Функциональное финансирование
В концепции функционалы! or о финансирования сбалансированность бюджета - годовая или циклическая - вопрос второстепенный. Главнейшая цель федеральной финансовой системы — обеспечение не инфляционной полной занятости, то есть сбалансированность экономики, а не бюджета. Если достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным сальдо бюджета или, наоборот, значительным и все возрастающим государственным долгом — да будет так. В соответствии с этой концепцией проблемы, связанные с дефицитами или избытками государственного бюджета, мал о значимы в сравнении с в высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции. Федеральный бюджет — это прежде всего инструмент достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Каким образом лучше финансировать государственные расходы — посредством налогообложения или путем заимствования, - зависит исключительно от текущих экономических условий. Правительство не должно колебаться, идя на любые дефициты или излишки для достижения макроэкономической стабильности и роста.
Тем, кто выражает обеспокоенность по поводу крупного федерального долга, к которому может
привести политика функциональных финансов, ее сторонники предлагают три аргумента:
1, Налоговая система США такова, что налоговые поступления автоматически возрастают по мере роста экономики. При данной величине государственных расходов бюджетный дефицит, успешно стимулирующий рост равновесного ВВП, будет отчасти самоликвидироваться.
2, При данных полномочиях по налогообложению и способности создавать деньги возможности правительства финансировать дефицит практически безграничны.
3, Крупный федеральный долг куда меньшее зло, чем полагает большинство людей. {Ключевой вопрос L)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Поскольку современная фискальная политика допускает несбалансированность бюджета ради стабилизации экономики, она может повлечь за собой рост государственного долга. Давайте поэтому обратимся к феномену государственного долга — рассмотрим его причины, характеристики, масштабы, издержки и выгоды.
Как явствует из столбца (2) табл. 19-1, государственный долг США в номинальных значениях с 1929 г существенно вырос, (Не показан, но также быстро он вырос в реальных значениях.) Мы уже отмечали, что государственный долг представляет собой весь накопленный дефицит федеральных бюджетов прошлых лет за вычетом всех положительных сальдо.
Причины
П о ч е м у го суд аре т в е н н ы и дол г С Ш А у в ел и ч и в а е т с я на протяжении всей истории страны? Что заставляет общество мириться с крупным и устойчивым дефицитом бюджета? На эти вопросы есть четыре ответа: войны, экономические спады, снижение налогов и недостаток политической воли.
Войны. Какая-то часть государственного долга стала результатом дефицитного финансирования военных действий. Долг существенно возрос в период первой мировой войны и увеличился более чем в пять раз за время второй мировой войны.
Рассмотрим ситуацию, сложившуюся в ходе второй мировой войны. Основная задача в тот период состояла в том, чтобы перераспределить значительную часть экономических ресурсов, направив их из производства гражданской продукции на нужды военного производства. Государственные расходы на вооружение и содержание армии существенно воз-
Таблица 19-1.Количественные характеристики государственного долга;
государственный долг и процентные платежи е отношении к ВВП, 1929-1994 гг (выборочно)*
Год | Государственный долг (в млрд дол.] | 13) ВВП (в млрд дол.) | (4) Процентные платежи (в млрд дол,) | (5) Государственный долг как допя ВВП (в %} m/m | 16} Процентные платежи как доля ВВП (в %} (4)/(3) | 17} Государственный допг на душу населения (в доп.) | |||||
16,9 | 103,8 | 0.7 | |||||||||
50Р7 | 100£ | 0,9 | 0,9 | ||||||||
271,0 | 222,6 | 4,1 | 1,8 | ||||||||
256,9 | 294,6 | 4.3 | 1,6 | ||||||||
274,4 | 415,1 | 4,9 | 1Л | ||||||||
290,5 | 526,6 | • | 6,9 | ||||||||
322,3 | 719,1 | 3,6 | 1.2 | ||||||||
330,9 | 1035,6 | 14,4 | 1,4 | 135В | |||||||
541,9 | 1630,6 | 23,2 | 1,4 | ||||||||
909,1 | 2734,2 | 52,5 | 1,9 | ||||||||
1817,5 | 4130,7 | 129,5 | 3,1 | ||||||||
3206,6 | 5743,8 | 184,2 | 3,2 | 12 829 | |||||||
4921,0 | 7265,4 | 232,2 | 3,2 | 18 706 | |||||||
5369,7 | 8033,4 | 244,0 | 3,0 | 20 044 |
*Е текущих цеяах.
Источник: Economic Report of the President, 1 998; U.S. Department of Commerce,
росли. Для решения этой проблемы можно было выбрать один из трех вариантов финансовой политики: повысить налоги, напечатать необходимое количество денег и прибегнуть к дефицитному финансированию. Правительство опасалось, что при налоговом финансировании ставки налогов придется поднять настолько, что это полностью подорвет стимулы к труду, в то время как национальные интересы требовали вовлечения все большего числа людей в состав рабочей силы и создания у работающих эффективных побуждений к удлинению рабочего времени. Слишком высокие налоговые ставку очевидноj могли послужить препятствием к достижению этих целей. Эмиссия дополнительных денег для финансирования расходов усилила бы инфляцию. Таким образом, участие США во второй мировой войне финансировалось в основном за счет продажи облигаций населению, позволившей «оттянуть* из обращения расходуемый доход и высвободить ресурсы из гражданского производства, с тем чтобы направить их в распоряжение оборонных отраслей.
Спады. Вторая причина государственного долга — это экономические спады, а если говорить точнее — достигнутая автоматически стабильность, присущая американской фискальной системе. В периоды, когда национальный доход сокращается, налоговые поступления автоматически уменьшаются и образуется бюджетный дефицит. Так, государственный долг увеличивался в период Великой депрессии 30-х годов и совсем недавно во время спадов 1974-1975, 1980-1982 и 1990-199) гг.
Снижение налогов. Основной причиной крупных бюджетных дефицитов начиная с 198] г. послужил третий фактор. Налоговый закон экономического возрождения 1981 г. обеспечил значительное снижение как индивидуального подоходного налога, так и налога на прибыль корпораций. Администрация Рейгана и Конгресс не произвели компенсирующего сокращения государственных расходов, создав, таким образом, структурный дефицит федерального бюджета, то есть такой дефицит, при котором бюджет не был бы сбалансирован, даже если бы экономика функционировала при полной занятости на всем протяжении начала 80-х годов. Снижение налогов в 1981 г. в сочетании с тяжелейшим спадом 1980—1982 гг: привело к стремительному росту ежегодного бюджетного дефицита, который в 1982 t составил 128 млрд дол., а к 1986 г достиг 221 млрд дол, И хотя в период между 1986 и 1989 гг. ежегодный бюджетный дефицит сократился, он все же оставайся высоким в сравнении с другими историческими периодами, даже несмотря на то, что экономика достигла полной занятости. Отчасти из-за проведенного раньше снижения ставок налоговых поступлений не хватало для покрытия растущих государственных расходов. Ежегодный бюджетный дефицит, а следовательно, и государственный долг вновь увеличились в период между 1991 и 1993 гг., когда экономика опять испытала спад, а федеральное правительство пошло на огромные расходы, «спасая» обанкротившиеся ссудо-сберегательные ассоциации.
Недостаток политической воли. Не желая показаться циничными, мы можем также утверждать, что дефицит бюджета и растущий государственный долг есть не что иное, как результат отсутствия политической воли и решимости. Расходы зачастую приносят дополнительные голоса на выборах, а повышение налогов влечет за собой политическую опалу. Хотя политики и их избиратели выступают против бюджетного дефицита, конкретные предложения сократить расходы или повысить налоги обычно встречают больше сопротивления, чем поддержки.
Особенно трудно поддаются сокращению программы социальных льгот, о которых пойдет речь в разделе «Последний штрих» этой главы. Подобные программы, к которым относятся программа социального обеспечения, программа Medicaid (медицинское обслуживание бедных слоев населения), программа Medicare (медицинское обслуживание тех, кто охвачен программой социального обеспечения), пособия для ветеранов, дают право или гарантируют получение трансфертных платежей различных размеров всем, кто отвечает критериям программ. Суммарные расходы на подобные программы растут вместе с ростом численности соответствующих категорий населения. За последние годы этот рост приобрел неимоверные масштабы, способствуя увеличению бюджетного дефицита и государственного долга. Сокращению этих социальных программ противостоит жесткая политическая оппозиция. Например, американцы старшего поколения могут поддерживать уменьшение бюджет и о го дефицита лишь до тех пор, пока не урезаются средства на социальное обеспечение и программу Medicare.
Точно также введение новых налогов или повышение уже действующих как средства сокращения бюджетного дефицита абстрактно приветствуются, но их популярность тает на глазах, как только речь заходит об изменении какого-то конкретного налога, Кажется, самое распространенное отношение к н ал о гам можно выразить так: «Не бери налогов с меня, не бери налогов с себя, а бери налоги с того, кто стоит там за деревом». Однако налогоплательщиков «за деревьями» недостаточно, чтобы из новых налоговых поступлений собрать средства, необходимые для покрытия бюджетного дефицита.
Борьба администрации Клинтона за пpинятие в 1993 г. пакета законов, направленных на сокращение бюджетного дефицита, являет собой живой пример тех трудностей, которые вызывают уменьшение расходов и повышение налогов. Конкретный пакет законов о сокращен и и расходов и повышении налогов был принят в Сенате большинством
лишь в один голос, хотя почти все сенаторы согласны с тем, что уменьшение дефицита - цель достойная. Дефицит сократился с 255 млрд дол, в 1993 с до 22 млрд дол. в 1997 г. На основе текущих экономических исследований был сделан вывод, что сальдо государственного бюджета в 1999 г. будет положительным.
Количественные параметры
В 1997 г. государственный долг США достиг 5400 млрд дол., то есть 5.4 трлн дол. Это более чем вдвое превышает показатель всего лишь десятилетней давности. Но не нужно бояться этих гигантских, почти непостижимых чисел. Позже, когда мы увидим эту величину долга в лучшем свете, станет ясно, почему бояться не надо.
Долг и ВВП. Констатация абсолютных размеров американского долга игнорирует тот факт, что благосостояние и производительный потенциал экономики США тоже росли все эти годы невероятными темпами. Богатой стране значительно легче вынести бремя крупного государственного долга, чем стране бедной. Именно поэтому более достоверную оценку долга можно получить, рассмотрев его изменения по от нош ен ию к и зм е н е н и ям ВВП, с озда и -ного в экономике, как это сделано в столбце (5) табл. 19-1. И тогда мы обнаружим, что с 1950 по 1997 г. отнюдь не произошло 20-кратного увеличения государственного долга, показанного в столбце (2); напротив, в 1997 г. его относительная величина оказалась меньше, чем в 1950 г. Однако наши данные также свидетельствуют о том, что относительная величина долга удвоилась с начала 80-х годов. Кроме того, как показывает столбец (7), номинальная величина долга в расчете на душу населения с течением времени более или менее устойчиво росла.
Международные сравнения. Как показано в разделе «Международный ракурс 19-1», другие промышлен-но развитые страны имеют примерно такой же по величине государственный долг, что и США, или даже больше. В 1997 п государственный долг по отношению к ВВП превосходил американский у таких стран, как Италия, Канада, Япония, Швеция и Германия.
Процентные платежи. Многие экономисты считают, что основное бремя долга составляют процент-1 ные платежи, связанные с его обслуживанием. Абсолютные размеры этих платежей показаны в столбце (4) табл. 19-1. С начала 70-х годов процентные платежи чрезвычайно возросли. Причем этот рост служит отражением не только увеличения собственно государственного долга, но и того факта, что в
отдельные периоды процентные ставки были очень
МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАКУРС 19-1