Бюджет: понятие, функции, структура, виды
Основой финансовой базы любого государства является бюджет, состоящий из государственного бюджета (в РБ – республиканского) и бюджетов местных органов власти всех уровней.
Бюджет государственный – это всесторонняя смета государственных доходов и расходов по источникам поступления и основным каналам расходования. В нем находят увязку все основные финансовые операции – расходы, различные виды доходов, государственные займы. Внешне самостоятельные, они в бюджете получают единую направленность, находящую отражение в проводимой государством политике.
Формирование бюджета основано на соблюдении определенных принципов, выработанных в начале ХХ века:
· Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства. При этом должна существовать единая бюджетная система, единообразие финансовой документации и бюджетной классификации.
· Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления.
· Принцип реальности предполагает правдивое отношение всех доходов и расходов.
· Принцип гласности – это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов[25].
Бюджет выполняет три функции:
1. Фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности).
2. Функция экономического регулирования – это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения экономической политики.
3. Социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.
Классификация расходов и доходов бюджета зависит от используемых критериев. Поэтому различают несколько таких классификаций.
Среди классических группировок расходов бюджета выделяют: министериальную, где расходы распределены в зависимости от ведомств; предметную– в соответствии с видами учреждений; экономическую, отражающую расходы по целевому назначению (капиталовложения, заработная плата и др.); смешанную, отражающую расходы, распределяемые по министерствам, а внутри министерств – по предметам.
По целевому назначению расходы разделяются в соответствии с общенациональными, политическими, экономическими и социальными программами.
В классификации по функциональным признакам расходы подразделяются на: социальные, обеспечения занятости, здравоохранения, транспорта и связи, внутренних дел, обороны. Они, в свою очередь, разбиты по категориям затрат: заработная плата, текущие расходы и др.
Доходы бюджета группируются: по источникам (форма платежа, субъект, объект, отрасль и т.д.), по видам доходов (налоги от государственных предприятий, частного сектора и т.д.), по способам взимания (налоги и штрафы, плата за услуги и добровольные взносы), по срочности (временные и безвозвратные).
По формам, методам изъятия и содержанию все доходы делятся на налоговые и неналоговые.
Бюджеты в своей совокупности образуют бюджетную систему, формирование которой обусловлено государственным устройством и конституцией страны.
В государствах с развитой экономикой функционируют многоуровневые бюджетные системы, специфика формирования которых заключается в самостоятельной разработке бюджетов различных уровней власти: центрального (федеральный, республиканский), регионального (штат, область) и местного (административные группы). Все они образуют базу для составления консолидированного государственного бюджета.
В Республике Беларусь бюджетом управляет Министерство финансов, областные, районные отделы исполкомов. Кассовое исполнение государственного бюджета осуществляет Национальный банк или по его поручению другие подразделения банковской системы. Республиканский бюджет утверждается Национальным собранием РБ, местные бюджеты – на соответствующих уровнях самоуправления.
Бюджетный процесс предусматривает балансирование доходов и расходов. Величина превышения расходов бюджета над его доходами называется бюджетным дефицитом. Несбалансированный бюджет может привести и к возникновению профицита, т.е. превышению дохода бюджета над его расходами.
Причин бюджетного дефицита множество (спад общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег, значительные социальные программы, крупномасштабный оборот «теневого» капитала, огромные непроизводительные расходы, потери, приписки, хищения и т.д.), но важнейшее значение имеет возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических, социальных функций, увеличение военных расходов, численности государственного аппарата.
Бюджетный дефицит относится к негативным экономическим явлениям типа инфляции, кризиса, безработицы.
Следует заметить, что бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики, и надо четко представлять, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражают дефицит бюджета. Любое государство вместе с тем стремится, если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета.
Существуют традиционные способы финансирования бюджетного дефицита – это государственные займы и ужесточение налогообложения. Однако есть третий способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении, – это производство денег, или «сеньораж». В современных условиях «сеньораж» не принимает форму простого печатания денег, так как это слишком явно связано с инфляцией. «Сеньораж» реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.
Сумма накопленных за определенный период бюджетных дефицитов образует государственный долг, который принято подразделять на внешний и внутренний.
Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам.
Внутренний долг – это долг государства своему населению. Он может быть представлен долговыми обязательствами правительства, выраженными в национальной валюте, перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут иметь форму кредитов, полученных правительством, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства, других долговых обязательств, гарантированных правительством.
Внешний долг – наибольшее бремя для страны, так как необходимо отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.
Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с увеличением ее внешнего долга. Утечка товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономике, последствия которых могут быть значительными. Это связано с тем, что погашение внутреннего государственного долга происходит в условиях перераспределения доходов внутри страны.
Государственный долг и бюджетный дефицит тесно связаны. Во-первых, государственный заём – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, установить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без тщательного анализа величины государственного долга. Для оценки же величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.
Таким образом, государственный долг и его рост серьезно влияют на функционирование национальной экономики, что проявляется обычно в двух последствиях: банкротство нации и опасность переложения налогового бремени на будущие поколения.
Что касается первой проблемы, то она требует от правительства выполнения своих обязательств по обслуживанию государственного долга. Эти финансовые обязательства складываются из: рефинансирования – взимания новых налогов с целью получения достаточных доходов для выплаты процентов по долгу и основной его суммы; выпуска в обращение новых денег.
По поводу второй «опасности» можно отметить, что специфика внутреннего долга такова, что страна как бы должна сама себе. В большинстве случаев государственный внутренний долг – это только отношение между гражданами страны. Он одновременно является и государственным кредитом.
В современной экономической науке сформировались две различные точки зрения на проблему бюджетного дефицита, государственного долга и их макроэкономических последствий.
Большинство экономистов считают, что дефицит бюджета и государственный долг оказывают значительное влияние на экономику, т.к. рост дефицита и долга влекут за собой негативные последствия.
1. Выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных облигаций сконцентрирована в руках у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т.е. владельцы облигаций становятся более состоятельными.
2. Повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям в новые рискованные программы, ограничить предпринимательскую деятельность, а также усилить социальную напряженность в обществе.
3. Существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж.
4. Рост внешнего долга, безусловно, снижает международный авторитет страны и особенно, если он оказывается хроническим.
5. Когда правительство берет заём на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по нему, то это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки, в свою очередь, влечет за собой снижение капитализированной прибыли, сокращение инвестиций. В результате этого последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшающимся производственным потенциалом.
6. С ростом государственного долга усиливается неуверенность населения страны в завтрашнем дне.
Но имеет место и другая точка зрения – точка зрения «рикардианской школы», в соответствии с которой бюджетный дефицит и государственный долг могут и не повлиять на рост процентных ставок, уменьшение инвестиций, сокращение производства и т.д.
«Нейтральность» бюджетного дефицита и государственного долга является следствием того, что снижение налогов при неизменном уровне государственных расходов само по себе может и не повлиять на рост расходов потребителей. Такое утверждение вытекает из теории поведения потребителей, в соответствии с которой потребители при выборе линии поведения учитывают не только текущий интерес, но и интерес будущего, будущий доход.
Снижение налогов при неизменных государственных расходах, с точки зрения потребителя, думающего о будущем, означает, что правительство финансирует такое снижение за счет роста государственного долга. В свою очередь, рост государственного долга подразумевает, что в будущем для его покрытия необходимо будет увеличивать налоги. Следовательно, фактические налоги не изменяются, а перераспределяются во времени.
Ожидание налогоплательщиков относительно будущего роста налогов и снижения доходов приведет к тому, что сегодняшнее потребление не увеличится, увеличатся лишь сбережения потребителей как защитная мера по поддержанию в будущем привычного уровня жизни. Прирост частных сбережений позволит реализовать ценные государственные бумаги, предназначенные для покрытия бюджетного дефицита без увеличения нормы процента, или иначе – рост частных сбережений будет равен по величине снижению государственных сбережений, которое явилось следствием сокращения налоговых поступлений. Объем сбережений в рамках национальной экономики останется в целом неизменным, изменится лишь их структура. Изложенные рассуждения означают, что финансирование государственных закупок за счет государственного долга равнозначно финансированию за счет налогов.
Важнейшим инструментом бюджетной политики является налоговая система. Научно обоснованная налоговая политика, отражающая изменяющуюся действительность, может позитивно влиять на экономические процессы, гасить негативные явления, утверждать цивилизованные правовые отношения в обществе. Не случайно основоположник теории налогов Адам Смит утверждал, что налоги – это признак не рабства, а свободы.