Измерение ВВП в условиях инфляции. Ном и реал показатели. Индексы цен. Дефлятор ВВП.
Номин ВНП – это ВНП, измеренный в тек ценах.Реальный ВНП – это ВНП, измеренный в ценах базового года.
Индекс цен Ласпейреса
— стоимость продукции реализованной в базисном (предыд) периоде по ценам отчетного периода
— фактич стоимость продукции в базисном периоде
Эконом-ое содержание
Индекс цен Ласпейреса показ, на сколько изменились цены в отчетном периоде по сравнению с базисным, но на товары реализованные в базисном периоде. Иначе говоря индекс цен Ласпейреса показ во сколько товары базисного периода подорожали или подешевели из-за изменения цен в отчетном периоде.
Индекс цен Пааше
Индекс цен Пааше — это агрегатный индекс цен с весами (количество реализованного товара) в отчетном периоде.
— фактическая стоимость продукции отчетного периода
— стоимость товаров реализованных в отчетном периоде по ценам базисного периода
Экономсодержание
Индекс цен Паашехарактр изменение цен отчетного периода по сравнению с базисным по товарам, реализованным в отчетном периоде. То есть индекс цен Паашепоказывает на сколько подешевели или подорожали товары.
Идеальный индекс цен Фишера
Представ собой среднюю геометрическую из произведений двух агрегатных индексов цен Ласпейреса и Пааше:
Идеальность заключ в том, что индекс является обратимым во времени, то есть при перестановке базисного и отчетного периодов получается обратный индекс (величина обратная величине первоначального индекса).
Дефлятор валового внутреннего продукта (дефлятор ВВП) — ценовой индекс, созданный для измерения общего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определённый период в экономике. Рассчитывается как индекс Пааше и выражается в процентах.
Основные свойства
-При расчёте дефлятора цен учитываются все товары и услуги, включаемые в ВВП данной страны
-Данный индекс не включает в себя импортные товары
-Основан на потребительской корзине текущего года, а не базисного, как при индексе потребительских цен
-Явно недооценивает уровень инфляции в экономик
-Включает в себя цены на новые товары и услуги
Совокупный спрос (AD) и факторы его определяющие.
Совокупный спрос (АD)– это реальный объем валового внутреннего продукта, который домашние хозяйства, фирмы и государство готовы приобретать при каждом данном уровне цен, т.е. экономический агрегат, суммирующий величины локальных спросов на все товары и услуги, предлагаемые на рынке.
Совокупный спрос AD = C+ I + G + e:
v С—Спрос населения страны на потребительские товары
v I — Спрос предприятий на инвестиции
v G — Государственные закупки (госзаказы)
v e — Экспортируемый спрос (иностранные покупатели товаров на экспорт)
Кривая АD показ взаимосвязь му желаемыми или планируемыми расход в эк-ке в целом на конеч товары и услуги и при среднем уровне цен. Эта кривая носит нисходящий характер, т.е. негативный наклон. Этот наклон обусловлен:
1) эффектом процентной ставки (эффект Кейнса).
2) эффектом богатства (эффект реальных кассовых остатков, эффект Пигу).
3) эффектом импортных закупок (эффект обменного курса).
Ценовые факторы совокупного спроса:
1. Эффект процентной ставки показ, что при данном объёме денеж массы более высокий уровень цен повысит спрос на деньги и тем самым увелич процентную ставку, уменьшая объём закупок потребительских товаров.
2. Эффект богатства показ, что при более высоком уровне цен реальная стоимость, или покупательная способность, накопленных финансовых активов, находящихся у населения, уменьшится.
3. Эффект импортных закупок предпол, что сущ обратная зависимость му изменениями уровня цен в одной стране по сравнению с другими странами и изменением чистого объема экспорта в совокупном спросе.
Неценовые факторы совокупного спроса
· потребительские расходы
· инвестиционные расходы
· государственные расходы
· расходы на чистый экспорт
· НД других стран
· валют курсы