Парадокс «бриллианты - вода»
Пока экономисты не уяснили себе разницу между совокупной и предельной полезностью, их озадачивал тот факт, что некоторые товары первой необходимости стоят гораздо дешевле других, не столь важных товаров. Почему, например, вода, необходимая для жизни, имеет значительно более низкую цену чем бриллианты, которые приносят куда меньше пользы? Парадокс разрешается сразу же, как только мы осознаем, что в большинстве мест на земле предложение воды превышает спрос на нее, потому она и стоит дешево. Бриллианты же, напротив, встречаются редко, а их добыча, огранка и шлифовка обходятся весьма дорого. Предложение
бриллиантов отстает от спроса, этим и объясняется их высокая цена.
Кроме того, предельная полезность последней единицы воды крайне мала. Причина такого положения следует из нашего правила максимизации полезности. Потребители (и производители) будут потреблять как можно больше воды в ответ на ее крайне низкую цену - они будут производить электроэнергию, орошать поля, пить воду, отапливать здания, поливать газоны и т.д. Потребление будет расти до того момента, как будет достигнута предельная полезность, после этого полезность начнет снижаться при потреблении еще большего количества воды — до того момента, как она сравняется с се низкой ценой. С бриллиантами дело обстоит совсем иначе. Бриллиантов покупают совсем немного из-за очень высокой цены, при этом их предельная полезность является также высокой. Представим это в виде уравнения:
Предельная Предельная
полезность полезность
" воды (низкая) V" '" бриллиантов (высокая) Цена воды (низкая) Цена бриллиантов (высокая)
Несмотря на ТО что предельная полезность последней единицы воды низкая, а предельная полезность последней единицы бриллиантов высокая, совокупная полезность воды — очень высокая, а сотку п ная\\ о л е з н о сть бриллиантов- низкая. С о во куп-пая полезность потребления воды из-за огромных объемов ее потребления чрезвычайно велика. Совокупная полезность равна сумме предельной полезности всех галлонов потребленной воды, включая триллионы галлонов с очень высокой предельной полезностью - значительно более высокой, чем последнего потребленного галлона, И наоборот,
бриллианты приносят незначительную совокупную полезность, поскольку из-за высокой цены, которая служит отражением их редкости, потребители покупают относительно мало бриллиантов. Парадокс «бриллианты — вода» решен: вода дает нам значительно больше совокупной полезности, чем бриллианты, хотя полезность дополнительного галлона воды (хотя он едва ли нужен) гораздо меньше полезности дополнительного бриллианта. Это соотношение цен относится только к предельной, но не к совокупной полезности.
Ценность времени
В теории поведения потребителей принимается во внимание экономическая ценность времени. И ось требление, и производственная деятельность обладают одним общим свойством — они требуют времени. Время представляет собой ценный экономический ресурс; за час работы (то есть затратив час напроизводственную деятельность) человек в состоянии заработать 6, 10, 50 дол. иди даже больше и зависимости от своего образования и квалификации. Но затратив этот час на отдых или потребление, человек несет альтернативные издержки в виде потерянного дохода; он жертвует 6, 10 или 50 дол., которые мог бы заработать за это время.
Представим себе потребителя, который выбирает между игрой в гольф, с одной стороны, и посещением концерта - с другой. Рыночная цена игры в гольф равна 15 дол., а концерта — 20 дол. Но игра в гольф займет больше времени, чем концерт. Предположим, что на гольф он потратит 4 часа, а на концерт - всего 2. Если его время стоит, скажем, 7 дол. в чяс, поскольку заработная плата составляет именно 7 дол. в час, то «полная цена» игры в гольф дня него будет равна 43 дол, (15 дол. рыночной цены плюс2$ дол. стоимости затраченного времени). Точно так же «полная цена» концерта равна 34 дол. (20 дол. рыночной цены плюс 14 дол, стоимости затраченного времени). Вопреки тому, что показывают рыночные цены как таковые, мы обнаруживаем, что «полная цена» концерта в действительности ниже «полной цены» игры в гольф.
Если те перья л я простоты мы допустим, что предельные полезности последующих игр в гольф и концертов одинаковы, то, согласно традиционной теории, потребителю следовало бы больше играть в гольф, чем посещать концерты, поскольку рыночная цена первых (15 дол.) ниже вторых (20 дол.). Однако с учетом фактора времени ситуация оказывается как раз противоположной, то есть игры в гольф стоят дороже (43 дол,), чем концерты (34дол.)» Так что потребителю разумнее посещать концерты, чем играть и гольф.
Учет ценности времени позволяет нам понять конкретные наблюдаемые в реальной жизни явления, необъяснимые с помощью традиционной теории. Для неквалифицированного работника или пенсионера, время которых имеет низкую или даже нулевую рыночную ценность, поездка на автобусе из одного города в другой может быть делом вполне разумным. Но управляющему корпорацией, чье время представляет большую ценность, дешевле будет полететь самолетом, даже несмотря на то, что стоимость проезда в автобусе в несколько раз ниже стоимости билета на самолет, С точки зрения пенсионера, живущего на скромное пособие и располагающего своим временем, целесообразно тратить по нескольку часов в день на поиск наиболее дешевых товаров. С точки зрения высокооплачиваемого врача, работающего по 55 часов в неделю, столь же благоразумно регулярно пользоваться услугами больничного буфета и заказывать новый телевизор по телефону.
Иностранцы обычно обращают внимание на то, что для обеспеченных американцев характерны
«расточительное* отношение к еде и другим мате-риальным благам, но «чрезмерная экономность» в расходовании своего времени. Американцы же, посещающие менее развитые страны, находят, что время там тратится нерационально, тогда как вещи ценятся очень высоко и используются бережно. Эти различия — не парадокс и не проявление противоположных темпераментов, а прежде всего вполне точное отражение того факта, что высокая пронзи водительность труда, характерная для развитых обществ, придает времени высокую рыночную стоимость, в то время как для менее развитых стран верно как раз обратное.
Покупка медицинских услуг
Способ, каким мы расплачиваемся за те или иные товары и услуги, воздействует на их цену в момент приобретения и тем самым существенно влияет на объем наших покупок. Давайте вернемся к табл. 21-Ь* Предположим, что 1 дол. за продукт А — это его действительная цена, то есть альтернативные издержки приобретения. Но по тем или иным причинам в настоящее время его цена составляет лишь 0,20 дол. Как вы отреагируете на это? Разумеется, купите больше продукта, чем по цене 1 дол.
Возьмем медицинские услуги. Американцы, имеющие медицинскую страховку, раз в месяц платят по ней определенный взнос, покрывающий, скажем, 80 % с то и м ост и м е ди ц и н ски х ус л у г. А это зн ач ит, что когда вам на самом деле потребуется обратиться к услугам здравоохранения, они вам обойдутся лишь а 20% их реальной рыночной стоимости. И что же вы сделаете в подобных обстоятельствах? Заболев, вы станете покупать значительно больше медицинских услуг, чем в том случае, если бы вам пришлось платить за них полную цену. Именно финансированием здравоохранения через систему страхования объясняется гигантский рост абсолютной величины расходов на медицинское обслуживание, а также доли этих расходов в структуре ВВП.
Покупка еды в буфете подчиняется той же логике. Питаясь за так называемым шведским столом, люди, как правило, склонны съедать больше, чем когда они покупают каждое блюдо в отдельности. Почему бы и не съесть второй десерт, раз за него уже все равно заплачено!
Пособия и подарки
Государство помогает нуждающимся семьям двумя путями: денежными пособиями (в рамках системы социального обеспечения и социальной защиты) и натуральными, или иедепежиыми, пособиями^ дающими право на приобретение строго определенных. благ (талоны на питание> субсидии на оплату жилья
ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ
НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ПОДАРКОВ
Согласна теории поведения потребителей, всякий потребитель лучше, чем кто бы то ни бы по, знает собственные вкусы и предпочтения. В связи с этим возникает вопрос: а эффективно ли это - когда пюди дзрят друг другу подарки, то есть когде потребитепьский выбор делает кто-нибудь другой, а не конечный потребитель?
Недавнае исследований учаного Йельского университета Джоэла Уолдфогаля* показывает, что делать подарки на Рождество неэффективно, в том смысле что эти подарки теряют от Vio Д° 1/э своей стоимости из-за того, что они не соответствуют вкусам попучатапей. Профессор Уолдфогепь провел опрос двух групп своих студентов, попросив их ервв-нить примерную цену каждого рождественского подаркз с той суммой, которую они сами согласились бы заплатить за него. Например, твтушка Фло, возможно, купила компакт-диск Барри МанилоЕа, который она вам подарила, за 13 дол., но бы заплатипи бы за него только 6,50 дол. Отсюда потеря стоимости равна 6,50 дол., ипи 50%.
Б одном из студенческих опросов выяснилось, что, хотя семьи и друзья на есе подарки получателю потратили в среднем 438 доп., сам получатель заплатил бы за них лишь 313 дол., то есть потеря стоимости составила 125 доп. Вы-
"Waldfoget J- The Deadweight Loss of Ghnstmas//Amencan Economic Review. December, 1993. P, 1328-1336.
вод: стоимость рождественских даров снизилась больше чем на четверть.
Исследовались и еще два вопроса. Во-первыхг зависит ли величина утраченной стоимости от социальной дистанции между дарителем и получателем? Во-вторых, какие дарители наиболее склонны дарить наличные деньги?
При исследовании первого вопроса выяснилось, что не-денежные подарки от более дальних родственников, таких, как дедушки, бабушки, тати и дяди, влакут за собой потерю большей доли стоимости, чем лодарки от друзей, родных братьев и састер, родителей и других близких. Более того, подарки от дедушек, бабушек, тетушек и дядюшек чаще обмениваются. Депо в том, что чем дальше родство, тем более вероятно, что зти родственники назнакомы с потребительскими предпочтениями получателя.
Ответ на второй вопрос в некоторой степени уравновешивает предыдущий вывод. Многие дедушки и бабушки, тети и дяди, по-видимому, понимают, что им не известны вкусы внуков и племянников, и потому они довольно часто дарят
наличные деньги. Например, денежные подарки делают около 42% дедушек и бабушек и только 10% родителей \л других
близких людей. Подарки, состоящие из наличных денег, могут быть потрачаны получателем по собственному усмотрению и в силу этого без какой бы то ни было потери эффективности.
Отметив, что е масштабе всей страны расходы на праздничные лодарки в 1992 г. составили приблизительно ЗВ млрд дол,, профессор Уолдфогель оценил связанную с ними потерю эффективности суммой от 4 млрд до 13 млрд дол.
или медицинских услуг и т.д.). Большинство экономистов считает неденежные пособия менее эффективными, чем денежные платежи, поскольку специфическое назначение первых (еда, жилье, медицинское обслуживание) не всегда отвечает предпочтениям получателей. Другими словами, сами потребители лучше чем правительство знают, что им нужно.
Вновь обратимся к табл. 21-1. Допустим, Холл и не имеет никакого заработка, то есть ее доход равен нулю, но у нее есть выбор — получать 2 дол. денежного пособия либо неденежное пособие в форме двух единиц продукта А. Поскольку две единицы продукта А можно купить как раз за 2 дол., эти два
вида пособия имеют одинаковую денежную стоимость. Однако потратив 2 дол. денежного пособия на первую единицу продукта Д Холли может получить 24 «утила» полезности. Неденежное же пособие в виде двух первых единиц продукта А принесет ей лишь 18 (10 + 8) «утилов» полезности. Вывод: неденежное пособие менее эффективно и обеспечивает меньше полезности, чем денежное пособие. Как явствует из раздела «Последний штрих* этой главы, те же самые рассуждения применимы к частным подаркам. Исследования показывают, что неденежные подарки, сделанные кому-либо, неизбежно влекут за собой значительную потерю эффективности, или полезности.
РЕЗЮМЕ
1, Закон спроса можно объяснить с помощью понятий «эффект дохода» и «эффект замещения» или с помощью закона убывающей предельной полезности.
2. Эффект дохода заключается в том, что снижение цены продукта позволяет потребителю купить большее его количество при неизменной величине денежного дохода. Эффект замещения указывает на то, что снижение цены продукта делает его относительно более привлекательным и, таким образом, ус ил и в ает с кл о н н о с т ь потр е б ите л я к за м е щ е н и ю и м других продукте и.
3, Закон убывающей предельной полезности гласит, что, начиная с определенного момента, дополнительные единицы каждого продукта будут приносить потребителю постоянно уменьшающееся добавочное удовлетворение.
4 Мы можем предположить, что типичный потребитель является разумным человеком и действует в соответствии с достаточно четкими предпочтениями. Поскольку величина дохода ограниченна, а товары имеют определенные цены, потребитель не в состоянии купить все те продукты, которые ему бы хотелось. Следовательно, потребителю приходится подбирать такую достижимую для него комбинацию продуктов, которая максимизировала бы удов-
летворение его потребностей, или извлекаемую им полезность.
5, Полезность для потребителя окажется макси^ . мапьной, если его доход будет распределен таким, образом, чтобы последний доллар, затраченный на/ приобретение каждого продукта, приносил одинаковое количество добавочного удовлетворения. На языке алгебры правило максимизации полезности выполняется, если:
ПП продукта А ПП продукта В
1Д е н а яродукта А Цена пр одукта В'
а доход потребителя израсходован полностью.
6. Правило максимизации полезности и кривая спроса логически согласуются друг с другом. Поскольку предельная полезность сокращается, для того чтобы побудить потребителя больше покупать конкретного продукта, требуется снижение его цены.
термины и понятия
Эффект дохода (income effect) Эффект замещения {substitution effect)
Полезность (utility)
Совокупная полезность (total utility)
Предельная полезность (marginal utility) Закон убывающей предельной полезности
(law of diminishing marginal utility) Правило максимизации полезности
(и ti lity - т ах im izing г и le)
ВОПРОСЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Объясните закон спроса с помошью эффектов дохода и замещения, приняв за исходный пункт ваших рассуждений рост цены. Объясните закон спроса исходя из убывания предельной полезности.
2. Ключевой вопрос. Заполните пропуски в таб-
лице.
Количество | |||
потребляемых | Совокупная | Предельная | К -| |
единиц | полезность | полезность | |
D | — | ||
ю | |||
г | — ' | ||
30 . | |||
— | *'3 | ||
— |
а. Как изменяется уровень совокупной полезно-сти: постоянен, сокращается или увеличивается? Почему?
б* «Разумный потребитель приобретет только одну единицу продукта, представленного в табли-
це, так как в этом случае предельная полезность максимальна». Вы согласны или нет? Объясните,
в. «Возможно, разумный потребитель не купит ни одной единицы продукта, представленного в таблице». Вы согласны или нет? Объясните.
3, Миссис Уилсон каждую неделю покупает хлеб и молоко по цене I дол. и 80 центов соответственно. В настоящее время она покупает такое количество этих продуктов, что предельная полезность их последних единиц равна соответственно 80 и 70 «утилам». Можно ли сказать, что она покупает максимизируюший полезность набор хлеба и молока? Если нет, то каким образом ей следует пер ер ас- " преде лить свои расходы между этими двумя продуктами?
4. Ключевой вопрос* В столбцах (1) — (4/ поме- \: щенной ниже таблицы представлены показатели
предельной полезности, выраженной в рутилах*, которую получил бы Рикардо в случае приобретения им различных количеств продуктов А, В, С и Д
В столбце (5) показана предельная полезность, из- . влекаемая Рикардо путем сбережения. Предположим, что цены товаров А, В, Си Dсоставляют 18, 6? 4 и 24 дол- соответственно, а денежный доход Ри-кард о равен 106 дол.
а. Какое количество продуктов А, В, С и D приобретет Рикардо для максимизации полезности?
б. Сколько долларов Рикардо предпочтет сберечь?
в. Проверьте правильность своих ответов, подставив их в алгебраическое выражение правила максимизации полезности.
5. Ключевой вопрос. Представьте себе, что вы делаете выбор между двумя продуктами X и Уу предельная полезность каждого из которых для вас ука^ зана ниже. Сколько единиц каждого продукта вам следует купить, чтобы максимизировать полезность, если ваш доход составляет 9 дол+? а цены товаров Л" и У — соответственно 2 и 1 дол.? Определите величину совокупной полезности, которую вы подучите. Теперь предположите, что при прочих равных условиях цена товара ЛГупала до 1 дол. В каких количествах вы купите продукты А'и Ув этом случае? И с п о л ьз уя д ве цены и два ко л ич е с т ва ед и н и ц X, постройте кривую спроса на этот продукт.
Количество | Шя | Количество | ппу |
единиц X | единиц У | ||
в | |||
В | |||
' А | |||
5 :~v' ----- | |||
в |
6* Каким образом в теорию поведения потребителей можно включить фактор времени? Иностранцы часто отмечают, что американцы очень расточительны в отношении еды и других материальных благ, но весьма бережливы и даже чересчур эконом-
ны в расходовании времени. Как вы объясните это наблюдение?
I, Объясните смысл следующих утверждений.
а. «Пока не происходил экономический роет, у людей было слишком мало товаров; после начала экономического роста стало слишком мало времени»,
б. «Человеку неразумно тратить время на то, чтобы принять абсолютно разумное экономическое решение».
8. За последние десять лет широкое распространение получили маленькие продовольственные магазины самообслуживания, такие, как Kmk Shops, 7-Elevens, Gas'N Shops, хотя цены в них, как правило, значительно выше, чем в крупных универмагах. Как вы объясните их успех?
9* «Нет ничего полезнее воды, но на нее едва ли что купишь; вряд ли можно получить хоть что-нибудь в обмен на воду. Бриллиант, напротив, практически не имеет никакой ценности в употреблении, однако зачастую в обмен на него можно приобрести огромное количество товаров»2. Объясните это утверждение.
10, Многие владельцы жилых домов устанавливают счетчики воды и требуют оплату за ее потребление. Эта политика не сопоставима с тем, что ранее счетчики устанавливались для всего комплекса зданий, а стоимость воды входила в стоимость аренды квартиры. Там, где были установлены индивидуальные счетчики воды, ее потребление сократилось на 10—40%. Объясните это явление с использованием понятий цены и предельной полезности,
II. Задание повышенной сложности. Пусть UXlA = = z = Ю - х, а ПП^ = z = 21 - 2у, где z ~ предельная полезность, измеренная в «утилах»; х — величина расходов на продукт А; у — величина расходов на продукт В. Допустим, в распоряжении потребителя имеется 10 дол., которые он может потратить на А и В, то есть х +>' = 10. Каким образом эти 10 дол.
(V
12)
13)
14]
(5)
Количество | пп | Количество | ПП | Количество | ПП | Количество | ПП | Копичесгво | ПП |
единиц А | единщ В | единиц С | единиц D | сбереженных доппаров | |||||
2 | 2 | ||||||||
3 | |||||||||
А а | Б | % | |||||||
37а | % | ||||||||
7в |
2 Smith Adam. The Wealth of Nations- N.Y.: Modern Library, Inc. [впервые издано в 1776 r.}. P. 2В.
лучше всего распределить между продуктами Ли В? Какую полезность принесет предельный доллар?
12, («Последний штрих»,) Объясните, почему подарком от частных лиц и государства присуща экономическая неэффективность. Отвечая на этот вопрос, проведите различие между денежными и неденежными дарениями,
13. Интернет-вопрос, Спортивная зона ESPN -брать или не брать деньги. Спортивная страничка ££Ж (http://espn.sportszone.com/) - основной спортивный информационный сайт. Большая часть информации может быть получена бесплатно, но ESPN устанавливает премиальный членский доступ — .за месячную или годовую плату Аналогичную по содержанию спортивную информацию можно найти в газете USA Today Sports (http://www.usatoday.com/), CNN/Sports Illustrated (http://www.cnn.si,com/) и CBS
Sports Line (http://cbs.sportsline.com/)- Поскольку ESPN установила цены на некоторые виды своей информации, это означает, что полезность премиального членства не может быть найдена на платных сайтах, но тем не менее за доступ к информации стоит платить. Вы согласны с этим? Используя. •-. правило максимизации полезности, дайте объяснение тому, что вы платите за подписку с правом премиального членства или, наоборот, не платите.
14, Интернет-вопрос. Посетите страничку Wal-Mart Online — «вот вам 500 дол. и ни в чем себе не отказывайте». Представьте себе, что вы сами или вместе с товарищами получили однодневный кредит в размере 500 дол. от Wal-Mart Online, Зайдите
на страничку http://www.wal-martxom/, выберите, что вы хотите купить на 500 дол., присоедините эту Сумму к тому что у вас есть на карточке, и с помощью операции Review Card отпечатайте наименова- . ние товаров, которые вы выбрали. Сравните свой список со списком товарищей. От чего зависит разница? Все ли товарищи были на распродаже? Стали бы вы покупать все эти товары, если бы получили эти 500 дол. наличными деньгами?
Приложение к главе 21 Анализ кривых безразличия
Лучше понять поведение потребителей и потребительское равновесие позволяют: 1) бюджетные линии; 2) кривые безразличия.
Бюджетные линии: что доступно покупателю I?
Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при данной величине денежного дохода. Например, если продукт А стоит 1,5 дол., а продукт В — 1 дол., то потребитель мог бы приобрести все комбинации продуктов А и В, перечисленные в табл. 1, при денежном доходе 12 дол, В одном из двух крайних случаев потребитель мог/бы затратить весь свой доход на покупку восьми единиц продукта А> так что у него не осталось бы денег для приобретения продукта В. Или, отказавшись от двух единиц продукта Л и тем самым «высвободив» 3 дол., он мог бы купить шесть единиц А и три единицы продукта В. И так далее вплоть до другого крайнего случая, когда потребитель мог бы приобрести 12 единиц продукта В по цене 1 дол. каждая, тем самым затратив весь свой денежный доход на продукт В и ничего не оставив на покупку продукта А.
На рис. 1 бюджетная линия изображена графически. Отметим, что график не ограничивается количеством единиц А и В, как таблица. Каждая точка графика представляет возможную комбинацию А и В, включая дробные значения. Наклон бюджетной линии зависит от отношения цены товара В к цене
товара А; точнее говоря, абсолютная крутизна наклона равна РВ/ВА = 1 дол. /1,5 дол. = 3/з- Это всего лишь математический способ выражения того фак- , та, что потребителю придется воздержаться от приобретения двух единиц продукта Л (отложенных на вертикальной оси) для покупки трех единиц продукта В (отложенных на горизонтальной оси). Перемещение вниз по бюджетной, или ценовой, линии требует отказа от двух единиц А (по 1,5 дол. каждая) для приобретения трех единиц В (по 1 дол+ каждая). Это дает наклон, равный 2/у
Еще два свойства бюджетной линии заслуживают нашего внимания,
Ь Изменение дохода. Расположение бюджетной линии зависит от величины денежного дохода. Увеличение денежного дохода приводит к смещению бюджетной линии вправо; уменьшение денежного дохода смещает ее влево. Для проверки этого утверждения просто пересчитайте данные табл. 1, исходя из предположения, что денежный доход равен:
Таблица 1*Бюджетная пиния: комбинации продуктов А
и В, доступные покупателю с доходомв 12 дал,
Количество единиц продукт А (ценз *> 1,5 дол.)
Количество единиц продукта В (ценз - 1 дол,)
Совокупные расходы (в доп.)
-•в^м-Ч^Ч?
12 (- 12 + 0) | ||
12 1-9 + 3) | ||
6 ' | 12 [-В + 6) | |
12 (=3 + 9) | ||
12 [=0 + 12] |
Рисунок1* Бюджетная линия потребителя
Бюджетная линия показывает все возможные комбинации каждой лары продуктов, которые могут быть приобретены потребителем при данных ценах на продукты и данной величине его дохода,
а) 24 дол. и б) 6 дол., и постройте новые бюджетные линии на рис. 1.
2* Изменение цены. Изменение цен продуктов также приводит к сдвигу бюджетной линии, Сни-жение иен обоих продуктов, эквивалентное увеличению реального дохода, смещает кривую вправо, (Вы можете проверить это, пересчитав данные табл., 1 и заново построив линии на рис+ 1, исходя из предположения, что РА — 0,75 дол+, а Рв = 0,50 дол.) И наоборот, рост цен на продукты А и В приводит к смещению кривой влево. (Допустим, РА — 3 дол., а Р£ = = 2 дол.; переделайте табл. 1 и рис. 1 так, чтобы подтвердить этот вывод,)
Обратите особое внимание на то, что происходит при изменении Рв, если Рл и величина денежного дохода остаются неизменными. Вы можете убедиться, что при снижении Ps с 1 до 0,5 дол. нижняя часть бюджетной линии сместится вправо. И наобо-рот^ рост РВ1 скажем, с 1 до 1,5 дол. приведет к сдвигу нижней части линии влево. В обоих случаях линия остается «привязана» к восьмой единице на вертикальной оси, поскольку РА не меняется.