Бюджетный дефицит. Структура, значение, формы управления.
Бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами. BD = G – T = – SG
Количественная оценка бюджетного дефицита и долга объективно усложняется следующими факторами :
1) Обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к объективному завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга
2) Важная статья государственных расходов – обслуживание задолженности, то есть выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга ( амортизация долга)
(Структура) Излишние расходы должны быть каким-то образом профинансированы:
1. монетизация бюджетного дефицита (эмиссия денег) – инфляционное финансирование
2. долговое финансирование:
• выпуск гос. облигаций и продажа их населению и комм. банкам ( гос. внутр. долга)
• внешние заимствования ( гос. внешн. долга)
3. продажа гос. активов (собственности, земли, драг. металлов)
4. В период экономического подъема происходит рост собираемых налогов и уменьшение объема трансфертов,
5. è происходит уменьшение BDц, и наоборот
(Значение)
Традиционный подход:
БД и формирующийся на его основе гос. долг являются проблемой, т.к. сдерживают развитие экономического потенциала и долгосрочный экон. рост:
если БД ä из-за âТ è б-н экспансия è полож. шок AD è
а) á цен, вкл. ä ставки процента è æ инв. спроса; ä укрепление обм. курса è импортозамещение
б) á потребительского спроса и спроса на импорт è æ сбережений
è снижение производственного потенциала в долгосрочном периоде
Рикардианский подход (равенство Рикардо-Барро)
Главное – ожидания потребителей:
Наблюдая текущее снижение налогов и увеличение БД и гос. долга, потребитель ожидает увеличения налогов в будущем для обеспечения подошедших выплат по гос. долгу
Долговое финансирование БД равнозначно финансированию БД за счет повышения налогов в будущих периодах, è не изменяет объемов текущего потребления, т.к. излишек дохода из-за текущего снижения налогов сберегается для компенсации более высоких налогов в будущем.
(Формы управления)
При монетизации БД – в обращение выпускаются дополнительные необеспеченные ничем деньги ΔМВ, чтобы выкупить часть гос.долга è
Б.-н. политика – совокупность мер гос. регулирования экономики, основанных на манипулировании доходами и расходами бюджета за счет изменения объемов гос. закупок (G) и/или суммы налоговых поступлений (Т), и размеров трансфертов
69. Государственный долг - экономическое значение, связь с другимимакроэкономическими переменными
Государственный долг – это накопленная задолженность государства всем владельцам гособлигаций, равная сумме накопленных бюджетных дефицитов (за вычетом излишков) на определенный момент времени.
Обслуживание долга – а) выплата процентов по долгу и б) выплата всего долга по истечении срока
Государственный долг и бюджетный дефицит
БД – показатель потока; Гос. долг - показатель запаса
BD = ΔB
• Показатель платежеспособности государства:
• Показатель долгового бремени:
Государственный долг и рост ВВП
если в экономике рост: ΔУ/У = g > 0
и реальная ставка процента r = ΔВ/B
тогда начинается «соревнование»:
при g > r долг прирастает медленнее, чем растет ВВП è размер долга (В) стабилизируется или даже уменьшается, и наоборот
Государственный долг, ВВП и инфляция Сеньораж
При монетизации БД – в обращение выпускаются дополнительные необеспеченные ничем деньги ΔМВ, чтобы выкупить часть гос.долга è
«Сеньораж» - получение государством даром дополнительных реальных денег ΔМВ/Р (за счет монопольного права на печатный станок), которые оно обменивает на товары и услуги (т.е. фактически получает эти товары и услуги бесплатно)