Тема 1. Предмет и метод экономической науки.

Вопросы:

1. Предмет Экономика

2. Методы экономического исследования.

3. Экономический выбор людей.

4. Основные части Экономической теории.

Начиная изучение курса основ экономической теории, следует установить, что является предметом ее исследования. При этом важно обратить внимание на два момента: 1) экономическая теория – это общественная (гуманитарная) наука; 2) она формулирует общие закономерности функционирования рыночного механизма. Определяя предмет экономической науки, следует остановиться на ее основообразующих понятиях: редкость, экономический выбор и эффективность. Разберитесь с определениями и соотношением таких понятий как: потребность, благо, производственные ресурсы. Обратите внимание на то, что потребности являются побудительным мотивом экономической деятельности. Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами. Экономические блага делятся на вещи и услуги. Они создаются в процессе производства. Для их производства используются экономические ресурсы. Уясните сущность основных видов экономических ресурсов, необходимых для производства экономических благ (труд, земля, капитал, предпринимательская способность).

Любая теория есть систематизация информации – факторов, символов или умозрений. Теории отличаются друг от друга тем, что они изучают и как они исследуют свой объект. Изучая второй вопрос, обратите внимание на общенаучные методы исследования (системный подход, метод научной абстракции, индукция и дедукция, анализ и синтез, количественные и качественные оценки), которые используются и экономической наукой, и на такой метод, как экономическая модель как основной метод экономического исследования. Выясните свойства и виды моделей. Разберитесь с тем как в процессе экономического моделирования происходит формулировка экономических законов.

Из предмета экономической теории вытекает основная проблема, которую она призвана решать – проблема экономического выбора людей. Данная проблема состоит в эффективном использовании ограниченных экономических ресурсов для производства экономических благ, удовлетворяющих неограниченные потребности людей, в выборе альтернатив использования экономических ресурсов и поиске эффективного их сочетания. Изучая вопрос экономического выбора людей, обратите внимание на следующие основные проблемы, которые решают экономические субъекты, осуществляющие экономический выбор: что следует производить, как производить и для кого производить. Инструментом анализа для решения проблемы «что производить» служит альтернативная стоимость и альтернативные издержки. Разберитесь с данными понятиями.

Уровень эффективности экономики, оптимальность избранной структуры производства и величину альтернативных издержек производства двух товаров (один из которых символизирует предметы потребления, а другой средства производства) удается исследовать при помощи экономической модели, которая называется кривая производственных возможностей. Следует уяснить, что представляет собой данная модель, определить основные допущения при ее построении и как с помощью кривой производственных возможностей раскрывается сущность альтернативных издержек.

Изучение и анализ предшествующих вопросов позволяет сделать вывод, что “Экономическая теория”, как теоретическая основа учебного курса, является, во-первых, наукой о богатстве, о вариантах использования ограниченных экономических ресурсов и о выборе наиболее рационального из них, а во-вторых, наукой об экономическом поведении людей, о мотивах их выбора. В ходе развития “экономикс” распалась на две связанные друг с другом части: микро- и макроэкономику. Разделительной чертой между ними стало выделение разных типов субъектов, осуществляющих экономический выбор. Определитесь с тем, что находится в сфере изучения микроэкономикой, а что – макроэкономикой. Основная функция экономической теории - это объяснение происходящих экономических процессов и выработка прогноза. В связи с этим она имеет две взаимосвязанные части: позитивная экономика и нормативная экономика. Выясните что такое позитивная экономика и чем она отличается от нормативной экономики.

План семинарского занятия:

1. Проблема безграничности потребностей и ограниченности ресурсов в экономической жизни общества.

а) потребности людей и средства их удовлетворения;

б) виды экономических ресурсов;

2. Методы экономического исследования:

а) системный подход, научная абстракция;

б) экономическая модель;

в) модель экономического человека.

3. Проблема экономического выбора. Альтернативная стоимость и кривая производственных возможностей.

а) экономический выбор как способ решения проблемы ограниченности ресурсов;

б) эффективность экономического выбора и проблема ее оценки; альтернативная стоимость выбора;

в) краткосрочный и долговременный аспекты выбора, производительность труда, инвестиции;

г) кривая производственных возможностей как модель экономического выбора.

4. Экономическая теория:

а) предмет "Экономикс";

б) микроэкономика и макроэкономика;

в) позитивная и нормативная экономика.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гребнев Л.С.‚ Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник для студентов высш. уч. завед.‚ обучающихся по неэкономическим специальностям и направлениям. – М.: Вита – Пресс‚ 2000. - Гл. 1. - С.19 – 28; Гл.3. - С.102- 131.

2. Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель. - С.-Пб., 1992. - Гл.1.- С.7-14;21-29.

3. Курс экономической теории: Учебник. – 4-е дополненное и переработанное издание / Под общ. ред. проф. Чепурина М.Н.‚ проф. Киселевой Е.А. – Киров: "АСА"‚ 1999 г. – Гл.1. - С.27; Гл.3.

4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. В 2 т. / Пер. с англ.11-го изд. - М.: Республика‚ 1992. - Т.1. – Гл.1, 2.

5. Самуэльсон П. Э.‚ Нордхаус В. Д. Экономика / Пер. с англ. - М.: Изд.дом "Вильямс"‚ 2000. – Гл.1.

6. Фишер С.‚ Дорнбуш Р.‚ Шмалензи Р. Экономка / Пер. с англ. со 2- го изд. – М.: Дело‚1998. - Гл.1. - С.1 – 8; 12- 13; Гл.2. - С.23 – 25.

7. Экономика: Учебник. - 3-е изд.‚ перераб и доп. / Под ред. д-ра экон.наук проф. А.С.Булатова. - М.: Юристъ, 2002. – Введение. - Гл.2. - С.52-59‚ 62.

8. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д.Камаева. – 7-е изд.‚ перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС‚ 2001.- Гл.1; Гл.2. – С.23-36.

Самостоятельная работа 1.

1. Предполагается, что данная экономика производит только два товара: Аспирин и Ренгенаппарат. Считается, что все ресурсы полностью заняты в производстве обоих товаров. Таблица показывает альтернативные варианты выпуска товаров.

Товар A B C D E F
Аспирин‚ млн.шт
Ренгенаппарат‚шт.

а) Постройте кривую производственных возможностей общества. Если экономика находится в данный момент времени в точке‚ соответствующей производственной альтернативе С‚ то какова будет альтернативная стоимость производства дополнительного - третьего Ренгенаппарата?

б) Покажите на графике точку X (Ренгенаппаратов - 2, Аспирина ‑ 9). Как можно охарактеризовать состояние экономики в этой точке?

в) Покажите на графике точку Y (Ренгенаппаратов – 4, Аспирина ‑ 11). Как можно охарактеризовать состояние экономики в этой точке?

д) Введение новых технологий позволило при данных ресурсах увеличить максимально возможное количество выпускаемых Аспирин до 18. Покажите на графике изменение производственных возможностей данной экономики.

е) Рост рождаемости привел к увеличению численности занятых, возросли объемы используемых ресурсов. Покажите на графике изменение производственных возможностей данной экономики.

2. В парламенте страны обсуждались два варианта плана производства:

  Ренгенаппарат, шт. Аспирин ‚ млн.шт.
Вариант 1
Вариант 2

а) Каковы краткосрочные последствия принятия разных вариантов плана?

б) Каковы долговременные последствия принятия разных вариантов плана? Проиллюстрируйте графиком, показывающим изменение производственных возможностей экономики.

Практические задания и вопросы.

1. Приведите примеры, когда вода или воздух являются свободным благом, то есть их потребление не связано с затратами. Как вы думаете, что теоретически имеют в виду под термином “экономическое благо”? Могут ли вода и воздух быть экономическими благами?

2. Почему труд и предпринимательский талант рассматриваются как два разных вида экономических ресурсов‚ ведь предприниматель так же как маляр‚ учитель‚ продавец‚ затрачивает свой труд?

3. Ирина Васильева после окончания средней школы могла бы работать закройщицей на швейной фабрике‚ получая зарплату 800 руб. в месяц‚ серетарем-машинисткой с окладом 400 руб. или продавцом с месячным доходом 1000 руб. Однако Ирина решила стать студенткой и поступила в Кемеровскую Государственную Медицинскую Академию. Какова альтернативная стоимость ее выбора?

4. Укажите, какое из следующих утверждений относится к микроэкономике, а какое к макроэкономике:

а) уровень безработицы в США составлял в прошлом году 7 %;

б) Кемеровский молкомбинат уволил в прошлом месяце 15 рабочих;

в) внезапные холода сократили урожай цитрусовых и вызвали повышение цен на апельсины;

г) ВВП России, с поправкой на инфляцию, возрос в течении года на 2,5 %;

д) на прошлой неделе Сбербанк снизил процентную ставку на ссуды частным предприятиям на половину процентного пункта;

е) инфляция на прошлой неделе составила "минус" 0.1%.

Тестовые задания

1. Экономическое благо отличается от неэкономического тем, что:
а) оно является материальным благом;
б) оно удовлетворяет существующие потребности людей;
в) оно имеется в ограниченном количестве;
г) верно все перечисленное выше.

2. В приведенном ниже перечне все относится к нематериальным благам, за исключением:
а) прием у врача;
б) снятие копии с текста;
в) репетиторство;
г) научные медицинские исследования.

3. Капитал как экономический ресурс - это:
а) все произведенные и накопленные человеком блага;
б) все произведенные человеком средства производства, используемые в производстве товаров и услуг и их доставке потребителю;
в) деньги, пускаемые в оборот;
г) верно все выше перечисленное.

4. Какая из перечисленных задач является основной для экономической системы:
а) определить технические условия производства;
б) ликвидировать инфляцию и безработицу;
в) установить справедливое общественное устройство;
г) скоординировать действия отдельных экономических субъектов.

5. Выберите наиболее полное и корректное определение предмета теоретической экономики:
а) экономика изучает деятельность, включающую производство и обмен товарами;
б) экономика изучает переменные величины, поведение которых воздействует на состояние народного хозяйства (цены, производство, занятость и т.д.);
в) экономика изучает, как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров в целях удовлетворения потребностей его членов;
г) экономика изучает деньги, банковскую систему, капитал.

6. Кривая производственных возможностей показывает:
а) точные количества двух товаров, которые хозяйство намерено производить;
б) лучшую из возможных комбинаций двух товаров;
в) альтернативную комбинацию товаров при наличии данного количества ресурсов;
г) время, когда вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства.

7. Точка, находящаяся внутри кривой производственных возможностей, характеризует:
а) эффективное использование имеющихся ресурсов;
б) неэффективное использование имеющихся ресурсов;
в) недостижима при имеющихся технологии и объеме ресурсов;
г) эффективное, но несправедливое распределение экономических ресурсов.

8. Экономическая модель не является:
а) идеальным типом экономики или политики, во имя которых мы должны работать;
б) инструментом для экономических прогнозов;
в) комплексом экономических принципов;
г) объяснением, как функционирует экономика и ее отдельные сектора.

9. Процесс фокусирования только на наиболее важных факторах для объяснения феномена или явления называется:
а) абстракция;
б) предельный анализ;
в) рациональный выбор;
г) контролируемый эксперимент.

10. “Человеку экономическому” характерны все ниже перечисленные черты, кроме:
а) он действует в интересах достижения коллективной цели;
б) ему характерно максимизирующее поведение (стремление добиться максимального результата);
в) он способен оценивать все возможные варианты использования ресурсов и предугадать последствия их реализации;
г) он - рационально действующий человек.

11. Позитивная экономическая теория изучает:
а) “что есть”;
б) положительные тенденции в экономическом развитии;
в) что должно быть;
г) оценочные суждения.

12. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:
а) экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов;
б) только экономическое поведение отдельных фирм;
в) отношения между отдельными представителями разных классов;
г) использование микрокомпьютеров в экономических исследованиях.

Наши рекомендации