Почему государство вмешивается в торговлю?
Почему любая страна стремится поставлять для потребления за рубежом больше продукции, чем она получает взамен в виде импорта? Зачем препятствовать импорту или подстегивать экспорт с помощью государственной политики, если свободная торговля выгодна сама по себе? Тому имеется несколько причин, причем некоторые из них вполне обоснованны, большинство же — нет. Здесь мы рассмотрим две причины, а к остальным вернемся в других главах.
Ошибочное понимание выигрыша от торговли. Существует общепринятый миф, что главная выгода от международной торговли состоит в том, что она способствует увеличению занятости в экспортном секторе страны. Из этого следует, что экспорт — «это хорошо», поскольку он увеличивает внутреннюю занятость, а импорт — «это плохо», так как он лишает людей рабочих мест. На самом деле истинная выгода от международной торговли заключается в общем подъеме, увеличении производства, достигаемом за счет специализации и обмена. Страна способна обеспечить полное использование своих ресурсов, включая труд, как с международной торговлей, так и без нее. Международная торговля, однако, позволяет обществу использовать свои ресурсы таким способом, который увеличивает совокупный объем производства и, следовательно, общее благосостояние. Международная торговля нужна стране не для того, чтобы экономика функционировала на кривой ее производственных возможностей. Закрытая (не торгующая) национальная экономика способна добиться полного использования ресурсов и без международной торговли. Но с помощью международной торговли экономика может достичь точки, лежащей вне кривой ее производственных возможностей. Выигрыш от торговли составляет та дополнительная продукция, которая поступает из-за границы, то есть импорт, полученный с меньшими издержками, чем если бы тот же объем продукции производился с использованием внутренних ресурсов. Единственная разумная причина для экспортирования части продукции внутреннего производства — это получение импорта, имеющего для страны большую ценность. Специализация и международный обмен дают такую возможность.
______^^_______ ГЛАВА 6 121
США в мировой экономике
Политические соображения. В то время как страна в целом выигрывает от обмена, он может повредить каким-то конкретным внутренним отраслям или группам поставщиков ресурсов. В нашем примере сравнительного преимущества специализация и торговля неблагоприятно влияли на американское производство авокадо и мексиканское производство соевых бобов. Эти отрасли могли попытаться сохранить свое экономическое положение, убеждая правительства защитить их от импорта, например, ввести таможенные тарифы или квоты:
«Непосредственными выгодами от упрощения импорта или экспортных субсидий, как правило, пользуются немногие, но каждый испытывает большую личную заинтересованность в том, чтобы получать такие выгоды. Эта заинтересованность служит мощным стимулом для активной политической деятельности.
Но издержки такой политики порой существенно превосходят все выгоды от нее. У общества может уходить до 80—120 тыс. дол. в год на сохранение рабочего места внутри страны, которое в ином случае принесло бы работнику в виде заработной платы и пособий лишь половину этой суммы. Кроме того, затраты на это значительно распылены в Соединенных Штатах между 50 штатами и 268 млн граждан. Поскольку расходы, ложащиеся на плечи каждого гражданина, как правило, весьма невелики, так что порой остаются даже незамеченными, сопротивление протекционистским мерам на самом нижнем уровне зачастую заметно меньше, чем давление в пользу их принятия»1.
Политики редко сталкиваются с открытой оппозицией требованиям выступить в пользу протекционизма еще и потому, что тарифы и квоты входят в цену товаров. На самом-то деле преодолеть общественное мнение помогают не только убедительные доводы в пользу торговых барьеров, но также доступные массам лозунги («Сократим импорт и предотвратим безработицу!») и патриотические призывы («Покупайте американское!»), которыми пользуются сторонники протекционизма. Выгоды от тарифов мгновенны и очевидны для народа. Однако отрицательные последствия, о которых предупреждают экономисты, не так заметны и к тому же рассеяны по всей экономике. Кроме того, люди часто допускают логическую ошибку: «Если квота на японские автомобили сохранит прибыли и занятость в американской автомобильной промышленности, то как она может быть вредна для экономики в целом?» А когда к этому добавляются еше и политические соображения, изложенные в такой форме: «Вы поддерживаете тарифы в текстильной промышленности моего штата, а я поддерживаю тарифы в автомобильной промышленности вашего щта-
1 Economic Report of the President, 1982. P. 177.
Г%
улу*^.\т,^*\1т*ч *< ■* tmnrc
С|ШЧ|ИСНЦп«ф| 11ЦЧЙ W4KN ***\»*VV*4^h*\V^V*FV>VHAV V»«4'V-** -** ■«- —Hi*»»— ч4 rfA^vAU *fr"4 SVAWAWf? **-^-*
^^^«^i1 ^vmAi'.Kimffl 'т1\ч»\^^;л
Введение в экономике и экономику
та», — результатом может стать создание уже системы протекционистских тарифов, импортных квот и
экспортных субсидий.
СМИ ДД
Тарифы и квоты выгодны фирмам в защищаемых отраслях, но вредят американским потребителям, которым приходится покупать защищаемые товары по иенам выше мировых. Тарифы и квоты бьют по американским потребителям еще и тем, что многие товары являются сырьем или полуфабрикатами для производства другой продукции. Например, введение тарифов на импорт стали повлечет за собой рост цен на сталелитейную продукцию, что особенно скажется на ценах компаний, занятых строительством крупных зданий и сооружений. К тому же тарифные барьеры снижают уровень конкуренции в защищенных отраслях. А если конкуренции поставлена преграда от иностранных товаропроизводителей, то компании внутри страны могут снизить темп и расходы на обновление продукции и внедрение ресурсосберегающих технологий и, кроме того, просто перестать внедрять новую и улучшенную продукцию.
Многочисленные исследования показали, что издержки протекционизма не только ложатся на плечи потребителей, но и повышение затрат на факторы производства полностью перекрывает прибыли защищаемых компаний. Таким образом, общество в целом платит чистую дань (затраты минус доходы), выступая в поддержку протекционизма. Еще 20 лет назад стоимость такой «дани» составляла около 50 млрд дол., однако эта цифра за последнее время значительно сократилась, поскольку последовало снижение тирафов и квот, установленных США.
■ч-р
Когда одна из стран воздвигает барьеры на пути импорта, страна, чей экспорт от этого страдает, может ответить введением собственных торговых барьеров. В этой «торговой войне» растут тарифы, препятствуя мировой торговле и снижая всеобщее экономическое благосостояние. Классическим примером является Закон о тарифах Смута—Хоули 1930 г. Вместо того чтобы сократить импорт и стимулировать внутреннее производство, этот закон своими высокими тарифами вынудил страны, которых это коснулось, ответить столь же высокими тарифами. Международная торговля по всему земному шару сократилась, что привело к снижению уровня производства, доходов и занятости во всех странах. Историки экономики в целом соглашаются, что закон Смута—Хоули способствовал началу Великой
депрессии. В связи с этим страны предприняли усилия для снижения тарифов по всему миру. Движение к свободной торговле поддержали мощные внутринациональные группировки в своих интересах. В частности, экспортеры товаров и услуг, импортеры иностранных компонентов, используемых во внутреннем производстве товаров, и продавцы импортных товаров энергично способствовали снижению тарифов во всем мире.
Рисунок 6-6 ясно показывает, что Соединенные Штаты были страной с высокими тарифами на протяжении большей части своей истории. Но он также показывает, что в целом американские тарифы за последние полвека снизились.
Закон о соглашениях
О взаимной торговле и ГАТТ
Принятие Закона о соглашениях о взаимной торговле 1934 г. положило начало тенденции к снижению тарифов. Специально направленный на это закон имел две основные особенности.
1. Полномочия по ведению переговоров. Он наделял президента полномочиями вести переговоры и заключать соглашения с другими странами о снижении американских тарифов до 50% от существующих ставок. Снижение тарифов зависело от готовности других стран ответить тем же, снизив свои тарифы на американский экспорт.
2. Общее снижение тарифов. Было достигнуто соглашение об особом сокращении тарифов в торговле между США и любым другим государством, подпадавшим под положения о режиме наибольшего благоприятствования. Это соглашение устанавливало режим снижения тарифов уже не только в отношении той конкретной страны, которая в данный момент вела переговоры с Соединенными Штатами, но и всех других стран, когда-либо ранее получивших статус страны с режимом наибольшего благоприятствования. Таким образом, получалось, что если США вели переговоры о снижении тарифных барьеров, например на импорт из Франции, то это означало, что такие тарифы будут применяться в отношении других стран, имеющих статус страны с режимом наибольшего благоприятствования, например Швеции и Швейцарии. Новый сниженный тариф распространялся США автоматически на многие другие страны.
Но Закон о соглашениях о взаимной торговле дал толчок только двусторонним переговорам (переговорам между двумя государствами). Этот подход был изменен в 1947 г., когда 23 страны, включая США, подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). ГАТТ основано на трех основных принципах: 1) равное, недискриминационное отношение ко всем странам-участницам; 2) снижение
CtJ O
СП X
s
с
о
с:
CD
CD
CtJ
L_
CtJ
c;
\a о
я
Ю О
h-
O
CO
$_ 20
О
\o
CJ
J3 X X
a
10 -
ГЛАВА 6
США в мировой экономике
Рисунок 6-6.Тарифные ставки в США, 1860-1997 гг.
Годы
С | i i | Щ | 1 1 | |||||||||||||
Г | сона-Гормана 94 г.) i | Г" | СО v~ CD «г™ га §. CD Q_ CD сг X < -е- | i i | aj aj CD к-* ш Q_ CD О CtJ | I 1 1 1 ] ! | "1 | |||||||||
■е | ||||||||||||||||
g-gco | 1—>c,j | i i | CTJ | l | |||||||||||||
Гх | СП , | ча(1909г.)Г | s | i | I | 1 4 | t I 1 1 | — —, — | — —— — | Hefln[1967r.)j 1 1 | 1 1 Т(19^9г.) ] I i | 1 1 TT(1993rJ | |||||
^1 ^L 1 и * /^ 1/CD (у со | ^*_ „, „. | > (1890 г.) ^ | a. CO it- | i i i I \ i | f 5 | |||||||||||
1 V" I к-— | — —— — — | — с; - X | со 1 | а-0лдри | — —— — | V -i V 1 I | P—— — | CO CD - | co CD | __ lJ __ | — —— — | Кен | i— _ _ < J---- L_ 1 | ___ t_ _ __ | ||
1 ^D 1 °° 1 V- | 1акки | ндли | % i 1 VI | 0ЛИ [ | X (X | CD | i ■ | [194 | "ATT | аунд | CO CL | |||||
1 А. Моррилла 1ый тариф ( | «■■■» *—•■* *......■ ......'■ | ■е- га | -ее -■В- 1 S 1 Г) 1 | ф Пейн | ■' ' ■■ ■■ ■■■"■■■ | •" ' ■' ' ■ | мута-Х | 1глашен | ЙТ0рГ01 | i i | A i— _i i— I < 11_ | ■■ •■•' ■"-.....' —■* | -----cc _ X >^ CO CL | a. | — is ~---- u i >s; 1 | --------S--------- о CtJ | |
__L „ | 1— | _ t J | ари | _L | a ■6-- | u-O | о X | i„ | ------О J--------- | CO | ||||||
Тариф ивоень | | !— | ! 1 1 | Тари | Закон | 0 ВЗЭИ1 | i i | ^A1- I | fan*- > |
В США тарифные ставки (уровень таможенных пошлин) колебались с течением времени. Но начиная с принятия Закона о согла шениях о взаимной торговле в 1934 г., наметилась тенденция к их снижению. [Источник: U.S. Department of Commerce.)
тарифов путем многосторонних переговоров; 3) отказ от импортных квот.
По существу, ГАТТ представляет собой форум для ведения переговоров между странами о снижении торговых барьеров на многосторонней основе. ГАТТ охватывает более 125 государств, и нет сомнений, что оно сыграло положительную роль в развитии тенденции к либерализации международной торговли. В рамках организационной структуры ГАТТ страны-участницы в период после второй мировой войны провели восемь раундов переговоров о снижении торговых барьеров.
Уругвайский рауид. Восьмой раунд переговоров ГАТТ начался в Уругвае в 1986 г. После семи лет ожесточенных дебатов в 1993 г. 124 страны-участницы достигли нового соглашения. Оно вступило в силу с 1 января 1995 г., и его положения будут действовать до 2005 г.
Согласно этому новому соглашению ГАТТ, будут устранены или существенно снижены тарифы на тысячи видов продукции. В целом снижение тарифов составит примерно 33%. Соглашение либерализует государственную политику, которая прежде существенно затрудняла проникновение на мировой рынок таких видов услуг, как реклама, туризм, бухгалтерские, юридические, финансовые и др. Квоты на импортируемый текстиль и одежду будут
заменены тарифами. (Тарифы считаются более предпочтительными, поскольку позволяют ввезти неограниченное количество продукции, тогда как квоты ставят барьеры ввозу импортных товаров свыше некоторого фиксированного количества.)
Все государства-участники согласились уменьшить свои сельскохозяйственные субсидии фермерам и защитить интеллектуальную собственность (патенты, торговые марки, авторские права) от пиратского использования. И наконец, Уругвайский раунд способствовал созданию Всемирной торговой организации (ВТО) — наследницы ГАТТ. Всемирная торговая организация наделена юридической властью и правом выступать посредником между странами-членами при обсуждении новых правил.
По оценкам, исчерпывающее выполнение всех договоренностей в рамках ГАТТ приведет к росту мирового валового продукта на 6 трлн дол., или на 8%. Для американских же потребителей выигрыш составит примерно 30 млрд дол. ежегодно.
Европейский союз
Ради снижения тарифов страны объединяются также в региональные зоны свободной торговли, или торговые блоки. Наиболее ярким примером служит Европейский союз (ЕС), ранее называвшийся Евро-
124 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Введение в экономике и экономику
пейским экономическим сообществом. Начавшийся с создания Общего рынка в 1958 г., ЕС теперь включает 15 западноевропейских стран — Францию, Германию, Италию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Данию, Ирландию, Великобританию, Грецию, Испанию, Португалию, Австрию, Финляндию и Швецию.
Цели, Первоначально Общий рынок был создан для: 1) постепенной отмены тарифов и импортных квот на все продукты, которыми торгуют между собой страны-участницы; 2) установления общей системы тарифов применительно ко всем товарам, поступающим из стран, не входящих в ЕС; 3) обеспечения свободного движения капиталов и рабочей силы в пределах Общего рынка; 4) выработки единой политики по другим экономическим вопросам, затрагивающим все страны-участницы, в том числе по проблемам сельского хозяйства, транспорта, а также регулирования предпринимательской деятельности. ЕС достиг большинства поставленных целей и теперь представляет собой мощный торговый блок- группу стран, установивших обшие правила торговли, имеющих общие экономические интересы и характеристики.
Результаты. Создание ЕС было вызвано как политическими, так и экономическими мотивами. Основным экономическим мотивом было стремление стран-участииц к большей свободе во взаимной торговле. Хотя довольно трудно точно определить, в какой степени своим процветанием и ростом ЕС обязан именно экономической интеграции, но заведомо ясно одно: интеграция создает крупные рынки, жизненно важные для развития промышленности ЕС. Благодаря экономии за счет масштабов производства европейским отраслям удалось существенно снизить издержки, чего на всех предыдущих этапах исторического развития им не позволяли добиться узкие, ограниченные национальными рамками рынки.
Влияние интеграции на страны, не входящие в ЕС, например США, не столь определенно. С одной стороны, благодаря мирным взаимоотношениям и процветанию в рамках ЕС его страны-участницы становятся все более выгодными покупателями американского экспорта. С другой стороны, фирмы США и других государств, не входящих в ЕС, сталкиваются с тарифными барьерами, которые затрудняют конкуренцию с компаниями из стран, принадлежащих к торговому блоку ЕС. Например, до образования ЕС американские, немецкие и французские автомобилестроители платили одинаковые пошлины, продавая свою продукцию Бельгии. Однако после введения внутренних условий торговли между членами ЕС бельгийские тарифы на немецкий «фольксваген» и французский «рено» снизились до нуля, но к американским «ше-
вроле» и «фордам» по-прежнему применяется внешний тариф. Это ставит американские фирмы в невыгодное положение. Точно так же торговые ограничения ЕС затрудняют Восточной Европе экспорт металлов, текстиля и сельскохозяйственных продуктов — товаров, которые восточноевропейские страны производят в изобилии.
Из-за тех преимуществ, которыми пользуются страны внутри зон свободной торговли, у торговых блоков, подобных ЕС, могут сократиться торговые отношения с третьими странами, не принадлежащими к блоку. Таким образом, мир потеряет часть выгод от полностью открытой глобальной торговой системы. Устранение этого недостатка как раз и послужило одним из мотивов для введения с помощью Всемирной торговой организации более свободных условий мировой торговли.
Североамериканское соглашение о свободной торговле
В 1993 г. Канада, Мексика и США образовали торговый блок. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) установило зону свободной торговли, имеющую примерно такой же совокупный объем производства, что и ЕС, но значительно большую географическую протяженность. Соглашение НАФТА будет способствовать снижению тарифов и других торговых ограничений между Канадой, Мексикой и США на протяжении 15-летнего периода.
Противники соглашения в США высказывают опасения, что в результате перемещения компаний в Мексику, где из-за низкой заработной платы и менее строгих требований к охране окружающей среды и технике безопасности условия для ведения бизнеса более благоприятны, многие американцы лишатся своих рабочих мест. Существуют также опасения относительно того, что Япония и Южная Корея построят свои предприятия в Мексике, чтобы затем беспошлинно переправлять их продукцию в США, тем самым еще больше ущемляя интересы американских фирм и рабочих.
Защитники НАФТА отбрасывают эти опасения и выдвигают несколько убедительных аргументов в его пользу. Они подчеркивают, что специализация в соответствии со сравнительным преимуществом каждой страны позволит ей увеличить совокупный объем производства при той же величине своих ограниченных ресурсов. Также высказываются соображения, что зона свободной торговли привлечет иностранные инвестиции в Мексику, способствуя тем самым повышению производительности и национального дохода этой страны. Мексиканские потребители будут использовать часть своего возросшего дохода для покупки товаров американского экспорта. В любом случае потеря рабочих мест произойдет в Китае и в
США в мировой экономике
других странах с низким уровнем заработной платы, подчеркивают сторонники НАФТА.