслей отражается в отраслевых планах. На микроуровне разрабатываются планы развития предприятий.
Прогноз – вероятностное научно обоснованное суждение о перспективах возможного состояния явления в будущем, альтернативных путях и сроках их осуществления
В зависимости от характера исследуемых объектов выделяют следующие виды прогнозов: экономические, природных ресурсов, научно-технические, демографические и социального развития и др.
Экономические прогнозыисследуют перспективы развития отдельных элементов производительных сил и производственных отношений: производительность труда; использование и воспроизводство трудовых ресурсов; объем и структуру основных фондов; объем и структуру инвестиций и их эффективность; темпы экономического роста:
развития отраслей и народнохозяйственных комплексов; динамику, объем, состав и качество выпускаемой продукции и др.
Прогнозы природных ресурсов - исследуют перспективы вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов: топливных и минеральных, ресурсов Мирового океана, всех видов энергий, растительный и животный мир, а также охрану окружающей среды и др.
Научно-технические прогнозы исследуют перспективы достижений научно-технического прогресса, оказывающие существенное влияние на размещение производства, природные факторы. Выделяют следующие их виды: прогнозы развития науки как одной из сфер человеческой деятельности, прогнозы фундаментальных и прикладных исследований; прогнозы развития и использования достижений научно-технического прогресса в народном хозяйстве; определение последствий научно-технического прогресса и др.
Демографические прогнозы исследуют перспективы движения народонаселения и воспроизводство трудовых ресурсов, численность и естественное движение населения (рождаемость, смертность), соотношения по половому и возрастному составу, уровень занятости трудоспособного населения, его квалификационный и профессиональный состав и др.
Прогнозы социального развития исследуют перспективы потребления населением продуктов питания и непродовольственных товаров, розничный
товарооборот, развитие отраслей непроизводственной сферы: общее и профессиональное образование, культуру и искусство, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения и др.
В зависимости от целей исследования объединение прогнозов в группы может производиться по одному из критериев.
Подход к прогнозированию: нормативный; поисковый; комплексный.
Перед поисковым прогнозом ставится задача определения перспектив, возможных состояний развития объекта прогнозирования в будущем и вероятностей их достижения.
Нормативный прогноз определяет пути и способы достижения тех или иных альтернатив, рассматривая сами альтернативы как заданные.
Комплексный прогноз сочетает в себе два предыдущих.
Технология прогнозирования включает в себя ряд последовательных этапов, описанных в таблице 1.
Таблица 1
Процедурная схема прогнозирования
Этап | Содержание работ |
Прогнозная ориентация (программа исследования) | Совокупность работ, включающая определение цели, объекта и задач прогнозирования, периода упреждения (перспективного периода) и периода основания (ретроспективного периода) прогноза, заданной точности и вероятности прогноза. Завершается разработкой задания па прогноз |
Прогнозная ретроспекция | Исследование истории развития объекта прогнозирования и прогнозного фона с целью получения их системного описания (сбор информации о развитии объекта прогнозирования и прогнозного фона в ретроспективном периоде) |
Прогнозный диагноз | Обобщение и систематизация полученной па предыдущем этапе информации, построение динамических рядов показателей для выявления тенденций развития объекта прогнозирования и прогнозного фона, выбора (разработки) моделей и методов их прогнозирования. Качественная и количественная оценка сложившихся в прошлом закономерностей |
Прогнозная проспекция | Разработка альтернативных вариантов прогноза развития объекта прогнозирования, конкретизация пессимистического, оптимистического, инерционного и реального вариантов |
Верификация прогноза | Оценка достоверности и точности прогноза |
Корректировка прогноза | Корректировка прогноза |
Взаимосвязь между прогнозом и планом заключается, прежде всего, в том, что прогнозирование – это исследовательская база планирования. Традиционно прогноз предшествует разработке плана, но он может также следовать за ним, определяя возможности достижения запланированных ориентиров.
Различия между ними обусловлены тем, что прогнозирование по своему существу носит характер исследования, научного описания будущего (предсказания), а план – характер целеполагания.
Прогноз носит вероятностный характер, а план – нормативный.
2. Основополагающие принципы прогнозирования и планирования
Принципы− это основополагающие правила прогнозирования и планирования, т. е. исходные требования к процессам формирования прогнозов и обоснования планов с точки зрения их целенаправленности, системности, структуры, логики и организации разработки.
Принцип альтернативностиподразумевает необходимость разработки не одного варианта развития на перспективу при составлении прогнозов и планов, а нескольких обоснованных вариантов, реализация каждого из которых возможна при определенном сочетании факторов, оказывающих влияние на будущее состояние экономической системы.
Принцип своевременностиозначает, что организационное построение системы прогнозирования и планирования, а также осуществление процедур формирования прогнозов и планов должны обеспечивать принятие соответствующих управленческих решений к заданному сроку.
Принцип системностипредполагает создание системы показателей, методов, моделей, которые соответствовали бы содержанию каждого объекта и позволяли бы построить целостную картину его развития.
Принцип комплексностиподразумевает учет при прогнозировании всего многообразия действующих факторов, прогнозирование не одного, а системы показателей.
Принцип непрерывностипрогнозирования и планирования должен соблюдаться для обеспечения преемственности прогнозов и планов в связи с непрерывностью экономического развития. В соответствии с этим принципом должны разрабатываться прогнозы и планы различного временного аспекта и увязываться между собой. Так, среднесрочные планы должны разрабатываться на основе перспективных направлений, отражаемых у долгосрочных планах, краткосрочные − исходя из показателей среднесрочных планов. В свою очередь долгосрочные планы должны корректироваться и продлеваться на соответствующий период.
Принцип адекватности и обоснованностипредполагает использование в процессе прогнозирования и планирования развития экономики таких методов и моделей, которые были бы адекватными изучаемым процессам и явлениям, другими словами, правильно отражали бы их.
Принцип целенаправленности и приоритетноститребует, достижение определенных целей, а в качестве приоритетов выделялись бы отрасли экономики и социально-экономические проблемы, от развития и решения которых в наибольшей степени зависит развитие экономики в целом.
Принцип социальной ориентациитребует обеспечения приоритетного решения социальных проблем, что обусловлено выделением в качестве основной цели развития экономики повышения уровня жизни населения страны.
Принцип оптимальностидолжен соблюдаться для обеспечения наиболее эффективного функционирования экономики. Оптимальный – это такой вариант развития экономики, который предусматривает максимальное удовлетворение потребностей экономики и населения при имеющихся ресурсах с учетом их рационального использования.
Принцип сбалансированности и пропорциональностизаключается в балансовой увязке показателей, установлении пропорций и обеспечении их соблюдения.
Принцип сочетания отраслевого и регионального аспектовпрогнозирования и планирования требует, чтобы отраслевые планы разрабатывались с учетом интересов отдельных регионов и рационального использования местных ресурсов.
Принцип информативностиобусловливает необходимость создания системы информационного обеспечения процессов прогнозирования и планирования, которая должна содержать и позволять эффективно использовать массивы информации с учетом требований различных уровней управления.
Контрольные вопросы для самоподготовки
1. Что представляет собой прогнозирование.
2. В чем суть макроэкономического планирования.
3. Этапность разработки плана-прогноза.
4. Назовите формы планирование.
5. Виды и классификация прогнозов и планов.
6. Чем процесс прогнозирования отличается от процесса планирования?
7. В чем сущность целенаправленности и приоритетности?
8. В чем сущность принципа сочетания отраслевого и регионального аспектов?
9. В чем сущность принципа социальной ориентации?
10. В чем сущность принципа оптимальности?
Национальной экономики
1. Экономический рост как объект прогнозирования.
2. Макроэкономические показатели как объекты прогнозирования.
3. Макроэкономические счета.
1. Экономический рост как объект прогнозирования
Под экономическим ростом понимается увеличение производственных ресурсов, расширение масштабов производства, увеличение национального дохода, выпуска продукции и ее потоков, идущих как на текущее непроизводственное потребление, так и на пополнение производственных и непроизводственных ресурсов.
Конечной целью экономического роста является увеличение потребления и благосостояния людей.
Сбалансированный экономический рост – подразумевает оптимальное соотношение между производственным потенциалом страны и степенью удовлетворения общественных потребностей.
При рыночной системе сбалансированность достигается опосредованно с помощью таких экономических рычагов как цена, налоги, финансы или товарно-денежные отношения.
Для характеристики изменения экономического роста используется динамика общественного производства, показателем которой являются темпы роста и прироста.
В практике экономического прогнозирования различают и используют годовые и среднегодовые темпы роста и прироста.
Годовые темпы роста рассчитываются как отношение показателей, характеризующего экономический рост за два определенных года:
,
где – годовой темп роста, %;
и – уровни показателя в прогнозируемом и базисном Темпы и качество экономического роста зависят от потенциала национальной экономики и эффективности его использования, а также от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.
Годовые темпы прироста ( ) могут быть определены как разница между темпами роста и 100 %:
Темпы и качество экономического роста зависят от потенциала национальной экономики и эффективности его использования, а также от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.
В зависимости от того, за счет какого фактора осуществляется экономический рост, выделяют два типа роста: экстенсивный экономический рост и интенсивный экономический рост.
При экстенсивном типе экономического роста помимо роста использования факторов производства происходит и увеличение ВВП. Поэтому для этого типа экономического роста характерен неизменный уровень использования техники, технологии, квалификации работника, производительности труда.
Главный недостаток экстенсивного экономического роста состоит в том, что по мере исчерпания одного из факторов, использование которого возрастает, происходит падение темпов экономического роста.
При интенсивном экономическом росте увеличение валового продукта достигается за счет качественного совершенствования факторов производства.
Во-первых, – за счет применения более совершенных и производительных машин и оборудования, средств труда; во-вторых, – за счет применения более экономичных предметов труда; в-третьих, – за счет снижения расхода сырья, материалов в расчете на единицу выпускаемой продукции; в-четвертых, – за счет повышения качества изготовляемых товаров; в-пятых, – за счет использования более квалифицированной рабочей силы.
Из этого можно сделать вывод, что для интенсивного экономического роста характерен технический прогресс и, как его следствие, повышение производительности труда. При этом валовой внутренний и национальный продукт растет более быстрыми темпами, чем использование одного из факторов производства.
Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста взаимосвязаны, поэтому их нельзя противопоставлять друг другу. Рост производительности труда – это характерная черта интенсификации производства, но, как правило, производительность труда растет в связи с применением новой техники, а это – характерная черта экстенсивного экономического роста(возрастание доли капитала).
2. Макроэкономические счета как объекты прогнозирования
Система национальных счетов (СНС) — согласованный на международном уровне стандартный набор рекомендаций по исчислению показателей экономической деятельности в соответствии с чёткими правилами ведения счетов и учёта на макроуровне, основанными на принципах экономической теории. Счета представляют собой комплекс балансов, в которых отражаются, с одной стороны, имеющиеся ресурсы, с другой - их использование.
Применяются для описания и анализа макроэкономических процессов страны в условиях рыночной экономики и связывающую важнейшие макроэкономические показатели: объемы выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы. Позволяет представить ВВП (ВНП) на всех основных стадиях: производство, распределение, пользование.
Функции СНС:
- изучает и фиксирует процесс создания, распределения, перераспределения ВНП и НД в стране;
- определяет макроэкономические показатели состояния экономики для определения ее макроэкономической политики;
- проводит сравнительный анализ потенциалов экономического развития различных стран.
Важная особенность СНС – группировка всех хозяйствующих субъектов по институциональным секторам. В современной СНС различают пять секторов:
– нефинансовые корпорации и квазикорпорации;
– финансовые корпорации и квазикорпорации;
– государственное управление;
– домашние хозяйства;
– некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.
Институциональная единица представляет собой такую хозяйственную единицу, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом. Если хозяйственная единица не обладает характеристиками институциональной единицы, то применяют дополнительные критерии:
1. Домашние хозяйства не ведут полного набора счетов, но всегда самостоятельно распоряжаются своими ресурсами, поэтому они считаются институциональными единицами.
2. Единицы, кроме домашних хозяйств, не ведущие полного набор счетов, относятся к тем институциональным единицам, куда их счета входят составной частью.
3. Единицы, которые ведут полный набор счетов, но не являются юридическими лицами, относятся к тем институциональным единицам, которые их контролируют.
В системе национальных счетов отражаются все виды деятельности, кроме нелегальных (наркобизнес, проституция) и ведения личных домашних хозяйств.
По конкретным группам участников экономических операций ведутся свои счета следующих видов:
• счет производства – баланс потребления сырья, материалов и услуг для производственных целей;
• счет образования доходов – баланс производства доходов и валовой добавленной стоимости;
• счет эксплуатации – баланс распределения добавленной стоимости между заработной платой, выплатами по социальному страхованию, косвенными налогами;
• счет распределения – баланс распределения результата эксплуатации на дивиденды;
• счет капитала – баланс финансирования инвестиций;
• финансовый счет – итоговый баланс, показывающий источники приобретения финансовых активов и финансовые обязательства страны, в том числе чистые кредиты и чистые долги.
Упорядочение информации в счетах позволяет обеспечить взаимоувязанное описание основных фаз экономического процесса, относящихся к производству товаров и услуг, распределению и перераспределению доходов, использованию их на потребление и сбережение, к финансированию накопления капитала, операциям с финансовыми активами и обязательствами и др.
3. Макроэкономические показатели
Макроэкономические показатели– сводные показатели, характеризующие состояние экономики страны, ее структуру, эффективность, темпы роста, объемы производства и потребления, благосостояние граждан и т.д.
В систему макроэкономических показателей, применяемую в нашей стране входят: совокупный общественный продукт (СОП), валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), номинальный ВНП (ВВП), реальный ВНП (ВВП), чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД), конечный продукт.
Центральное место в системе макроэкономических показателей отводится показателям, характеризующим развитие производства продукции и услуг.
Расчеты макроэкономических показателей на прогнозируемый период должны осуществляться в увязке с системой национальных счетов.
Национальное богатство - запас вещественных благ и стоимость земли. Оно состоит из зданий, сооружений, оборудования и запасов (товарно-материальных запасов фирм и запасов потребительских товаров длительного пользования у домашних хозяйств).
Изменение (поток) национального богатства в течение определенного промежутка времени описывается показателем ВВП или ВНП.
Национальный доход представляет собой вновь созданную за год стоимость в сфере материального производства. Национальный доход - это чистый заработанный доход общества, поэтому он является важным макроэкономическим показателем.
Национальный доход можно определить тремя методами:
Производственным методом. В этом случае сначала определяется валовая продукция каждой отрасли материального производства, а затем стоимость всех материальных затрат. Величина национального дохода или чистой продукции определяется путем вычитания из валовой продукции материальных затрат, имеющих место в сфере материального производства.
Распределительным методом. В этом случае определяется сумма первичных доходов населения, занятого в материальном производстве.
Методом конечного использования. По этому методу национальный доход определяется как сумма конечных доходов населения, государства и суммы накопления.
В результате распределения национального дохода возникают такие доходы, как заработная плата работников материального производства, предпринимательская прибыль, процент и рента.
В процессе перераспределения национального дохода формируются доходы государства, доходы лиц, занятых созданием услуг, доходы нетрудоспособного населения. Основными инструментами перераспределения являются налоги, государственный бюджет, оплата услуг, оказываемых участниками сферы нематериального производства.
После распределения и перераспределения национальный доход используется согласно российской практике, за счет национального дохода формируется фонд накопления и потребления.
Фонд потребления - это часть национального дохода, обеспечивающая потребление жизненных средств участникам материального и нематериального производства, пенсионерам, нетрудоспособным членам общества.
Фонд накопления - это часть национального дохода, обеспечивающая развитие производства, его расширение и совершенствование.
Валовой национальный продукт (ВНП) –рыночная стоимость всех предназначенных для конечного потребления товаров и услуг, произведенных принадлежащими данной стране факторами производства в течение определенного периода времени (года).
При подсчете ВНП учитываются товары и услуги, произведенные факторами производства, принадлежащими данной стране. Это означает, что в ВНП включаются товары и услуги, произведенные фирмами данной стране за рубежом. Например, если профессор СамГУПС читает лекции в Гарварде, то его гонорар должен быть учтен при подсчете ВНП России. С другой стороны не все, что произведено в России, произведено за счет отечественных средств производства. Например, если американская компания построила в России свой завод, то стоимость произведенной продукции за вычетом зарплаты российских служащих, является составной частью ВНП США.
Валовой внутренний продукт (ВВП)измеряет стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период, независимо от того, находятся факторы производства в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам.
Конечными товарами и услугами являются те из них, которые приобретаются в течение года для конечного потребления и не используются в целях промежуточного потребления.
В стоимость ВНП не включается стоимость продуктов, производимых внутри домохозяйства, на приусадебных участках для личного потребления.
Расчеты ВНП осуществляются на основе данных официальной статистики, значит, теневая экономика не учитывается. Эта проблема особенно актуальная для стран с большой долей теневой экономики, поскольку в этом случае показатель ВНП может быть значительно занижен. Для решения этой проблемы используется дооценка ВНП с учетом доли теневого сектора.
Различают номинальный и реальный ВНП.
Номинальный ВНП (ВВП)измеряет стоимость выпуска в данном периоде по ценам этого периода или в текущих денежных единицах.
Номинальный ВНП изменяется от года к году по двум причинам. Во-первых, меняется физический объем выпуска благ, а во-вторых, изменяются рыночные цены. Скажем, если выпуск не изменился, а все цены удвоились, то удвоится и номинальный ВНП, однако это совсем не означает, что экономика функционировала в этом году лучше, чем в предыдущем. Для того чтобы отделить изменения ВНП за счет изменения выпуска, от изменения ВНП за счет изменения цен вводят показатель реального ВНП.
Реальный ВНП (ВВП)соизмеряет физический объем выпуска в экономике в различные периоды времени путем оценки всех благ, произведенных в обоих периодах в одних и тех же или в постоянных ценах (сопоставимых, базисных). Для расчета реального объема ВНП выбирается базисный год.
Валовой внутренний продукт (ВВП) — текущая рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике страны за определенный промежуток времени (обычно за год) всеми факторами производства в границах национальной территории
Два основных метода подсчета ВВП:
• метод конечной продукции;
• метод добавленной стоимости.
Метод конечной продукции. ВВП может быть рассчитан как сумма текущих рыночных стоимостей всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны в течение данного периода времени. При этом в ВВП не включается стоимость промежуточной продукции и товаров, созданных в предшествующий период.
Конечнаяпродукция— товары и услуги, поступающие в конечное потребление, т.е. не предназначенные для дальнейшей переработки или перепродажи.
Промежуточная продукция — товары и услуги, предназначенные для дальнейшей переработки или перепродажи, т.е. используемые для производства других товаров и услуг в период, за который рассчитывается ВВП. Стоимость промежуточной продукции учтена в издержках производства конечной продукции. Ее повторное включение в ВВП привело бы к завышению его действительной величины из-за возникновения так называемого двойного счета. Сделки по приобретению товаров, созданных в предшествующий период (например, дома, построенного пять лет назад), означают лишь смену собственника, перераспределение активов и доходов, а не приращение реального количества благ.
Исходя из упрощающего предположения, что суммарная стоимость всей конечной продукции, произведенной в стране, равна сумме расходов на ее приобретение всех конечных потребителей — домашних хозяйств, фирм, государства и иностранцев (их расходы на импорт из данной страны), ВВП может быть рассчитан не методом суммирования стоимостей конечных продуктов, а методом суммирования конечных расходов на их покупку (подсчет ВВП по расходам):
ВВП = С + I + G + NX,
где С - потребительские расходы;
I - инвестиционные расходы фирм, т.е. приобретение нового физического капитала или материальных активов;
G - государственные закупки товаров и услуг (они не включают государственные трансферты, которые лишь перераспределяют доходы);
NX - чистый экспорт — разница (сальдо) между экспортом и импортом товаров и услуг (если импорт больше, чем экспорт, то NX — отрицательная величина).
В инвестиции включаются:
• расходы на покупку новых машин и оборудования;
• расходы на новое строительство (в том числе жилищное);
• изменение производственных запасов.
В инвестиции не включаются:
• деньги и ценные бумаги, которые относятся к финансовым активам.
В ВВП фигурируют валовые частные внутренние инвестиции, т.е. все произведенные за год капитальные товары независимо от того, используются ли они для замены старых изношенных капитальных благ или для расширения производственных возможностей. Этим они отличаются от чистых частных внутренних инвестиций, показывающих величину чистого
прироста запаса капитальных благ:
В инвестиции не включаются государственные капиталовложения, но входят все другие капиталовложения в национальную экономику, в том числе сделанные иностранцами. Капиталовложения отечественных инвесторов за рубежом не входят в ВВП данной страны.
2. Метод добавленной стоимости. ВВП, рассчитанный методом добавленной стоимости, равен сумме стоимостей, добавленных на каждом этапе производства конечной продукции во всех секторах экономики.
Добавленная стоимость равна разнице между валовой выручкой фирмы от продажи ее продукции и затратами на покупку товаров и услуг у других фирм. Эти затраты равны стоимости промежуточной продукции. Добавленная стоимость — собственный вклад фирмы в создание ВВП.
Поскольку добавленная стоимость полностью расходуется на вознаграждение собственникам факторов производства, участвовавшим в ее изготовлении, то в экономике:
Сумма добавленных стоимостей = Сумма всех факторных доходов = (Заработная плата и жалование) + Арендная плата + Рента + Процентный доход + Прибыль предпринимателей.
Следовательно, ВВП может быть рассчитан как сумма всех факторных доходов.
Косвенные налоги — нефакторный доход государства, который делает затраты покупателя больше, чем валовая выручка фирмы от реализации конечных товаров и услуг (акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость).
Государственные субсидия производителям — нефакторный доход производителей, позволяющий фирмам получить большую выручку от реализации конечных товаров и услуг, чем расходы потребителя на их покупку:
Для уравновешивания суммы доходов и суммы расходов амортизационные расходы и косвенные налоги прибавляются к сумме
факторных доходов:
Все показатели системы национальных счетов измеряются по их текущей рыночной стоимости. Но благосостояние общества зависит и от результатов экономической деятельности, трудно поддающихся рыночной оценке.
В ВВП не отражается большой объем услуг, оказываемых в домашних хозяйствах (уборка квартир, стирка, приготовление пищи, самостоятельный ремонт личных автомашин и т.п.).
Нелегальные виды деятельности не поддаются точной оценке, их результаты также не учитываются в ВВП, и они относятся к подпольной (теневой) экономике:
• часть доходов от вполне законной деятельности, скрываемая ради уменьшения налогов;
• доходы от криминальной деятельности (например, торговли наркотиками).
Контрольные вопросы для самоподготовки
1.Охарактеризуйте макроэкономические показатели. С какой целью они используются в экономике страны?
2. Понятие и структура системы национальных счетов (СНС).
3. Какие макроэкономические показатели характеризуют экономический рост?
4. В чем сущность реального и номинального ВНП и чем они отличаются?
5. Какие методы используются при прогнозировании ВВП?
6. Макроэкономические цели, показатели, счета.
И денежно-кредитной сферы
1. Прогнозирование и планирование инвестиций.
2. Планирование эффективности инвестиций.
1. Прогнозирование и планирование инвестиций
Под инвестициями понимаются финансовые, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта.
Объектами инвестиционной деятельностиявляются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, интеллектуальные ценности, научно-техническая продукция. В качестве объекта инвестиционной деятельности может быть земля.
Прогнозирование инвестиций– сложный, многоступенчатый процесс изучения вероятностных сторон вложения капитала в ту или иную сферу экономики в будущем.
Инвестиционное прогнозирование осуществляется на уровне страны в целом (макроуровень), отраслей и подотраслей, регионов (мезоуровень), отдельных компаний и фирм (микроуровень).
Прогнозирование инвестиций предполагает:
– осуществление колич