Федеральная резервная и банковская системы

В США к «денежным властям», о которых упоми­налось выше, относятся члены Совета управляющих Федеральной резервной системы (ФРС). Как показа-

но на рис. 13-4, этот Совет руководит деятельностью 12 федеральных резервных банков, каждый из ко­торых, в свою очередь, контролирует деятельность коммерческих банкой и сберегательных учреждений.

История развития банковской системы США

К началу XX в. Конгресс США начал все в большей степени осознавать, что необходимыми предпосыл­ками эффективной банковской системы являются централизация и общественный контроль. Разоб­щенность, децентрализация и недостаточный над­зор за деятельностью банков привели к тому, что денежные банкноты, эмитированные многочислен­ными частными банками, обесценивались, их пе­реставай и принимать в обращении, что создавало неудобства и хаос. Кроме того, из-за децентрали­зации и недостатка контроля возникали многочис­ленные сбои в управлении денежной массой, когда предложение денег не соответствовало потребнос­тям экономики, В одних случаях избыток денег способствовал развитию инфляции, в других - их недостаток замедлял экономический рост, создавая помехи производству и обмену товарами и услуга-

Рисунок 13-4,Структура Федеральной

резервной системы и ее взаимоотношения

с обществом

Пользуясь советами \а рекомендаци­ями Комитета по операциям на открытом рынке и трехконсультативных советов, Совет управляющих принимает основные политические решения, которые обеспе­чивают контроль надденежной ибанков­ской системами США, Эти решения про­водят в жизнь 12 федеральных резерв­ных банков.

ми. Ни один из государственных органов власти не отвечал за формирование и реализацию общенаци­ональной политики в банковском секторе.

Небывалая банковская паника 1907 п заставила Конгресс США создать Национальную комиссию по денежному обращению, которой поручался анализ денежных и банковских проблем и выработка на­правления действий Конгресса по их решению. Конечным результатом ее работы стало принятие в 1913 г. Закона о Федеральной резервной системе.

На рис. 13-4 схематично представлена денежная система, сформировавшаяся в соответствии с Этим законом. Давайте рассмотрим природу функции и взаимосвязь различных частей, составляющих Фе­деральную резервную систему.

Совет управляющих ФРС

Стержнем денежной и банковской систем США является Совет управляющих Федеральное резерв-ной системы (ФРС). Семь членов Совета назнача­ются президентом с одобрения Сената. Им устанав­ливаются длительные сроки полномочий - 14 лет, однако каждые два года заменяется один из членов Сонета. Президент назначает председателя и замес­тителя председателя из числа членов Совета сроком на четыре года. Длительные сроки полномочий по­зволяют членам Совета действовать последователь­но, компетентно и сохранять независимость в усло­виях политического давления, которое может при­вести к развитию инфляции.

Оперативная и консультативная помощь ;

В разработке банковской и денежной политики Со­вет управляющих опирается на помощь нескольких важных государственных органов, первому из кото­рых, очевидно, принадлежит особая роль.

Комитет по операциям на открытом рынке, в ко­торый входят собственно члены Совета управляю­щих, а также пять президентов федеральных резерв­ных банков, определяет политику купли-продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг (векселей, казначейских билетов, облигаций). Эти операции на открытом рынке представляют собой на­иболее важное средство воздействия на предложе­ние денег из всех имеющихся в распоряжении ру­ководящих кредитно-денежных ведомств (см. гла­ву 15).

Три консультативных совета, состоящие из част­ных граждан, проводят периодические встречи с Советом управляющих, где высказывают свои со­ображения о банковской и денежной политике пра-штельетва. В состав Федерального консулы?! am ив ко­го совета входят 12 руководителей коммерческих банков, которые избираются ежегодно по одному

от каждого из 12 федеральных резервных банков. Консультативный совет сберегательных учреждений состоит из представителей ссудо-сберегательных ассоциаций, сберегательных банков и кредитных со­юзов. Третья группа советников — это Консульта­тивный совет потребителей, состоящий из 30 чле­нов, куда входят представители потребителей фи­нансовых услуг, ученые и специалисты по потреби­тельскому законодательству. Однако эти советы, как собственно и следует из их названия, являются чи­сто консультативными органами и не имеют пол-, номочий для формирования политики, а Совет уп­равляющих не обязан строго придерживаться их ре­комендаций.

12 федеральных резервных банков

В число 12 федеральных резервных банков входят центральные банки, квазигосударственные банки и банки банков.

Центральные банки. В большинстве стран действу­ет один центральный банк, например Английский банк в Великобритании или Бундесбанк в Герма­нии. В Соединенных Штатах 12 «центральных» банков, хотя проводимую ими политику коорди­нирует Совет управляющих ФРС. Наличие 12 фе­деральных резервных банков отчасти служит отра­жением географических масштабов США, эконо­мического разнообразия и огромного числа ком­мерческих банков в стране. Но, кроме того, эти центральные банки — результат политического компромисса между сторонниками централизации и теми, кто не доверяет могущественным финан­совым учреждениям.

На рис. 13-5 изображено расположение 12 феде­ральных резервных банков и обозначены районы их действия. Через эти центральные банки осуществи ляются основные политические директивы Совета управляющих. Самый важный из них — Федераль­ный резервный банк Нью-Йорка; здесь располага­ется центр операций на открытом рынке.

Квазигосударственные банки. Двенадцать феде­ральных резервных банков являются, кроме того, квазигосударственными банками. В этом качестве они воплощают в себе сочетание частной собствен­ности и государственного контроля. Федеральные резервные банки принадлежат коммерческим бан­кам соответствующих округов. (Для вступления в ФРС коммерческие банки обязаны приобрести в собственность часть акций федерального резервно­го банка своего округа.) Но основные принципы политики, проводимой федеральными резервными банками, определяются государственным органом — Советом управляющих. Владельцы центральных банков не контролируют ни состав руководства цен­тральных банков, ни их политику, 293 -*

Бостон

Нью-Йорк

Филадельфия

федеральная резервная и банковская системы - student2.ru

Несмотря на то что федеральные резервные бан­ки находятся н частной собственности, они пред­ставляют собой по преимуществу государственные институты. Так, федеральные резервные банки в своей деятельности не стремятся к извлечению при­были в отличие от частных предприятий. Совет уп­равляющих следит за тем, чтобы политика, прово­димая центральными банками, содействовала про­цветанию экономики н целом. Следовательно, дея­тельность федеральных резервных банков зачастую вступает в прямое противоречие с задачей извлече­ния прибыли". К тому же федеральные резервные банки не составляют конкуренции коммерческим банкам и за редким исключением не ведут дел с ча­стными лицами, а только с правительством и ком­мерческими банками, а также со сберегательными учреждениями.

Банки банков. Федеральные резервные банки пред­ставляют собой «банки банков»; по существу, они

выполняют для депозитных учреждений те же фун­кции, что депозитные учреждения для частных лиц. Подобно тому как банки и сберегательные учреж­дения принимают от людей вклады и предоставля­ют им ссудыj центральные банки принимают вкла­ды от банков и сберегательных учреждений и пре­доставляют им ссуды. Но у федеральньix резервных банков есть и третья функция, которую не выпол­няют банки и сберегательные учреждения. - функ­ция эмиссии наличных денег. Конгресс уполномо-

А Хотя стремление к прибыли не является главной целью феде­ральных резервных банков, на практике их деятельность приносит прибыль главным образом благодаря напичию у них ценных бумаг Казначейства США. Часть этой прибыпи расходуется на выплату дивидендов по акциям, принадлежащим банкам-участникам, а ос­новная часть оставшейся прибыли направляется в Казначейство Со­единенных Штатов,

Рисунок 13-5,Двенадцать

федеральных резервных округов

Федеральная резервная систе­ма делит Соединенные Штаты на 12 округов, каждый из которых

имеет один центральный банк, а а

некоторых случаях - одно или не­сколько отделений центрального

банка, Гавайи и Аляска включены в 12-й. округ, [Источник: Federal Reserve Bulletin.)

чил федеральные резервные банки иыпускать в об­ращение банкноты Федеральной резервной систе­мы, которые и образуют массу бумажных денег в экономике.

Коммерческие банки

и сберегательные учреждения

Роль «рабочих лошадок» в американской финансо­вой системе играют 9500 коммерческих банков. При­мерно 2/з из них являются банками штата, то есть частными банками, действуют ими в пределах кон­кретного штата. Остальная треть уполномочена на ведение операций в масштабах всей страны феде­ральным правительством, то есть они являются на­циональными банками. Несмотря на то что среди аме­риканских национальных банков есть очень боль­шие, ни один из них не входит в число крупнейших банков мира («Международный ракурс 13-Ь).

Деятельность 14 тыс. сберегательных учреждений и основном контролируется иными, отличными от Совета управляющих и ФРС, органами. Так, ссудо-сберегательные ассоциации регулируются и прове­ряются Управлением надзора за сберегательными учреждениями Министерства финансов США. Но сберегательные учреждения также поставлены под определенный контроль Федеральной резервной си­стемы. В частности, сейчас на сберегательные учреж­дения распространяются те же резервные требова­ния, что и на коммерческие банки. На рис. 13-4 розовые стрелки указывают на то, что сберегатель­ные учреждения частично подлежат контролю со сто­роны Совета управляющих и федеральных резерв­ных банков. Решения о проводимой денежной по­литике наряду со сберегательными учреждениями затрагивают и коммерческие банки.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАКУРС 13-1

Крупнейшие в мире коммерческие банки

В перечне крупнейших в мире банков по величине фи­нансовых активов преобладают японские [по данным 1996 г.)- Крупнейшие банки США - Chase Manhattan и Citicorp - занимают 16-е и 27-е место среди крупнейших в мире банков.

Финансовые активы [б млрд доп.]

федеральная резервная и банковская системы - student2.ru

Источник: Wail Street Journal, September 18, 1997. P. R27.

Функции ФРС и предложение денег

Федеральная резервная система выполняет несколь­ко функций, причем некоторые из них мы уже упо­мянули.

1. Эмиссия денег* ФРС выпускает в обращение банкноты ФРС — бумажные деньги, используемые в американской денежной системе. (Название фе­дерального резервного байка, выпустившего опре­деленную банкноту, пишется в кружке слева от пор­трета на банкноте. Новые выпуски банкнот досто­инством в 50 и 10(3 дол., однако, содержат только номера округов, к которым относится тот или иной резервный банк. Например, «А1» — зто код резерв­ного банка в Бостоне, а « В2» - код резервного банка в Нью-Йорке и т.д.)

1. Формирование и хранение резервов. ФРС оп­ределяет резервные требования. Федеральные ре­зервные банки принимают от банков и сберегатель­ных учреждений в форме вкладов любой объем средств, определенный резервными требованиями;

за вычетом того, что хранится в форме наличных средств.

3. Кредиты банкам и сберегательным учреждени­ям. Время от времени ФРС кредитует банки и сбе­регательные учреждения, взимая процент, называе­мый учетной ставкой,

4. Инкассация чеков* ФРС выполняет еще одну важную функцию: обеспечивает механизм инкасса­ции чеков. Если некая Сара в своем банке в Салеме выписывает чек на имя Сэма, который депонирует его в своем банке или сберегательном учреждении в Сан-Диего, то каким образом банк в Сан-Диего получает деньги по чеку банка в Салеме? Ответ: ФРС решает эту проблему в течение 2—3 дней, опе­рируя упомянутыми выше резервами этих двух бан­ков.

5. Фискальная функция* ФРС выступает в роли фискального агента федерального правительства. Государство получает огромные суммы за счет на-логообложения, но несет столь же астрономичес­кие расходы, а кроме того, покупает и погашает свои

облигации. Для проведения всех этих операций го­сударство использует институты ФРС*

6. Надзор* ФРС осуществляет надзор за деятель­ностью входящих в нее банков. Проводятся перио­дические проверки этих банков с тем, чтобы опре­делить их рентабельность, убедиться в выполнении ими гигантского числа предписанных правил, выя­вить сомнительные операции или случаи мошенни­чества*.

7. Контрол ь за предл о жен и ем денег. П осл е д н я я и наиболее важная функция ФРС определяется тем, что она несет полную ответственность за регулиро­вание денежного предложения, а это, в свою оче­редь, позволяет ей воздействовать на процентные ставки. Основная задача ФРС заключается в таком у п ра вл ени и денежн ым о б ра щ е н ием (и ел едовател ь-но. процентными ставками), чтобы предложение денег всегда отвечало потребностям экономики. Эта задача предполагает приведение имеющегося коли­чества денег в соответствие с высокими и растущи­ми уровнями производства и занятости при отно­сительно стабильном уровне цен. Если все осталь­ные функции имеют более или менее рутинный либо технический характер, то правильное управ­ление денежным предложением требует принятия нешаблонных политических решений, (Кредитно-денежная политика ФРС и се эффективность об­суждаются в главе 15.)

6 Задачу надзора осуществляет нв только ФРС. Власти отдель-. ных штатов контролируют все банки, действующие на основании их лицензии. Контролер денежного обращения инспектирует вса национальные банки, а Управление надзора за сберегательными учреждениями проверяет деятельность этих учреждений. Наконец, Федеральная корпорация страхования депозитов наделена полно­мочиями контролировать есе банки и сберегательные учреждения,

вклады которых она Страхует. ,

Независимость ФРС

Независимость ФРС является предметом непрек­ращающихся споров. Противники независимости ФРС утверждают, что существование могуществен­ного ведомства, члены которого не избираются и? следовательно, напрямую не подчиняются воле на­рода, противоречит принципам демократии. Кро­ме того, по их мнению} коль скоро ответственность за экономическую стабильность и экономический рост несут законодательная и исполнительная вет­ви власти, то в их распоряжении должны находить­ся все рычаги экономической политики, включая денежную политику Избиратели считают, что Кон­гресс и президент должны нести ответственность за последствия политики ФРС, которую они не могут полностью контролировать. Критики приво­дят примеры, когда денежная политика ФРС всту­пала в противоречие с целями фискальной поли­тики Конгресса.

Сторонники независимости ФРС, включая большинство экономистов, настаивают на том, что эта система должна быть защищена от какого бы то ни 6ьело политического давления, должна иметь возможность эффективно управлять пред­ложением денег и поддерживать стабильность цен («Международный ракурс 13-2*), На взгляд сто­ронников независимости, Конгрессу и ветвям ис­полнительной власти часто бывает выгодно для привлечения голосов избирателей проводить про-инфляционную фискальную политику, направлен­ную на снижение налогов и увеличение расходов отдельных экономических или политических групп. Ведь избиратели, скорее всего, будут ока­зывать давление на Конгресс с целью поддержа­ния низких процентных ставок, а это достигается путем расширения предложения денег. В то же время существуют периоды, когда для снижения совокупного спроса и обуздания инфляционных тенденций, напротив, требуются высокие процент­ные ставки. Именно для контроля над инфляци­ей, по мнению защитников ФРС, и требуется не­зависимый кредитно-денежный орган, наделен­ный властными полномочиями.

Наши рекомендации