Три модели макроэкономической стабилизации в переходный период

Выше было подчеркнуто, что особенностью трансформационного периода по сравнению с обычным переходным является необходимость одновременно со стабилизацией создания основ рыночной экономики, а в нашей стране – основ социальной рыночной экономики. Под социальностью рыночной экономики понимается ориентация рыночной экономики на обеспечение социальной устойчивости и развитие экономики при учете интересов всех социальных групп общества. Социальность экономики не создается автоматически, она требует больших усилий и поэтапного управления, как показано на рис.11.2. Однако первой в это время задачей становится макроэкономическая стабилизация.

Макроэкономической стабилизацией называют совокупность мер, предпринимаемых государством для приведения объемов национального производства и занятости, а также инфляции и безработицы к состоянию естественной стабильности. В ситуациях, когда на экономику страны обрушивается трансформационный кризис, макростабилизацию расчленяют, выделяя: 1) финансовую, 2) производственную и 3) социальную стабилизацию.

Три модели макроэкономической стабилизации в переходный период - student2.ru

Трансформационная макростабилизация имеет существенные особенности. Во-первых, она направлена на преодоление не только производственного кризиса, но кризиса общесистемного, затрагивающего все сферы жизни. Во-вторых, такая стабилизация обусловлена особой глубиной кризиса (табл.11.1).

В-третьих, макроэкономическая стабилизация особенно сложна, т.к. она осуществляется без предварительно созданной институциональной и организационной основы, а в целом ряде случаев – и без определенной целевой направленности.

В экономической теории известны три основные модели макроэкономической стабилизации. Первая из них называется ортодоксальнойи представляет совокупность мер макроэкономического характера, осуществляемых предельно жестко и быстро. Ключевым понятием этой модели служит «якорь». Якорем называют тот макроэкономический показатель, который жестко фиксируется при осуществлении стабилизационных программ. На «якорь» обычно становятся:

· номинальная денежная масса;

· обменный курс валюты;

· номинальная заработная плата.

Таблица 11.1

Трансформационный спад производства в некоторых странах Европы и СНГ*

Страны Спад производства, % Реальный ВВП в 2000 г. к 1990 г., %
Албания
Хорватия
Эстония
Латвия
Литва
Армения
Грузия
Молдова
Украина
Россия
Беларусь
Для сравнения отметим, что за годы Великой Отечественной войны общий спад ВВП СССР составил 21%, т.е. гораздо меньше, чем в мирное время.

*Полиньски Р. Трансформация экономических систем в Центральной и Восточной Европе. – Мн., 2004. – С. 59.

С этим связаны и другие меры: жесткие бюджетные ограничения, политика дорогих денег, сокращение социальных расходов и прочее. Однако ортодоксальные меры обычно оборачиваются спадом производства, безработицей и т.п.

Вторая модель – гетеродокская макростабилизация, представляющая собой сочетание жесткой кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики с некоторым регулированием цен и доходов. Способами такого регулирования являются: определенная индексация отдельных доходов в связи с ростом инфляции; контроль за некоторыми ценами (обычно на жизненно важные продукты).

Третья модель – градуалистская. Она представляет совокупность макростабилизационных мер, осуществляемых постепенно, пошагово. Эта модель как более новая теоретически проработана меньше, но практически используется в Китае, где пошаговые преобразования уже дали известные высокие результаты. Основными характеристиками градуализма называют:

· активную стабилизирующую роль государства;

· определение приоритетов в производственной сфере с поддержкой отечественных производителей;

· активную инвестиционную и структурную политику, в том числе с участием государства;

· активную поддержку научно-инновационного роста национальной экономики;

· меры по расширению совокупного спроса через поддержку домашних хозяйств и национальных субъектов хозяйствования и прочее. Притом названные меры достигаются как на основе развития рыночных сил, так и на основе активности государства.

Наши рекомендации