Теорема Хаавельмо. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
Теорема Хаавельмо.Для обеспечения сбалансированности государственного бюджета необходимо соблюдать равенство
G=tyY ,
где G - государственные расходы на приобретение потребительских благ;
ty - ставка налога с домашних хозяйств;
Y - национальный доход.
В этом случае ставка подоходного налога и размер государственных расходов становятся взаимозависимыми величинами. Условие равновесия на рынке благ принимает вид:
где MPC - предельная склонность к потреблению (коэффициент функции индуцированного потребления);
Ibr - валовые частные инвестиции;
Y*(1 - MPC) = G*(1 - MPC) + Ibr.
При фиксированном объеме инвестиций оказывается, что Δy = ΔG, т.е. повышение на определенную величину государственных расходов при условии финансирования их за счет увеличения подоходного налога приводит к росту национального дохода на такую же величину. Иначе говоря, повышение госбюджета на определенную величину вызывает рост национального дохода на такую же величину. Этот парадоксальный на первый взгляд вывод, сделанный норвежским экономистом Т. Хаавельмо и получивший название «теорема Хаавельмо», объясняется тем, что мультипликатор государственных расходов больше налогового мультипликатора.
Мультипликатор сбалансированного бюджета.
Рост государственных расходов вызывает мультипликационный рост равновесного уровня выпуска (доходов). Рост налогов, напротив, вызывает мультипликационное сокращение равновесного уровня выпуска (доходов).
Объединим эти два эффекта при условии, что бюджет сбалансирован (G = T), заменив T на G:
При сбалансированном бюджетеравновесный уровень выпуска (доходов) увеличивается на величину прироста G (при неизменном уровне инвестиций):
мультипликатор сбалансированного бюджета
(Подчеркнем, что рост трансфертов увеличивает уровень выпуска, так как сокращает величину чистых налогов Т.)
43 Равновесие при различных уровнях планируемых совокупных расходов. Полная занятость, рецессионный разрыв, инфляционный разрыв.
Равновесный уровень выпуска Y0 может колебаться в соответствии с изменением величины любого компонента совокупных расходов: потребления, инвестиций, государственных расходов ли чистого экспорта. Увеличение любого из этих компонентов сдвигает кривую планируемых расходов вверх и способствует росту равновесного уровня выпуска. Снижение любого из компонентов совокупного спроса сопровождается спадом занятости и равновесного выпуска.
Рецессионный разрыв - величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости.
Если фактический равновесный объем выпуска Y0 ниже потенциального Y* (см.), то это означает, что совокупный спрос неэффективен, то есть совокупные расходы недостаточны для обеспечения полной занятости ресурсов, хотя равновесие AD = AS достигнуто. Недостаточность совокупного спроса оказывает депрессивное воздействие на экономику. Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов, необходимо простимулировать совокупный спрос и "переместить" равновесие из точки А в точку В. Притом приращение совокупного равновесного дохода ΔY составляет:
Величина Величина
ΔY = рецессионного х мультипликатора
разрыва автономных расходов
Инфляционный разрыв - величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости.
Если фактический равновесный уровень выпуска Y0 (см. рис.) больше потенциального У*, то это означает, что совокупные расходы избыточны. Избыточность совокупного спроса вызывает в экономике инфляционный бум: уровень цен возрастает потому, что фирмы не могут расширять производство адекватно растущему совокупному спросу, так как все ресурсы уже заняты.
Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание совокупного спроса и "перемещение" равновесия из точки А в точку В (полная занятость ресурсов). При этом сокращение равновесного совокупного дохода AY составляет:
Величина Величина
ΔY = - инфляционного х мультипликатора
Разрыва автономных расходов
ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ — наличие достаточного количества рабочих мест для удовлетворения запросов на работу всего трудоспособного населения государства, практическое отсутствие продолжительной безработицы, возможность предоставить желающим трудиться рабочие места, соответствующие их профессиональной ориентации, образованию, опыту работы.