Экономическая политика и экономические цели
Экономическая политика ¾ это совокупность мер или решений, принимаемых правительством относительно того, какой должна быть экономика и каковы ее экономические цели.
Объективная экономическая теория свободна от субъективных оценочных суждений. Она пытается формулировать научные представления об экономическом поведении людей независимо от воли и сознания человека. В противоположность этому существует нормативная экономическая теория. Это и есть экономическая политика. Она олицетворяет суждения определенных людей относительно того, какой должна быть экономика или какую конкретную политическую акцию следует рекомендовать, основываясь на определенной экономической теории или на определенном экономическом отношении. Следовательно, экономика и экономическая политика ¾ это понятия разного уровня: экономика ¾ первична, а экономическая политика ¾ вторична.Иначе говоря, политика должна исходить из уровня развития самой экономики, а не наоборот. Например, нельзя говорить, что завтра все будут жить так, как живут арабские шейхи. Это ложь, причем наглая. Завтра, или за один день, никаких перемен в экономике быть не может. Поэтому экономическая политика строится на перспективу: чтобы эффективно управлять, необходимо научиться предвидеть. Экономическая теория помогает сделать возможным такое предвидение и в связи с этим служит основой для разумной экономической политики.
Экономическая политика ¾ это достижение системы экономических целей. Существует целая цепочка экономических целей (см. схему 1.2):
Экономический рост, или более высокий уровень жизни. Полная занятость. Подходящую работу необходимо обеспечить всем, кто желает и способен трудиться.
Экономическая эффективность. Это не что иное, как максимальная отдача при минимуме издержек.
Стабильный уровень цен. Необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен, т. е. инфляции и дефляции.
Экономическая свобода. Предприниматели, рабочие и потребители должны обладать высокой степенью свободы в своей экономической деятельности.
Справедливое распределениедоходов. Человек должен жить по-человечески, т. е. ни одна группа граждан не должна пребывать в крайней нищете, если другие купаются в роскоши. Социально-экономическая обеспеченность. Государство должно обеспечить существование хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых или других иждивенцев.
Разумный платежный баланс. Это поддержание разумного платежного баланса международной торговли и международных финансовых сделок.
Некоторые из этих целей взаимно дополняют друг друга, другие ¾ взаимно исключают.
Выработка конкретных программ достижения крупных экономических целей представляется далеко не простым делом. Сначала необходимо дать четкое определение целей. Затем определить и признать возможные последствия альтернативных программ достижения цели. Все это требует четкого представления об экономических результатах, о выгодах, издержках и политической осуществимости каждой из альтернативных программ. Далее экономисты, политики обязаны как для самих себя, так и для будущих поколений изучить прошлый опыт реализации подобных программ и оценить их эффективность; только путем такой оценки можно рассчитывать на повышение результативности политики.
Схема 1.2. Цели экономической политики
Хороша экономика или плоха, во многом зависит от степени использования механизма действия экономических законов в экономической политике. Экономическая наука в подлинном смысле слова архинужна для выработки правильной экономической политики, т. е. мер, обеспечивающих решение поставленных проблем. Правительство, основываясь на достижениях экономической теории, разрабатывает сценарий: какой должна быть экономика. Например, теоретически обосновано, что рыночной экономике сопутствуют безработица и инфляция, но практики не должны созерцать эти явления, их задача выработать программу борьбы с ними. Теория подсказывает, а практика решает, какой ей быть. Именно на этой ступени возникают разногласия между экономистами ¾ теоретиками и практиками. Например, какие должны быть налоговые ставки: высокие или низкие? Чтобы правильно ответить на этот и другие вопросы, нужно заглянуть в экономическую теорию, где ученые уже давно решили эти проблемы. Вот почему советниками правительства должны быть грамотные экономисты.
Ядро экономической политики ¾ это обеспечение роста благосостояния людей.
Экономика не должна быть концентрированным выражением политики. Ее развитие объективно обусловлено сложившимися материальными условиями. Экономика не может развиваться по указке того или иного политика либо группы политиков. Она «скована» действием законов, не зависящих от воли и сознания людей. Поэтому политики могут, лишь познав экономические законы, выработать осознанные пути наиболее эффективного механизма их реализации на том или ином этапе ее развития. Нельзя жить «под ксерокс». Американский образ жизни нельзя заложить в российскую программу экономического развития. Нужно усвоить два известных марксистских постулата, или две истины.
Первая:
каждая промышленно развитая страна показывает лишь картину своего развития менее развитой стране.
В настоящее время путь развития всем странам, в том числе и России, к большому сожалению, показывает Северная Америка (США).
Вторая истина гласит:
только материальные условия определяют путь экономического развития той или иной страны.
Вопрос: в настоящее время достаточно ли материальных условий у России, чтобы жить по-американски?
Ответ: нет, однозначно нет. И не следует российскому правительству обещать россиянам то, чего нет и быть не может даже на ближайшую перспективу ¾ до 2010 г. Нужно знать свою экономическую базу данных. И, разрабатывая очередную программу, правительство должно исходить из ее материальной обеспеченности, иначе это будет не программа, а сотрясение воздуха.
Вот почему выработка конкретных программ достижения крупных экономических целей представляется далеко не простым делом. Но чтобы понять, как это делается, необходимо изучить азбуку экономической деятельности: основы любой экономики, основы рыночной экономики и ее коренные вопросы, рыночный механизм и его элементы; закон спроса и предложения, ценообразование, а также механизм функционирования частного и государственного секторов или смешанного предпринимательства и т. д.
Рекомендация:
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу