Государственный долг: международные сравнения
Хотя государственный долг США - один из самых крупных в мире, у некоторых других стран долг по отношению к ВВП еще бопьше.
Долг государственного сектора как доля ВВП, 1997 г. [в %)
-
О 2D 40 60 80 100120140
Бельгия
Италия
Канада
Япония
Швеция
Нидерланды
Испания
Дания
Германия
Франция
США
Великобритания
Финляндия
Австралия
Источник: Organization for Economic Cooperation and Development.
высоки. В настоящее время выплата процентов по долгу составляет четвертую по величине статью расходов федерального бюджета (см. рис. 5-7). Процентные платежи как доля ВВП показаны в столбце (6) табл. 19-1, откуда видно, что они существенно увеличились в последние годы. Отношение величины процентных платежей к ВВП отражает уровень налогообложения (среднюю налоговую ставку), необходимый для обслуживания государственного долга. В 1997 г для выплаты процентов по долгу правительству нужно было собрать налогов на сумму, равную 3?0% ВВП,
Собственность, Как видно из рис. 19-1, держателями примерно г1г государственных долговых обязательств являются правительства штатов и местные органы власти, банки и другие финансовые институты, частные лица, а не федеральное правительство. Остальные обязательства находятся в руках федеральных ведомств и ФРС. На долю иностранных
частных лиц и институтов приходится лишь 23% всего долга. Эти данные важны, поскольку, как мы вскоре увидим, последствия размещения долга внутри страны и за рубежом совершенно различны.
Бухгалтерский учет и инфляция. Статистические показатели бюджетного дефицита и государственного долга не так однозначны, как кажется. Применяемые правительством методы расчетов, возможно, вовсе не отражают истинное финансовое положение государства. Частные фирмы, например, со с та вл я ю т отдельный бю джет кап ит ал овл ожени й> поскольку расходы на капитальное оборудование, в отличие от затрат на оплату труда и сырье, представляют собой инвестиции в материальные активы, дающие финансовую отдачу Правительство же при расчетах бюджетного дефицита относит свои расходы на строительство автострад, портов, общественных зданий в туже категорию, что и социальные выплаты, тогда как на самом деле первый тип расходов — это вложения в физические активы. Дефицит федерального бюджета в 80-90-х годах был бы реально значительно меньше, если бы правительство рассчитывало бюджет капиталовложений с учетом амортизации.
Рисунок 19-1.Владение государственными долговыми
обязательствами
Менее 2/3 государственных долговых обязательств принадлежит держателям, посторонним по Отношению к федеральному правительству; '1/э находится во внутренней собственности
федеральных ведомств и ФРС- Иностранные держатели владеют лишь 23% государственных долговых обязательств.
Кроме того, инфляция работает на должников. Рост уровня цен снижает реальную покупательную способность тех денег которыми должники расплачиваются с заимодателями. Если учитывать этот «инфляционный налог», то становится ясно, что размер бюджетного дефицита и государственного долга меньше, чем кажется.
Важно, однако, помнить, что существуют различные методы оценки государственного долга и общего финансового состояния государства, И некоторые из этих методов существенно меняют данные, представленные в табл. 19-L
Краткое повторение
+ Бюджетный дефицит - это превышение государственных расходов над налоговыми поступлениями в конкретном году; государственный долг - это общая сумма бюджетных дефицитов за вычетом возникающего с течением времени положительного сальдо.
+ Три основные бюджетные концепции: а) ежегодно сбалансированный бюджет; б) циклически сбалансированный бюджет; в) функциональные финансы.
+ Государственный долг в размере 5,4 трлн дол. сформировался главным образом в результате финансирования военных действий, экономических спадов, снижения налогов и недостатка политической
воли.
+ Государственный долг США как доля ВВП сейчас меньше, чем в 1950 г., и занимает промежуточное по величине место среди соответствующих показателей промышленно развитых стран.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ: МНИМЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Как государственный долг и его рост влияют на состояние экономики? Может ли рост государственного долга привести страну к банкротству? Ляжет л и Д ол г бр е м е н е м на плеч и н а ш и х д е те и и внуков ? Все Это надуманные проблемы. Долг не относится к тем факторам, из-за которых страна может обанкротиться. Да и бременем для грядущих поколений, кроме как в исключительных обстоятельствах, долг стать не должен.
Банкротство?
Может ли крупный государственный долг привести государство к банкротству, лишив его возможности выполнять свои финансовые обязательства? Ни в
коем случае, и тому есть три причины.
L Рефинансирование. Нет никаких причин, по которым государственный долг должен был бы уменьшиться, а тем более исчезнуть. Когда подходит ежемесячный срок выплаты части долга, правительство обычно не сокращает расходы и не повышает налоги, чтобы погасить облигации, срок которых истек. На самом деле правительство рефинансирует свой долг; оно продает новые облигации и использует выручку для выплат держателям погашаемых облигаций,
2. Налогообложение. Правительство имеет конституционное право облагать население налогами и собирать их. Повышение налогов для правительства — один из способов получить достаточные доходы для выплаты процентов и общей суммы государственного долга. Испытывающие финансовые трудности домохозяйства и корпорации нее силах наращивать свои доходы за счет сбора налогов; правительства же в силах. Частные домохозяйства и корпорации могут обанкротиться; правительство не может.
3. Создание денег. Банкротство государства очень сложно себе представить еще и потому что федеральное правительство (через ФРС) вправе печатать деньги, которыми можно выплатить и основную сумму долга, и проценты по нему. Государственная облигация представляет собой обязательство правительства заплатить определенную сумму денег в срок погашения облигации. Для этой цели правительство может либо использовать выручку от продажи других облигаций, либо создать необходимые для этой цели деньги. Создание новых денег для выплаты процентов или погашения основной суммы долга может иметь инфляционный эффект. Но очень трудно поверить в возможность банкротства, когда правительство обладает полномочиями создавать новые деньги, просто включив печатный станок.
Перекладывание бремени
Станет ли государственный долг бременем для будущих поколений? Вспомним, что в 1997 г. государственный долг США в расчете на душу населения составлял 20 044 дол. Означает ли это, что каждый
рожденный в 1997 т. ребенок, едва появившись на свет, сразу же принял на себя долговое обязательство Дяди Сэма на сумму 20 044 дол.? Вовсе нет!
Сначала нужно спросить: кто является держателем государственного долга, кому США должны? Ответ таков: в основном американцы должны самим себе. Около 77% правительственных облигаций размещены внутри страны, то есть они находятся в руках граждан и организаций - банков, производственных фирм, страховых компаний, правительственных ведомств, доверительных (трастовых) фондов — внутри США. Таким образом, государственный долг является одновременно и общественным кредитом. В то время как государственный долг представляет собой обязательства американских граждан (как налогоплательщиков), основная часть того же самого долга одновременно является активом для американских граждан (как держателей государственных ценных бумаг: векселей, билетов, облигаций Казначейства, а также сберегательных облигаций США),
Следовательно, погашение государственного долга породило бы гигантские потоки трансфертных платежей, поскольку американским гражданам пришлось бы платить более высокие налоги, а правительству выплачивать большую часть этих налоговых сборов тем же самым индивидуальным и институциональным налогоплательщикам для погашения ценных бумаг, находящихся в их распоряжении. Хотя в результате такого гигантского финансового трансферта произошло бы значительное перераспределение дохода, оно не обязательно должно вызвать немедленное снижение совокупного богатства в экономике или уровня жизни населения. Погашение государственных долговых обязательств, принадлежащих держателям внутри страны, не вызывает никакой утечки покупательной способности из экономики в целом. Новорожденным, каждый из которых в среднем наследовал в 1997 г. 20 044 дол. обязательств по государственному долгу, одновременно достаются государственные ценные бумаги на такую же сумму.
Мы уже отмечали, что государственный долг резко увеличился во время второй мировой войны. Можно ли сказать, что часть экономического бремени второй мировой войны была переложена на плечи будущих поколений из-за решения финансировать военные закупки путем продажи государственных облигаций? Нет. Вспомнив кривую производственных возможностей, мы обнаружим, что экономические издержки второй мировой войны состояли в отказе от производства части гражданской продукции в пользу военных отраслей, куда происходил отток ограниченных ресурсов. Из каких бы источников ни финансировалось такое перераспределение ресурсов — за счет повышения налогов или за счет заимствования, — реальное экономическое бремя войны от этого не меняется. Бремя войны почти полностью вынесли на себе те, кто жил во время войны; именно им пришлось пожертвовать множеством потребительских товаров, ради того чтобы у США появилась возможность вооружиться самим и вооружить своих союзников.
Впрочем, производство военного времени может замедлить накопление капитала в стране вследствие перемещения ресурсов из производства инвестиционных товаров (средств производства) в производство военной продукции. В результате буду-
щим поколениям достается меньший запас накопленного капитала. Именно это произошло в США во время второй мировой войны. Но и в данном ел уч а е та к о и п е р е н о с и зд е рж е к: н и ка к н е зав и си тот источников финансирования военных действий.
+ Для федерального правительства не существует опасности банкротства, поскольку оно должно лишь рефинансировать (а не погашать) государственный долг и в состоянии при необходимости нарощи-вать свои доходы путем повышения налогов и денежной эмиссии.
+ Как правило, государственный долг не означает перекладывания экономического бремени на плечи будущих поколений.