Сокращать дефицит за счет социальных льгот?
Расходы на программы, которые дбют людям право на поручение конкретных трансфертных платежей, быстро растут, способствуя тем самым увеличению дефиците.
Здесь приводятся цифры, характеризующие три компонента, на которые распадаются федеральные расходы, и,отражающие тенденции изменания величины этих расходов по отношению к ВВП.
1. Расходы на выплату процентов представляют собой процентные платежи федерального правительства по государственному долгу. С I960 г. объем процентных платежей увеличился с 1,9 до 3,0% ВВП, е основном из-за роста государственного долга.
2* Дискреционные расходы связаны с программами, которые регулируются ежегодными законами об ассигнованиях. Конгресс США вправе решать скопько жепательно тратить на эти программы каждый год; суммы таких расходов целиком находятся на его усмотрении. Этот компонент расходов федерального правительства составляют расходы на национальную оборону, транспорт, охрану правопорядка и даятепьность правительства. Заметьте, что дискреционные расходы сократились с 13,5% ВВП в 1962 г, до примерно 7% & 1998 г.
3. Обязательные расходы - или расходы на асоциальные льготы» - составляют пособия в рамках системы социального обеспечения, по программам Medicare и Medicaid, компенсационные и пенсионные выплаты ветеранам, субсидии сельскому хозяйству, помощь многодетным семьям, платежи по программе дополнительного обеспечения и оплата талонов на питание. Эти расходы носят обязательный характер, согласно принятому ранее законодательству, которое предписывает Конгрессу выплачивать конкретные пособия всем, Кто имеет на них право. Расходы на «социальные льготы?) растут, когда Конгресс принимает ноеые программы трансфертных платежей ипи повышаат уровень пособий по уже действующим программам. Эти расходы также возрастают, когда увепичивается численность льготных» категорий граждан. С 1962 по 1998 г, расходы на «социальные льготы» выросли с 6 до 13'% ВВП.
Из помещенного ниже графика ясно, что быстрорастущие «социальные пьготы» и процентные платежи теснят дискреционные расходы. Предполагается, что к 2015 г. программы льгот и процентные платежи поглотят все поступления от федеральных напогов, остааив таким образом федеральное правительство без средств на образование, детские программы, строительство и содержание автомобильных дорог^ национальную оборону или без чего-то другого,
Дпя того чтобы предотвратить этот тревожный сцвна-рий, прадпагаются следующие решения:
1] повышение напоговых ставок;
2] отмена некоторых программ социальных льгот;
3] снижение уровня пособий по некоторым или всем подобным программам;
4] иекпючение относитепьно обеспеченных граждан из чиспа тех, кто вправе пользоваться системой социального обеспечения и программой Medicare:
■ кто и: .шшшл. с ко го экспорта. А американцы при более высоком в ал ют н о м курс е, наоборот, с м о гут п о л уч ат ь 11, а не 10 франков за доллар. Следовательно, французские товары станут для американцев дешевле, и те будут покупать больше французских товаров; то есть американский импорт возрастет. Другими словами, если объединить эти два процесса, американский чистый экспорт (экспорт минус импорт) сократится и образуется внешнеторговый дефицит (блок 9).
Сопутствующие эффекты
Помимо сказанного выше существуют еще три проблемы,
L Приток средств из-за рубежа увеличивает объем внутренних финансовых ресурсов и помогает удержать американские процентные ставки на более низком уровне, чем в иных обстоятельствах. Иначе говоря, приток иностранных средств в США ослабляет эффект вытеснения. Но с точки зрения зарубежных стран, переводящих свои средства в США, их внутренние капиталовложения и темпы прироста сбережений могут из-за этого сократиться.
2. Вызванный дефицитом рост процентных ставок в США возлагает дополнительное бремя на такие развивающиеся страны, отягощенные крупной задолженностью, как Мексика и Бразилия. Долг этих стран, выраженный в долларах, американским банкам в действительности начинает расти, поскольку теперь они должны для покрытия своего долга в долларах продать большее количество национальной валюты, чтобы выплатить не только процентные платежи, но и основную сумму долга. Обслуживание их долга, выраженного в долларах, американским банкам становится намного дороже, когда в США повышаются реальные процентные ставки.
3* Внешнеторговый дефицит означает, что объем экспорта недостаточен для оплаты импорта. Эту р а з н и цу можно ко м п е н с и ро ват ь л и б о п уте м раз м е -щения займов в зарубежных странах, либо путем продажи активов, США использовали оба метода и в результате превратились в крупнейшую и мире страну-должника и начали продавать иностранным инвесторам такие активы, как фабрики, торговые центры и фермы. Но для выплаты таких долгов и выкупа своих активов нужно, чтобы будущий экс-
5] сокращение пособий на здравоохранение по прогрвм-ме Medicare;
6) налогообпожение пособий, получаемых в рамках программ социапьных льгот, в полном объеме, как если бы это
был обычный доход.
Ни одна из этих мер не снискала популярности среди политиков. Примерно половина американских семей получают пособия по одной или нескольким из 11 крупнейших npoJ-грамм социальных льгот. Проведенный в середине 1990-х годов опрос общественного мнения выявил, что 61% населения одобряет идею сокращении государственной системы социальных пьгот ради обуздания бюджетного дефицита. Но в ответ на вопрос, поддерживают ли они идею сокращения конкретных программ, например социального обеспачения и Medicare, субсидий сельскому хозяйству и т.д., 66% отве-типи «нет».
Социальное обеспечение и Medicare - крупнейшие фе-дерапьные программы социальных льгот, В настоящее время система социального обеспечения занимает весьма прочное положение, поскольку собирает больше средств от 124 мпн рабочих, чем выплачивает 44 млн получателей пособий. Но е 2029 г. такое самофинансирование закончится, потому что дпя выплаты социальных пособий поко-пению, родившемуся в период пика рождаемости, потребуется огромный объем средств. Расходы на Medicare - самую быстрорастущую программу - увеличатся еще больше, когда это многочисленное поколение начнет уходить на пенсию.
Политики в настоящее время приступили к решению этой проблемы. Например., недавно Конгресс закончил обсуждение программы помощи семьям с детьми. Нет никаких сомнений в том, что вопрос о судьбе социальных пыот станат в ближайшем будущем предметом оживленного обсуждения.
порт превосходил импорт. В перспективе Соединенным Штатам придется потреблять и инвестировать меньше, чем они производят. (Ключевой вопрос 8.)
Краткое повторение
♦Займы и процентный платежи, связанный с государственным долгам, могут: а) усилить неравенство в доходах; 6) потребовать повышения налогов, которое подавляет мотйриальные стимулы; в) ограничить возможности применения антикризисной фискальной политики; г] замйдлить рост накопления капитала а стране, если государственный долг вызовет значительное вытеснение частных инвестиций.
♦ Обеспокоенность дефицитом федерального бюджета последних лет вызвана: а) его огромными размерами; б) возможностью его недооценки; в) ростам общей суммы процентных платежей; г) несоответствием такого дефицита состоянию экономики, достигшей уровня производства при полной занятости или близкой к нему.
+ Бюджетный дефицит может быть связан с внешнеторговым дефицитом следующим образом: бюджет-
ный дефицит ведет к росту внутренних реальных процентных ставок; доллар дорожает; американский экспорт сокращается, а американский импорт увеличивается, и тогда возникает дефицит торгового баланса.
Ответные политические меры
Обеспокоенность крупным бюджетным дефицитом и растущим государственным долгом породила несколько ответных политических мер.
Закон о сокращении дефицита. К 1992 п стало ясно, что предшествующие усилия по сокращению дефицита государственного бюджета, включая рост рас-ходон от поступлений налогов в результате увеличения ставок подоходного налога с 28 до 31%, все равно сохранят ежегодный бюджетный дефицит н размере 175 млрд — 225 млрд дол. Подталкиваемый администрацией Клинтона Конгресс США принял Закон о сокращении дефицита 1993 п, призванный увеличить налоговые поступления на 250 млрд дол. за пять лет и сократить федеральные расходы на ту же сумму.
Повышение налогов осуществляется главным образом путем: 1) увеличения предельной налоговой ставки индивидуального подоходного налога с 31 до 39,6%; 2) повышения налога на прибыль корпораций с 34 до 35%; 3) увеличения федерального акцизного налога на бензин на 4,3 цента за галлон. Самое большое сокращение расходов про изо вдет, когда все дискреционные (не регулируемые законом) расходы устойчиво вернутся к номинальному уровню 1993 г. Обычно эти расходы растут по крайней мере такими же темпамиs как и инфляция, В результате принятия Закона о сокращении дефицита и значительного экономического роста дефицит государственного долга сократился до 22 млрд дол. уже к 1997 г.
В 1996 г. Конгресс и президент одобрили пакет мер по сбору и расходованию налоговых средств, в том числе выборочное сокращение налогов при одновременном повышении некоторых видов ставок налогообложения и сокращении ряда направлений государственных расходов. Согласно Закону, бюджетный дефицит должен быть сведен к нулю к 2002 п, если американской экономике удастся избежать спадов. Недавние оценки показывают, что баланс бюджета может быть достигнут уже в 1998 г. Результат может иметь историческое значение, поскольку американскому правительству не удавалось сводить баланс государственного бюджета с 1969 г
Вето по строкам и статьям расходов, в 1995 г. Конгресс предостанил президенту полномочия налагать вето по отдельньш статьям и строкам расходов из законопроекта об ассигнованиях. Типичный подобный законопроект объединяет сотни программ и проектов в единый законодательный акт. Вето по строкам и статьям расходов позволит президенту изымать из законов об ассигнованиях популистские проекты, выигрыш от которых на местном или региональном уровне меньше, чем издержки для налогоплательщиков страны. В качестве гипотетического примера такого вето можно привести возможность наложить запрет на ассигнования в 30 млн дол. на памятник местному политическому деятелю в Чикаго. Таким образом, вето президента на статьи расходов — даже простая угроза возможности такого запрета — могло бы способствовать сокращению государственных расходов и помочь федеральному правительству сбалансировать свой бюджет.
В 1996 г. президент Клинтон использовал свое
право налагать вето по строкам и статьям расходов в
первый раз. Это Дало возможность критикам данной меры оспаривать правомочность наложения вето в судебном порядке. Стоит отметить, что разбирательства продолжаются до сих пор. Противники вето по статьям утверждают, что закондает президенту слишком много власти, в то время как, по их мнению, подобные полномочия закреплены Конституцией за Ко н гр е с с о м С Ш А. О н и также у казы ва ют на тот фа кт что властью в данном случае легко злоупотребить ради достижения собственных политических целей. Так, например, президент может запретить голосовать в Конгрессе по проекту политического «противника» и продвигать проект «сторонника»,
Поправки к Конституции, Наиболее существенное предложение состоит в том, чтобы принять конституционную поправку; которая наделяла бы Конгресс США мандатом ежегодно принимать сбалансированный бюджет страны. Сторонники поправки о сбалансированном бюджете объясняют это тем, что Конгрессу в будущем может быть трудно вести себя «ответственно», поскольку рост государственных расходов укрепляет, а повышение налогов ослабляет поддержку государственых деятелей со стороны общественности. Вопреки политической риторике дефицит федерального бюджета будет сохраняться до тех пор, пока конституционная поправка не вынудит сводить бюджет с ежегодным балансом.
Однако поправка до сих пор не получила одобрения Конгресса. Критикам этого предложения удается успешно доказывать, что строгое требование ежегодно балансировать бюджет будет вынуждать правительство повышать налоги или сокращать государе ственные расходы в периоды спадон деловой активности. Как мы отмечали ранее, подобные действия способствовали углублению спада (см. рис. 12-6),
Позитивная роль долга
Завершая обзор воображаемых и реальных проблем, связанных с бюджетным дефицитом и государственным долгом, мы хотим закончить разговор на оптимистичной ноте. Долг — и государственный, и частный — играет положительную роль в преуспевающей и растущей экономике. По мере роста доходов растут и сбережения. Макроэкономическая теория и
фискальная политика свидетельствуют о том, что для того, чтобы совокупный спрос держатся на уровне полной занятости, возросший объем сбережений или его эквивалент обязательно должен поступить в распоряжение потребителей, предпринимателей и правительства и быть израсходован ими. Формирование долга — это и есть процесс, в котором сбережения поступают тем, кто их расходует. Теоретически, потребители и фирмы заимствуют значительную часть сбережений и расходуют их. Обычно так и бывает. Общая сумма частного долга в США составляет почти 11 трлн дол.
Но если домохозяйства и фирмы не склонны делать займы и частный долг увеличивается недостаточно быстро, чтобы поглотить растущий обьем сбережений, эту задачу должен решить прирост государственного долга. Иначе экономика выйдет из состояния полной занятости и не сможет реализовать свой потенциал роста.
РЕЗЮМЕ
1. Бюджетный дефицит представляет собой превышение государственных расходов над доходами; государственный долг — это сумма бюджетных дефицитов и излишков, накопленная с течением времени.
2. Существует несколько концепций бюджета, среди них: ежегодно сбалансированный бюджет, циклически сбалансированный бюджет, функциональное финансирование. Основная проблема ежегодно сбалансированного бюджета состоит в том, что он оказывает скорее прошждическое, чем антициклическое воздействие на экономику Сбалансировать бюджет в рамках цикла — задача тоже нелегкая, если подъемы и спады, хотя бы примерно, не совпадают по своим масштабам и диапазону Согласно концепции функционального финансирования, основная цель федеральной финансовой системы - стабил и зация э ко ном и ки, и л р обл е м ы, свя-занные с чередующимися дефицитами и избытками бюджета, имеют второстепенное значение.
3, Исторически основными причинами роста государственного долга служили дефицитное финансирование военных действий и экономические спады. Крупный структурный дефицит последних лет - это в первую очередь результат предпринятого ранее снижения налогов и одновременного расширения программ социальных льгот.
4, Государственный долг США в 1997 г. достиг 5,4трлн дол., или около 20 044 дол. на человека. Из этой суммы 2/з долговых обязательств размещены публично, '/3 находится в собственности правительственных ведомств и Федеральной резервной системы. С 80-х до начата 90-х годов сам долг и связанные с ним процентные платежи существенно возросли по отноше н ию к В В П - Тол ько неда вне проие нтн ы е платежи начали сокращаться в процентном отношении,
5, Утверждение, будто крупный государственный долг способен привести страну к банкротству, ложно по следующим причинам: а) долг нужно лишь рефинансировать, а не погашать; б) федеральное правительство обладает полномочиями по налогообложению и эмиссии денег.
6, Если отвлечься от эффекта вытеснения, то государственный долг не приводит к пере клады в а-
ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
Государственный долг (public debt) Ежегодно сбалансированный бюджет
{annually balanced budget) Циклически сбалансированный бюджет
(cyclically balanced budget) Функциональное финансирование (fun ctional fin а псе)
нию экономического бремени на плечи грядущих поколений,
7. С государственным долгом связаны следующие серьезные проблемы: а) выплата процентов по долгу может увеличивать неравенство в доходах; б) процентные платежи по долгу требуют повышения налогов, что может подорвать экономические стимулы; в) большой и растущий государственный долг создаст политические препятствия для проведения стимулирующей фискальной политики; г) выплата процентов или части долга иностранным гражданам приводит к утечке реального продукта за границу; государственные займы для рефинансирования долга или выплаты процентов по нему могут привести к росту процентных ставок в стране и вытеснению частных инвестиций.
8, В 80-х и 90-х годах под воздействием значительного дефицита федерального бюджета реальные процентные ставки в США повысились, что в свою очередь способствовало: а) вытеснению частных инвестиций; б) увеличению спроса на американские ценные бумаги со стороны иностранцев. Повышенный спрос на ценные бумаги США привел к росту международной стоимости доллара, который вызвал сокращение американского экспорта и расширение импорта. Таким образом, бюджетный дефицит дополнительно способствовал росту внешнеторгового дефицита.
9* Крупный дефицит бюджета и рост государственного долга в период 80-х и начала 90-х годов вызвал ответные законодательные меры. Бюджетное законодательство 1993 г. утвердило повышение индивидуального подоходного налога, налога на доходы корпораций, а также сокращение расходов. В 1996 г: Конгресс предоставил президенту право вето по строкам и статьям расходов, касающимся
особо крупных ассигнований. В том же 1996 г. Конгресс принял пакет законов, направленных на сокращение до нуля к 2002 г., а по возможности и ранее, дефицита государственного бюджета. Крупный дефицит также способствовал движению за введение поправок к Конституции, которые бы обязывали федеральное правительство ежегодно балансировать государственный бюджет.
Программы со ни а л ьн ых л ьг о т (en iiilem en t programs) Внешний долг {external debt) Государственные инвестиции {public investments) Вето по строкам и статьям расходов (line-item veto) Поправка о сбалансированном бюджете
(balanced budge! amendment)
ВОПРОСЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ
L Ключевой вопрос. Оцените возможности применения фискальной политики в качестве инструмента стабилизации при следующих условиях: а) ежегодно сбалансированный бюджет; б) циклически сбалансированный бюджет; в) функциональное финансирование.
2. Каковы основные исторические причины наращивания государственного долга? Почему в 80-х годах сложился столь крупный бюджетный дефицит? Почему дефицит вырос в 1991 и 1992 гг.?
3. Ключевой вопрос* Обсудите два способа оценки величины государственного долга. Чем внутренний долг отличается от внешнего долга? Каковы последствия погашения внутреннего долга? А внешнего долга? Объясните различие между погашением и рефинансированием долга.
4. Объясните и оцените каждое из следующих утверждений.
а, «Национальный долг — это примерно то же самое, что долг левой руки правой руке».
б. «Банкротство федерального правительства представляет собой л о крайней мере наименее вероятную проблему из тех, которые может породить
государственный долг*,
в, «Основная причина роста государственного долга состоит в недостатке политической воли*.
г. «Финансовые ресурсы системы социального обеспечения на самом деле не ресурсы, а будущие обязательные расходы, и они лишь маскируют реальный размер дефицита».
5. Когда эффект вытеснения, вероятнее всего, проявляется с наибольшей силой — в период спада или когда экономика близка к полной занятости? Объясните свой ответ.
6. Некоторые экономисты считают, что количественные параметры государственного долга лучше всего отражает отношение процентных платежей по долгу к ВВП. Объясните это.
7. Ключевой вопрос. Станет ли государственный долг США в размере 5,4 трлн дол. бременем; для грядущих поколений? Если это произойдет, то каким образом? Почему дефицитное финансирование государственных расходов с большей вероятностью, чем налоговое финансирование, может привести к сокращению в будущем размера «национальной фабрики»?
8. Ключе во й вопрос, И р ос л е д и те це п о ч ку причин-но-следственных связей, через которую крупный бюджетный дефицит может повлиять на внутренние реальные процентные ставки, объем внутренних инвестиций, международную стоимость доллара и внешнеторговый баланс. Прокомментируйте
следующее высказывание: «Слишком немногие отдают себе отчет в том, что ослабление позиций США в международной торговле — результат в первую очередь собственной политики, а вовсе не происков иностранцев».
9, Объясните, каким образом существенное сокращение бюджетного дефицита страны может отразиться на: а) величине ее внешнеторгового дефицита; б) общей сумме долга США иностранцам; в) объеме закупок иностранцами американских активов, таких, как промышленные предприятия или фермы.
10, Какие основные законодательные акции Конгресса начиная с 1993 г. способствовали сокращению бюджетного дефицита? Почему проведение этих акций политически были трудными для Конгресса? Имели ли они успех?
IL Одобрите ли вы поправку к конституции,
требующую ежегодного принятия сбалансированного ф ел е р ал ьн о го бюджета? П о ч е м уг «д а» ил и п о ч е му
«нет»? При ответе учтите правило и дебаты о дискреционных расходах, которые мы рассматривали в главе 17.
12, Прокомментируйте следующее утверждение: «То, что Конгресс знает о праве вето президента, сдерживает его членов в отношении голосования по некоторым видам государственных расходов»,
13, («Последний штрих»/) Что такое «программы социальных льгот»? Приведите несколько примеров подобных программ. В чем причина быстрого роста таких программ? Каким образом их дальнейший рост может отразиться на будущих поколениях?
14, Интернет-вопрос. Долг — до последнего пенса. Обратитесь на сайт Министерства финансов, в отдел государственного долга (http://www.publiedebt.treas.gOT/ opd/opdpenny.htm) и найдите данные о государстве н-н о м дол ге с то ч н ост ь ю до п ос л ел н его пенса на п ос-леднюю дату. Как соотносятся сегодняшние данные с данными 10-летней давности? Какова тенденция за последние 12 месяцев? Для получения информации общего плана обратитесь на сайт http:// www.publ icdebt A reas,gov/opd/opd, htm.
15, Интернет-вопрос, Часто возникающие вопросы относительно государственного долга. Посетите страничку с одноименным названием — U.S. Treasury's Public Debt Frequently Asked Questions (FAQ) (htlp://www.publicdebt..treas.gov/оpd/opdfaq.htm) и ответьте на следующие вопросы: почему сокращается государственный долг, почему государственный долг изменяется только раз в день, кто сегодня является владельцем государственного долга?