Чешская Республика на рубеже XX - XXI вв.
Распад Чехословакии на два новых государства. Победа новых политических сил привела к кардинальным политическим переменам. Федеральное собрание 29 марта 1990 г. отменило старое название страны - Чехословацкая Социалистическая Республика; в апреле оно было заменено новым названием —Чешская и Словацкая Федеративная Республика (ЧСФР). В июне 1990 г. прошли первые демократические выборы в Федеральное собрание, в ноябре 1990 г. -- в местные советы.
В предвыборный период «Гражданский форум» и ОПН трансформировались в движения, объединившие беспартийных граждан и мелкие партии. Возрожденные партии, вновь возникшие, а также союзнические партии периода социализма начали борьбу на конкурентной основе. В Чехии победу одержал «Гражданский форум» (ГФ), а в Словакии - «Общественность против насилия» (ОПН), которые сформировали правительственный кабинет во главе с В. Клаусом. Президентом страны 20 июня 1990 г. был избран В. Гавел. Председателем ЦК КПЧ в то время был Л. Адамец. В целом КПЧ прекратила свое существование в конце 1992 г. с распадом Чехословакии на два государства.
Перед правительством В. Клауса стояла задача разработки и принятия новых социально-экономических реформ. В мае 1990 г. в Чехословакии вступил в силу закон о частном предпринимательстве. Закон о реституции, принятый осенью 1990 г., положил начало «малой приватизации», которая в дальнейшем переросла в «большую». Одним из важнейших шагов стала либерализация цен. Закон о ценах, вступивший в силу в январе 1991 г., закрепил возможность маневрирования в регулировании цен. В результате цены на промышленные товары и продовольствие резко выросли, но полки магазинов наполнились товарами разнообразного ассортимента и высокого качества. Валютный закон 1991 г. одновременно с введением внутренней конвертируемости кроны установил жесткий валютный режим. Повысилась конкурентоспособность чехословацкого экспорта.
С июня 1990 г. началось проведение реформы системы образования с последовательной ее деидеологизацией. Только частные и церковные школы получили право вести обучение с определенных идеологических позиций. В университетах возобновили работу богословские факультеты. Наука и культура освободились от идеологических догм, но перед ними встали финансовые проблемы. В условиях жесткой экономии государство отказалось по-прежнему финансировать культуру, науку, образование и здравоохранение. Власти стали оказывать лишь необходимую с ее точки зрения финансовую поддержку, предоставив право учреждениям науки и культуры самостоятельного хозяйствования и использования дополнительных источников финансирования.
Чехословацкое население получило возможность свободно знакомиться с произведениями писателей, кинорежиссеров, драматургов и художников, которые были запрещены при коммунистическом режиме. Началась переоценка творчества так называемых «официальных» литераторов и деятелей искусства. Возник Совет по защите культуры, который взялся за подготовку закона о культуре, призванного защитить духовные ценности от коммертизации. Предпринимались шаги по улучшению экологической ситуации, разработана программа по защите окружающей среды –«Радужная книга», центральной идеей которой стал отказ от прибыли в пользу чистой окружающей среды.
Оборотной стороной экономической трансформации, тяжелейшей проблемой, с которой пришлось столкнуться Чехословакии в начале 1990-х гг., стала растущая безработица среди людей, занятых в первую очередь в тяжелой и горной промышленности. Наблюдалось быстрое падение ВВП. Если в 1987 г., накануне «бархатной» революции, темпы роста ВВП составляли 100 %, то в 1989 г. – 98,3 %, а в 1990 г. – 89,8 %. К примеру, темпы роста ВВП в ближайшей соседке – Германии в том же 1990 г. составляли 126,6 %. Темпы роста экспорта Чехословакии в 1987 г. были на уровне 123,6 %, в 1989 г. – 72,2%, а в 1990 г. - -117,2 %. Такое падение экспорта Чехословацкой продукции наблюдалось только в годы кризисных явлений во второй половине 1970-х гг. Даже в Польше процент экспорта был почти в 10 раз выше, а в Германии – в 20 раз выше.
На фоне экономических проблем обострился национальный вопрос, что нашло отражение и в изменении названия государства — Чешская и Словацкая федеративная республика (либо Чехо-Словакия). В конце лета и осенью 1990 г. проходили переговоры между представителями Чехии и Словакии, закончившиеся подписанием конституционного акта о передаче основных полномочий республикам.
В марте 1991 г. ОПН раскололась, а наиболее многочисленная из отколовшихся групп оформилась в Движение за демократическую Словакию (ДЗДС). Вскоре произошел раскол в рядах ГФ с образованием трех группировок, в том числе Гражданской демократической партии (ГДП).
В июне 1991 г. переговоры по национальному вопросу между лидерами Чехии и Словакии возобновились. Теперь стали проявляться глубокие различия во взглядах Чешской и Словацкой Республик на принципы дальнейшего сосуществования в рамках единого государства. В 1991—1992 гг. к исторически традиционным взаимным претензиям добавились разногласия по поводу темпов и методов осуществления экономических реформ. На парламентских выборах 1992 г. победу в Чехии одержала выделившаяся из ГФ Гражданская демократическая партия (ГДП) в союзе с христианскими демократами, которые предложили курс проведения радикальных экономических реформ. В Словакии на выборах победило Движение за демократическую Словакию (ДЗДС), которое выступало за независимость Словакии и проведение социально направленных экономических реформ.
Тревожным симптомом в плане усиления дезинтеграции стала процедура переизбрания В. Гавела на пост президента Чехословацкой федерации 3 июля 1992 г. Оно было заблокировано в ФС ЧСФР словацкими депутатами, а 20 июля 1992 г. президент подал в отставку. Это означало, что после парламентских выборов 1992 г. главные политические силы в обществе были уже не в состоянии договориться о функциональной модели федерации. Через два дня после ухода В.Гавела с поста президента на состоявшемся в Братиславе 22 — 23 июля пятом раунде переговоров, которые велись В.Клаусом и В. Мечьяром в течение всего 1992 г., было заявлено, что стороны ведут переговоры о контролируемом, мирном и легитимном разделе федерации на два государства. Здесь же принято решение разработать и представить Федеральному собранию законопроект о прекращении существования федерации. До 30 сентября надлежало принять закон об определении механизмов раздела общей собственности.
В этом процессе в качестве инициаторов «развода» выступали две правящие партии, воспользовавшиеся властными рычагами не без некоторого превышения полномочий. Действия и ГДП, и ДЗДС способствовали общей дестабилизации государства. Шестой раунд переговоров проведен 26 августа в Брно. Председателем СНС был тогда И. Гашпарович, а премьер-министром словацкого правительства - В. Мечьяр.
До отставки В. Гавела с поста президента в июле 1992 г. 80 % населения двух республик отдавали предпочтение единому государству. Но уже после выборов, не желая распада, граждане все же считали его неизбежным. После того, как словацкие депутаты дважды заблокировали переизбрание В. Гавела на пост президента, после провозглашения суверенитета Словакии произошел рост числа считавших распад ЧСФР неизбежным: в октябре 1991 г. — 51% в Чехии и 37% в Словакии. В ноябре эти цифры составили соответственно 50% и 40%.
Переходный период от тоталитаризма к демократии достаточно быстро развеял иллюзии относительно безболезненного переустройства общества, продемонстрировал гораздо большие, чем можно было представить, разрушительные последствия демократических реформ. В октябре ФС ЧСФР передало большую часть государственных полномочий республикам, а 25 ноября 1992 г. Федеральное собрание с перевесом в три голоса приняло Закон о прекращении существования чехословацкой федерации. В полночь 31 декабря 1992 г. ЧСФР прекратила свое существование, а ее государствами-преемниками с 1 января 1993 г. стали Чешская Республика (ЧР) и Словацкая Республика (СР).
Распад Чехословакии на два новых государства. Победа новых политических сил привела к кардинальным политическим переменам. Федеральное собрание 29 марта 1990 г. отменило старое название страны - Чехословацкая Социалистическая Республика; в апреле оно было заменено новым названием —Чешская и Словацкая Федеративная Республика (ЧСФР). В июне 1990 г. прошли первые демократические выборы в Федеральное собрание, в ноябре 1990 г. -- в местные советы.
В предвыборный период «Гражданский форум» и ОПН трансформировались в движения, объединившие беспартийных граждан и мелкие партии. Возрожденные партии, вновь возникшие, а также союзнические партии периода социализма начали борьбу на конкурентной основе. В Чехии победу одержал «Гражданский форум» (ГФ), а в Словакии - «Общественность против насилия» (ОПН), которые сформировали правительственный кабинет во главе с В. Клаусом. Президентом страны 20 июня 1990 г. был избран В. Гавел. Председателем ЦК КПЧ в то время был Л. Адамец. В целом КПЧ прекратила свое существование в конце 1992 г. с распадом Чехословакии на два государства.
Перед правительством В. Клауса стояла задача разработки и принятия новых социально-экономических реформ. В мае 1990 г. в Чехословакии вступил в силу закон о частном предпринимательстве. Закон о реституции, принятый осенью 1990 г., положил начало «малой приватизации», которая в дальнейшем переросла в «большую». Одним из важнейших шагов стала либерализация цен. Закон о ценах, вступивший в силу в январе 1991 г., закрепил возможность маневрирования в регулировании цен. В результате цены на промышленные товары и продовольствие резко выросли, но полки магазинов наполнились товарами разнообразного ассортимента и высокого качества. Валютный закон 1991 г. одновременно с введением внутренней конвертируемости кроны установил жесткий валютный режим. Повысилась конкурентоспособность чехословацкого экспорта.
С июня 1990 г. началось проведение реформы системы образования с последовательной ее деидеологизацией. Только частные и церковные школы получили право вести обучение с определенных идеологических позиций. В университетах возобновили работу богословские факультеты. Наука и культура освободились от идеологических догм, но перед ними встали финансовые проблемы. В условиях жесткой экономии государство отказалось по-прежнему финансировать культуру, науку, образование и здравоохранение. Власти стали оказывать лишь необходимую с ее точки зрения финансовую поддержку, предоставив право учреждениям науки и культуры самостоятельного хозяйствования и использования дополнительных источников финансирования.
Чехословацкое население получило возможность свободно знакомиться с произведениями писателей, кинорежиссеров, драматургов и художников, которые были запрещены при коммунистическом режиме. Началась переоценка творчества так называемых «официальных» литераторов и деятелей искусства. Возник Совет по защите культуры, который взялся за подготовку закона о культуре, призванного защитить духовные ценности от коммертизации. Предпринимались шаги по улучшению экологической ситуации, разработана программа по защите окружающей среды –«Радужная книга», центральной идеей которой стал отказ от прибыли в пользу чистой окружающей среды.
Оборотной стороной экономической трансформации, тяжелейшей проблемой, с которой пришлось столкнуться Чехословакии в начале 1990-х гг., стала растущая безработица среди людей, занятых в первую очередь в тяжелой и горной промышленности. Наблюдалось быстрое падение ВВП. Если в 1987 г., накануне «бархатной» революции, темпы роста ВВП составляли 100 %, то в 1989 г. – 98,3 %, а в 1990 г. – 89,8 %. К примеру, темпы роста ВВП в ближайшей соседке – Германии в том же 1990 г. составляли 126,6 %. Темпы роста экспорта Чехословакии в 1987 г. были на уровне 123,6 %, в 1989 г. – 72,2%, а в 1990 г. - -117,2 %. Такое падение экспорта Чехословацкой продукции наблюдалось только в годы кризисных явлений во второй половине 1970-х гг. Даже в Польше процент экспорта был почти в 10 раз выше, а в Германии – в 20 раз выше.
На фоне экономических проблем обострился национальный вопрос, что нашло отражение и в изменении названия государства — Чешская и Словацкая федеративная республика (либо Чехо-Словакия). В конце лета и осенью 1990 г. проходили переговоры между представителями Чехии и Словакии, закончившиеся подписанием конституционного акта о передаче основных полномочий республикам.
В марте 1991 г. ОПН раскололась, а наиболее многочисленная из отколовшихся групп оформилась в Движение за демократическую Словакию (ДЗДС). Вскоре произошел раскол в рядах ГФ с образованием трех группировок, в том числе Гражданской демократической партии (ГДП).
В июне 1991 г. переговоры по национальному вопросу между лидерами Чехии и Словакии возобновились. Теперь стали проявляться глубокие различия во взглядах Чешской и Словацкой Республик на принципы дальнейшего сосуществования в рамках единого государства. В 1991—1992 гг. к исторически традиционным взаимным претензиям добавились разногласия по поводу темпов и методов осуществления экономических реформ. На парламентских выборах 1992 г. победу в Чехии одержала выделившаяся из ГФ Гражданская демократическая партия (ГДП) в союзе с христианскими демократами, которые предложили курс проведения радикальных экономических реформ. В Словакии на выборах победило Движение за демократическую Словакию (ДЗДС), которое выступало за независимость Словакии и проведение социально направленных экономических реформ.
Тревожным симптомом в плане усиления дезинтеграции стала процедура переизбрания В. Гавела на пост президента Чехословацкой федерации 3 июля 1992 г. Оно было заблокировано в ФС ЧСФР словацкими депутатами, а 20 июля 1992 г. президент подал в отставку. Это означало, что после парламентских выборов 1992 г. главные политические силы в обществе были уже не в состоянии договориться о функциональной модели федерации. Через два дня после ухода В.Гавела с поста президента на состоявшемся в Братиславе 22 — 23 июля пятом раунде переговоров, которые велись В.Клаусом и В. Мечьяром в течение всего 1992 г., было заявлено, что стороны ведут переговоры о контролируемом, мирном и легитимном разделе федерации на два государства. Здесь же принято решение разработать и представить Федеральному собранию законопроект о прекращении существования федерации. До 30 сентября надлежало принять закон об определении механизмов раздела общей собственности.
В этом процессе в качестве инициаторов «развода» выступали две правящие партии, воспользовавшиеся властными рычагами не без некоторого превышения полномочий. Действия и ГДП, и ДЗДС способствовали общей дестабилизации государства. Шестой раунд переговоров проведен 26 августа в Брно. Председателем СНС был тогда И. Гашпарович, а премьер-министром словацкого правительства - В. Мечьяр.
До отставки В. Гавела с поста президента в июле 1992 г. 80 % населения двух республик отдавали предпочтение единому государству. Но уже после выборов, не желая распада, граждане все же считали его неизбежным. После того, как словацкие депутаты дважды заблокировали переизбрание В. Гавела на пост президента, после провозглашения суверенитета Словакии произошел рост числа считавших распад ЧСФР неизбежным: в октябре 1991 г. — 51% в Чехии и 37% в Словакии. В ноябре эти цифры составили соответственно 50% и 40%.
Переходный период от тоталитаризма к демократии достаточно быстро развеял иллюзии относительно безболезненного переустройства общества, продемонстрировал гораздо большие, чем можно было представить, разрушительные последствия демократических реформ. В октябре ФС ЧСФР передало большую часть государственных полномочий республикам, а 25 ноября 1992 г. Федеральное собрание с перевесом в три голоса приняло Закон о прекращении существования чехословацкой федерации. В полночь 31 декабря 1992 г. ЧСФР прекратила свое существование, а ее государствами-преемниками с 1 января 1993 г. стали Чешская Республика (ЧР) и Словацкая Республика (СР).
Чешская Республика на рубеже XX - XXI вв.
Доказательством преемственности Чешской Республикой политического курса, принятого после 1989 г., стало избрание первым президентом Чешской республики В. Гавела и его повторное избрание в 1998 г. В 1993 г. была принята новая Конституция ЧР, которая определила страну как демократическое правовое государство.
Внутриполитическое положение. В январе 1993 г., ООН приняла Чешскую Республику и Словацкую Республику в свои ряды в качестве независимых государств без голосования. В 1993 г. Чехия также заявила о намерении в перспективе вступить в ЕС.
Образовавшееся 1 января 1993 г. новое государство получило в наследство от Чехо-Словацкой Федеративной Республики парламент, избранный в июне 1992 г. После выборов гражданские демократы (ГДП) сформировали коалицию с Народной партией и Гражданским демократическим альянсом (ГАД), в результате чего в Национальном совете ЧР возникло правоцентристское большинство.
В период между выборами 1992 и 1996 гг. правительство Клауса располагало исключительной свободой политического маневра, которую использовало для подрыва позиций своих оппонентов. В 1995 г. прошло большинство партийных съездов, на которых решались вопросы дальнейшего политического развития страны. Правящая ГДП приняла «Политическую программу» действий. В. Клауса полагал, что политическая система страны более не нуждается в дополнениях и каждый гражданин должен совершенствоваться сам. Однако данные опросов общественного мнения говорили о том, что большая часть населения Чехии (51%) была недовольна положением дел в стране.
ГДП ориентировалась на предпринимательскую элиту, молодежь, средние и зажиточные слои городского населения, значительную часть интеллигенции. Коалиция Христианско-демократический союз - Чешская народная партия (ХДС — ЧНП) традиционно опиралась на католическое население сел и небольших городов, в основном в Моравии. Коммунисты пользовались популярностью у пенсионеров, части рабочих, других лиц наемного труда, особенно в социально неблагополучных промышленных районах. Чешскую социал-демократическую партию (ЧСДП) поддерживала та часть рабочих и служащих, которая считала необходимым усиление социального акцента реформ, но не желала следовать за коммунистами. Основной политический конфликт в обществе связан с экономикой, ролью в ней государства, социальным неравенством, что было связано в первую очередь с отрицательными результатами периода трансформации первой половины 1990-х гг. Поэтому ядром сил, оппозиционных правящей правой коалиции, были социал-демократы. Что касается Коммунистической партии Чехии и Моравии (КПЧМ), то она в 1990-е гг. ввиду отказа от осуждения режима, правившего в ЧССР, оказалась в изоляции на политической арене, без возможности вступить в какую либо коалицию, хотя рейтинг партии никогда не опускался ниже 9— 12 %.
На очередных выборах в нижнюю палату парламента ЧР, состоявшихся в июне 1996 г., правым партиям удалось вновь одержать победу. ГДП получила 29,62 % голосов, а за ХДС—ЧНП проголосовали немногим более 8 % избирателей. Левые были вынуждены довольствоваться ролью оппозиции. Таким образом, в Чешской Республике в середине 90-х годов XX в. власть не перешла в руки левых и левоцентристских сил, как это случилось, например, в Польше.
Неблагоприятные тенденции социально-экономического развития Чехии, которые начали проявляться в 1997в связи с финансовым кризисом, повлияли на рост противоречий между членами правоцентристской коалиции. Экономический спад, череда скандалов, связанных с разворовыванием приватизированных предприятий и финансовыми аферами, подозрения в коррумпированности ряда государственных чиновников высокого ранга -- все это вело к постепенному падению популярности партий правящей коалиции. Правительственный курс во второй половине десятилетия более не оправдывал себя, начались внутрикоалиционные распри. Межпартийная борьба привела к распаду правоцентристского блока осенью 1997г. Весной 1998 г. социал-демократы в своей политической программе сделали упор на необходимость корректировки социальной политики.
В результате парламентских выборов 1998 г. к власти пришла представительница левых сил Чешская социал-демократическая партия. Новый правительственный кабинет возглавил М. Земан. В. Гавел снова победил на президентских выборах в 1998. Сократилось количества парламентских партий. Реструктуризация политических сил в ЧР фактически завершилась. На левом фланге закрепила свое доминирующее положение социал-демократия, на правом -- в результате раскола прежней ГДП возникли две партии либерально-консервативного направления. Наиболее крупная из них -- «обновленная» ГДП -- отстояла свои позиции и политическое влияние. Коалиция ХДС—ЧНП сохранила положение наиболее популярной и четко оформленной центристской партии. Для создания нового правительственного большинства в июле 1998 г. было подписано политическое соглашение между руководством Чешской социал-демократической партии (ЧСДП) и Гражданской демократической партии (ГДП).
Оказавшиеся в оппозиции христианские демократы, Союз свободы, Гражданский демократический альянс и Демократический союз договорились в сентябре 1999 г. о совместной политической стратегии, составив коалицию четырех партий, а в сентябре 2000г. подписали «Святовацлавское» соглашение о совместных действиях. Члены «коалиции четырех» обязались выставить единый список кандидатов на выборах в сенат в 2000 г. и Палату депутатов в 2002 г.
Для укрепления своих позиций и повышения рейтинга популярности у населения 26 января 2000 г. руководители ЧСДП и ГДП подписали «патент взаимной поддержки», состоявший из совместного заявления обеих партий и пяти соглашений по наиболее важным вопросам. В результате июньских 2002 г. выборов в нижнюю палату парламента было составлено коалиционное левоцентристское правительство.
Срок полномочий первого президента ЧР В. Гавела истек 2 февраля 2003 г. В третьем туре 28 февраля В. Клаус получил большинство голосов и стал президентом Чешской Республики. В. Клаус выступал за взвешенную внешнюю политику, опасался растворения культурной самобытности Чехии в составе Евросоюза, поэтому был сдержан во время вступления Чехии в ЕС. На парламентских выборах 2006 г. победу одержали демократы, правительство возглавил М. Тополянек (представитель ГДП). Представители социал-демократов, бывшие премъер-министры -- М. Земан (1998 – 2002), В. Шпидла (2002 –2004), С. Гросс (2004 --2005), И. Пароубек (2005 – 2006) – вынуждены были довольствоваться положением оппозиции.
В феврале 2008 г. В. Клаус переизбран на второй пятилетний президентский срок, победив американского экономиста чешского происхождения Я. Свейнара. С 2009 по 2010 г. премьер-министром Чешской республики являлся Я.Фишера, а с 2010г. - П. Нечас, представитель победившей ГДА. В январе 2013 г. в результате общенационального голосования президентом страны избран М. Земан.
Развитие экономики.После революционных событий осени 1989 г. Чехия унаследовала бывшую структуру экономики, которая в новых условиях оказалась энергетически неэффективной, неэкологичной, устаревшей и неадекватной с отраслевой точки зрения. Непропорционально большую долю занимала черная металлургия на привозном сырье, тяжелое машиностроение и военная промышленность. Ассортимент производимых товаров значительно превышал объективные возможности страны, что вело к мелкосерийности производства и снижению его эффективности. Внешняя торговля подчинялась директивам СЭВ, ориентировалась на нужды СССР и, по сравнению с развитыми странами, была незначительной.
В 1990 -1992 гг. еще до распада ЧСФР была произведена отмена централизованного регулирования большинства оптовых и розничных цен, введение свободы частного предпринимательства, ликвидация государственной монополии внешней торговли. В 1990-е гг. начались изменения отношений собственности — были проведены малая и большая приватизация, а также реституция национализированной во второй половине 1940-х гг. собственности. В результате доля государства в ВВП с 97 % сократилась до 20 %. Однако нерешенными оставались проблемы капиталовложений, взаимной задолженности предприятий. В промышленной сфере требовалась значительная модернизация и перестройка.
Открытие страны притоку иностранного капитала вызвало прилив зарубежных инвестиций, по уровню которых на душу населения страна стала лидером не только в Центральной и Восточной Европе, но и в международном масштабе. Это помогло в относительно короткий срок осуществить реструктуризацию и модернизацию промышленности, развитие необходимой технической и вспомогательной инфраструктуры. В 1995 г. иностранные инвестиции составили семь млрд долларов. Тесное сотрудничество развивалось с крупными зарубежными фирмами, такими как «Нестле», «Фольксваген», «Рено» и др.
Следствием перемен явилась переориентация экономики с СССР на Западную Европу. В 1995 г. Чехия первой среди всех бывших социалистической стран была принята в Организацию экономического сотрудничества и развития.
Основные системные преобразования были осуществлены в период нахождения у власти партий правоцентристской ориентации, что обеспечило единство и последовательность курса экономической и политической трансформации. Во внутренней политике коалиционное правительство Клауса проводило прагматический курс. Однако некоторые из преобразований, например, закон 1993 г. о противозаконности коммунистического режима и сопротивлении ему, а также закон о люстрациях, коснулись бывших партийных функционеров. А эти шаги вызвали некоторую напряженность среди политической элиты страны. Закон 1996 г. изменил концепцию управления, затронув экономический блок и сократив численность правительственного кабинета, способствовал более рациональному и эффективному функционированию центральных органов управления.
Стратегия чешской экономической реформы базировалась на жесткой денежно-кредитной политике, либерализации цен, внешней торговли и валютной политики, быстрой массовой приватизации, создании правовой базы рыночной экономики. Первоначально реформы привели к спаду ВВП (в 1993 г.на 21 %), однако уже с 1994 г. наблюдался его постепенный прирост: 1994 г. – на 2,6 %, 1995 г. – более 4 %. Но и в 1996 г. ВВП составлял 90 % от уровня 1989 г.
Экономические реформы привели к возникновению социальных проблем, что вызывало резкое недовольство населения, забастовки и демонстрации протеста. В стране развивалась инфляция, росла безработица. Однако даже в те тяжелые годы безработица составляла всего 3 %. Реальная заработная плата в 1990 – 1994 гг. уменьшилась на 18 %, начался усиленный процесс поляризация доходов отдельных социальных групп. Вместе с тем инфляция в 1993 г. не превышала 19 %, а к середине 90-х снизилась до 10 %.
Чешская крона стала внутренне конвертируемой, ее курс стабилизировался. В отличие от всех остальных постсоциалистических стран Чехии удалось избежать гиперинфляции и резких девальваций национальной валюты. После некоторого ослабления кроны в конце 90-х гг. в связи с финансовым кризисом в 1997 г. в первые годы XXI века ее курс относительно главных мировых валют заметно вырос. Результатом этого финансового кризиса стал и рост иностранной задолженности, а также скачок безработицы.
Кризис 1997 г., когда были исчерпаны преимущества чешской экономики, связанные в первую очередь с низкой стоимостью рабочей силы, вызвал необходимость определения новой стратегии денежно-кредитной политики. В результате в апреле 1997 г. была принята программа «Коррекция экономической политики и другие трансформационные шаги». Реализация этой программы привела к тому, что объем экспорта на душу населения Чехии был самым высоким после Словении. Уровень инфляции в 2000 г. составил 3,9 %, а благодаря комплексной системе социальной защиты уровень безработицы в 1999 г. не превышал уровня 9,4 %.
Чехия -- одна из наиболее индустриально развитых стран в Центральной и Юго-Восточной Европе. ВВП в 2000 г. составил 95,5 % к уровню 1989 г. В начале XXI в. стал наблюдаться экономический рост в промышленности, торговле, строительстве и сфере услуг. В 2002-2003 гг. экономический рост составил 4,4 % , а ВВП -- ;; % от ВВП стран ЕС. Однако в первые годы нового столетия существовал внутренний и внешний долг, доля убыточных предприятий в 2000 г. составляла одну треть. Не была создана база для стабильного роста производительности труда.
После вступления Чешской Республики в мае 2004 г. в состав ЕС экономический рост Чехии заметно ускорился и достиг 6 - 7 % в год. Чехия является одним из лидеров Европы по производству автомобилей на душу населения, уступая лишь Словакии. Так, в 2007 г. было произведено 962 881 автомобилей всех категорий, а в 2009 г. -- 975 111 автомобилей, что составило рост относительно 2008 года на 2,85 %. Наибольшую долю имеют легковые автомобили, рост их производства составил 3,2 %.
В Чешской республике в 2008 г. действовало шесть атомных реакторов, которые суммарно вырабатывали 31 % от всей производимой электроэнергии в стране. Доля электроэнергии производимой из возобновляемых источников составила 4 %. Около четверти электроэнергии было произведено с помощью ветряных электростанций. Чешская республика - одно из немногих государств Европы, которое является чистым экспортёром электроэнергии наравне с Францией и Германией. Например, в 2008 году было экспортировано 11,5 тераватт-часов.
Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, тяжело отразился на экономике Чехии, правительство которой было вынуждено взять стабилизационный кредит Международного валютного фонда (МВФ) на сумму в 25 миллиардов долларов. Падение ВВП в 2009 г. составило 5 %. За период с января по август 2009 г. объем чешского экспорта сократился на 18 %, а импорта – на 20,5 %.
Последствия кризиса тяжело сказались на социальном положении населения. Весной 2009 г. в разгар кризиса сокращений на рабочих местах боялось более 60% чехов, что на 10 % больше, чем в 2008 г. Поэтому правительство Чехии в 2009г. одобрило проект плана по стимулированию национальной экономики. В соответствии с ним, на борьбу с экономической рецессией правительство выделило 2,44 млрд евро. Проект предусматривает снижение налогов, инвестиции в инфраструктуру и экологию, а также кредиты автопроизводителям и малому бизнесу.
Не смотря на кризис в Чехии ВВП на душу населения составляет 82% от среднего показателя по Евросоюзу. Все-таки инфляция в 2010 г. выросла по сравнению с 2009 г. на 1,5 %, дефицит госбюджета в 2012 г. составил 3,8 млрд. долл, чего ранее не наблюдалось даже в самое тяжело время начала 1990-х гг. Вопреки правительственным заверениям о поддержке конкурентоспособности малых и средних предприятий, многие фирмы в 2011-1012 гг. разорились. Так, за первый квартал 2012 г. количество банкротств достигло 45 % от показателя за 2011 г. В 2012 г. рост потребительских цен составил 3,2 % по сравнению с 2011г.
В последнее время экономическая ситуация в ЧР улучшается. Доля промышленности в ВВП в 2011- 2012 гг. стала расти и достигла 38 %, что является достаточно редким явлением даже среди развитых стран. Черная металлургия и военная промышленность потеряли свое значение за счет автомобильной и электротехнической промышленности, благодаря развитию которых с 2004 г. Чехия имеет положительное сальдо внешнеторгового баланса, несмотря на быстрый рост цен на импортируемые энергоносители (нефть и газ). Горнодобывающая промышленность незначительна и продолжает уменьшаться.
Чешская Республика вкладывает все больше средств в развитие технологий. В 2012 г. зарегистрировано 142 компании, работающих в этой сфере, причем еще в 2008 г. их было вдвое меньше. Большой вклад в развитие нанотехнологий в стране и за рубежом вносит Либерецкий технический университет.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что промышленность Чешской Республики идет по пути развития, а это позволяет сделать вывод, что в скором времени это государство достигнет уровня западноевропейских стран.
Развитие сельского хозяйства.У чешского сельского хозяйства есть давняя традиция. Благодаря климатическим условиям, в стране выращивают много видов овощей, фруктов и домашнего скота. Зона наиболее развитого сельского хозяйства охватывает центральную Чехию, центральную Моравию. Среди традиционных аграрных продуктов сельскохозяйственного производства можно выделить зерно, картофель, сахарную свеклу, виноград (столовые и винные сорта), фрукты. Области выращивания столового винограда включают 5 414 га, а производственные виноградники распространяются на 12 697 га, преимущественно в Южной Моравии, где самые лучшие климатические условия для этого вида продукта.
Сельскохозяйственное производство в начале 1990-х годов сократилось как из-за уменьшения спроса на эту продукцию за рубежом, так и вследствие увеличения импорта продуктов питания. Приватизация сельскохозяйственных земель шла медленно, что способствовало уменьшению объема производства продукции сельского хозяйства. К 1997г. три четверти сельхозкооперативов по решению их членов были преобразованы в кооперативы земельных собственников; фермерство развивалось незначительно. Пахотная земля составляла в конце 1990-х годов 39,2 %. В 1996г. она сократилась на 4 % по сравнению с 1990 г., произошло значительное уменьшение продукции животноводства. В середине 1998 г. в сельском хозяйстве было занято 198 тыс. человек, а это на 3,4 % меньше, чем в 1997 г.
В 2011 г. производство зерна в Чехии выросло на 20 % (8,2 млн. тонн) и достигло рекордно высокой урожайности. Другие традиционные зерновые культуры включают ячмень, рожь и овес. Сахарная свекла, которая используется главным образом для сахарного производства, также выращивается в Чешской республике. В 2006 г. было собрано более чем 2.9 млн т сахарной свеклы. Традиционный урожай фруктов обычно состоит из различных видов яблок, груш, слив и вишен. Хорошо развито в Чехии и животноводство. Чехия - крупнейший производитель пива.
Удельный вес сельского хозяйства и лесной промышленности в ВВП Чехии равен 4%, занято 5,5% населения. Это развитая отрасль с высоким уровнем автоматизации и механизации. Полностью обеспечиваются потребности страны в продукции земледелия и животноводства, а также экспорт продовольствия в страны ЕС (37 %), Словакию (23 %) и страны СНГ (14 %). В сельском хозяйстве сохраняется значение общественного сектора, который продолжает существовать в качестве кооперативов земельных собственников.
Сельское хозяйство Чехии хорошо развито благодаря очень высокому уровню механизации и автоматизации. Но проблема нежелания молодежи жить в сельской местности затронула и эту страну. Если правительство Чехии не сможет вовремя предпринять необходимые меры, то вполне возможно развитие событий, при которых стране придется закупать продовольствие за рубежом.
Внешнеполитические приоритеты Чехии. Внешнеполитический курс Чешской Республики направлен на «возвращение в Европу». Чехия добилась международного признания, став членом ООН и Совета Европы. Страна была принята в НАТО в 1999 г. В июне 2000 г. был принят закон о применении международных санкций по сохранению мира и безопасности.
Чешскому президенту В. Гавелу принадлежала идея регионального партнерства Чехии, Словаки, Польши и Венгрии, образовавших Вышеградскую группу. Сейчас Вышеградская четвёрка реализует идею создания военного блока под командованием Польши, который к 2016 г. должен превратиться в военно-политический механизм с формально отдельными от НАТО полномочиями.
В апреле 2003 г. Евросоюз принял решение о вступлении Чешской республики в его члены. В ходе проведенного в июне 2003 г. референдума большинство чехов высказались за вступление страны в ЕС, что и произошло 1 мая 2004 г. Для ЧР ключевое значение имеет повышение политического веса объединённой Европы и её возможности оказывать влияние на мировую политику. Поэтому Чехия считает целесообразным сосредоточиться на многосторонней дипломатии для укрепления своих позиций в регионе. ЧР стремится играть более активную роль и включиться в политику Европейского Союза на Западных Балканах, в Восточной Европе, а т<