Польская республика на рубеже XX - XXI вв.
Политические преобразования.Демократическая революция 1989 г. в Польшебыла первой революцией такого типа в Центральной и Восточной Европе. Начатые правительством Т. Мазовецкого преобразования были укреплены и получили дальнейшее развитие в начале 1990-х гг. Главными направлениями политической трансформации стали: переход от авторитарной власти к демократической, от монополии одной партии к многопартийности, от номенклатуры к плюралистической политической элите, от монополии административной власти к территориальному самоуправлению.
Правопреемником ПОРП стала Социал-демократия Республики Польша (СДРП). Новая партия отбросила концепцию «диктатуры пролетариата» и командной экономики, высказалась за парламентскую демократию, рыночную экономику и реализацию в таких условиях ценностей демократического социализма.
Еще до роспуска ПОРП о своих претензиях на место на левой части политической сцены Польши заявили социалисты во главе с Яном Юзефом Липским. Осенью 1987 г. они полулегально воссоздали Польскую социалистическую партию (ПСП). В программных установках и практической деятельности ПСП демонстрировала полную свободу от наследия реального социализма.
Более внушительную конкуренцию СДРП оказывала партия Солидарность труда, возникшая осенью 1990 г. Наиболее известными среди них были Р. Бугай и К. Модзелевский, они же и стали соучредителями партии, переименованной спустя два года в Унию труда (УТ). Дело в том, что в соответствии с принятым в июле 1990 г. законом о политических партиях достаточно было 15 подписей, чтобы создать и зарегистрировать партию. К концу 1990 г. в Польше насчитывалось около 150 политических партий, свыше 40 из них получили государственную регистрацию в соответствующих региональных судах.
Становление польской социал-демократии проходило на фоне сложных политических процессов в обществе. В лагере правых выделились два основных течения: неоконсервативное, которое требовало разрыва с соглашениями «круглого стола», демократических выборов президента и парламента. с сильным влиянием католического клира во главе с Л. Валенсой, и либеральное во главе с Т. Мазовецким, высказывалось за продолжение перестройки политической системы в демократическом направлении эволюционным образом и против ускорения раскола среди элит «Солидарности».
На политической сцене правые выступали под флагами различных партий (в начале 90-х годов это были Христианско-национальное объединение (ХНО), Либерально-демократический конгресс (ЛДК), Конфедерация независимой Польши (КНП), а также Независимый самоуправляющийся профсоюз «Солидарность» (НСПС «Солидарность»). В дальнейшем, во второй половине 90-х годов правые консолидировались в Избирательный блок «Солидарность» (ИБС), в блоке с Унией свободы она после выборов в парламент 1997 г. сформировала правительство. На крайне правых позициях объявилось Движение возрождения Польши (ДВП). Незадолго перед парламентскими выборами 2001 г. произошла перегруппировка правых сил. Из ИБС выделились Консервативно-народная партия (СКЛ) и вновь созданное объединение «Гражданская платформа», которые, заключив союз между собой, попытались создать правоцентристскую альтернативу ушедшей далеко в правый радикализм ИБС.
На роль центристов в польской политике претендовало множество партий и общественно-политических объединений. Заметную роль в 1990-е годы сыграло крестьянское движение. Разрыв ОКП с ПОРП летом 1989 г. был результатом накопившихся противоречий. Бывшая ОКП в мае 1990 г. преобразовалась в Польскую крестьянскую партию (ПКП).
Радикальному реформированию были подвергнуты органы охраны порядка и службы безопасности. Еще во второй половине 1989 г. были ликвидированы части специального назначения, уменьшена численность пограничных войск. В рамках службы безопасности были ликвидированы департаменты, занимавшиеся вопросами надстройки и вероисповедных союзов. В апреле 1990 г. сеймом были приняты три новых закона: о министре внутренних дел, о государственной полиции и Управлении охраны государства. Милицию заменила полиция. На смену службам безопасности пришло Управление охраны государства, целью которого стала защита безопасности государства и его конституционного порядка.
Сейм принял закон о полном самоуправлении на уровне городов и гмин (волостей). «Война в верхах» способствовала ускорению политических перемен. 27 мая 1990 г. состоялись выборы в органы местного самоуправления, на которых «Солидарность» получила около 40% голосов.
В кругах «Солидарности» стало усиливаться требование отставки Ярузельского с поста президента. С роспуском ПОРП Ярузельский потерял свою политическую базу. Его политическая роль постоянно уменьшалась. Тщательно проанализировав ситуацию, Ярузельский принял решение о собственной досрочной отставке. В сентябре 1990 г. Сейм принял закон о выборах президента, который предусматривал его избрание всеобщим, прямым, тайным и равным голосованием. Первые всеобщие выборы президента РП состоялись в ноябре -- декабре 1990 г. Во втором туре 9 декабря им стал Л.Валенса,получивший 74,25 % голосов. Мазовецкий подал в отставку, а новый президент назначил на пост премьера деятеля Либерально-демократического конгресса Я. Белецкого.
Число новых партий в 1990 — 91 гг. превысило сотню, что повлияло на принятие 28 июня 1991 г. нового закона о выборах. Была принята пропорциональная избирательная система для установления результатов выборов в округах, в целом обеспечивавшая каждой группировке такое число мест в парламенте, которое соответствовало ее силе и влиянию в обществе. В 1991 г. избирателям был представлен более широкий, чем в 1989 г., спектр идейно-программных предложений.
В ноябре 1991 г. были проведены свободные выборы в парламент, продемонстрировавшие значительный раскол в польском обществе. Вновь, как и в начале 1920-х гг., сейм состоял из множества политических партий, с преобладанием правых и центристских. Это существенно затрудняло формирование правительств, а также выработку и осуществление программ, направленных на создание демократического общества западного образца, к чему стремилось большинство политических сил страны. Парламентский форум после выборов 1991 г. являл собой картину политической раздробленности. В парламент вошли 24 политических объединения, но ни одно из них не получило достаточного количества голосов, которое бы позволило сформировать стабильную коалицию. Формальным победителем стал ДС (Демократический союз) (12,32%). Второе место занял СДЛС (Союз демократических левых сил) (11,99%), третье – ПКП (9,22%). «Солидарность» получила 5% голосов, являясь политическим резервом очередных кабинетов, хотя формально не входила в их состав. В сенате больше всего мест получили: ДС – 22, Избирательная католическая акция – 12, профсоюз «Солидарность» – 11, Польская крестьянская партия – 10, Гражданское соглашение – центр – 9.
Парламентский форум после выборов 1991 г. являл собой картину политической раздробленностивошли свыше 20 политических объединений, значительная часть которых имела похожие результаты, но ни одно из них не получило достаточного количества голосов, которое бы позволило сформировать стабильную коалицию. Для этого периода характерны многочисленные конфликты и постоянные перемены на политической сцене. Вместе с тем парламентские выборы 1991 г. окончательно завершили процесс перехода от ПНР к ПР. В годы солидаристского правления последовала череда неустойчивых коалиционных правительств: Т. Мазовецкого (сентябрь 1989 г. — январь 1991 г.), Я. Белецкого (январь — декабрь 1991 г.), Я. Ольшевского (декабрь 1991 г. — июль 1992 г.), Х. Сухоцкой (июль 1992 г. - октябрь 1993 г.).
В декабре 1991 г. возникло правоцентристское правительство Я. Ольшевского. Главной своей задачей новое правительство провозгласило проведение так называемой «люстрации» и декоммунизации. «Люстрация» направлялась против политических конкурентов, которых стремились обвинить в сотрудничестве с коммунистами и даже в агентурной деятельности в интересах спецслужб. В июне 1992 г. министр внутренних дел А. Мацеревич представил депутатам список мнимых агентов спецслужб, в котором значились и деятели «Солидарности». Распространялась информация, что агентурные функции выполнял якобы и Валенса.
Эти действия правительства вызвали острую реакцию президента и большинства политических партий. 4 июня 1992 г. Валенса тайно собрал совещание лидеров нескольких депутатских фракций. В ночь с 4 на 5 июня сейм отправил премьер-министра Ольшевского в отставку и новым главой правительства назначил В. Павляка, который немедленно отозвал с поста министра А. Мацеревича. События 4 июня стали кульминацией процесса распада политического лагеря «Солидарности».
Павляк не сумел сформировать новое правительство, и 10 июля Сейм назначил на пост премьера одного из лидеров либерального Демократического союза Ханну Сухоцкую. Новое правительство выступало за развитие рыночной экономики при ограничении вмешательства государства, а также форсированной и всеобщей приватизации. Лидеры партии также выступали за вхождение Польши в интеграционные структуры Европы. Партия представляла интересы средних слоев крупных городов.
!!!Принцип разделения властей в стране впервые вводился в практику. Отменялось положение о Сейме как единственном высшем органе власти. Согласно принятой Малой конституции, законодательная власть принадлежит Сейму и Сенату, исполнительная — президенту и правительству, судебная — независимым судам во главе с Верховным судом. Судебную власть осуществляют также Конституционный и Государственный суд.
Х. Сухоцкой удалось добиться некоторых успехов в сфере государственного устройства. Это – принятие 23 апреля 1992 г. закона о порядке подготовки Конституции Республики Польша, принятия «Малой Конституции» от 17 октября 1992 г., Малая конституция предусматривала введение сильной президентской власти и четко определяла, что она автоматически аннулируется после ратификации полновесной Конституции. Из Конституции были выброшены всякие упоминания о социализме и почти вся связанная с этим терминология. Республика стала определяться как демократическое правовое государство, осуществляющее принципы социальной справедливости. Гарантировалась собственность, ее наследование и свобода хозяйственной деятельности.
Принципиально новым стало введение в практику принципа разделения властей: законодательная стала принадлежать Сейму и Сенату, исполнительная – президенту и правительству, судебная – независимым судам во главе с Верховным судом при участии Конституционного трибунала и Государственного трибунала. Установление баланса ветвей власти оказалось одним из самых болезненных процессов в рамках системной трансформации. Польша становилась парламентской республикой. В соответствии с конституционными нормами, президент терял функцию политической ответственности. Она возлагалась на правительство, которое было подчинено парламенту. Эти нормы указывали на парламентский характер гражданского общества. «Малая Конституция» имела явные недостатки, и поэтому не содействовала становлению правового государства. Одновременно развернулась работа над созданием новой Конституции.
29 декабря 1992 года сейм принял закон о радиовещании и телевидении. По этому закону создавался специальный государственный орган – Национальный совет радиовещания и телевидения. В состав этого органа делегировали 4 своих представителей сейм, 2 сенат и 3 президент. Закон ограничивал до 15% использование эфирного времени на рекламу. Радио- и телепрограммы должны составлять не менее 30 % национального вещания. Ст. 18 формулировала директивы по вопросам содержания радио- и телевизионных передач, которые не могут пропагандировать действия, «противоречащие праву, польским государственным интересам, а также подходы и взгляды, противоречащие морали и общественным ценностям», должны уважать религиозные чувства слушателей и зрителей, и особенно уважать «христианскую систему ценностей».
Следующие выборы в парламент 19 сентября 1993 г. проводились в результате отзыва Сеймом кабинета Х. Сухоцкой после выраженного «Солидарностью» недоверия правительству и выбора президентом варианта роспуска парламента. Валенса стремился к модификации существовавшего в тот период политического механизма в направлении усиления полномочий президента, особенно в перспективе принятия новой Конституции и приближавшихся президентских выборов. Второй причиной роспуска парламента явилось стремление преодолеть чрезмерную раздробленность партийной системы. Этой цели способствовал принятый 28 мая 1993 г. новый закон о выборах в парламент, вводивший 5 %-й избирательный барьер для политических партий и 8 %-й порог - для коалиций. Если избирательная система, созданная в 1991 г., способствовала формированию максимально репрезентативного, но вместе с тем раздробленного на мелкие фрагменты Сейма, то избирательная система 1993 г. способствовала уменьшению раздробленности, но Сейм стал, конечно же, не столь представительным. Около 35 % участвовавших в голосовании избирателей не получили в парламенте своих депутатов. Во внепарламентской оппозиции оказались, в частности, ХНО (составлявшее ядро Католического избирательного комитета «Отчизна») — 6,37 %, Соглашение центристских сил — 4,42 %, НСПС «Солидарность» — 4,9 %, ЛДК - 3,99 %.
Наибольшую пользу из выборов 1993 г. извлекли две сильнейшие группировки: СДЛС — 20,41 % голосов и ПКП — 15,40 % голосов. Уровень представительства двух других группировок — Демократического союза и Союза труда - оказался уже гораздо ниже.
Победившая левая коалиция сформировала правительство во главе сначала с В. Павляком (ПКП, октябрь 1993г.), затем с Ю. Олексой (СДЛС, март 1995 г.) и, наконец, с В. Чимошевичем (СДЛС, февраль 1996 г.). Они продолжали политику реформ в условиях народнохозяйственного роста. Экономическое оживление, первые симптомы которого появились уже в 1992 — 93 гг., оказалось процессом постоянным. В 1994 г. рост ВВП составил 5,2%, в 1995 г. достиг рекордного уровня в 7%. Польша первой из постсоциалистических стран, преодолев глубокий экономический кризис, не только восстановила к 1996 г. предкризисный уровень ВВП, но и заметно улучшила его структуру. Анализируя источники «польского экономического чуда», необходимо принимать во внимание, что в Польше сложились благоприятные условия для начала системной трансформации: наличие частного сектора (преобладающего в сельском хозяйстве и весьма заметного в сфере городской торговли и услуг); довольно широкая хозяйственная автономия предприятий и высокая степень либерализации системы ценообразования как результат реформ 1981 — 1989 гг.
Поражению постсолидаристских группировок и победе СДЛС на парламентских выборах 1993 г. способствовало много факторов. Одни относились к периоду Мазовецкого, который отказался от возможности решительного наступления на постсоциалистические силы. Другие причины носили объективный характер и связывались с неизбежно высокой социальной ценой радикальных экономических перемен, которые практически повсеместно вели к «полевению» общественных настроений. Также сыграл тут роль и такой фактор, как прогрессирующая фрагментация прежних оппозиционных элит, не способных заключать прочные коалиции.
Поражение партий «послеавгустовского лагеря» (политических организаций, вышедших из недр движения «Солидарность») на выборах 1993 г. потребовало переоценки их политической стратегии. Несмотря на то, что эти партии получили в целом больше голосов, чем бывшие коммунисты, ни одна из них не смогла преодолеть 5 %-й барьер, необходимый но новому избирательному закону, чтобы пройти в парламент. В результате Демократический союз и Либерально-демократический конгресс в апреле 1994 г. объединились в Союз свободы, а в 1996 г. более 30 политических партий образовали избирательный блок «Солидарность» (ИБС). Серьезное влияние получило антикоммунистическое Движение возрождения Польши (ДВП) бывшего премьера Я.Ольшевского.
Парламентские выборы 1993 г. положили начало качественно новому этапу эволюции партийной системы. Были созданы условия для формирования партийной системы умеренного плюрализма. Она характеризовалась, в частности, существованием партий, доминирующих в системе (между ними нет слишком большой идеологической дистанции), тенденцией к созданию полярных коалиций (один блок объединял две совместно правившие политические группировки — СДЛС и ПКП, а второй — правоцентристские партии: ДС, КНП, ББПР), а также большей стабильностью правительственных кабинетов. Значительную роль на парламентском форуме играли три идейно-программных течения: людовско-крестьянский блок (ПКП), социал-демократический (Союз труда и СДЛС), правоцентристский (СС, ББПР и КПН). Вместе с тем христианско-националистические группировки оказались за бортом парламентской системы.
Вторые всеобщие президентские выборы в ноябре 1995 г. явились важнейшим политическим событием Польши со времени прихода к власти в 1993 г. коалиции СДЛС-ПКП. В ходе избирательной кампании, которая проходила по закону от 1990 г., было зарегистрировано 17 кандидатов. Период избирательной кампании прошел не столько путем фронтальной атаки на правительственный лагерь, в котором доминировали ПКП и СДЛС, сколько под знаком острой, с взаимными обвинениями, борьбы за лидерство в постсолидаристском лагере, разделенном на отдельные партии, которые не смогли выдвинуть общего кандидата. В первом туре выборов, который состоялся 5 ноября 1995 г., первое место занял кандидат СДЛС А. Квасьневский (35,11 %), второе — Л.Валенса (33,11 %). Второй тур 19 ноября принес окончательную победу А. Квасьневскому,который получил 51,72 % голосов.
Успехом демократических процедур было, без сомнения, активное участие в выборах избирателей (в первом туре — 64,7 %, во втором — 68,2 %). В то же время в числе недостатков следует отметить незначительный перевес, достигнутый А.Квасьневским в ходе выборов (636263 голоса), что справедливо комментировалось как «разделение Польши пополам». Если на выборах 1993 г. доминирующими оказались вопросы экономического характера, то в 1995 г. вновь и с удвоенной силой проявился традиционный конфликт между сторонниками «старого» и «нового» режима.
После нескольких лет работы, в начале 1997 г., четыре главные парламентские группировки (СДЛС, ПКП, СТ и СС) заключили компромисс по вопросу Конституции, решив представить на общепольский референдум общий проект. С резким протестом выступили группировки внепарламентской оппозиции (в частности, КНП, ХНО, ДВП), выдвигавшие «общественный проект», над которым работали эксперты «Солидарности». Принятая в апреле Конституция вступила в силу в октябре 1997 г.
Конституция РП утверждена 2 апреля 1997 г., после 8-летних политических дебатов (только в Сейм были представлены 7 проектов). Она ограничила президентские полномочия, расширила прерогативы Конституционного суда и подтвердила двухпалатный состав парламента. Введенные в 1997 г. изменения свидетельствовали о продвижении Полыни в сторону классического парламентского государства. Во-первых, усиливались позиции кабинета министров - как в отношении парламента, так и президента. При этом выражение парламентом недоверия правительству становилось единственным средством его вынужденной отставки. Во-вторых, ограничивалось непосредственное влияние президента на политику государства путем ликвидации так называемых президентских ведомств.
Президентпо Конституции 1997 г. избирается на альтернативных всеобщих прямых выборах. Повторное голосование назначается в том случае, если ни один из кандидатов в президенты не получил абсолютного большинства голосов в первом туре. Президент имеет широкие полномочия в области внешней политики и национальной обороны: назначает и отзывает послов, ратифицирует международные договоры; назначает также руководителей высших судебных органов ивооруженных сил. Эти назначения согласуются с премьер-министром, выбор которого тоже в ведении президента. Кроме того, при определенных условиях он может распустить парламент; наложить вето на законы, принятые Сеймом (вето может быть преодолено Сеймом большинством в 3/5 голосов); объявить военное положение и частичную или всеобщую мобилизацию. По сравнению с Малой конституцией полномочия президента в 1997 г. были сужены. Это касается и возможностей арбитража в конфликтах между парламентом и правительством, и влияния на состав и деятельность правительства, и прерогатив по досрочному роспуску Сейма. Парламентские творцы новой Конституции стремились обезопасить себя от сильной президентской власти, которая претендовала бы на определяющую роль в формирования внутренней и внешней политики вопреки воле Сейма и Сената и поддерживаемого ими правительства.
В Конституции провозглашается принцип политического плюрализма, свободы формирования и деятельности политических партий. Но, этот принцип ограничен не только соображениями уважения демократии (ст. 11, ч. 1), но и запретом на деятельность партий и других организаций, заимствующих в своих программах те или иные аспекты тоталитарных идеологий нацизма, фашизма и коммунизма, пропагандирующих в какой-либо форме расизм, применение силы при решении национальных и других проблем, а также утаивающие структуры или членство (ст. 13, ч. 1).
Современная партийная система как основа окрепшего за 90-е годы польского гражданского общества выросла из организаций-выходцев из двух противоборствовавших в 80-е гг. политических группировок: ПОРП с подчиненными ей партиями и общественно-политического движения «Солидарность».
Правительство возглавляет премьер-министр.Он предлагает состав своего кабинета, который в течение 14 дней должен получить в Сейме вотум доверия. Глава кабинета может заменять тех или иных его членов без одобрения Сейма. Правительство обеспечивает исполнение законов; при необходимости выпускает постановления, имеющие силу закона; направляет, координирует и контролирует работу всех исполнительных органов государственной власти; гарантирует внутреннюю и общественную безопасность; составляет проект бюджета и представляет его на рассмотрение Сейма; контролирует местные органы власти. Позиции правительства в Конституции 1997 г. по отношению к другим органам государственной власти были значительно усилены. В период с 1989 г. по 1997 г. функционировало 7 правительств; среднее время их существования составляло менее 14 месяцев.
Республика Польша имеет Верховный суд, а также местные, военный и другие специальные суды. Президент назначает председателей высших судебных органов страны, в том числе председателя Верховного суда, главного судью Высшего государственного суда, председателя и вице-председателя Конституционного суда. Все судьи назначаются президентом пожизненно после выдвижения кандидатур Национальным советом юстиции; заседатели суда избираются. Деятельность государственного прокурора, которая до 1989 г. являлась ключевой в судебной системе страны, осуществляется ныне под эгидой министра юстиции. Конституционный суд, Высший государственный суд, Верховная контрольная палата и уполномоченный по правам человека назначаются Сеймом с согласия Сената. В 1998 г. правительство одобрило план реформирования судебной системы Польши по стандартам Европейского союза. В соответствии с ними планируется создание приблизительно 400 местных судов, которые будут рассматривать мелкие правонарушения.
Политические партиив Польше — организации, в которых принцип членства играет второстепенную роль; доминируют связи горизонтального характера (в рамках центра), а не вертикального (центр — местные организации). Следует отметить два фактора, имеющие влияние на ослабление принципа членства: 1) партии не зависят от финансовых взносов своих членов, так как государство в значительной степени финансирует их деятельность в зависимости от полученных на выборах результатов и количества мест в парламенте; 2) лидеры партий вправе тормозить процесс их расширения, поскольку массовый наплыв новых членов может стать источником обострения партийных конфликтов.
В парламентских выборах в сентябре 1997 г. не было ничего чрезвычайного (как с досрочными выборами в парламент в 1991 и 1993 гг. или первыми всеобщими выборами президента в 1990 г.). Правые и правоцентристские партии предприняли попытку внутренней консолидации, в результате чего возникли два политических объединения — Избирательный блок Солидарность (ИБО и Движение за возрождение Польши (ДВП). Летом 1996 г. ИБС объединил около 40 партий (как солидаристского, так и несолидаристского происхождения) и стал фактическим победителем сентябрьских выборов 1997 г. Следует подчеркнуть, что главным соперником ИБС во время избирательной кампании был СДЛС. ДВП оформилось в декабре 1995 г. на базе предвыборных комитетов кандидата на пост президента Я.Ольшевского. Оно также получило на выборах неплохие результаты.
Выборы привели к падению находившейся у власти коалиции СДЛС-ПКП и созданию нового правительственного блока, состоявшего из ИБС и СС. В Сейм вошли шесть политических объединений: ИБС (33,83 % голосов), СДЛС (27,13 %), СС (13,37 %), ПКП (7,31 %), ДВП (5,56 %), Немецкое меньшинство (2 мандата). Таким образом, правящая коалиция (ИБС и СС), сформировавшая правительство во главе с Е.Бузеком, располагала абсолютным большинством мандатов в Сейме (56,7 %). Результаты выборов 1997 г. позволяют отметить рост стабильности польской партийной системы: сохранилась тенденция к снижению количества партий как на избирательном, так и на парламентском уровне, что было связано с поддержкой в основном двух политических сил. Президент Квасьневский, получив оппозиционно настроенный Сейм, сумел удержаться от конфронтации с законодательной властью.
Очередные президентские выборы в Польше состоялись 8 октября 2000 г. А.Квасьневский выиграл их уже в первом туре, получив 54,5 % голосов. С большим отрывом от него шли А. Олеховский (17,4 %) и М. Кшаклевский (15,2 %) — лидер «Солидарности». Л. Валенса набрал менее 1 %. Выборы свидетельствовали о завершении поляризации политической сцены. Успех Квасьневского, практически «нокаутировавшего» конкурентов, не имеет прецедента. Не имеет прецедента и поражение М. Кшаклевского, считающего себя главным наследником солидаристского лагеря, который еще недавно, в 1997 г., привел ИБС к победе на парламентских выборах Оказалось, что одних лозунгов «Солидарности» для получения хорошего результата недостаточно. Усиливающийся пессимизм поляков, боязнь за будущее и недовольство растущим социальным расслоением оказывали гораздо большее влияние на избирателей, чем идеологические разногласия. Именно это недооценили правые группировки.
На парламентских выборах 23 сентября 2001 г убедительную победу одержала левая коалиция: за блок «Союз демократических левых сил — Союз труда» проголосовали 41% пришедших к урнам поляков. Партии, правившие в предыдущий период, потерпели сокрушительное поражение: Избирательный блок «Справицы» и его соратник по правительственной коалиции Союз свободы не смогли даже преодолеть избирательный порог для вхождения в сейм. 13% голосов получили либералы из правоцентристской Гражданской платформы, сгруппировавшейся вокруг А.Олеховского, занявшего второе место на президентских выборах 2000 г. Эта платформа была призвана ослабить левых, но одновременно отобрала голоса у правоцентристов ИБС.
В парламенте появились радикалы: крайне левая партия «Самооборона» (10% голосов), созданная на базе сельского профсоюза, и крайне правая национал-католическая Лига польских семей (7 %). За центристское объединение «Право и справедливость», сформированное министром юстиции в прежнем правительстве и генеральным прокурором Л.Качиньским, и Польскую крестьянскую партию проголосовали по 9% избирателей. Социал-демократам не хватило всего 12 мандатов, чтобы самостоятельно сформировать правительство. Таким образом, политическая традиция последнего десятилетия соблюдена — правительство вновь коалиционное (СДЛС-СТ-ПКП). Премьером сталлидер социал-демократов Л.Миллер.
25 сентября 2005 г. на парламентских выборах в Польше победила партия Я. Качиньского «Право и справедливость» с результатом 26,99 % (155 мест из 460). В немалой степени этому способствовал разработанный этой партией проект закона о реприватизации 500 тыс. жилых помещений, которые были приватизированы в период с 1994-2001гг. Ввиду отсутствия надлежащей законодательной базы жилые помещения приватизировались не жильцами, а посредниками. Проект закона предусматривал возможность перепродажи этими лицами приватизированных квартир по сопоставимым ценам либо квартиросъемщикам, либо местной администрации. Однако проект не учитывал отсутствие средств у местных органов власти на материальные компенсации нынешним владельцам жилья и вызвал громкие споры в обществе.
На втором месте «Гражданская платформа» Д. Туска — 24,14 % (133 места), затем «Самооборона» А. Леппера — 11,41 %. 9 октября 2005 Л. Качиньский и Д. Туск прошли во второй тур президентских выборов. 23 октября 2005 г. Л. Качиньский победил на выборах и стал президентом Польши. За него проголосовало 54,04 % избирателей. Его соперник получил 45,96 % голосов. Полагают, что своей победой Качиньский обязан лидеру «Самообороны» А. Лепперу, поддержавшему его на завершающем этапе предвыборной кампании.
Новый президент проводил националистическую линию по отношению не только к Германии, но и ко всей объединённой Европе. В частности, он объявил, что вопрос о введении в Польше общеевропейской валюты будет вынесен на референдум, еще в бытность мэром Варшавы требовал от Германии возместить ущерб, причинённый Варшаве в годы Второй мировой войны. С июля 2006 года правительство возглавлял его брат-близнец — Я. Качиньский..
Досрочные парламентские выборы в октябре 2007 г. принесли победу либерально-консервативной «Гражданской платформе». Премьер-министром стал лидер Гражданской платформы Д. Туск..
10 апреля 2010 гг. самолёт президента потерпел крушение. Погибли все пассажиры. В 2010 г. прошли внеочередные парламентские и президентские выборы. Президентом в 2010 г. стал Б. Коморовский, а премьером (2011) - снова Д. Туск.
Отношения государства с костелом.Отношения государства с римско-католической церковью всегда болезненно воспринимались населением Польши. Поэтому уже 17 мая 1989 г. в этом направлении были приняты три закона: «Об отношении государства и Римско-католической церкви», «О гарантиях свободы совести и исповедания», «О социальном обеспечении духовенства». Содержание указанных законов было приведено в соответствие с международными обязательствами страны в области прав человека.
Конституция, принятая в апреле 1997 г отразила новые политические реалии, а вместе с ними и новый характер государственно-церковных отношений. Право на свободу совести и исповедания выступает в конституции в неразрывной связи со свободой мысли или убеждений. Подобное толкование является новшеством в отличие от предыдущего политического периода, когда свобода совести и исповедания определялась в конституциях очень лаконично. В духе международных требований, наиболее полно сформулированных в «Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений» Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г., построена конституция и законодательство о свободе совести.
Свобода совести и исповедания не может быть абсолютной, то есть ничем не ограниченной. Именно эти ограничения указаны в конституци Польши в ст.53.5. Это существенное новшество, отличающее нынешние конституции восточноевропейских государств от прежних, в которых доминировал запрет на использование религии и свободы совести в политических целях.
Идея неидеологического государства выражается, прежде всего, в конституционном запрете какой-либо государственной идеологии. Конституция Польской Республики четко оговаривает характер идеологических систем, деятельность которых противоречит закону: «Запрещено существование политических партий и иных организаций, которые в своих программах обращаются к тоталитарным методам и приемам деятельности нацизма, фашизма и коммунизма...»(ст.13).
Говоря о независимости государства и церкви в Конституции Польской Республики отмечается, что отношения между государством и церквами, а также иными вероисповедными союзами строятся в соответствии с принципами уважения их автономии, а также взаимной независимости каждого в своей сфере, как и взаимодействия во благо человека и на общее благо. (ст.25.3).
В Варшаве состоялась встреча двух церковных делегаций в феврале 2010г. Была достигнута договоренность о создании рабочей группы для выработки документа о примирении между народами, окормляемыми Русской Православной Церковью с одной стороны, и народом Польши – с другой. Было решено, что с польской стороны в этой рабочей группе будет участвовать Польская Православная Церковь, а с российской – Католическая Церковь в России. Задача диалога Русской Православной Церкви с Католической Церковью в Польше – подняться над политической конъюнктурой. Так определил направление диалога заместитель председателя отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата игумен Филипп (Рябых) в апреле 2010 г.
В 2009 году в польской католической церкви было около 18900 членов. Bishop Wiktor Wysoczański was chosen as the Church's superior in 1995. Епископ Виктор Высочанский был выбран в качестве руководителя Церкви в 1995 году. Полное урегулирование отношений государства с церковью произошло в 1995 г., когда польским парламентом был принят законопроект о взаимных отношениях между государством и католической церковью Польши.
Социально-экономические преобразования в стране. Программа социально-экономических преобразований в стране («шоковая терапия») была разработана в 1989 г. Основная задача заключалась в стабилизации экономики и скорейшем переходе от социалистической к рыночной системе хозяйствования. Реализация программы началась 1 января 1990 г. с либерализации цен и ограничения денежных доходов населения. Однако вопрос о росте инфляции не был снят, что привело к использованию государством жесткой денежной политики. С одной стороны, это дало свои результаты уже к середине 1990 г., а с другой — в стране наблюдался спад промышленного производства, критическое положение в сельском хозяйстве и как следствие — нарастание социальных проблем.
В 1990—1992 гг. была проведена и т. н. «малая приватизация», в результате которой 97 % магазинов, торговых точек, ресторанов и других объектов перешли в частную собственность. Основные направления, предложенной Л. Бальцеровичем экономической политики, были характерны для всех правительственных кабинетов, работавших в 1991—1993 гг.
Наиболее яркие изменения произошли в подходе польских реформаторов к изменению господствующей формы собственности. Приватизация в Польше основывалась на Законе, принятом в июле 1990 г. В соответствии с этим законом было создано Министерство по реформе собственности (МРС) и в кратчайшие сроки проведена «малая приватизация» в торговле и в сфере бытового обслуживания. Она охватила около 35 тыс. предприятий (ранее подчинявшихся в основном местным органам власти), которые были проданы или сданы в аренду частному сектору в 1990–1991 годах. Помимо этого в торговле и услугах было создано несколько тысяч новых частных предприятий.
В дополнение к реально проводимой приватизации улучшается законодательство о защите частной собственности, открылась биржа ценных бумаг (апрель 1991 г.), приняты новые законы о ценных бумагах и иностранных инвестициях, о земельной собственности.
В апреле 1991 года правительство одобрило программу приватизации кредитно-банковской системы, предусматривающую передачу в частные руки двух-трех из имеющихся семи государственных банков. Примерно 100 кредитных учреждений были акционированы, т. е. преобразованы в акционерные компании, все 100 % капитала которых принадлежало казна