Государственный сектор (правительственные закупки и трансфертные платежи)
Классики экономической теории (А. Смит, Д. Рикардо) считали, что рыночная экономика должна развиваться на основе саморегулирования,т. е. без участия каких-либо внешних сил, в том числе и государства. Однако разразившийся в 1929-1933 гг. глубочайший кризис капиталистической экономики ознаменовал конец «эры» саморегулирования, или свободного предпринимательства, и показал неспособность рыночной системы развиваться без государства как экономического агента.
Вмешательство государства в экономику объективно вызвано стремлением правительства смягчить неэффективность и «несправедливость», связанные с функционированием рыночной экономики.
Необходимость государственного вмешательства, или регулирования рыночной экономики, теоретически обосновал английский экономист Дж. М. Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег». Эта теория получила в той или иной степени практическое применение в экономике всех развитых капиталистических стран. В 70-80-х гг. XX столетия стал наблюдаться как бы обратный процесс: усилился интерес к рыночному механизму. Причиной явилось снижение эффективности государственного сектора. Однако это не означает, что происходит полное свертывание государственного вмешательства в рыночную экономику развитых стран.
Причинами роста государственного вмешательства в экономику являются: а) рост расходов на оборону; б) рост населения; в) решение проблем окружающей среды и инфраструктуры; г) решение социальных проблем: безработицы, образования, здравоохранения, бедности, социального равенства и справедливости.
Экономическая сила государства определяется долей национального дохода, сосредоточенной «в его руках», что приводит к формированию государственного сектора.
Если государству (правительству) принадлежит весь национальный доход, то это чисто государственная, или командная,экономика. В таком случае управление экономикой осуществляется из единого центра. Подобная экономика, как уже говорилось, имела место в социалистических странах, в частности, в нашей стране, или бывшем Советском Союзе.
Если государство распоряжается частью национального дохода, то такая экономика является смешанной.
Государственное вмешательство, или регулирование, выступает в двух видах: как косвенное и прямое.
Косвенное,или административное, регулирование ¾ регулирование без инвестиций, без государственных расходов. Это законы, указы, постановления, распоряжения и т. д. Косвенное регулирование осуществляется через механизм законодательной и исполнительной власти с целью создания благоприятных условий для частного предпринимательства в стране. В арсенал косвенного регулирования можно отнести такие виды государственной деятельности, как налоговая, бюджетная, денежно-кредитная, валютная политика.
Прямоегосударственное регулирование ¾ непосредственное участие государства в экономической деятельности и социальной сфере. Оно осуществляется в результате государственных расходов с целью уменьшения неравенства в распределении доходов и создании государственного сектора в экономике, или так называемых общественных благ (инфраструктуры) как в экономической сфере, так и в социальной.
Теперь более подробно рассмотрим функции государства в смешанной экономике.
Косвенное регулирование
1. Правительство использует механизм законодательной и исполнительной власти для обеспечения эффективной частной деятельности.Оно определяет права частной собственности и предоставляет законный статус частным предприятиям; гарантирует соблюдение контрактов; устанавливает законные «правила поведения» между фирмами, производителями и потребителями, рабочими и менеджерами. Однако некоторые экономисты считают, что правительство чрезмерно регулирует взаимоотношения предприятий, потребителей и рабочих, подавляя экономические стимулы и подрывая эффективность производства.
2. Правительство проводит ряд антимонополистических, или антитрестовских, законовс целью защиты и усиления конкуренции в качестве эффективного регулятора поведения бизнеса. Это та сила, которая подчиняет производителей и поставщиков ресурсов диктату потребителя. Появление монополий резко изменяет эту ситуацию. Монополия как бы заменяет собой конкуренцию: продавцы (производители) манипулируют на рынкеценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. В связи с этим монополия порождает нерациональное распределение экономических ресурсов, а государство поддерживает высокую степень развития конкуренции.