Налогово-трансфертные стимулы
Сторон н и к и э ко и о м и к и п р е дл оже н ия у б ежде н ы, ч т о впечатляющее развитие американской налогово-трансфертной системы оказывает отрицательное влияние на стимул ы к труду, инвестированию, введению новшеств и готовность людей брать на себя предпринимательские риски. Разросшаяся система налогов и трансфертных платежей, по их мнению, подрывает эффективность экономики, что замедляет расширение долгосрочного совокупного предложения. В качестве аргумента приводится тот факт, что высокие налоги сокращают после налоговые суммы компенсаций для работников и производителей и делают работу введение новшеств, инвестирование и принятие на себя рисков менее привлекательными. Как утверждают сторонники экономики предложения, именно предельные налоговые ставки являются наиболее важными аргументами при принятии решений взять на себя дополнительную работу, сделать дополнительные сбережения и инвестиции.
Налоги и стимулы к работе* Сторонники экономики предложения убеждены, что продолжительность и интенсивность труда отдельных работников зависит от того, сколько денег у них остается от вознаграждения* полученного за выполненную работу, после уплаты итогов. Для того чтобы побудить людей больше работать, то есть увеличить совокупные затраты труда, государство должно снизить предел ь-ные ставки налогов на получаемые доходы. Более низкие предельные ставки налогов повышают привлекательность труда и упущенную выгоду досуга. Следовательно, люди предпочтут работу досугу. Этого наращивания производительных усилий можно добиться различными путями: увеличивая число рабочих часов в день или в неделю, побуждая работников к более позднему выходу на пенсию, вовлекая большее число людей в состав рабочей силы, поощряя работников к более интенсивному труду и формируя отрицательное отношение к длительным периодам незанятости.
Трансфертные антистимулы. Сторонники экономики предложения считают также, что существование многочисленных программ трансфертных платежей подрывает стимулы к труду. Пособия по безработице и программы социального обеспечения привели к тому, что многие люди перестали воспринимать потерю работы как личную экономическую катастрофу Люди уже не так, как раньше, боятся потерять работу и потому меньше стремятся проявить себя дисциплинированными высокопроизводительными работниками. Многие программы трансфертов по своей сути подрывают заинтересованность в труде. Наша система социального обеспечения способствует тому, что те, кто получает пособия, были не заинтересованы в производительной работе, так как те, кто работает, облагаются «налогом» в форме лишения трансфертных пособий. Лишь совсем недавно в программу помощи семьям с детьми-иждивенцам и были введены требования, касающиеся продолжительности трудовой деятельности, дающей право на получение пособий, и ограничения времени, в течение которого такая помощь может быть оказана.
Стимулы к сбережениям и инвестициям. Высокие предельные ставки налогов существенно уменьшают также вознаграждение за сбережение средств и инвестирование. Предположим, вы отложили в качестве сбережений 1000 дол+ под 10% годовых, что дает вам 100 дол. процентного дохода в год. Если ваша предельная ставка налога составляет 40%, то ваш доход после уплаты налогов составит 60 дол., а процентная ставка после уплаты налогов составит
лишь 6%. В подобных обстоятельствах, даже имея желание делать сбережения (то есть отказаться от
текущего потребления) при 10%-ной доходности ваших сбережений, вы, возможно, предпочтете использовать весь доход на потребление, если доходность сбережений равна всего 6%.
Напомним, что сбережения являются предпосылкой Инвестирования. Таким образом, сторонники экономики предложения предлагают снизить предельные ставки налогов на сбережения. Они также призывают ввести более низкий налог на доходы от инвестиций, чтобы побудить людей инвестировать возрастающий объем сбережений в экономику. Од-н о и и з д е т ер м и н ан т и н в ест и ц и о н н ых р асхо д о в я вл я -ется их чистая посленалогоеая доходность.
Можно сделать вывод, что более низкие предельные ставки налога побуждают к сбережению и инвестированию, В результате рабочие будут оснащены большим количеством технологически более совершенного оборудования. Производительность труда возрастет, что приведет к росту совокупного предложения, а это в свою очередь будет сдерживать рост безработицы и инфляции.
Кривая Лаффера
В соответствии с теорией предложения снижение предельных налоговых ставок приведет к росту совокупного предложения. Более того, по мнению
Артура Лаффера (Arthur buffer), одного из приверженцев экономики предложения, более низкие налоговые ставки совместимы с постоянным или даже растущим объемом налоговых поступлений. Таким образом, снижение налоговых ставок, по теории предложения, не обязательно должно привести к дефициту федерального бюджета.
Эта идея основана на кривой Лаффера, которая, как показано на рис. 16-10, отражает соотношение налоговых ставок и величины налоговых поступлений. По мерс роста ставки налога от 0 до 100% налоговые поступления увеличиваются с нуля до некоторого максимального уровня (т), а затем вновь снижаются до нуля. Налоговые поступления начинают с определенного момента уменьшаться, так как более высокие налоговые ставки сдерживают экономическую активность, сокращая налоговую базу (внутренние продукт и доход). Это легче всего заметить в крайней точке, где ставка налога составляет 100%. Налоговые поступления здесь, согласно теории, будут равны нулю, так как конфискационная налоговая ставка в 100% приведет к остановке производства. Налоговая ставка в 100%. применяемая к-налоговой базе, равной нулю, даст в итоге нулевые налоговые поступления.
Рисунок 16-10.Кривая Лаффера
Кривая Лаффера строится на предположении, что при увеличении ставок налога до точки т при повышении напоговых ставок обьем налоговых поступлений будет увеличиваться. Но дальнейшее повышение ставок налога ослабляет стимулы к работе и производству, что приведет к уменьшению налогооблагаемой базы (производство v» доходы] в такой степени, что в результате произойдет уменьшение налоговых поступлений. Следовательно, при налоговых ставках, превышающих значение 07, снижение налоговых "ставок может привести к увеличению налоговых поступлении.
В начале 80-х годов, как предполагал Лаффер, экономика США находилась примерно в точке п кривой на рис. 16-ИХ Этой точке соответствуют налоговые, ставки, которые оказались настолько высокими и препятствовали производству в такой степениj что налоговые поступления были ниже максимума т. Если экономика находится в точке л, то более низкие налоговые ставки совместимы с ус то йч и в ы м и н ал о го в ы м и п ост у п л е н и я м и. П р и снижении налоговых ставок экономика просто переместится из точки п в точку /, а государство получит налоговые поступления в тех же объемах. Довод Лаффера состоит в том, что более низкие налоговые ставки создают стимулы к труду, сбережениям, инвестициям, инновациям и принятию делового риска, которые способствуют расширению реального производства и увеличению дохода. Такая расширившаяся налоговая база сможет поддерживать налоговые поступления на прежнем уровне, даже при более низких ставках налога, В действительности по мере снижения ставок елдо/я налоговые поступления даже возрастут.
Приверженцы экономики предложения полагают, что есть еще две причины, почему налоговые ставки могут быть снижены без образования дефицита федерального бюджета.
1. Сокра щ еные масшт абов укл он ен и я от н ал огов.
При снижении налоговых ставок масштабы деятельности по оптимизации налогов (что является законным) и уклонению от налогов (что является незаконным) сократятся. Высокие предельные налоговые ставки побуждают налогоплательщиков избегать уплаты налогов, пользуясь различными налоговыми лазейками, такими, как приобретение муниципальных облигаций, процентный доход по которым не облагается налогом, Они также побуждают некоторых налогоплательщиков скрывать свои доходы от наго го вой службы, Снижение налоговых ставок ослабит стремление к оптимизации налогов и уклонению от них.
2, Сокращение трансфертных платежей. Стимулы к расширению производства и увеличению занятости, которые возникают в результате снижения налоговых ставок, обеспечат сокращение государственных трансфертных платежей. Например, расширение возможностей для занятости позволит сократить трансфертные платежи и дефицит бюджета. {Ключевой вопрос 8.)
Критика кривой Лаффера
Кривая Лаффера и экономическая политика, основанная на теории предложения, подвергаются жесткой критике.
Налога, стимулы и фактор времени. Основная критика кривой Лаффера связана с вопросом о чувствительности экономических стимулов к изменениям ставок налогов. Скептики указывают на то, что существует множество эмпирических подтверждений тому, что влияние снижения налоговых ставок на эти стимулы является весьма незначительным, неопределенным по своей направленности и проявляется довольно медленно. Например, если говорить о стимулах к труду то исследования свидетельствуют: в результате снижения налоговых ставок одни люди работают больше, а другие — меньше. Первых к усиленной работе побуждает более высокий после налоговый доход; ради работы они жертвуют своим досугом, поскольку альтернативные издержки досуга возрастают. Те же. кто в подобных обстоятельствах работает меньше, поступают так потому, что возросший после налоговый доход в любом случае расширяет их возможности «покупать развлечения и отдых». Они могут получать желаемый после-налоговый доход ценой меньших усилий и затрат рабочего времени.
Инфляция, Большинство экономистов полагает, что снижение налогов оказывает куда большее воздействие на спрос, чем на предложение. Следовательно, снижение налоговых ставок в экономике, функционирующей в условиях полной или почти полной занятости, вызовет такое увеличение совокупного спроса, которое значительно превысит любой прирост совокупного предложения. В результате, вероятно, возникнет инфляции спроса.
Положение экономики на кривой. Скептики утверждают, что кривая Лаффера — это всего лишь логическое допущение, согласно которому на определенном уровне налоговых ставок в диапазоне от нуля до 100% налоговые поступления достигают своего максимального объема- Экономисты всех направлений согласны с этим утверждением. Но вопрос о том, в какой именно точке на кривой Лаффера находится экономика, требует эмпирического решения. Если предположить, как это сделан Лаффер в начале 80-х годов, что американская экономика находится в точке п на рис. 16-10, то снижение налоговых ставок приведет к увеличению налоговых поступлений. Однако критики заявляют, что положение экономики на кривой Лаффера нигде не зафиксировано и просто неизвестно. Если экономика находится в какой-либо точке ниже точки т на кривой, то снижение налоговых ставок приведет к уменьшению налоговых поступлений и создаст дефицит бюджета. Существенное же увеличение предельных налоговых ставок, осуществленное федеральным правительством в 1993 г., привело к значительному увеличению налоговых поступлений.
Чрезмерное регулирование
Сторонники экономики предложения утверждают также, что государственное регулирование экономики отрицательно сказывается на производительности и долгосрочном совокупном предложении. В связи с этим нужно отметить два момента:
L «Отраслевое регулирование*, то есть государственное регулирование отдельных отраслей, таких, как транспорт и связь, часто ставит фирмы в регулируемых отраслях в узаконенное монопольное положение или придает им форму картеля. Государственное регулирование фактически защищает такие фирмы от конкуренции, и в результате эффективность их деятельности Снижается, а производственные затраты растут,
2, За последние несколько десятилетий существенно увеличились масштабы «социального регулирования* в промышленности. Новые правила и нормативы, введенные правительством для регулирования производственной деятельности, направлены на решение таких проблем, как охрана окружающей среды, обеспечение безопасности выпускаемой продукции, охрана здоровья работающего населения и соблюдение техники безопасности, обеспечение равного доступа в различные сферы занятости и т.д. Приверженцы экономики предложения указывают на то, что социальное регулирование существенно увеличило издержки предпринимательской деятельности.
Общий эффект обоих типов регулирования состоит в повышении издержек и цен и замедлении з кон омического роста.
ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЦЕН И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Если инфляция представляв! собой проблему для обще-ства, то почему бы просто не запретить инфляционный рост цен и заработной платы? Иными словами, почему просто нв ввести контроль за ценами и звработной платой?
Вполне естественно, что в периоды инфляции люди ищут виновных. Из—зв кого произошло увеличение цен и эарппа-ты и каким образом правительство может изменить их действия? Обычных наблюдений достаточно для того, чтобы сделать вывод: цены растут из-за действий компаний, а зарплата - в результате действий профсоюзов. В конце концов, именно кампании и профсоюзы непосредстввнно объявляют об увепичении цен и ведут переговоры о повышении зарплаты.
Если рассматривать действия компаний и профсоюзов в качестве причин возникновения инфляции, тогда одним из решений будет простое законодательное ограничение роста цен и повышения зарплаты, чтобы инфляция удерживалась на уровне, скажем, 2% ежегодно. Текие способы контроля цен и зарплаты имеют давнюю историю. Например, римский император Диоклетиан предпринял попытку ввести ограничение роста цен еще в 301 г То же попытались сделать Кублай-хан в Монголии в XIII в.. городские власти Антверпена в 1584 г., американский Континентальный конгресс в 1775 г,, президент США Ричард Никсон в 1971 г. и некоторые южнс-американские государства
в 80-х годах. В конечном итоге каждый раз побеждала инфляция, а механизмы контроля неизменна проигрывали. И вот почему,
1. Контроль симптомов, а не причин.В большинстве случаев рост цен и увеличение зарплаты являются симптомами, а не причинами инфляции. Причиной возникновения инфляции является чрезмерное увеличение денежной массы, чрезмерные инвестиционные расходы, неправильная кредитно-денежная политика или «потрясения» цен на нефть. Механизмы контроля зарплаты и цен просто не затрагивают коренных причин инфляции.
2, Проблемы соблюдения и обходв механизмов контроля.Механизмы контроля зарплаты и цен имеют силу закона. Таким обрвзом, правительство может прибегать к штрафам и лишению свободы для того, чтобы заставить работников и руководителей соблюдать зти законы. Тем не менее проблемы введения и соблюдения требований могут оказаться весьма серьезными. Под действием механизмов контроля цены и зарплаты устанавливаются на уровне ниже равновесного, поэтому они порождают и нехватку продукции, и дефицит работников. Широкое распространение получают черные рынки - незаконные рынки, на которых цаны и зарплаты превышают разрешенные звконом максимальные аеличины. Покупатели, которые согласны заплатить больше разрешенной цены, ищут продавцов, которые согласятся продать товары за цену выше установленной. Таким образом, происходит «неучтенный» рост цен.
Кампании и работники по-своему реагируют на механизмы контроля. Например, компании могут снизить качество выпускаемой продукции вместо повышения цены на нее.
Рейганомика
Элементы экономики предложения, с которыми мы только что познакомились, послужили теоретической основой экономической политики правительства Рейгана (1981 — 1988 гп). Наряду с существенным уменьшением государственного регулирования были резко снижены — почти на 25% за три года — налоговые ставки на подоходный налог граждан и прибыль компаний. В 1986 г, предельная ставка налога для состоятельных налогоплательщиков упала с 50 до 28%. (Сегодня максимальная ставка равна 39,6%.) Реальный мир не является совершенной лабораторией для проверки успешности такого грандиозного социально-экономического эксперимента, какой является рейганомика. К тому же Конгресс согласился не на все сокращения расходе в^ которых требовало правительство Рейгана в своей программе. Но все же На годы правления Рейгана пришелся период значительного замедления инфляции, снижения процентных ставок, рекордно длительного для мирного времени экономического роста и, на-
конец, полной занятости. Эти годы характеризовались также возрождением духа предпринимательства. Тем не менее справедливости ради стоит сказать, что сама по себе экономика предложения в целом не смогла увеличить совокупное предложение намного быстрее естественного темпа. Не существует каких-либо надежных подтверждений того факта, что эта программа имела сколь-нибудь положительное влияние на сбережения и инвестиции или стимулы к работе. Наоборот; в 80-х годах произошло снижение нормы сбережений. В 1984 г по сравнению с 1983 г, рост производительности труда замедлился, как это всегда происходит в периоды выхода из экономического спада, но оставался неутешительно низким и в последние годы десятилетия. Большинство экономистов считают экономическое возрождение после 1982 г, результатом стимулирующего влияния спроса после снижения налоговых ставок администрацией Рейгана, а не результатом использования более низких налоговых ставок в качестве меры влияния на предложение для стимулирования экономического роста.
Если цена на конфеты зафиксирована на уровне 60 центов, TOj уменьшив размер конфеты наполовину, можно таким образом удвоить ее цену. Работники могут обойти механизмы контроля, поменяв свою должность на другую согласно новой классификации, которую разработают компании, чтобы обойти контроль за зарплатой. Компании е кеком-то смысле превращают незаконное увеличение зарплаты е законное повышение е должности.
3, Неспособность обеспечить долгосрочную поддержку общества* То же самое общество, которое требовало ввести контроль за зарплатой и ценами, часто отворачивается от самой идеи контроля, как только начинает понимать ее влияние. Механизмы контроля зарплаты и цен вступают в противоречие с общепринятыми установленными лраеами и ожиданиями. Они входят в Противоречие с правом рабочих на свободные переговоры через профсоюз с работодателями Они вступают в противоречие с правом компаний свободно устанавливать цены и быстро изменять их под влиянием изменений в спросе и предложении. А нехватка товаров, которую они создают, несовместима с ожиданиями потребителей, что эти товары имеются в магазинах в достаточном количестве. В результате общество зачастую старавтся быстро избавиться от механизмов контроля за зарплатой и ценами.
4. Неэффективное распределение и нормирование. Везде, где это возможно, механизмы контроля за зарплатой и ценами мешают рыночной система производить необхо-димыв корректировки цан и зарппаты. Если спрос на один вид продукции, скажам дома для пенсионеров, должен резко возрасти (независима от инфляции), то ценв не может
расти как свидетельство того, что обществу нужно больше таких домов, а значит, больше ресурсов для ее производства. Значительное увеличение спроса, скажем, на разра^ ботчиков программного обеспечения не может привести к увеличению зарплаты, которое необходимо для привлечения на эту работу представителей других профессий. Не бу~ дет это и достаточным стимулом для студентов колледжей заняться изучением двнной дисциплины.
Кроме того, механизмы контроля лишают рыночный механизм функции нормирования - способности выравнивать спрос и предложение в количественном выражении, Какие группы покупателей будут иметь доступ к товарам в условиях их нехватки? Товары можно распределять в по-рядке очереди или только среди фаворитов. Но оба способа являются исключительно произвольными и несправедливыми; стоящие в очареди первыми или находящиеся в дружеских отношениях с продавцами получат товары в таком количестве, в каком они пожалеют, в то время как другие на получат ничего. Следовательно, государство может принять решение ввести беспристрастное нормирование товаров для всех потребителей, распределяя среди потенциальных покупателей талоньЕ на справедливой основе. Но зто означает введение еще одного дорогостоящего элемента государе ственной бюрократии, которая и без того необходима, чтобы
обеспечить соблюдение требований контроля,
Принимея во внимание искажения, вызванные механизмами контроля за ценами и зарплатой, и их отрицательные результаты в цепом, большинство современных экономистов отрицает такой подход к лробпеме снижения инфляции.
Существенное снижение налоговых ставок, а также увеличение государственных расходов, в особенности на национальную оборону, вызвали рекордно большой дефицит федерального бюджета. Прогноз, основанный на кривой Лаффера, согласно которому сн ижение нал о го вых ставо к пр и ведет к увел иче н и ю налоговых поступлений в большей степени, чем это произошло бы и процессе нормального экономического роста, просто не оправдались. Крупный дефицит бюджета мог привести к увеличению процентных ставок и свести на нет какую-то неизвестную нам долю частных инвестиций. Для того чтобы справиться с большим дефицитом бюджета, правительство Буша увеличило верхнюю предельную станку налога с 28 до 31%. Но крупный дефицит бюджета сохранялся, и в 1993 г. правительство Клинтона вновь повысило ставки налога, подняв верхнюю предельную налоговую ставку до 39,6%.
В целом, практический опыт вызывает серьезные сомнения в истинности ключевой предпосылки экономики предложения, согласно которой снижение ставок налогов может напрямую и в значи-
тельной степени сдвинуть вправо долгосрочную кривую совокупного предложения США.
КРАТКОЕ ПОВТОРЕНИЕ 16-4
+ Экономисты, поддерживающие экономику предложения, утверждают, что американская система налоговых трансфертов приводит к снижению заинтересованности в роботе, сбережениях, инвестировании/ инновациях и принятии но себя риска.
♦ Согласно кривой Лаффера, когда налоговые ставки превышают оптимальный с точки зрения объемов налоговых поступлений уровень, снижение налогов может вызвать рост реального обьема производства и доходов [налогооблагаемой базы) и одновременно увеличить налоговые поступления.
+ Политические мероприятия правительства Рейгана (1981-1988 гг.), основанные на экономике предложения, не привепи к более быстрому увеличению совокупного предложения, чем можно было бы ожидать в течение этого восьмилетнего периода в иных условиях.
РЕЗЮМЕ
L В макроэкономике под краткосрочным периодом понимают период времени, в течение которого номинальная заработная плата является фиксированной; она не меняется при изменении уровня цен. В противоположность этому долгосрочный период — это период, в течение которого номинальная заработная плата в полной мере меняется в зависимости от изменений уровня цен.
2* Кривая краткосрочного совокупного предложения направлена вверх. Поскольку номинальная заработная плата является фиксированной, повышение уровня цен (это цены, которые получают компании) ведет к увеличению прибыли и реального объема производства. В противоположность этому снижение уровня цен приводит к уменьшению прибыли и реального объема производства. Однако кривая долгосрочного совокупного предложения представляет собой вертикальную линию. По прошествии времени, достаточного для того, чтобы произошла корректировка, номинальная заработная плата будет увеличиваться и уменьшаться в зависимости от изменения уровня цен, перемещая при этом экономику вдоль вертикальной кривой совокупного предложения при уровне производства, соответствующем полной занятости.
3, В краткосрочной перспективе инфляция спроса повышает уровень цен и объем реального производства. Как только произойдет увеличение номинальной заработной платы, временное увеличение реального объема производства прекратится,
4, В краткосрочной перспективе инфляция издержек ведет и к. росту уровня цен, и к сокращению реального продукта. Если правительство не увели-чит совокупный спрос, номинальная зарплата в условиях экономического спада в конечном итоге понизится, а кривая краткосрочного совокупного предложения переместится и первоначальное положение. Цены и реальные объемы производства в конечном итоге также вернутся к своему первоначальному уровню.
5. Если цены и заработная плата могут беспрепятственно уменьшаться, то снижение совокупного спроса приведет к сокращению объема производства и одновременному понижению уровня цен. Понижение уровня цен в конечном итоге приведет к уменьшению номинальной зарплаты и сместит кривую краткосрочного совокупного предложения вправо. Уровень производства, соответствующий полной занятости, будет таким образом восстановлен.
6. Если кривая совокупного предложения является постоянной и направлена вверх, то разномасштабные смешения кривой совокупного спроса вправо дают возможность сделать обобщенный вывод о том, что высокие темпы инфляции ассоциируются с низким уровнем безработицы и наоборот. Данная обратная взаимосвязь известна под названием кривой Филлипса, и эмпирические данные 60-х годов подтверждают ее наличие.
7. В 70-е и начале 80-х годов произошел очевидный сдвиг кривой Фил л и пса вправо, что явилось отражением стагфляции - одновременного увеличения темпов инфляции и уровня безработицы. Стандартное толкование этого состоит в том, что стагфляция по большей части явилась результатом значительного роста цен на нефть, который при нал к существенному смещению влево кривой краткосрочного совокупного предложения {так называемым нарушениям предложения). Кривая Филлипса переместилась вниз и вправо по направлению к своему первоначальному предложению — началу 80-х годов. К 1989 г. стагфляция пошла на убыль.
8. Теория адаптивных ожиданий»-которая представляет собой разновидность гипотезы естественного уровня, гласит, что хотя и существует обратная зависимость между инфляцией и безработицей в краткосрочной перспективе, в долгосрочной перспективе такая обратная зависимость отсутствует. Работники внесут коррективы.в свои ожидания будущих темпов инфляции, и, когда они это сделают, уровень безработицы вернется к своему естественному уровню. Таким образом, при естественном уровне безработицы кривая Филлипса имеет вид вертикальной линии, то есть за более высокие темпы инфляции экономика «не купит» более низкий уровень безработицы.
9. Теория рациональных ожиданий, которая представляет собой разновидность гипотезы естественного уровня, утверждает, что работники смогут предвидеть влияние на инфляцию кредитно-денежной и фискальной политики и учтут эти ожидания в своих требованиях по зарплате. В результате получается, что даже краткосрочной кривой Филлипса не существует. Экономика просто будет перемещаться вдоль долгосрочной вертикальной кривой Филлипса по мере того, как правительство будет проводить политику стимулирования.
10. Сторонн и ки эко ном и ки пр едл оже н ия усматривают причины медленного экономического роста в политике стимулирования, проводимой государством, в частности, в отрицательном влиянии системы трансферта налогов на экономические стимулы. Они заявляют, что чрезмерное государственное регулирование предпринимательской деятельности также внесло свою лепту в замедление темпов экономического роста. Кривая Лаффера соотносит ставки налогов с уровнем налоговых поступлений, поэтому можно сделать вывод, что при определенных обстоятельствах снижение налоговых ставок может привести к расширению налоговой базы (производство и доход) и увеличению налоговых поступлений. Массированное снижение налоговых ставок, предпринятое правительством Рейгана, не
ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
Кривая краткосрочного совокупного предложения
(short-пи? aggregate supply curve) Кривая долгосрочного совокупного предложения
(long-run aggregate supply curve) Кривая Филлипса{Phillips Curve) Стагфляция (siagflation) Нарушения в совокупном
предложения{aggregate supply shocks) Гипотеза естественного уровня
{natural-raie hypothesis)
ВОПРОСЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Проведите различие между краткосрочным и долгосрочным периодами в той части, в которой они относятся к макроэкономике.
2. Какие из следующих утверждений являются верными? Какие неверны? Объясните, почему эти утверждения являются ложными?
а. Кривые краткосрочного совокупного предложения отражают обратную зависимость между уровнем цен и реального объема производства,
б, Кривая долгосрочного совокупного предложения основана на допущении о том, что номинальная заработная плата является фиксированной.
в* В долгосрочной перспективе повышение уровня цен приведет к росту номинальной заработной платы.
3* Ключевой вопрос. Предположим, что уровень реального производства (0. соответствующего полной занятости в гипотетической экономике, составляет 250 дол,, а первоначальный уровень цен (Г) ~ Ю0> Используя нижеприведенную таблицу, в которой представлены данные по краткосрочному совокупному предложению, ответьте на следующие вопросы:
AS [Рш] AS (P1E5) AS (p75)
р | Q | Р | а | Р | Q |
£80 | |||||
смогло обеспечить увеличение совокупного предложения быстрее, чем это произошло бы без такого снижения.
Теория адаптивных ожиданий
(adaptive expectations theory?) Дезинфляция (desinflatkm) Теория рациональных ожиданий
(rational expectations theory) Экономика предложения
(supply-side economics) Кривая Лаффера (Laffer Curve) Рейганомика (Reaganomics)
а. Каким будет реальный объем производства в краткосрочной перспективе, если уровень цен неожиданно поднимется со 100 до 125 дол. в связи с увеличением совокупного спроса? Что произойдет, если уровень цен неожиданно понизится со 100 до 75 дол. в связи со снижением совокупного спроса? Используя данные, представленные в таблице, поясните каждую ситуацию.
б* Каким будет реальный объем производства в долгосрочной перспективе при повышении уровня цен со 100 до 125 дол.? При понижении со 100 до 75 дол,? Поясните каждую ситуацию.
в. Отразите графически ситуации, представленные в вопросах а и б, и постройте кривую долгосрочного совокупного предложения.
4. Ключевой вопрос. Проведите графический анализ, для того чтобы изобразить, каким образом каждый из нижеприведенных факторов повлияет на экономику — сначала в краткосрочной, а затем в долгосрочной перспективе. Исходите из предположения, что вначале уровень производства в США соответствует уровню производства при полной занятости, иены и заработная плата в конечном итоге могут свободно изменяться как в сторону уменьшения, так и в сторону повышения и что какие-либо препятствия со стороны фискальной или кредитно-денежной политики отсутствуют.
а. В связи с военными действиями за рубежом поставки нефти в США являются нерегулярными, в результате чего цены на нефть резко растут.
б. Расходы на строительство новых домов существенно увеличиваются, из-за чего происходит значительный рост общего объема инвестиций в США
в, В других странах происходит экономический спад, что приводит к значительному уменьшению объема закупок американской продукции.
5* Допустим, что состояние экономики характеризуется конкретной кривой краткосрочного совокупного предложения и эта кривая остается неизменной на протяжении нескольких лет. Проанализируйте кривые AD—AS и покажите на графике, почему более высоким темпам инфляции в этот период будет соответствовать более низкий уровень безработицы и наоборот. Как называется эта обратная зависимость?
6« Ключевой вопрос. Проведите различие между
адаптивными и рациональными ожиданиями, Почему адаптивные ожидания соответствуют кривой Филлипса, а рациональные ожидания — нет? Объясните, почему обоим видам ожиданий соответствует вертикальная долгосрочная кривая Филлипса.
I. Дайте объяснение следующему утверждению: «Если ожидания являются рациональными и абсолютно правильными, уровень безработицы будет всегда соответствовать естественному уровню».
8. Ключевой вопрос. Каковы основные положения экономики предложения? Что такое кривая Лаффера и как она соотносится с одним из этих
положений?
9. Почему яри снижении налоговых ставок при одних и тех же обстоятельствах один человек будет работать больше, а также больше зарабатывать и платить больше налогов, а другой будет работать и зарабатывать меньше и платить меньше налогов?
10. («Последний штрих».) Соотнесите следующее утверждение с механизмами контроля иен и зарплат: «Контролировать цены, чтобы остановить инфляцию, — это то же самое, что разбить термометр, чтобы контролировать жару».
II. Интернет-в опрос. Существуют ли реальные данные, подтверждающие правильность кривой Филлипса? Цель кривой Филлипса — показать стабильность взаимосвязи между темпами инфляции и уровнем безработицы. Покажите на графике точки, соответствующие данным ло инфляции и без-
работице за последнее десятилетие по настоящее время следующим образом. По инфляции; сначала используйте индекс потребительских цен для потребителей-горожан, затем — индекс промышленных цен для всех промышленных товаров, По уровню безработицы: сначала рассчитайте среди гражданского населения, входящего в состав рабочей силы, затем используйте данные из вашей популяции (например, уровень безработицы среди мужчин в возрасте 20 лет и старше, относящихся к гражданскому населению, входящему в состав рабочей силы). Подтверждает ли хотя бы один из ваших графиков концепцию кривой Филлипса? Данные по безработице вы найдете на сайте http:// stats,bIs.gov/cpshome.htni. Бюро статистики по труду (Bureau of Labor Statistics) на странице «Наиболее часто востребуемые статистические данные* (Most Requested Series). Данные по инфляции можно найти на сайте http://stats.bls,gov/cpihome+htm на странице «Наиболее часто востребуемые статистические данные* (Most Requested Series).
12. Интернет-вопрос. Существует ли вообще кривая Лаффера? Согласно кривой Лаффера, на определенном уровне при более высоких ставках налога объем налоговых поступлений будет снижаться. За последние 60 лет предельные ставки подоходного налога претерпели существенные изменения. Самой высокой эта ставка была в 1940 г. — 90%, а самая низкой — 30% — в 1980 г Это предполагает, что в такой же степени будет изменяться и процентная доля подоходного натога в объеме ват о но го внутреннего продукта. Посетите сайт http://www.doc.gov/
Торговой палаты США (U.S. Commerce Department)
и найдите страницу «Таблицы исторических данных бюджета 1998 г.» (1998 Budget Historical Table) (или более поздних лет вместо данных 199S г.), на которой вы найдете документ, озаглавленный «Нал о го-вые поступления по источникам в процентной доле от ВВП» (Tax Receipts by Source as a Percentage of GDP). Какова в настоящее время процентная доля поступлений от подоходного налога в общем объеме ВВП? Как менялась эта процентная доля в течение последних 60 лет? Являются ли эти факты подтвержд