Государственные расходы и налоги. Предельная склонность к налогообложению. Мультипликационные эффекты, порождаемые государством. Мультипликатор государственных расходов. Налоговый мультипликатор.
Под государственными расходами мы понимаем государственные закупки товаров и услуг – G в системе национальных счетов.
Очевидна связь объема государственных расходов с государственным бюджетом: G - главная составна часть расходов госбюджета. Но госдарственный бюджет напрямую не зависит от уровня ВВП (Y), функция госрасходов ( = спроса государства) на товарном рынке имеет вид: G = G(Y) = const. Т.е. мы рассматриваем G как автономные расходы (рисунок 11.1).
2. Налоги (Т) воздействуют на РЛД и на инвестиции:
Т↑ => РЛД↓ =>C↓=> AE↓(=>Y↓)
T↑ => I↓ => AE↓(=>Y↓).
· Прямые налоги (прежде всего подоходный) уменьшают национальный доход до РЛД.
Косв. нал.↑ ÞC↓ÞAE↓ (ÞY↓)
· Часть собираемых налогов не зависит от уровня Y (налоги на имущество, недвижимость, наследство), но поскольку они уплачиваются (как и все налоги) из РЛД, они также воздействую на AE:
налоги↑ Þ РЛД ¯ Þ С¯ Þ AE↓ (Þ Y↓)
В общем виде связь между всеми видами налогов (T) и доходом характеризуется категорией MPT (предельная склонность к налогообложению):
, где
ΔT – изменение общей суммы налоговых поступлений,
ΔY – изменение уровня дохода.
Тогда общая сумма поступлений от всех налогов T = MPT Y.
И наконец, так как налоги (T) – утечка из потока «доходы – расходы», то MPT(или t)↑ Þ РЛД↓ Þ C↓ Þ AE↓(Þ Y↓)
3. Денежно-кредитная политика госудаства влияет на ставку процента, следовательно, влияет на инвестиции
i↑ Þ I↓ Þ AE↓(Þ Y↓) -при прочих равных условиях
Так как G – это часть автономных расходов A, то воздействие G идентично воздействию инвестиций I: K в данном случае – мультипликатор государственных расходов:
|
· Введение t изменяет (уменьшает) значение мультипликатора K:
|
|
1 – MPC(1 - t)
Это объясняется тем, что величина мультипликационного увеличения AE (обусловленная ростом С) зависит не от Y, а от Y(1 – t), т.е от РЛД.
Налоговый мультипликатор:
|
|
MPC(1-t)
Налоговый мультипликатор имеет знак « - », так как показывает:
· Как сократится Y при увеличении налоговых поступлений на ∆T.
· Как увеличитсяY при уменьшении налоговых поступлений на ∆T.
Если сравнить мультипликатор государственных расходов K и налоговый мультипликатор, то
РОСТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА ВЕЛИЧИНУ XВЫЗОВЕТ БОЛЬШИЙПРИРОСТ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА, ЧЕМ СНИЖЕНИЕ РАЗМЕРА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ТУ ЖЕ ВЕЛИЧИНУ X:
G + X → Y↑↑
T - X→Y↑
С этой точки зрения на спаде предпочтительнее использовать ↑G, при инфляции спроса - ↓T, так как при сокращении госрасходов национальный доход сократится больше, чем при увеличении налогов на ту же величину).
РОСТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА ВЕЛИЧИНУ X ВЫЗОВЕТ МЕНЬШИЙПРИРОСТ ДЕФИЦИТА ГОСБЮДЖЕТА, ЧЕМ СОКРАЩЕНИЕ РАЗМЕРА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ТУ ЖЕ ВЕЛИЧИНУ X:
G + X → ∆Б.д.↑
T – X →∆Б.д.↑↑
41 Фактические и планируемые совокупные расходы. Кейнсианский крест и равновесие на товарном рынке. Сбережения и инвестиции. Мультипликационные эффекты, порождаемые частным сектором. Мультипликатор инвестиционных расходов (мультипликатор Кейнса).
Чтобы избежать значительных потерь от спада производства, необходима активная государственная политика по регулированию совокупного спроса. Поэтому кейнсианскую экономическую теорию часто называют теорией совокупного спроса.
Фактические инвестиции включают в себя как запланированные, так и незапланированные инвестиции. Последние представляют собой непредусмотренные изменения инвестиций в товарно-материальные запасы. Эти незапланированные инвестиции функционируют как выравнивающий механизм, который приводит в соответствие фактические величины сбережений и инвестиций и устанавливает макроэкономическое равновесие.
Планируемые расходы представляют собой сумму, которую домохозяйства, фирмы, правительство и внешний мир планируют истратить на товары и услуги. Реальные расходы отличаются от планируемых тогда, когда фирмы вынуждены делать незапланированные инвестиции в товарно-материальные запасы в условиях неожиданных изменений в уровне продаж. Кейнсианский крест графически представлен
Е – планируемые расходы; У – факт.расх.
Кривая фактических расходов представляет собой биссектрису (линию 45o), поскольку фактические расходы равны выпуску, и любая точка этой кривой соответствует этому условию. Кривая планируемых расходов представляет собой линию, имеющую положительный наклон (угол наклона определяется величиной предельной склонности к потреблению - mрс), исходящую не из начала координат, поскольку всегда существует автономное потребление (Ĉ), не зависящее от уровня дохода.
Равновесие расходов и дохода, т.е. равновесие товарного рынка находится в точке пересечения двух кривых (т. А). В этой точке:
1) планируемые расходы равны выпуску (доходу): Ер = Y;
2) фактические расходы равны планируемым расходам: Е = Ер;
3) инъекции равны изъятиям: I = S;
4) планируемые инвестиции равны сбережениям: Iр = S
Инвести́ции — долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли.
Сбережения — накапливаемая часть денежных доходов населения, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем.