В защиту политики, проводимой по правилам
Монетаристы и другие представители неоклассического направления полагают, что существование определенных правил ведения макроэкономической политики уменьшит возможность возникновения нестабильности в экономике. Эти правила помешают правительству произвольно «управлять» совокупным спросом. Такое вмешательство и экономику, сточки зрения этой группы исследователей, принесет больше вреда, чем пользы.
Денежно-финансовое правило. Поскольку именно неумелая денежная политика, по мнению монетаристов, является одним из главных источников макроэкономической нестабильности, утверждение и соблюдение денежно-финансового правила особенно важно. Это правило должно представлять собой специальную директиву Федеральной резервной системе ежегодно увеличивать предложение денег в экономике на столько, на сколько растут производственные мощности. Отсюда следует, что исключительной и единственной задачей Федеральной резервной системы будет применение находящихся в ее распоряжении инструментов (операций на открытом рынке, изменений учетной ставки и норм обязательных резервов) для обеспечения устойчивого роста денежной массы в экономике на уровне, скажем, 3 или 5% в год. Как говорил Мил тон Фридман:
«Такое правило,., искоренит... главнейший источник экономической нестабильности — внезапные и непредсказуемые последствия антициклической денежной политики. До тех пор пока наблюдается устойчивый рост предложения денег в стране, на уровне 3, 4 или 5% в год, любой экономический спад будет не более чем временным явлением. Ликвидность, сопутствующая устойчиво растущей денежной массе, создаст хорошие условия для увеличения совокупного спроса. Аналогичным образом до тех пор. пока прирост денежной массы не превышает некоторого среднего темпа, любой инфляционный вел леек, без дополнительной подпитки, быстро потухнет»5.
На рис. 17-4 приведено графическое обоснование денежно-финансового правила, Представим, что реальный выпуск Qx в экономике, отображенной на рисунке, соответствует уровню полной занятости. Далее предположим, что долгосрочная кривая совокупного предложения в результате прироста производственного потенциала ежегодно смещается из положения ASLRl в положение ASiK>_. Из предыдущих глав вы уже знаете, что этот прирост
«потенциального ВВП» является результатом накопления ресурсов, повышения их качества и совершенствования технологий.
Монетаристы считают, что правило денежной политики должно привязывать прирост денежной массы в стране к типичному для экономики этой страны приросту долгосрочного совокупного предложения. В условиях прямой связи между приростом количества денег и изменением совокупного спроса можно утверждать, что кривая AD будет каждый год смещаться вправо, подобно смещению из ADX в AD2 в нашем примере. В результате при стабильном уровне цен Р} реальный ВВП возрастет с Q\ Д° Qi* Таким образом мы добьемся постоянного роста реального ВВП в условиях стабильных цен.
5 Цитата из книги: Lawrence S. Rttter and William L Sifber. Money. 5th el NY: Basic Books, 1984. P. 141-142.
Рисунок 17-4.Обоснование денежно-финансового правила
Если согласно денежно-финансовому правилу количество денег в экономике будет ежегодно расти в соответствии с уве-' пичением потенциального ВВП, то кривая совокупного спроса будет смещаться вправо, подобно смещению из ДО, в ДОа в нашем примере. Смещение это будет происходить таким же тем~ пом, что и сдвиг кривей совокупного предложения, в данном случае из положения ASLm а положение ASLFI5, В таких условиях экономика будет устойчиво расти, не сталкиваясь с проблемами инфляции или дефляции.
Экономисты, придерживающиеся ТРО, в основном согласны с идеей денежно-финансового правила. Они считают, что расширительная или ограничительная денежная политика окажет влияние на уровень инфляции, но не на уровень реального выпуска. Например, предположим, что Федеральная резервная система для снижения процентных ставок, увеличения инвестиционных расходов и размера реального ВВП станет проводить политику, направленную на рост предложения денег. Исходя из прошлого опыта и своих экономических знаний население решит» что эта политика имеет инфляционную направленность, и примет меры самозащиты. Рабочие начнут требовать повышения номинальной заработной платы, фирмы увеличат цены на свою продукцию, а кредиторы повысят номинальные процентные ставки по выдаваемым кредитам.
Все эти меры направлены на то, чтобы предотвратить нежелательное влияние инфляции на реальные доходы рабочих, фирм и кредитных организаций. Однако результатом коллективных действий станет немедленное увеличение заработной платы и цен. Таким образом, любое увеличение совокупного спроса, вызванное смягчением денежной политики, будет с лихвой компенсировано возросши-
ми ценами и заработной платой. Реальный выпуск и занятость останутся прежними.
С этой точки зрения комбинация рациональных ожиданий и мгновенное приспособление к новым рыночным условиям означает абсолютную неэффективность любой денежной политики. Поэтому если единственным результатом денежной политики является инфляция (или дефляция), то, как считают сторонники ТРО, имеет смысл ограничить полномочия Федеральной резервной системы. В частности, Конгресс США может законодательно закрепить проведение денежной политики, призванное обеспечить нулевой уровень или крайне низкий уровень инфляции в экономике.
Сбалансированный бюджет. Монетаристы и неоклассики также подвергают сомнению эффективность фискальной политики. В крайних случаях некоторые даже требуют введения поправки в Конституцию США, которая обяжет правительство ежегодно обеспечивать сбалансированность бюджета. Другие эксперты не заходят так далеко и требуют от правительства при проведении фискальной политики быть «пассивным» и не создавать преднамеренно бюджетного дефицита или излишка. Дефициты и излишки бюджета, явившиеся следствием спала или инфляционного расширения производства, в конце концов будут с корректирован ы по мере того, как будет развиваться процесс самокоррекции экономики — вплоть до достижения уровня выпуска, соответствующего полной занятости.
Именно монетаристы особенно протестуют против расширительной фискальной политики, Они полагают, что финансирование бюджетного дефицита, к которому вынуждает такая политика, вытесняет частных инвесторов. Предположим, что для финансирования бюджетного дефицита правительство выпускает государственные облигации, то есть осуществляет заимствования на открытом рынке. Эти заимствования означают, что государство конкурирует с частными фирмами за возможность привлечения средств. Расширенное привлечение государством финансовых средств приводит к росту спроса на деньги, дальнейшему повышению процентных ставок и вытеснению с рынка значительного количества частных заемщиков, чьи проекты в иных условиях оказались бы экономически успешными. Таким образом, конечное влияние дефицита государственного бюджета на совокупный спрос не столь очевидно и в лучшем случае весьма скромно.
В том случае, когда дефицит финансируется не займами, а печатанием новых денег, вытеснения частных заемщиков с рынка удается избежать. Кроме того, за дефицитом последует увеличение реального ВВП. Однако монетаристы указывают на то, что это увеличение скорее будет следствием роста предложения денег, чем непосредственным результатом собственно дефицита. Более того, данное увеличение реального выпуска будет лишь временным явлением. Вслед за развитием инфляции вскоре последует рост номинальной заработной платы, который приведет к снижению реального выпуска до прежнего уровня.
Экономисты, сторонники ТРО, отвергают дискреционную фискальную политику, проводимую правительством по собственному усмотрению по тем же причинам, что и активную денежную политику - она неэффективна. Предвидя, что изменения б фискальной политике скажутся на уровне цен, компании и работники немедленно изменят свое поведение. Таким образом, экономика сразу же отреагирует на ожидание нового уровня цен. Сторонники ТРО считают, что подобно денежной фискальная политика способна перемещать экономику вдоль вертикальной кривой долгосрочного совокупного предложения. Однако, поскольку ее влияние на инфляцию полностью предсказуемо, фискальная политика не в состоянии изменить реальный ВВП даже в краткосрочном плане. Поэтому наилучший выход для правительства — сбалансировать свой бюджет,