Анализ структурных сдвигов и региональной конкурентоспособности (shift-shareanalysis)

В конце 1950-х гг. проводились комплексные исследования зависимости между структурой производства и региональным ростом. В ходе этих исследований был разработан получивший в дальнейшем широкую известность статистический метод определения факторов роста экономики региона –метод анализа структурных сдвигов, или "shift-shareanalysis".

Основная теоретическая идея состоит в том, что темп регионального роста зависит от трех факторов:

- отраслевой структуры экономики,

- производительности отраслей,

- динамики спроса и предпочтений потребителя.

При допущении, что одни и те же отрасли имеют одну и ту же производительность, независимо от их размещения, и что регион имеет отраслевую структуру, одинаковую со всей страной, темп роста экономики региона должен быть равен темпу роста экономики страны. Однако темпы регионального роста, как правило, значительно отличаются от темпов роста национальной экономики. Это можно выразить следующей формулой:

Анализ структурных сдвигов и региональной конкурентоспособности (shift-shareanalysis) - student2.ru (1.9)

где у обозначает темп роста доходов; r – регион, s – разность между национальным и региональным темпом роста; * (звездочка) над переменной у – темп роста, которого регион достиг бы, если бы он развивался так же, как и страна в целом.

Разница между национальным и региональным уровнем роста, называемая "сдвиг" (shift), может зависеть от двух эффектов.

Первый – эффект состава (или пропорции), оказываемый отраслевой структурой региона, связан с большей или меньшей долей (по сравнению с национальной экономикой) в структуре экономики региона отраслей с более выраженной динамикой на национальном уровне (из-за растущего национального и мирового спроса в этих отраслях). Этот эффект также называется МIХ - эффектом:

Анализ структурных сдвигов и региональной конкурентоспособности (shift-shareanalysis) - student2.ru

где:

- Е представляет собой анализируемую отраслевую переменную (занятость или добавленную стоимость);

- i обозначает отрасль;

- п и r соответствуют стране и региону.

В скобках измеряется разность в период времени от 0 до 1 между показателем национального уровня роста в отрасли i и средним национальным темпом роста. Полученное значение умножается на удельный вес отрасли i в экономике региона.

Второй эффект – эффект конкуренции (дифференциальный сдвиг отраслевой структуры экономики) – вытекает из возможностей развить каждую из отраслей региона на более высоком уровне, чем тот, который достигнут соответствующей отраслью в национальном масштабе. Этот эффект также называют DIF-эффектом.

Анализ структурных сдвигов и региональной конкурентоспособности (shift-shareanalysis) - student2.ru

В этом случае в скобках измеряется разница между темпом роста в отрасли i на региональном уровне и темпом роста в этой же отрасли на национальном уровне. Как и в случае МIХ-эффекта, полученное значение умножается на удельный вес отрасли в экономике региона.

Этот подход позволяет различать структурные факторы (МIX-эффект) и краткосрочные факторы региональной конкурентоспособности (DIF-эффект) в региональных дифференциалах роста и выделить те, которые определяют региональное развитие: элементы со стороны спроса, измеряемые МIХ-эффектом, с одной стороны, и элементы со стороны предложения, зависящие от конкурентоспособности местных производителей, измеряемые DIF-эффектом, – с другой.

Можно проиллюстрировать этот анализ с помощью графика, где национальный уровень роста занятости (добавленной стоимости) откладывается по оси X, а региональный уровень – по оси Y. Каждая отрасль представляется точкой, показывающей ее рост на национальном и региональном уровне соответственно.

Отметив на графике уровни среднего национального и регионального роста и проведя линию под углом 45° (вдоль которой отрасли достигают уровня регионального роста, равного национальному уровню), можно выделить различные области, представляющие разные характеристики регионального роста (рис. 1.1).

Пунктирной линией на графике обозначен средний национальный уровень роста, для наглядности отложенный на оси Y в виде линии, параллельной оси X.

Анализ структурных сдвигов и региональной конкурентоспособности (shift-shareanalysis) - student2.ru

Рис. 1.1. Графический анализ структурных сдвигов и конкурентоспособности экономики региона

Благоприятные условия развития в регионе имеют отрасли, лежащие выше линии 45° (области A, D, Е): они демонстрируют региональный рост, превосходящий национальный уровень роста этих отраслей, и, следовательно, создают благоприятный DIF-эффект. В этом случае развитие идет за счет большей конкурентоспособности отраслей региона. Положительные национальные условия роста представлены большим числом отраслей справа от линии среднего национального уровня роста (области А, В и С): здесь темпы роста отраслей в регионе выше среднего национального уровня роста экономики. Специализация региона в этих отраслях означает местный рост за счет роста спроса на национальном уровне: за счет MIX-эффекта. Условия, благоприятные для роста экономики региона, представлены в области А, которая показывает, что оба эффекта MIX и DIF являются положительными, или в области В, где региональная динамика слабее, но тем не менее достаточна для поддержания общего высокого уровня развития: эти отрасли имеют темпы роста выше среднего регионального уровня. Условия, также положительные для региона, представлены большим числом отраслей, размещенных в областях D и Е, где конкурентоспособность местных отраслей достаточно высока для того, чтобы компенсировать кризис, в котором находятся эти отрасли на национальном уровне. Ограниченный национальный спрос на эти товары более чем компенсируется конкурентоспособностью местных фирм, которые способны сохранить и увеличить свою долю рынка.

Кризисные условия местной экономики представлены большим числом отраслей в областях F и G: эти отрасли находятся в кризисе на национальном уровне и имеют еще более низкие показатели роста на региональном уровне. Также кризисные значения имеют отрасли, находящиеся в области С, где рост национального спроса недостаточен для компенсации ограниченной конкурентоспособности местных отраслей.

В качестве примера представлен графический анализ данных о динамике отраслей экономики Санкт-Петербурга в 2000–2011 гг. в сравнении с аналогичными данными по России в целом (рис. 1.2).

Анализ структурных сдвигов и региональной конкурентоспособности (shift-shareanalysis) - student2.ru

Рис. 1.2. Относительное отраслевое развитие Санкт-Петербурга за период 2000–2011 гг.: структурный эффект и эффект конкуренции (shift-shareanalysis на основе данных по занятости)

Точки графика соответствуют следующим видам экономической деятельности: А – сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; С – обрабатывающие производства; D – производство и распределение электроэнергии, газа и воды; Е – строительство; F – оптовая и розничная торговля; G – гостиницы и рестораны; Н – транспорт и связь; I – операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; J – образование; К – здравоохранение; L – предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг; М – другие виды деятельности.

5. Анализ открытости экономики региона

Экспорт – вывоз из страны товаров отечественного производства, а также реэкспорт товаров. К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезенные в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики товаров.

Статистические данные по экспорту приводятся в ценах франко-граница страны-экспортера (далее – ФОБ), которые учитывают стоимость товара и расходы но доставке до сухопутной границы или до порта отгрузки страны-экспортера.

Импорт – ввоз товаров в страну. Импорт включает ввезенные товары, предназначенные для потребления в экономике страны, товары, ввозимые на территорию государства в соответствии с режимом реэкспорта, и товары, закупаемые для отечественных организаций за границей, для потребления на месте.

Статистические данные по импорту приводятся в ценах франко-граница страны-импортера (СИФ) с учетом расходов по страхованию и транспортировке товара до границы страны-импортера.

Степень открытости экономики региона можно оценить отношением объема товарообмена (межрегионального и внешнеэкономического) к произведенному ВРП.

Для этого используются следующие показатели:

– коэффициент вывоза (коэффициент товарности регионального производства):

Анализ структурных сдвигов и региональной конкурентоспособности (shift-shareanalysis) - student2.ru

– коэффициент ввоза (доля ввоза к общему потреблению продукции в регионе):

Анализ структурных сдвигов и региональной конкурентоспособности (shift-shareanalysis) - student2.ru

– коэффициент товарообмена:

Анализ структурных сдвигов и региональной конкурентоспособности (shift-shareanalysis) - student2.ru

где V – вывоз продукции;

w – ввоз продукции;

q – объем производства.

Теоретически значения Анализ структурных сдвигов и региональной конкурентоспособности (shift-shareanalysis) - student2.ru и Анализ структурных сдвигов и региональной конкурентоспособности (shift-shareanalysis) - student2.ru должны находиться в диапазоне от 0 до 1, однако из-за особенностей статистического учета могут возникать существенные искажения, в частности из-за различий между юридическим адресом предприятия и фактическим расположением основных производственных мощностей, из-за регистрации экспорта и импорта в приграничных, прежде всего портовых территориях и местах таможенного оформления грузов, регистрации предприятий в офшорах и особых экономических зонах и пр.

Поскольку данные о межрегиональной торговле в статистических сборниках приведены не по всем видам товаров и услуг и не позволяют сделать объективные выводы о степени открытости экономики регионов, вместо показателей ввоза, вывоза и товарообмена, как правило, рассчитываются показатели импорта, экспорта и внешнего товарообмена соответственно.

Степень открытости экономики региона оценивается при этом только в части внешней торговли, без учета межрегиональных связей.

6. Расчет индекса развития человеческого потенциала

Начиная с последнего десятилетия XX в. в оценке населения и условий его жизни параллельно развиваются два направления: инструментальное и социальное.

В инструментальном направлении предпринимаются попытки количественной оценки, измерения социального и человеческого капитала и связанных с ним характеристик (отдачи, амортизации, выгодности инвестирования и т.п.), т.е. развивается семейство оценок различных сторон человеческих возможностей в проявлении разнообразной активности по производству благ и услуг и воспроизводству этих возможностей.

В социальном направлении, которое интересуется социальными условиями жизни населения, средой развития человека, в 1990-е гг. появилось семейство индикаторов (индексов) "человеческого развития", включающее в себя индикаторы здоровья нации, развития образования, демографические и другие социальные характеристики.

Самым известным в семействе индексов "человеческого развития" является индекс развития человеческого потенциала (HDI, или ИРЧП). Он является суммарным показателем развития человека и демонстрирует средний уровень достижений страны по трем базовым измерениям развития человека:

- долголетию и здоровью,

- доступу к знаниям,

- достойному уровню жизни.

Задумывался ИРЧП как индикатор динамического и межстранового сравнения – его рассчитывает и публикует в своих ежегодных докладах Организация Объединенных Наций.

Максимально возможное значение ИРЧП – 1, минимальное – 0. В Докладе ООН 2013 г. ИРЧП, равный 1, будет иметь страна, в которой: средняя продолжительность жизни равна 83,6 годам; валовой национальный продукт на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 87,478 долл. США; среднее число лет обучения равно 13,3 годам, а ожидаемая продолжительность обучения составляет 18 лет.

В 2012 г. ближе всего к этому показателю находилась Норвегия, ИРЧП которой равнялся 0,955 (доклад 2013 г.).

ИРЧП в СССР составлял 0,920 (26 место в мире). В 2012 г. Россия занимала 55 место в списке с ИРЧП, равным 0,788 (что является довольно высоким показателем, но при этом данный индекс в России на 2012 г. хуже, чем, например, в Белоруссии – значение 0,793–50 место). Индекс стал падать в начале 1990-х гг. из-за сокращения ВВП и повышения смертности. В 1992 г. Россия занимала 52 место, в 1995 г. – 114, в 2004 г. – 57, в 2005 г. – 62 с индексом 0,795, в 2006 г. – 65 с индексом 0,797, в 2007 г. – 67 место с индексом 0,802, в 2009 г. – 71 место в списке с ИРЧП, равным 0,817. От своих соседей по таблице Россия отличается низкой продолжительностью жизни и чуть снизившимся уровнем образования.

ИРЧП может рассчитываться не только по странам, но и по отдельным регионам. Особенно актуален расчет ИРЧП по регионам для стран, имеющих большие региональные различия.

5. Методика расчета ИРЧП

Для расчета ИРЧП российских регионов методика ООП, применяемая для стран, была адаптирована к тем показателям, данные по которым доступны по регионам Российской Федерации. ИРЧП российских регионов состоит из трех равнозначных составляющих:

– дохода, определяемого показателем ВВП (ВРП) по паритету покупательной способности (ППС) в долл. США;

– образования, определяемого показателями грамотности (с весом в 2/3) и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 7 до 24 лет (с весом в 1/3);

– долголетия, определяемого через продолжительность предстоящей жизни при рождении (ожидаемую продолжительность жизни).

Для каждого из частных индексов установлены фиксированные минимальные и максимальные значения:

– ожидаемая продолжительность жизни при рождении – 25 и 85 лет;

– грамотность взрослого населения – 0% и 100%;

– совокупная доля учащихся среди детей и молодежи – 0% и 100%;

– реальный ВРП на душу населения (ППС) – 100 и 40 тыс. долл.

Таким образом, ИРЧП, равный 1, будет иметь регион, в котором: средняя продолжительность жизни равна 85 годам; ВРП надушу населения (по паритету покупательной способности) равен 40000 долл. США; 100% взрослого населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают начальную или среднюю школу или учатся в высшем или среднем специальном учебном заведении.

Частные индексы рассчитываются по следующей формуле:

Анализ структурных сдвигов и региональной конкурентоспособности (shift-shareanalysis) - student2.ru

где X, – индексируемый показатель: ожидаемая продолжительность жизни при рождении, грамотность взрослого населения и совокупная доля учащихся среди детей и молодежи;

Анализ структурных сдвигов и региональной конкурентоспособности (shift-shareanalysis) - student2.ru и Анализ структурных сдвигов и региональной конкурентоспособности (shift-shareanalysis) - student2.ru – установленные фиксированные максимальные и минимальные значения соответствующего показателя.

Индекс дохода рассчитывается несколько иначе, в нем используется десятичный логарифм реального душевого дохода в соответствии с принципом убывающей полезности дохода:

Анализ структурных сдвигов и региональной конкурентоспособности (shift-shareanalysis) - student2.ru (1.13)

где Анализ структурных сдвигов и региональной конкурентоспособности (shift-shareanalysis) - student2.ru – показатель ВРП на душу населения по ППС;

Анализ структурных сдвигов и региональной конкурентоспособности (shift-shareanalysis) - student2.ru и Fmax – установленные фиксированные максимальные и минимальные значения данного показателя.

Индекс развития человеческого потенциала является средним арифметическим индекса продолжительности жизни, индекса образования и индекса дохода.

При расчете индекса дохода для субъектов РФ вводятся дополнительные процедуры:

– корректировка (пропорциональное увеличение) ВРП каждого субъекта РФ на нераспределяемую часть ВВП страны (например, в 2002 г. суммарный ВРП страны составил 87,7% ВВП);

– корректировка ВРП на внутрироссийские различия в ценах путем деления на коэффициент стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений, публикуемый Росстатом;

– пересчет в долларах США по ППС для данного года.

Применение методики к расчету ИРЧП регионов РФ имеет ряд погрешностей.

Самая очевидная – относительная достоверность показателя ВРП, особенно в регионах с высокой долей теневой экономики и экономики во внутренних офшорах.

Еще одна проблема связана с тем, что регионы – более открытые экономические системы по сравнению со странами. На уровне стран основная часть дохода потребляется там же, где производится, а в регионах производство и потребление могут сильно различаться, так как значительная часть произведенного ВРП (и при этом разная по регионам) экспортируется в другие регионы и за границу, а также перераспределяется государством.

ЛЕКЦИЯ

На тему: «ОТРАСЛЕВОЙ АНАЛИЗ: ЭТАПЫ, ФАКТОРЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ»

Когда уже готов макроэкономический анализ, необходимо его спроецировать на отдельные отрасли экономики. Таким образом, второй этап фундаментального анализа – это анализ отрасли. Задача отраслевого анализа состоит в том, чтобы определить границы анализа при последующем рассмотрении отдельных предприятий. Это осуществляется путем отсеивания отраслей, не представляющих интереса в данном плане. Разумеется, в рамках той или иной отрасли речь постоянно заходит об особой ситуации в отдельных компаниях. Отраслевой (индустриальный) анализ предполагает изучение:

· законодательного регулирования деятельности отрасли;

· делового цикла в данной отрасли (стадии развития);

· уровня издержек;

· конкурентоспособности;

· трудовых отношений;

· длительности производственного цикла;

· уровня деловой активности.

В результате осуществляется качественный прогноз развития отрасли.

Важно иметь ввиду, что не все отрасли одинаково чувствительны к текущему бизнес циклу. Так, например, акции компаний занимающихся добычей нефти зависят от цены на нефть, акции компаний цветной металлургии от цен на цветные металлы. Акции данных компаний чувствительны к текущему бизнес циклу, так как именно в периоды расцвета экономики наблюдается усиление конкуренции фирм за ресурсы. Но, к примеру, компании, работающие в сфере розничной торговли, производящие продукты питания, то есть продукты которых неэластичны по спросу менее подвержены колебаниям бизнес циклов.

Вторым фактором, определяющим чувствительность компании к бизнес циклу, является операционный леверидж. Операционный леверидж – это соотношение постоянных и переменных затрат. Компании с большей долей переменных затрат менее чувствительны к бизнес циклам, так как они могут безболезненно урезать производство тем самым сократив затраты. Компании с большей долей постоянных затрат, не смогут также оперативно сократить затраты вместе с падением продаж и будут вынуждены терпеть убытки, то есть фирмы с высокой долей постоянных затрат имеют точку безубыточности на более высоком уровне продаж, поэтому даже небольшое изменение условий, в которых работает бизнес, оказывает существенное влияние на прибыльность компании.

Другим важным аспектом фундаментального анализа отрасли является определение стадии ее развития или другими словами жизненный цикл отрасли. Типичный жизненный цикл рынка может быть описан пятью стадиями:

1. Первая стадия - так называемый стартап. На этой стадии происходит зарождение новой индустрии, стадия с высоким ростом выручки, рынок не насыщен новым продуктом, прибыль компании отрицательная. Оценка компании базируется целиком на будущем росте.

2. Вторая стадия – бурная экспансия, на этой стадии рынок растет очень быстрыми темпами, выручка компании растет такими же стремительными темпами, компания начинает приносить прибыль, которая полностью реинвестируется.

3.Третья стадия сильный рост – и выручка и прибыль растут, компания уже может выплачивать некую сумму в дивидендах. Но при этом у компании уже появляются конкуренты, входящие в отрасль; фирма обладает какой-то операционной историей, которую можно использовать для оценки бизнеса.

4.Четвертая стадия – зрелость. На зрелом рынке темп роста выручки замедляется, при этом прибыль все еще растет быстрее выручки, так как компания повышает эффективность. На этой стадии фирмы платят наибольшие дивиденды. Оценка такой компании будет уже базироваться на текущих активах, чем на ожидаемом росте.

5. И пятая стадия – снижение, выручка компании падает, прибыль снижается, компании постепенно выходят с рынка. Оценка производится в основном в соответствии с текущими активами.

Отраслевой анализ является рациональным, поскольку, как показывает опыт, экономическое развитие отрасли не обязательно идет параллельно с развитием общеэкономической конъюнктуры (создавшееся положение в какой-нибудь области общественной жизни). Среди отраслей имеются как определяющие ее развитие, так и развивающиеся вслед за конъюнктурным циклом.

К циклическим отраслям относятся:

— автомобильная промышленность, которая опережает развитие конъюнктуры, имеет более резкие, чем экономика в целом, отклонения цикла. Ее развитие зависит в основном от движения процента, динамики покупательной способности и курса национальной валюты;

- химическая промышленность, у которой цикл развивается почти параллельно конъюнктурному. Но на эту зависимую от сырьевых ресурсов отрасль оказывает воздействие в первую очередь движение цен на нефть. Большое значение для данной отрасли играет не только курс национальной валюты, но и курс доллара вследствие ее сильной экспортной ориентации;

- машиностроение — отрасль, которая развивается вслед за общеэкономическим развитием и зависит от движения валютного курса и процентных ставок, влияющих на инвестиции;

- строительная отрасль — типичный пример запаздывающей отрасли, которая особенно реагирует на движение процентных ставок и инвестиционную политику органов государственной власти;

- промышленность потребительских товаров и текстильная промышленность. Являясь опережающими, эти отрасли сильно зависят от индивидуального конечного спроса, особенно влияет на них уровень доходов населения. Наряду с этим важную роль играют цены на материалы и уровень инфляции.

— банки и страховые фирмы — эта финансовая отрасль опережает общую конъюнктуру, но сильно зависит от движения процентных ставок.

Для движения биржевых курсов особое значение наряду с отраслевой прибылью имеют два индикатора, которые как бы подают опережающие сигналы:

· поступление отраслевых заказов;

· объем промышленного производства.

Они указывают на ожидаемую динамику товарооборота и прибыли соответствующей отрасли.

Динамика прибыли соответствующей отрасли является существенным фактором воздействия на движение курса акций. Кроме того, наряду с индикаторами поступления заказов и объема промышленного производства прибыль зависит от движения валютных курсов, особенно доллара, а также от того, ориентируется отрасль на экспорт или на импорт.

По итогам этого анализа инвестор выбирает отрасль для вложения средств - даже при неблагоприятной общей макроэкономической ситуации можно найти отрасли, куда возможно с выгодой вложить средства.

Вопросы:

1. Что называется специализацией? Какие виды специализации вы знаете? Приведите примеры.

Специализация производства— форма общественного разделения труда между различными отраслями народного хозяйства и внутри отраслей и предприятий на различных стадиях производственного процесса.

В промышленности существует три основных вида специализации производства:

● Предметная специализация включает предприятия, где сосредоточен выпуск определенной продукции, предназначенной для различных отраслей народного хозяйства. Предметом специализации может быть станок, самолет, трактор, автомобиль, обувь, телевизор и т.п. Предметная специализация наиболее характерна для машиностроения и легкой промышленности.

● Подетальная специализация — это самостоятельное производство отдельных деталей, узлов, агрегатов, которые в дальнейшем используются для комплектации готовой продукции. Широкое распространение подетальная специализация получила в отраслях, где готовая продукция может быть расчленена на агрегаты, узлы и детали. К таким отраслям относятся: машиностроение, обувная и мебельная промышленность и т.п.

● Технологическая, или стадийная, специализация является наиболее эффективной формой специализации промышленного производства. Она предусматривает создание отдельных самостоятельных производств по выполнению отдельных стадий технологического процесса или операций. Примерами предприятий, специализирующихся по технологическому признаку, могут служить литейные и кузнечно-штамповочные заводы, предприятия по расфасовке сахара, табака, разливке молока и т.п.

2. Что называется кооперированием? Приведите примеры кооперации.

Кооперирование производства - это длительные, устойчивые связи между самостоятельными предприятиями в товарном производстве для совместного изготовления одного продукта, годного к самостоятельному потреблению.

Примеры:

  1. Фермеры Иван да Марья связаны производственной кооперацией. Хозяйство Ивана специализируется на производстве кормов, хозяйство Марьи покупает эти корма и выращивает бычков на мясо.

2. В вузе ректор руководит, профессор читает лекции, ассистент проводит семинары, уборщица моет пол, буфетчица продает пирожки, - каждый занят своим делом. Это специализация. А все вместе они работают на общую цель-образование, подготовка специалистов. Это кооперация. Кооперация- объединений усилий многих участников в производстве чего- то целого- товара или услуги.

3. Какие ресурсы называются рекреационными? Приведите примеры.

Рекреационные ресурсы — это ресурсы всех видов, которые могут использоваться для удовлетворения потребностей населения в отдыхе и туризме. На основе рекреационных ресурсов возможна организация отраслей хозяйства, специализирующихся на рекреационном обслуживании.

К рекреационным ресурсам относятся:

● природные комплексы и их компоненты (рельеф, климат, водоемы, растительность, животный мир);

● культурно-исторические достопримечательности;

● экономический потенциал территории, включающий инфраструктуру, трудовые ресурсы.

4. Что представляют собой «кольца (пояса) Й. Тюнена»?

Модель Тюнена — схема размещения сельскохозяйственного производства в зависимости от места сбыта продукции, предложенная немецким экономистом Иоганном фон Тюненом.

Кольца Тюнена

Хозяйства будут опоясывать город (центр) со всех сторон и удаляться от него на равные расстояния, находясь в равновесии производства со спросом.

1. Первый пояс — фермерское хозяйство, в котором развито огородничество и растениеводство. Основной вид продукции садовые ягоды, травы, овощи, сено, солома, молоко. Базис — пригородные участки.

2. Второй пояс — лесное хозяйство. Основная продукция - строевой и поделочный лес, уголь, дрова и пр. Базис — пригородный лес.

3. Третий пояс — шестипольное плодосменное хозяйство с высоким уровнем интенсивности. Продукт - картофель, ячмень, клевер, вика, овес, рожь. Базис — пахотная земля и чернозем.

4. Четвёртый пояс — выгонное семипольное хозяйство, где земля используется менее интенсивно, совместно со скотоводством. Продукт — рожь, ячмень, овес, пастбище (3 периода), пар, молочные продукты. Базис — пашни и пастбища.

5. Пятый пояс — трехпольное зерновое хозяйство, специализированное на производстве зерна. Продукт — пшеница, ячмень, пар. Базис — поля и пашни.

6. Шестой пояс — скотоводство и овцеводство. Продукт — мясо, шерсть и др. Базис — естественные пастбища.

7. Седьмой пояс — охота на зверей и собирательство. Продукт - шкуры зверей, рыба, дичь, лесные орехи, грибы и др. Базис — дикий лес, тайга, степи.

5. По теории Й. Тюнена ближе к городу должно размещаться фермерское хозяйство, в котором развито огородничество и растениеводство.

6. Метод весового (или локационного) треугольника В. Лаунхардта определяет метод нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции.

Задача Лаунхардта имеет геометрическое и механическое решение. Метод нахождения оптимального размещения предприятия применим и для большего числа точек (видов сырья, топлива и рынков сбыта) при условии, что они образуют выпуклый многоугольник.

7. По методу весового (или локационного) треугольника В.Лаунхардта точка оптимального размещения предприятия находится в зависимости от весовых соотношений видов сырья и рынков сбыта.

8. В теории промышленного «штандарта» А. Вебер предлагает учитывать при размещении следующие факторы:

Существуют факторы региональные и агломерационные:

● Региональные факторы — те, которыми создается региональное раз-мещение про-мышленности, т.е. размещение по географическим, конкретно-дан-ным, индивиду-ально-определенным пунктам земной поверхности.

● Агломерационными же являются такие, которые в рамках основной сети, уже соз-данной региональными факторами вызывают сосредоточение производства в большем или меньшем числе пунктов, определяя таким образом степень производ-ственнойконцен-трации его независимо от того, где образуется географическая ос-новная сеть промышлен-ной ориентации. Есть еще — факторы «природно-технического» характера и «культурно-обще-ствен-ного» характера.

9. Что рассматривает теория центральных мест В. Кристаллера?

Теория центральных мест — совокупность обобщённых положений, объясняющие количество, размер и местоположение населённых пунктов в городской системе.

Основные определения:

Центральные места — экономические центры, обслуживающие себя и предоставляющие товары и услуги своей округи, формируя сеть населённых пунктов с доступом к объектам сферы услуг и перемещением между собой.

Кристаллеровская решетка — сеть центральных мест, покрывающих всю заселенную территорию, и имеющих форму смежных правильных шестиугольных ячеек без просвета. Центры этих ячеек становятся узлами шестиугольной решётки более высокого порядка, а они — узлами решётки ещё более высокого порядка и так далее — вплоть до высшего уровня с единственным центром. Поселения размещаются в форме гексагональной решетки, так как это наиболее эффективный способ для предоставления услуг районам без каких-либо накладок.

Иерархия — между населенными пунктами существует система, при которой определённый населенный пункт (с ростом уровня иерархии), поднимающийся «выше», оказывает всё больше услуг пунктам, стоящим «ниже»[2].

10. Что представляет собой кристаллеровская решетка? Смотри в предыдущем вопросе

11. Наиболее рациональной формой экономических районов А. Леш считал шестиугольники.

Согласно теории А. Леша, наиболее рациональная форма экономических районов – шестиугольники («пчелиные соты») с экономическими центрами – большими городами. Однако, его представления базировались на ряде упрощающих допущений, предполагающих рассмотрение экономического пространства в виде равнины, где сырье и топливо имеются в достатке и размещены равномерно.

12. Теория В. Кристаллера объясняет, что только в крупных городах должны производиться (предоставляться) следующие товары и услуги: предметы роскоши, а именно ювелирные изделия, театры, музеи.

Теория центральных мест часто используется при планировании розничной сети торговли. Иерархия торговых центров позволяет оптимально удовлетворять потребности населения. В основании иерархической пирамиды располагаются малые торговые точки (киоски, пекарни, почта и так далее), которые продают товары «низкого» порядка. На вершине пирамиды располагаются большие центры продаж товаров «высокого» порядка (ювелирные магазины, большие торговые ряды и торговые центры), которые продают населению товары более высокого порога и спроса. Продукты первой необходимости предоставляются в каждом населенном пункте (в том числе в деревнях), товары повседневного спроса (одежда, бытовые услуги) — в средних поселениях (райцентрах), предметы роскоши (ювелирные изделия, театры, музеи) только в крупных городах (областных центрах).

13. Решающим фактором в выборе отраслей специализации региона является близость сырья и материалов, рынка сбыта, а также актуальность производства в данном регионе.

Таким образом, главная характерная черта и отличительная особенность отраслей специализации — большие масштабы (объемы) и эффективность производства, участие в территориальном обмене (вывозе) произведенной продукцией.

Отраслям специализации принадлежат решающая роль не только в производстве и экспорте (вывозе) продукции, но и во влиянии на размещение производительных сил (районообразующая функция отрасли), так как именно эти отрасли выполняют на территории (страны, района и т.д.) роль ядра, притягивающего к себе вспомогательные обслуживающие и другие дополняющие производства.

14. В какой теории выражена принципиальная выгода специализации региона с точки зрения затрат?

Про затраты сказано в Лекции 1 (про коэффициенты локализации и специализации).

Для характеристики роли отраслей региона в национальной экономике применяются коэффициенты локализации, или специализации, производства.

Коэффициент локализации производства i-й отрасли в r-м регионе (Kir) опреде-ляется по формуле:

Kir = (qir :Qr): (qi : Q),

где, qir - объем выпуска i-й отрасли в регионе r;

qi - общий объем выпуска i-й отрасли в стране;

Qr - объем валового выпуска в регионе r

Q - объем валового выпуска в стране.

Чем больше концентрация (или локализация) данной отрасли в регионе, тем больше значение коэффициента Kir. Если Kir>1, то локализация отрасли i в регионе r превышает среднюю долю этой отрасли в валовом выпуске страны и она является отраслью рыночной специализации.

Уровень рыночной хозяйственной специализации регионов на отраслях эконо-мики (промышленности) может быть количественно определен помимо коэффициен-та локализации также на основе коэффициента специализации:

Ci =Yi :Yпр,

где, Ci – коэффициент специализации i-й отрасли в регионе;

Yi – удельный вес района в стране по производству продукции (услуг) i-й

отраслью экономики (промышленности);

Yпр – удельный вес района в стране по производству продукции (услуг) всеми отраслями экономики (промышленности).

Если расчетный показатель больше единицы, то рассматриваемая отрасль в районе является отраслью рыночной специализации.

15. Выберите наиболее корректное выражение последовательности процессов:

а) специализация – территориальное разделение труда – формирование национального рынка – индустриализация;

Так как сначала следует выбрать в чем будет специализироваться регион, потом разделить процесс производства (туту можно вспомнить кооперацию, т.е. кто то будет производить колеса, кто то двигатель, а кто то корпус, а вместе получится автомобиль). Далее формирование рынка (тут скорее всего речь об импорте и экспорте), ну и в конце индустриализация (процесс ускоренного социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике), как итог.

б) территориальное разделение труда – формирование национального рынка – специализация – индустриализация;

в) индустриализация – формирование национального рынка – территориальное разделение труда – специализация;

г) формирование национального рынка – специализация – территориальное разделение труда – индустриализация.

16. Исходя из обеспеченности ресурсами, экономике Чувашии целесообразно специализироваться в отраслях, производящих

Наши рекомендации