Почему государство вмешивается в торговлю?

Почему любая страна стремится поставлять для потребления за рубежом больше продукции, чем она получает взамен в виде импорта? Зачем препятст­вовать импорту или подстегивать экспорт с помо­щью государственной политики, если свободная торговля выгодна сама по себе? Тому имеется не­сколько причин, причем некоторые из них вполне обоснованны, большинство же — нет. Здесь мы рас­смотрим две причины, а к остальным вернемся в других главах.

Ошибочное понимание выигрыша от торговли. Суще­ствует общепринятый миф, что главная выгода от международной торговли состоит в том, что она спо­собствует увеличению занятости в экспортном сек­торе страны. Из этого следует, что экспорт — «это хорошо», поскольку он увеличивает внутреннюю за­нятость, а импорт — «это плохо», так как он лишает людей рабочих мест. На самом деле истинная выгода от международной торговли заключается в общем подъеме, увеличении производства, достигаемом за счет специализации и обмена. Страна способна обес­печить полное использование своих ресурсов, вклю­чая труд, как с международной торговлей, так и без нее. Международная торговля, однако, позволяет обществу использовать свои ресурсы таким спосо­бом, который увеличивает совокупный объем про­изводства и, следовательно, общее благосостояние. Международная торговля нужна стране не для того, чтобы экономика функционировала на кри­вой ее производственных возможностей. Закрытая (не торгующая) национальная экономика способна добиться полного использования ресурсов и без международной торговли. Но с помощью междуна­родной торговли экономика может достичь точки, лежащей вне кривой ее производственных возмож­ностей. Выигрыш от торговли составляет та допол­нительная продукция, которая поступает из-за гра­ницы, то есть импорт, полученный с меньшими из­держками, чем если бы тот же объем продукции производился с использованием внутренних ресур­сов. Единственная разумная причина для экспор­тирования части продукции внутреннего производ­ства — это получение импорта, имеющего для стра­ны большую ценность. Специализация и междуна­родный обмен дают такую возможность.

______^^_______ ГЛАВА 6 121

США в мировой экономике

Политические соображения. В то время как страна в целом выигрывает от обмена, он может повре­дить каким-то конкретным внутренним отраслям или группам поставщиков ресурсов. В нашем при­мере сравнительного преимущества специализация и торговля неблагоприятно влияли на американское производство авокадо и мексиканское производст­во соевых бобов. Эти отрасли могли попытаться со­хранить свое экономическое положение, убеждая правительства защитить их от импорта, например, ввести таможенные тарифы или квоты:

«Непосредственными выгодами от упрощения импорта или экспортных субсидий, как правило, пользуются немногие, но каждый испытывает боль­шую личную заинтересованность в том, чтобы по­лучать такие выгоды. Эта заинтересованность слу­жит мощным стимулом для активной политичес­кой деятельности.

Но издержки такой политики порой существен­но превосходят все выгоды от нее. У общества мо­жет уходить до 80—120 тыс. дол. в год на сохране­ние рабочего места внутри страны, которое в ином случае принесло бы работнику в виде заработной платы и пособий лишь половину этой суммы. Кро­ме того, затраты на это значительно распылены в Соединенных Штатах между 50 штатами и 268 млн граждан. Поскольку расходы, ложащиеся на плечи каждого гражданина, как правило, весьма невели­ки, так что порой остаются даже незамеченными, сопротивление протекционистским мерам на самом нижнем уровне зачастую заметно меньше, чем дав­ление в пользу их принятия»1.

Политики редко сталкиваются с открытой оп­позицией требованиям выступить в пользу протек­ционизма еще и потому, что тарифы и квоты входят в цену товаров. На самом-то деле преодолеть обще­ственное мнение помогают не только убедительные доводы в пользу торговых барьеров, но также дос­тупные массам лозунги («Сократим импорт и пред­отвратим безработицу!») и патриотические призы­вы («Покупайте американское!»), которыми пользу­ются сторонники протекционизма. Выгоды от та­рифов мгновенны и очевидны для народа. Однако отрицательные последствия, о которых предупреж­дают экономисты, не так заметны и к тому же рас­сеяны по всей экономике. Кроме того, люди часто допускают логическую ошибку: «Если квота на японские автомобили сохранит прибыли и занятость в американской автомобильной промышленности, то как она может быть вредна для экономики в це­лом?» А когда к этому добавляются еше и полити­ческие соображения, изложенные в такой форме: «Вы поддерживаете тарифы в текстильной промыш­ленности моего штата, а я поддерживаю тарифы в автомобильной промышленности вашего щта-

1 Economic Report of the President, 1982. P. 177.

Г%

улу*^.\т,^*\1т*ч *< ■* tmnrc

С|ШЧ|ИСНЦп«ф| 11ЦЧЙ W4KN ***\»*VV*4^h*\V^V*FV>VHAV V»«4'V-** -** ■«- —Hi*»»— ч4 rfA^vAU *fr"4 SVAWAWf? **-^-*

^^^«^i1 ^vmAi'.Kimffl 'т1\ч»\^^;л

Введение в экономике и экономику

та», — результатом может стать создание уже систе­мы протекционистских тарифов, импортных квот и

экспортных субсидий.

СМИ ДД

Тарифы и квоты выгодны фирмам в защищаемых отраслях, но вредят американским потребителям, которым приходится покупать защищаемые товары по иенам выше мировых. Тарифы и квоты бьют по американским потребителям еще и тем, что многие товары являются сырьем или полуфабрикатами для производства другой продукции. Например, введе­ние тарифов на импорт стали повлечет за собой рост цен на сталелитейную продукцию, что особенно скажется на ценах компаний, занятых строитель­ством крупных зданий и сооружений. К тому же тарифные барьеры снижают уровень конкуренции в защищенных отраслях. А если конкуренции пос­тавлена преграда от иностранных товаропроизводи­телей, то компании внутри страны могут снизить темп и расходы на обновление продукции и вне­дрение ресурсосберегающих технологий и, кроме того, просто перестать внедрять новую и улучшен­ную продукцию.

Многочисленные исследования показали, что издержки протекционизма не только ложатся на плечи потребителей, но и повышение затрат на фак­торы производства полностью перекрывает прибы­ли защищаемых компаний. Таким образом, общество в целом платит чистую дань (затраты минус доходы), выступая в поддержку протекционизма. Еще 20 лет назад стоимость такой «дани» составляла около 50 млрд дол., однако эта цифра за последнее время значительно сократилась, поскольку последовало снижение тирафов и квот, установленных США.

Почему государство вмешивается в торговлю? - student2.ru

Почему государство вмешивается в торговлю? - student2.ru

Почему государство вмешивается в торговлю? - student2.ru

Почему государство вмешивается в торговлю? - student2.ru

Почему государство вмешивается в торговлю? - student2.ru

Почему государство вмешивается в торговлю? - student2.ru

Почему государство вмешивается в торговлю? - student2.ru

Почему государство вмешивается в торговлю? - student2.ru

Почему государство вмешивается в торговлю? - student2.ru

Почему государство вмешивается в торговлю? - student2.ru

■ч-р

Почему государство вмешивается в торговлю? - student2.ru

Почему государство вмешивается в торговлю? - student2.ru

Почему государство вмешивается в торговлю? - student2.ru

Почему государство вмешивается в торговлю? - student2.ru

Почему государство вмешивается в торговлю? - student2.ru

Почему государство вмешивается в торговлю? - student2.ru

Почему государство вмешивается в торговлю? - student2.ru

Почему государство вмешивается в торговлю? - student2.ru

Когда одна из стран воздвигает барьеры на пути импорта, страна, чей экспорт от этого страдает, мо­жет ответить введением собственных торговых ба­рьеров. В этой «торговой войне» растут тарифы, препятствуя мировой торговле и снижая всеобщее экономическое благосостояние. Классическим при­мером является Закон о тарифах Смута—Хоули 1930 г. Вместо того чтобы сократить импорт и стимулиро­вать внутреннее производство, этот закон своими высокими тарифами вынудил страны, которых это коснулось, ответить столь же высокими тарифами. Международная торговля по всему земному шару сократилась, что привело к снижению уровня про­изводства, доходов и занятости во всех странах. Историки экономики в целом соглашаются, что закон Смута—Хоули способствовал началу Великой

депрессии. В связи с этим страны предприняли уси­лия для снижения тарифов по всему миру. Движе­ние к свободной торговле поддержали мощные внут­ринациональные группировки в своих интересах. В частности, экспортеры товаров и услуг, импорте­ры иностранных компонентов, используемых во внутреннем производстве товаров, и продавцы им­портных товаров энергично способствовали сниже­нию тарифов во всем мире.

Рисунок 6-6 ясно показывает, что Соединенные Штаты были страной с высокими тарифами на про­тяжении большей части своей истории. Но он так­же показывает, что в целом американские тарифы за последние полвека снизились.

Закон о соглашениях

О взаимной торговле и ГАТТ

Принятие Закона о соглашениях о взаимной торговле 1934 г. положило начало тенденции к снижению тарифов. Специально направленный на это закон имел две основные особенности.

1. Полномочия по ведению переговоров. Он наде­лял президента полномочиями вести переговоры и заключать соглашения с другими странами о сни­жении американских тарифов до 50% от существу­ющих ставок. Снижение тарифов зависело от го­товности других стран ответить тем же, снизив свои тарифы на американский экспорт.

2. Общее снижение тарифов. Было достигнуто соглашение об особом сокращении тарифов в тор­говле между США и любым другим государством, подпадавшим под положения о режиме наибольше­го благоприятствования. Это соглашение устанавли­вало режим снижения тарифов уже не только в от­ношении той конкретной страны, которая в дан­ный момент вела переговоры с Соединенными Штатами, но и всех других стран, когда-либо ранее получивших статус страны с режимом наибольшего благоприятствования. Таким образом, получалось, что если США вели переговоры о снижении тариф­ных барьеров, например на импорт из Франции, то это означало, что такие тарифы будут применяться в отношении других стран, имеющих статус страны с режимом наибольшего благоприятствования, на­пример Швеции и Швейцарии. Новый сниженный тариф распространялся США автоматически на многие другие страны.

Но Закон о соглашениях о взаимной торговле дал толчок только двусторонним переговорам (пе­реговорам между двумя государствами). Этот под­ход был изменен в 1947 г., когда 23 страны, включая США, подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). ГАТТ основано на трех основных принципах: 1) равное, недискриминационное отно­шение ко всем странам-участницам; 2) снижение

CtJ O

СП X

s

с

о

с:

CD

CD

CtJ

L_

CtJ

c;

\a о

я

Ю О

h-

O

CO

$_ 20

О

\o

CJ

J3 X X

a

10 -

ГЛАВА 6

США в мировой экономике

Рисунок 6-6.Тарифные ставки в США, 1860-1997 гг.

Годы

          С i i Щ       1 1          
  Г   сона-Гормана 94 г.) i Г" СО v~ CD «г™ га §. CD Q_ CD сг X < -е- i i aj aj CD к-* ш Q_ CD О CtJ       I 1 1 1 ] !     "1  
    ■е
    g-gco | 1—>c,j   i i CTJ       l          
      Гх | СП , ча(1909г.)Г s i I 1 4     t I 1 1 — —, — — —— — Hefln[1967r.)j 1 1 1 1 Т(19^9г.) ] I i 1 1 TT(1993rJ
^1 ^L 1 и * /^ 1/CD (у со ^*_ „, „. > (1890 г.) ^ a. CO it- i i i I \ i f 5
1 V" I к-— — —— — — — с; - X со 1 а-0лдри — —— — V -i V 1 I P—— — CO CD -   co CD   __ lJ __ — —— — Кен i— _ _ < J---- L_ 1 ___ t_ _ __
1 ^D 1 °° 1 V-   1акки ндли   % i 1 VI   0ЛИ [ X (X CD i ■ [194   "ATT аунд CO CL
1 А. Моррилла 1ый тариф ( «■■■» *•■* *......■ ......'■ ■е- га -ее -■В- 1 S 1 Г) 1 ф Пейн ■' ' ■■ ■■ ■■■"■■■ •" ' ■' ' ■ мута-Х 1глашен ЙТ0рГ01 i i A i— _i i— I < 11_ ■■ •■•' ■"-.....' —■* -----cc _ X >^ CO CL a. | — is ~---- u i >s; 1 --------S--------- о CtJ
__L „ 1— _ t J ари   _L   a ■6-- u-O о X i„       ------О J--------- CO
Тариф ивоень       | !—   ! 1 1   Тари Закон 0 ВЗЭИ1 i i       ^A1- I fan*- >

В США тарифные ставки (уровень таможенных пошлин) колебались с течением времени. Но начиная с принятия Закона о согла шениях о взаимной торговле в 1934 г., наметилась тенденция к их снижению. [Источник: U.S. Department of Commerce.)

тарифов путем многосторонних переговоров; 3) от­каз от импортных квот.

По существу, ГАТТ представляет собой форум для ведения переговоров между странами о снижении торговых барьеров на многосторонней основе. ГАТТ охватывает более 125 государств, и нет сомнений, что оно сыграло положительную роль в развитии тенденции к либерализации международной торгов­ли. В рамках организационной структуры ГАТТ страны-участницы в период после второй мировой войны провели восемь раундов переговоров о сни­жении торговых барьеров.

Уругвайский рауид. Восьмой раунд переговоров ГАТТ начался в Уругвае в 1986 г. После семи лет ожесточенных дебатов в 1993 г. 124 страны-участ­ницы достигли нового соглашения. Оно вступило в силу с 1 января 1995 г., и его положения будут дей­ствовать до 2005 г.

Согласно этому новому соглашению ГАТТ, будут устранены или существенно снижены тарифы на тысячи видов продукции. В целом снижение тари­фов составит примерно 33%. Соглашение либера­лизует государственную политику, которая прежде существенно затрудняла проникновение на миро­вой рынок таких видов услуг, как реклама, туризм, бухгалтерские, юридические, финансовые и др. Квоты на импортируемый текстиль и одежду будут

заменены тарифами. (Тарифы считаются более пред­почтительными, поскольку позволяют ввезти не­ограниченное количество продукции, тогда как кво­ты ставят барьеры ввозу импортных товаров свыше некоторого фиксированного количества.)

Все государства-участники согласились умень­шить свои сельскохозяйственные субсидии ферме­рам и защитить интеллектуальную собственность (патенты, торговые марки, авторские права) от пи­ратского использования. И наконец, Уругвайский раунд способствовал созданию Всемирной торговой организации (ВТО) — наследницы ГАТТ. Всемирная торговая организация наделена юридической влас­тью и правом выступать посредником между стра­нами-членами при обсуждении новых правил.

По оценкам, исчерпывающее выполнение всех договоренностей в рамках ГАТТ приведет к росту мирового валового продукта на 6 трлн дол., или на 8%. Для американских же потребителей выигрыш составит примерно 30 млрд дол. ежегодно.

Европейский союз

Ради снижения тарифов страны объединяются так­же в региональные зоны свободной торговли, или торговые блоки. Наиболее ярким примером служит Европейский союз (ЕС), ранее называвшийся Евро-

124 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Введение в экономике и экономику

пейским экономическим сообществом. Начавший­ся с создания Общего рынка в 1958 г., ЕС теперь включает 15 западноевропейских стран — Францию, Германию, Италию, Бельгию, Нидерланды, Люксем­бург, Данию, Ирландию, Великобританию, Грецию, Испанию, Португалию, Австрию, Финляндию и Швецию.

Цели, Первоначально Общий рынок был создан для: 1) постепенной отмены тарифов и импортных квот на все продукты, которыми торгуют между собой страны-участницы; 2) установления общей системы тарифов применительно ко всем товарам, поступающим из стран, не входящих в ЕС; 3) обес­печения свободного движения капиталов и рабочей силы в пределах Общего рынка; 4) выработки еди­ной политики по другим экономическим вопросам, затрагивающим все страны-участницы, в том числе по проблемам сельского хозяйства, транспорта, а также регулирования предпринимательской деятель­ности. ЕС достиг большинства поставленных целей и теперь представляет собой мощный торговый блок- группу стран, установивших обшие правила торговли, имеющих общие экономические интере­сы и характеристики.

Результаты. Создание ЕС было вызвано как поли­тическими, так и экономическими мотивами. Ос­новным экономическим мотивом было стремление стран-участииц к большей свободе во взаимной торговле. Хотя довольно трудно точно определить, в какой степени своим процветанием и ростом ЕС обязан именно экономической интеграции, но за­ведомо ясно одно: интеграция создает крупные рынки, жизненно важные для развития промышлен­ности ЕС. Благодаря экономии за счет масштабов производства европейским отраслям удалось суще­ственно снизить издержки, чего на всех предыду­щих этапах исторического развития им не позволя­ли добиться узкие, ограниченные национальными рамками рынки.

Влияние интеграции на страны, не входящие в ЕС, например США, не столь определенно. С од­ной стороны, благодаря мирным взаимоотношени­ям и процветанию в рамках ЕС его страны-участ­ницы становятся все более выгодными покупателя­ми американского экспорта. С другой стороны, фирмы США и других государств, не входящих в ЕС, сталкиваются с тарифными барьерами, кото­рые затрудняют конкуренцию с компаниями из стран, принадлежащих к торговому блоку ЕС. На­пример, до образования ЕС американские, немец­кие и французские автомобилестроители платили одинаковые пошлины, продавая свою продукцию Бельгии. Однако после введения внутренних усло­вий торговли между членами ЕС бельгийские тари­фы на немецкий «фольксваген» и французский «рено» снизились до нуля, но к американским «ше-

вроле» и «фордам» по-прежнему применяется внеш­ний тариф. Это ставит американские фирмы в не­выгодное положение. Точно так же торговые огра­ничения ЕС затрудняют Восточной Европе экспорт металлов, текстиля и сельскохозяйственных продук­тов — товаров, которые восточноевропейские стра­ны производят в изобилии.

Из-за тех преимуществ, которыми пользуются страны внутри зон свободной торговли, у торговых блоков, подобных ЕС, могут сократиться торговые отношения с третьими странами, не принадлежа­щими к блоку. Таким образом, мир потеряет часть выгод от полностью открытой глобальной торговой системы. Устранение этого недостатка как раз и послужило одним из мотивов для введения с помо­щью Всемирной торговой организации более сво­бодных условий мировой торговли.

Североамериканское соглашение о свободной торговле

В 1993 г. Канада, Мексика и США образовали торго­вый блок. Североамериканское соглашение о свобод­ной торговле (НАФТА) установило зону свободной торговли, имеющую примерно такой же совокупный объем производства, что и ЕС, но значительно боль­шую географическую протяженность. Соглашение НАФТА будет способствовать снижению тарифов и других торговых ограничений между Канадой, Мек­сикой и США на протяжении 15-летнего периода.

Противники соглашения в США высказывают опасения, что в результате перемещения компаний в Мексику, где из-за низкой заработной платы и менее строгих требований к охране окружающей среды и технике безопасности условия для ведения бизнеса более благоприятны, многие американцы лишатся своих рабочих мест. Существуют также опа­сения относительно того, что Япония и Южная Корея построят свои предприятия в Мексике, что­бы затем беспошлинно переправлять их продукцию в США, тем самым еще больше ущемляя интересы американских фирм и рабочих.

Защитники НАФТА отбрасывают эти опасения и выдвигают несколько убедительных аргументов в его пользу. Они подчеркивают, что специализация в со­ответствии со сравнительным преимуществом каж­дой страны позволит ей увеличить совокупный объем производства при той же величине своих ограничен­ных ресурсов. Также высказываются соображения, что зона свободной торговли привлечет иностран­ные инвестиции в Мексику, способствуя тем самым повышению производительности и национального дохода этой страны. Мексиканские потребители бу­дут использовать часть своего возросшего дохода для покупки товаров американского экспорта. В любом случае потеря рабочих мест произойдет в Китае и в

США в мировой экономике

других странах с низким уровнем заработной платы, подчеркивают сторонники НАФТА.

Наши рекомендации