Денежно-кредитная политика: понятие, теоретические основы и инструменты

Денежно-кредитная политика (ДКП) – это совокупность мер центрального банка, направленных на регулирование количества денег в обращении и (или) их динамики с целью повышения или понижения цены денег. В первом случае ДКП является жесткой, т.е. направлена на повышение цены денег (часто она так и называется, «политика дорогих денег»); во втором, наоборот, мягкойили «экспансионистской» («политика дешевых денег»). Следует учитывать, что деньги имеют две «цены». Во-первых, это «внутренняя цена», или норма процента[40]. Во-вторых, «внешняя цена», т.е. валютный курс, или цена национальной валюты, выраженная в иностранной.

Следует также подчеркнуть, что даже в теоретическом плане нет однозначно «хорошей» или «плохой» денежно-кредитной политики. Так, мягкая ДКП, как правило, способствует достижению высоких темпов экономического роста и снижению уровня безработицы, однако может привести к ускорению инфляции. Жесткая ДКП, наоборот, более предпочтительна для достижения стабильной инфляционной ситуации, но чревата снижением темпов роста экономики и увеличением уровня безработицы.

Вопрос о том, как влияет количество денег в обращении на уровень цен и другие макроэкономические параметры, по-разному решается в различных теоретических концепциях. Так, количественная теория денег (КТД), в ее «грубой» версии[41], исходила из того, что существует однозначная связь между «количеством денег» и уровнем цен, которая близка к прямо пропорциональной. Данная концепция опиралась, как говорилось выше, на «основное уравнение количественной теории денег»:

Денежно-кредитная политика: понятие, теоретические основы и инструменты - student2.ru , (5.4)

где M – количество денег в обращении (определенный денежный агрегат);

V–скорость обращения денег;

P – уровень цен;

Q – уровень реального дохода, или количество сделок.

К сторонникам «грубой» КТД принадлежали экономисты многих школ, которые придерживались различных взглядов по другим проблемам экономической теории. К ним относятся, например, Д.Юм, Дж.Ст.Милль, И.Фишер. Последний является наиболее ярким представителем «грубой» КТД, и ему принадлежит указанное основное уравнение – формула (5.4). И.Фишер кратко определил сущность КТД следующим образом: «… из того простого факта, что деньги, затраченные на блага, должны равняться количеству этих благ, умноженному на их цены, следует, что уровень цен должен повышаться или падать в зависимости от изменения количества денег». При этом скорость обращения денег, по крайней мере, в долгосрочном периоде, принималась постоянной. И.Фишер допускал лишь ее краткосрочные колебания в течение «переходных периодов» к «новому равновесию»[42]. Данный подход к денежному обращению был в принципе адекватен денежным системам XVIII–XIX веков, которые основывались на золотом (или золото-серебряном) стандарте и характеризовались относительно низким уровнем развития кредитно-депозитных денег, различных финансовых инструментов.

В начале XX века акценты количественной денежной теории несколько сместились. Представители кембриджской школы (А.Маршалл, А.Пигу) особое значение придавали понятию «кассовых остатков» или «денежного запаса» нефинансового сектора, и формулу (6.4) они записывали в следующем виде:

Денежно-кредитная политика: понятие, теоретические основы и инструменты - student2.ru , (5.5)

где k – отношение количества денег (денежного запаса) к уровню дохода (остальные обозначения те же). Коэффициент k в количественном отношении[43] представляет собой величину, обратную скорости обращения денег, и в арифметическом смысле формулы (5.4) и (5.5) ничем не отличаются.

Содержательное отличие современной (или «монетаристской») количественной денежной школы от традиционной заключается в том, что согласно первой постулируется не неизменность скорости обращения денег, а постоянство функции спроса на деньги. Данное понятие играет центральную роль в монетаристской концепции. Как подчеркивал М.Фридмен, «количественная теория– это, прежде всего, теория спроса на деньги», причем «количественная теория не считает … что реальное количество денег, необходимое для выпуска единицы продукции, или скорость обращения денег должны рассматриваться как не зависящие от времени числовые константы; например, она не усматривает никакого противоречия в том, что спрос на деньги остается стабильным, а скорость обращения резко возрастает в периоды гиперинфляций. Под стабильностью она понимает сохранение вида функции, связывающей потребное количество денег с переменными, его определяющими»[44].

Важно отметить, что в интерпретации М.Фридмена и других представителей монетаристской школы деньги представляют собой специфическую «форму богатства», а уровень спроса на деньги определяет сумму «реального денежного запаса».

Выведение функции спроса на деньги, как правило, основывается на так называемом «портфельном подходе», который предполагает, что «богатство» может храниться в форме различных (финансовых и нефинансовых) активов, следовательно, задача определения спроса на деньги связана с проблемой потребительского выбора структуры портфеля. При всем многообразии финансовых и других активов в современной экономике для выведения общего вида функции спроса на деньги достаточно выделить три их группы:

· собственно деньги (беспроцентные финансовые активы);

· ценные бумаги (процентные активы);

· неденежные активы.

В этом случае спрос на деньги определяется «желанием» экономического субъекта иметь определенный запас ликвидности. При прочих равных условиях он обратно пропорционален темпу инфляции (в этом случае структура портфеля перераспределяется в пользу нефинансовых активов), а также норме процента (при ее повышении увеличивается предпочтение процентных активов), и прямо пропорционален уровню реального дохода. При всем многообразии различных вариантов портфельного подхода можно выделить следующую типичную функцию спроса на деньги[45]:

Денежно-кредитная политика: понятие, теоретические основы и инструменты - student2.ru [46], (5.6)

где M/p–спрос на реальные денежные остатки;

p – уровень цен;

Y– уровень реального дохода;

I– инфляционные ожидания;

R– норма процента.

Для адекватного понимания сущности монетаристской концепции важно подчеркнуть, что функция спроса на деньги относится к реальным, а не номинальным денежным остаткам. Чем выше уровень реального дохода (первый аргумент в приведенной функции), тем выше спрос на реальные денежные остатки. С другой стороны, рост процентных ставок ведет к увеличению альтернативных издержек хранения денег и, соответственно, снижению спроса на реальные денежные остатки. Отрицательная связь имеет место также между M/p[47] и I (инфляционными ожиданиями). Последние являются наиболее изменчивым и часто трудно контролируемым аргументом функции (5.6).

Рост инфляционных ожиданий может спровоцировать снижение спроса на них, что приведет к увеличению спроса на товарном рынке, перераспределению портфеля активов в пользу нефинансовых, и, таким образом, действительно привести к ускорению инфляционных процессов. Отсюда следует вывод о необходимости проведения денежно-кредитной политики, направленной на поддержание темпа роста количества денег на уровне, близком к темпу роста реального ВВП или превышающем его на относительно небольшую величину (не более 5–10% в год).

К основным инструментам ДКП относятся следующие:

· изменение нормы резервных требований;

· манипулирование ставкой рефинансирования;

· проведение операций по рефинансированию банков[48].

Из предыдущего раздела известно, что центральный банк устанавливает для коммерческих банков норматив резервных требований. Резервы, которые формируются банками в соответствии с ним, выполняют роль «страхового запаса», необходимого на случай неплатежеспособности определенного банка. Но они также непосредственно влияют не величину денежного мультипликатора и реальную сумму ресурсов, которую банки могут направить в активные операции (включая кредиты экономике).

Так, если центральный банк увеличивает норму резервных требований, изменяется денежный мультипликатор и совокупное количество денег в обращении. Например, в случае ее повышения с 10 до 11% банки будут вынуждены из каждых привлеченных 100 денежных единиц направлять в резервы не 10, а 11 единиц, а в активные операции, соответственно, не 90, а 89. При этом банки, вероятнее всего, увеличат предлагаемые процентные ставки по кредитам (т.к. величина ресурсов для кредитов сократится) и по привлекаемым депозитам (деньги станут для них «ценнее»). Данный инструмент является самым жестким и применяется относительно редко[49]. Увеличение нормы резервных требований означает, что центральный банк переходит к политике более дорогих денег, и наоборот.

Ставка рефинансирования – это та процентная ставка, под которую центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам[50]. Если она снижается, это означает, что банки могут получить средства от центрального банка под более низкую ставку. Следовательно, они будут меньше средств держать в избыточных резервах и снизят ставки по предлагаемым кредитам[51]. В случае повышения ставки рефинансирования процесс развивается в обратном направлении. Деньги становятся дороже, а денежно-кредитная политика ужесточается. Данный инструмент является средним по степени жесткости и временному горизонту.

Операции по рефинансированию банковской системы в классическом виде включают операции по покупке или продаже центральным банком ценных бумаг. В первом случае сумма денег в обращении увеличивается, а процентные ставки снижаются. ДКП становится более мягкой. Если же центральный банк активно продает ценные бумаги, это означает, что он фактически изымает деньги из обращения, а денежно-кредитная политика становится более жесткой. Практически центральный банк может осуществлять покупку или продажу не только ценных бумаг, но и иностранной валюты.

Данный инструмент является наиболее гибким и оперативным из всех, перечисленных выше.

Кроме того, в современных условиях очень важным инструментом денежно-кредитного регулирования является информационная политика центрального банка, которая направлена, в первую очередь, на контроль инфляционных ожиданий, т.е. мнений субъектов экономики относительно темпов будущей инфляции. Практика ДКП многих центральных банков (включая Национальный банк Республики Беларусь) подтверждает правило, которое стало уже общепризнанным и гласит, что «если все считают, что инфляция будет высокой, то она действительно будет высокой, независимо от того, есть для этого объективные основания, или нет».

Кроме того, центральными банками различных стран применяются меры прямого регулирования денежно-кредитной системы. Они включают нормативы пруденциального надзора, определяющие допустимую структуру операций банков, их максимальные риски (например, сумму максимального кредита), а также прямые ограничения на допустимый уровень процентных ставок по различным операциям, процентную маржу[52], задания по обязательному кредитованию отдельных отраслей и предприятий. Такие меры более распространены в странах с переходной экономикой.

Таким образом, денежно-кредитная политика может быть жесткой (политика дорогих денег) или мягкой (политика дешевых денег). Для осуществления той или иной ДКП центральным банком применяются различные инструменты, которые влияют на количество денег в обращении и уровень процентных ставок. Воздействие ДКП на экономику в целом осуществляется по каналам трансмиссионного механизма.

Наши рекомендации