Тема 1. Макроэкономика как составная часть
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
в г. Всеволожск
(Филиал РГГУ в г. ВСЕВОЛОЖСК)
Кафедра экономико-управленческих и правовых дисциплин
Макроэкономика
Учебно-методический комплекс
для бакалавриата по направлению 080200 Менеджмент
Профиль – Маркетинг
Всеволожск 2011
Макроэкономика
Учебно-методический комплекс
Составитель:
Канд.экон.наук Д.А. Каражакова
Ответственный редактор
Учебно-методический комплекс утвержден
на заседании кафедры ГиСЭД
протокол № от
Аннотация программы
Макроэкономика как одна из составных частей экономической теории является наукой о поведении экономики как единственного целого. Она изучает причины циклических колебаний и взаимосвязь динамики объемов производства, уровня инфляции и безработицы.
Макроэкономические факторы (такие, как уровень рыночной процентной ставки, инфляции, безработицы и тому подобное) влияют на решение домохозяйств о сбережении, инвестициях, потребительских расходах, что, в свою очередь, определяет величину и структуру совокупного спроса. Поэтому микро- и макроэкономические процессы тесно взаимоувязаны.
В отличие от микроэкономики, макроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины: валовой внутренний продукт (а не выпуск отдельной фирмы), средний уровень цен (а не цены на конкретные товары), рыночную процентную ставку (а не ставку процента отдельного банка), уровень инфляции, занятости, безработицы и тому подобное.
Цель дисциплины «Макроэкономика»- дополнение и расширение полученных знаний в области экономической науки, овладение современными методами макроэкономического анализа.
Общая трудоёмкость освоения дисциплины для студентов очной формы обучения составляет 2 зачётные единицы (72 часов), из них: 12 часов – лекции, 14 часов – семинарские занятия, 46 часа - самостоятельная работа.
Общая трудоёмкость освоения дисциплины для студентов заочной формы обучения составляет 3 зачётные единицы (108 часов), из них: 10 часов – лекции, 98 часов - самостоятельная работа.
Задачидисциплины «Макроэкономика»:
1. научить свободно ориентироваться в экономической политике государства;
2. вооружить обучаемых теоретическими экономическими знаниями;
3. дать понимание и возможность оценки деятельности Центрального банка;
4. привить знания, позволяющие самостоятельно анализировать деятельность государственных экономических структур и общественных институтов;
5. привить навыки, необходимые для разработки и принятия наиболее эффективных экономических решений как личной, профессиональной деятельности, так и на государственном уровне.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина входит в Блок 1 «Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Вариативная часть» учебного плана.
Требования к уровню освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-12, ПК-26, ПК-30.
В результате изучения дисциплины специалист должен знать:
1. знать основные макроэкономические цели и макроэкономические показатели;
2. уметь на их основе оценить уровень безработицы, инфляции;
3. понимать механизм денежного обращения;
4. осознавать необходимость формирования бездефицитного
5. государственного бюджета, оценить возможности государственного регулирования экономики;
6. уметь оценить действенность государственной фискальной политики;
7. при изучении макроэкономики специалист должен свободно оперировать экономическими понятиями, уметь обобщать и самостоятельно
Содержание программы учебной дисциплины:
1. Макроэкономика как составная часть экономической науки
2. Рыночный механизм макроэкономического равновесия
3. Цикличность развития рыночной экономики
4. Финансовый рынок как регулятор экономики
5. Денежно-кредитная система
6. Государственный бюджет
7. Мировой рынок и международная торговля
Пояснительная записка
Макроэкономика как одна из составных частей экономической теории является наукой о поведении экономики как единственного целого. Она изучает причины циклических колебаний и взаимосвязь динамики объемов производства, уровня инфляции и безработицы.
Макроэкономические факторы (такие, как уровень рыночной процентной ставки, инфляции, безработицы и тому подобное) влияют на решение домохозяйств о сбережении, инвестициях, потребительских расходах, что, в свою очередь, определяет величину и структуру совокупного спроса. Поэтому микро- и макроэкономические процессы тесно взаимоувязаны.
В отличие от микроэкономики, макроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины: валовой внутренний продукт (а не выпуск отдельной фирмы), средний уровень цен (а не цены на конкретные товары), рыночную процентную ставку (а не ставку процента отдельного банка), уровень инфляции, занятости, безработицы и тому подобное.
Цель дисциплины «Макроэкономика»- дополнение и расширение полученных знаний в области экономической науки, овладение современными методами макроэкономического анализа.
Общая трудоёмкость освоения дисциплины для студентов очной формы обучения составляет 2 зачётные единицы (72 часов), из них: 12 часов – лекции, 14 часов – семинарские занятия, 46 часа - самостоятельная работа.
Общая трудоёмкость освоения дисциплины для студентов заочной формы обучения составляет 3 зачётные единицы (108 часов), из них: 10 часов – лекции, 98 часов - самостоятельная работа.
Задачидисциплины «Макроэкономика»:
1. научить свободно ориентироваться в экономической политике государства;
2. вооружить обучаемых теоретическими экономическими знаниями;
3. дать понимание и возможность оценки деятельности Центрального банка;
4. привить знания, позволяющие самостоятельно анализировать деятельность государственных экономических структур и общественных институтов;
5. привить навыки, необходимые для разработки и принятия наиболее эффективных экономических решений как личной, профессиональной деятельности, так и на государственном уровне.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина входит в Блок 1 «Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Вариативная часть» учебного плана.
Требования к уровню освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-12, ПК-26, ПК-30.
В результате изучения дисциплины специалист должен знать:
1. знать основные макроэкономические цели и макроэкономические показатели;
2. уметь на их основе оценить уровень безработицы, инфляции;
3. понимать механизм денежного обращения;
4. осознавать необходимость формирования бездефицитного
5. государственного бюджета, оценить возможности государственного регулирования экономики;
6. уметь оценить действенность государственной фискальной политики;
7. при изучении макроэкономики специалист должен свободно оперировать экономическими понятиями, уметь обобщать и самостоятельно
Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов очной формы обучения
Вид учебной работы | Зачётные единицы | Всего часов | Семестры | |
Аудиторные занятия (всего) | ||||
В том числе: | ||||
Лекции (Л) | + | |||
Семинары (С) | + | |||
Самостоятельная работа (всего) | + | |||
В том числе: | ||||
Контрольная работа | ||||
Подготовка к лекционным занятиям | 0,5 | |||
Подготовка к семинарским занятиям | 0,5 | |||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | З | |||
Общая трудоёмкость |
Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов заочной формы обучения
Вид учебной работы | Зачётные единицы | Всего часов | Семестры | |
Аудиторные занятия (всего) | ||||
В том числе: | ||||
Лекции (Л) | + | |||
Самостоятельная работа (всего) | + | |||
В том числе: | ||||
Контрольная работа | ||||
Подготовка к лекционным занятиям | ||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | Э | |||
Общая трудоёмкость |
Содержание дисциплины
Экономической науки
1. Понятие макроэкономики. Национальная экономика и основные экономические цели общества
2. Показатели функционирования экономики на макроуровне: валовой национальный продукт (ВНП) и валовой внутренний продукт (ВВП).
3. Система национальных счетов
Равновесия
1. Совокупный спрос и его факторы
2. Совокупное предложение и его факторы
3. Воздействие изменений в совокупном спросе и совокупном предложении на макроэкономическое равновесие
Образовательные технологии
При реализации программы дисциплины «Макроэкономика» используются различные образовательные технологии – лекции проводятся с использованием ПК и компьютерного проектора и семинарских занятий, в ходе которых осуществляется устный опрос студентов по вопросам плана семинара, проводится развернутая беседа на основании плана, предложенного преподавателем. Последнее семинарское занятие со студентами проводится в форме семинара-коллоквиума по актуальным проблемам организации коммерческой деятельности предприятия.
Самостоятельная работа студентов подразумевает изучение студентами нормативно-правовой базы современной коммерческой деятельности, а также на основе профессиональных консультаций преподавателя.
Вопросы к зачету Макроэкономика
1. Понятие макроэкономики.
2. Агрегирование и абстрагирование как особенности макроэкономики
3. Национальная экономика и основные экономические цели общества
4. Показатели функционирования экономики на макроуровне: валовой национальный продукт (ВНП) и валовой внутренний продукт (ВВП).
5. Номинальный, реальный и потенциальный ВНП
6. Методы расчета ВНП
7. Система национальных счетов
8. Показатели совокупного выпуска (ВНП, ВВП, ЧНП)
9. Показатели совокупного дохода (НД, ЛД, ЛРД)
10. Совокупный спрос и его факторы
11. Совокупное предложение и его факторы
12. Воздействие изменений в совокупном спросе и совокупном предложении на макроэкономическое равновесие
13. Экономический цикл и его основные характеристики
14. Экономический рост: понятие, графическая интерпретация экономического роста
15. Типы и факторы экономического роста
16. Безработица: сущность, экономичски активное население, безработный, уровень безработицы
17. Формы безработицы. Естественная безработица. Последствия безработицы. Закон Оукэна.
18. Инфляция: сущность, виды и последствия инфляции.
19. Функции финансового рынка
20. Роль финансового рынка в преобразованиях экономики
21. Рынок ценных бумаг (фондовый рынок)
22. Структура и роль банковской системы.
23. Деньги как финансовый актив.
24. Денежные агрегаты.
25. Денежная масса. Механизм расширения денежной массы.
26. Спрос на деньги и факторы, определяющие его.
27. Функция и кривая спроса на деньги.
28. Предложение денег. Инструменты регулирования предложения денег.
29. Виды кривой предложения денег.
30. Равновесие денежного рынка и механизм его установления.
31. Государственный бюджет: расходы и доходы.
32. Бюджетный дефицит и его виды.
33. Способы финансирования бюджетнго дефицита
34. Сущность и этапы развития мирового хозяйства.
35. Международное разделение труда.
36. Характерные черты и особенности мировой экономики на современном этапе.
37. Международная торговля и эффективность национальной экономики.
38. Свободная торговля и торговый протекционизм.
Примерная тематика контрольных работ:
Для студентов предусмотрено выполнение контрольной работы. Вариант контрольной работы выбирается студентом согласно порядковому номеру фамилии в списке группы.
Вариант 1
1. Система национальных счетов.
2. Государственные расходы.
Вариант 2
1. Деньги: сущность и функции.
2. Государственный долг: сущность, причины и виды.
Вариант 3
1. Безработица: виды и показатели.
2. Фискальная политика государства.
Вариант 4
1. Типы денежных систем.
2. Инфляция: формы и причины.
Вариант 5
1. Бюджетный дефицит и его последствия.
2. Коммерческие банки, их функции и операции.
Вариант 6
1. Центральный банк: его статус, функции и роль в современной экономике.
2. Роль кредита в развитии экономики.
Вариант 7
1. Современная банковская система.
2. Монетарная политика государства.
Вариант 8
Бюджетная система.
1. Денежно-кредитная политика в современной России.
2. Внешняя торговля - сущность, виды и необходимость в современных условиях
Вариант 9
1. Антиинфляционная политика.
2. Экономический рост
Вариант 10
1. Цикличность развития экономики
2. Совокупный спрос- совокупное предложение
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Интернет-ресурсы
13. www.urbanistika.ru
14. www. gov.spb.ru
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
в г. Всеволожск
(Филиал РГГУ в г. ВСЕВОЛОЖСК)
Кафедра экономико-управленческих и правовых дисциплин
Макроэкономика
Учебно-методический комплекс
для бакалавриата по направлению 080200 Менеджмент
Профиль – Маркетинг
Всеволожск 2011
Макроэкономика
Учебно-методический комплекс
Составитель:
Канд.экон.наук Д.А. Каражакова
Ответственный редактор
Учебно-методический комплекс утвержден
на заседании кафедры ГиСЭД
протокол № от
Аннотация программы
Макроэкономика как одна из составных частей экономической теории является наукой о поведении экономики как единственного целого. Она изучает причины циклических колебаний и взаимосвязь динамики объемов производства, уровня инфляции и безработицы.
Макроэкономические факторы (такие, как уровень рыночной процентной ставки, инфляции, безработицы и тому подобное) влияют на решение домохозяйств о сбережении, инвестициях, потребительских расходах, что, в свою очередь, определяет величину и структуру совокупного спроса. Поэтому микро- и макроэкономические процессы тесно взаимоувязаны.
В отличие от микроэкономики, макроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины: валовой внутренний продукт (а не выпуск отдельной фирмы), средний уровень цен (а не цены на конкретные товары), рыночную процентную ставку (а не ставку процента отдельного банка), уровень инфляции, занятости, безработицы и тому подобное.
Цель дисциплины «Макроэкономика»- дополнение и расширение полученных знаний в области экономической науки, овладение современными методами макроэкономического анализа.
Общая трудоёмкость освоения дисциплины для студентов очной формы обучения составляет 2 зачётные единицы (72 часов), из них: 12 часов – лекции, 14 часов – семинарские занятия, 46 часа - самостоятельная работа.
Общая трудоёмкость освоения дисциплины для студентов заочной формы обучения составляет 3 зачётные единицы (108 часов), из них: 10 часов – лекции, 98 часов - самостоятельная работа.
Задачидисциплины «Макроэкономика»:
1. научить свободно ориентироваться в экономической политике государства;
2. вооружить обучаемых теоретическими экономическими знаниями;
3. дать понимание и возможность оценки деятельности Центрального банка;
4. привить знания, позволяющие самостоятельно анализировать деятельность государственных экономических структур и общественных институтов;
5. привить навыки, необходимые для разработки и принятия наиболее эффективных экономических решений как личной, профессиональной деятельности, так и на государственном уровне.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина входит в Блок 1 «Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Вариативная часть» учебного плана.
Требования к уровню освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-12, ПК-26, ПК-30.
В результате изучения дисциплины специалист должен знать:
1. знать основные макроэкономические цели и макроэкономические показатели;
2. уметь на их основе оценить уровень безработицы, инфляции;
3. понимать механизм денежного обращения;
4. осознавать необходимость формирования бездефицитного
5. государственного бюджета, оценить возможности государственного регулирования экономики;
6. уметь оценить действенность государственной фискальной политики;
7. при изучении макроэкономики специалист должен свободно оперировать экономическими понятиями, уметь обобщать и самостоятельно
Содержание программы учебной дисциплины:
1. Макроэкономика как составная часть экономической науки
2. Рыночный механизм макроэкономического равновесия
3. Цикличность развития рыночной экономики
4. Финансовый рынок как регулятор экономики
5. Денежно-кредитная система
6. Государственный бюджет
7. Мировой рынок и международная торговля
Пояснительная записка
Макроэкономика как одна из составных частей экономической теории является наукой о поведении экономики как единственного целого. Она изучает причины циклических колебаний и взаимосвязь динамики объемов производства, уровня инфляции и безработицы.
Макроэкономические факторы (такие, как уровень рыночной процентной ставки, инфляции, безработицы и тому подобное) влияют на решение домохозяйств о сбережении, инвестициях, потребительских расходах, что, в свою очередь, определяет величину и структуру совокупного спроса. Поэтому микро- и макроэкономические процессы тесно взаимоувязаны.
В отличие от микроэкономики, макроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины: валовой внутренний продукт (а не выпуск отдельной фирмы), средний уровень цен (а не цены на конкретные товары), рыночную процентную ставку (а не ставку процента отдельного банка), уровень инфляции, занятости, безработицы и тому подобное.
Цель дисциплины «Макроэкономика»- дополнение и расширение полученных знаний в области экономической науки, овладение современными методами макроэкономического анализа.
Общая трудоёмкость освоения дисциплины для студентов очной формы обучения составляет 2 зачётные единицы (72 часов), из них: 12 часов – лекции, 14 часов – семинарские занятия, 46 часа - самостоятельная работа.
Общая трудоёмкость освоения дисциплины для студентов заочной формы обучения составляет 3 зачётные единицы (108 часов), из них: 10 часов – лекции, 98 часов - самостоятельная работа.
Задачидисциплины «Макроэкономика»:
1. научить свободно ориентироваться в экономической политике государства;
2. вооружить обучаемых теоретическими экономическими знаниями;
3. дать понимание и возможность оценки деятельности Центрального банка;
4. привить знания, позволяющие самостоятельно анализировать деятельность государственных экономических структур и общественных институтов;
5. привить навыки, необходимые для разработки и принятия наиболее эффективных экономических решений как личной, профессиональной деятельности, так и на государственном уровне.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина входит в Блок 1 «Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Вариативная часть» учебного плана.
Требования к уровню освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-12, ПК-26, ПК-30.
В результате изучения дисциплины специалист должен знать:
1. знать основные макроэкономические цели и макроэкономические показатели;
2. уметь на их основе оценить уровень безработицы, инфляции;
3. понимать механизм денежного обращения;
4. осознавать необходимость формирования бездефицитного
5. государственного бюджета, оценить возможности государственного регулирования экономики;
6. уметь оценить действенность государственной фискальной политики;
7. при изучении макроэкономики специалист должен свободно оперировать экономическими понятиями, уметь обобщать и самостоятельно
Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов очной формы обучения
Вид учебной работы | Зачётные единицы | Всего часов | Семестры | |
Аудиторные занятия (всего) | ||||
В том числе: | ||||
Лекции (Л) | + | |||
Семинары (С) | + | |||
Самостоятельная работа (всего) | + | |||
В том числе: | ||||
Контрольная работа | ||||
Подготовка к лекционным занятиям | 0,5 | |||
Подготовка к семинарским занятиям | 0,5 | |||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | З | |||
Общая трудоёмкость |
Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов заочной формы обучения
Вид учебной работы | Зачётные единицы | Всего часов | Семестры | |
Аудиторные занятия (всего) | ||||
В том числе: | ||||
Лекции (Л) | + | |||
Самостоятельная работа (всего) | + | |||
В том числе: | ||||
Контрольная работа | ||||
Подготовка к лекционным занятиям | ||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | Э | |||
Общая трудоёмкость |
Содержание дисциплины
Тема 1. Макроэкономика как составная часть
Экономической науки
1. Понятие макроэкономики. Национальная экономика и основные экономические цели общества
2. Показатели функционирования экономики на макроуровне: валовой национальный продукт (ВНП) и валовой внутренний продукт (ВВП).
3. Система национальных счетов