Финансирование деятельности корпораций
Одним из преимуществ корпораций явпяется их способность финансировать свои операции путем продажи акций и облигаций. Попезно рассмотреть природу корпоративных финансов более детально.
Вообще корпорации финансируют свою деятельность тремя различными способами. Во-первых, значительная часть финансовых средств поступает из внутренних источников - из нераспределенной прибыли корпорации. Во-вторых, подобно частным лицам и некорпоративным фирмам, корпорации могут прибегнуть к займам у финансовых институтов. Например, небольшая корпорация, желающая построить новый завод, может получить средства в коммерческом банке, ссудо-сберегательной ассоциации или страховой компании. В-третьих, при этом корпорации, и только они, могут выпускать обыкновенные акции и облигации.
Акции и облигации.Обыкновенные акции представляют собой долю в собственности корпорации. Покупатель сертификата акций имеет право голоса на выборах должностных лиц корпорации, а также право на получение дивидендов. Если вы приобрели 1000 акций из 100 тыс. акций,
выпущенных компанией Specific Motors, Inc. (далее ~ SM], то вы стали владельцем 1% компании, приобрели право на 1% всех дивидендов, объявленных к выплате советом директоров, а также получили 1% голосов на ежегодных выборах руководителей корпорации.
В отличие от акции облигация не обеспечивает права собственности. Покупатель облигации просто предоставляет ссуду корпорации. Облигация - это долговая расписка, которая подтверждает заем и е которой корпорация обязуется выплатить держателю облигации определенную сумму по истечении установленного срока, а также ежегодно выплачивать определенные суммы (проценты), вплоть до погашения облигации. Например, вы можете приобрести облигацию SM, выпущенную сроком на 10 лет, номинальной стоимостью 1000 дол. и установленной 10%-ной ставкой. Это означает, что за ваши 1000 дол. SM гарантирует ежегодную выплату процентов на сумму 100 дол. в течение последующих 10 лет и в конце этого срока - возврат 1000 дол. основной суммы долга.
Различия.Очевидно, что между акциями и облигациями существуют важные различия. Во-первых, как уже отмечалось, держатель облигации является не совладельцем компании, а только ее кредитором. Во-вторых, по двум причинам облигации считаются менее рискованными, чем акции. С одной стороны, держатели облигаций пользуются «законным преимущественным правом» на доходы корлорации.
РЕЗЮМЕ
1. Функциональное распределение дохода показывает, каким образом совокупный доход общества делится на заработную плату, ренту, проценты и прибыль; личное распределение доходов показывает, как совокупный доход делится между отдельными домохозяйствами.
2. Домохозяйства распределяют свой совокупный доход на личные налоги, сбережения и потребительские товары. Более половины потребительских расходов уходит на оплату услуг.
3. Частное предпринимательство - основная форма организации и одновременно управления бизнесом со стороны одного лица. Партнерствами (товариществами) обычно владеет и управляет группа людей. Корпорации - это основные организационно-правовые формы деловых предприятий, отделенные и отдаленные от тех, кто обычно ими владеет. Число владельцев корпораций достигает часто тысяч и даже миллионов человек — это акционеры корпораций.
4. Правительство усиливает и облегчает действие рыночной системы: а) обеспечивая ей правовую базу и социальную структуру; б) поддерживая конкуренцию.
5. Правительство регулирует распределение доходов путем прямого вмешательства в действие рынка и через систему налогов и трансфертных платежей.
6. Переливы, или побочные (внешние) эффекты, приводят к тому, что равновесный объем производства определенных товаров отличается от оптимального. Издержки перелива вызывают избыточное выделение ресурсов, которое может быть устранено законодательным путем или введением специальных налогов. Выгоды перелива сопровождаются недостаточным выделением ресурсов, что может быть исправлено за счет субсидий либо потребителям, либо производителям.
7. Только государство может и способно обеспечивать производство общественных благ, поскольку такие блага неделимы и влекут за собой выгоды, от пользования которыми нельзя отстранить потребителей, не плативших за эти блага. Частные компании не производят таких товаров и услуг. Квазиобщественные товары обладают некоторыми свойствами общественных товаров, эти блага обеспечиваются правительством, потому что частному сектору для этого потребуется слишком много ресурсов.
Акционерам не выплачиваются дивиденды до тех пор, пока не осуществлены все процентные выплаты, причитающиеся владельцам облигаций. С другой стороны, акционеры SM не знают, как велики будут их дивиденды и сколько они смогут получить за свои акции, если захотят продать их. Если у SM наступят трудные времена, акционеры могут вовсе не получить дивидендов, а сами акции обесценятся. Держателю же облигаций SM гарантируется ежегодная выплата 100 дол. в еиде процента и возвращение 1000 дол. в конце десятилетнего срока при единственном условии, что корпорация не разорится.
Риск, присущий облигациям.Но зто не означает, что покупка корпоративных облигаций не связана с риском. Рыночная стоимость облигаций компании SM можвт колебаться в зависимости от финансового состояния корпорации. Если SM сталкивается с экономическими трудностями, которые ставят под угрозу финансовую целостность корпорации, рыночная стоимость облигаций SM может упасть. Стоит ли вам продавать такую облигацию до истечения срока ее погашения, если вы сможете получить за нее только 600 или 700 дол. вместо затраченных 1000 дол. и, значит, понесете убытки?
Изменения процентных ставок также влияют на рыночную цену облигаций. В частности, повышение процентной ставки ведет к понижению цен на облигации, и наоборот.
Предположим, что в 1999 г., когда процентнвя стввка со-стввляла 10%, вы купили облигацию SM номинальной стоимостью 1000 дол. и сроком погашения 10 пет. Это, очевидно, означает, что ваша облигация обеспечивает 100 дол. в качестве фиксированного процента, выплачиваемого ежегодно. А теперь предположим, что со следующего года процентная ставка подскочила до 15% и SM приходится уже гарантировать фиксированные ежегодные вклады в размере 150 дол. по новым десятилетним 1000-долларовым облигациям (со сроком погашения в 2000 г.). Ясно, что ни один здравомыслящий человек не заплатит 1000 дол. за вашу облигацию, приносящую только 100 дол. ежегодных процентных выплат, в то время как за те же 1000 дол. можно купить новые облигации, которые обеспечат держателю 150 дол. в год. В результате, если вы продаете вашу облигацию выпуска 1999 г. раньше срока ее погашения, зто приведет к потере капитала.
Из-за инфляции держатели облигаций сталкиваются с еще одним элементом риска. Если в течение десятилетнего срока действия вашей облигации SM инфляция будет расти, то 1000 дол. основного долга, которые вы получите в конце этого периода, будут обладать значительно меньшей покупательной способностью, чем те 1000 дол., которые вы ссудили SM 10 годами ранее. Вы одолжили «дорогие» деньги, а аам вернули «дешеаые».
8.Государство может сократить безработицу и снизить инфляцию спомощью регулирования налогов, государственных расходов и уровня процентных ставок.
9. Государственные закупки истощают (или поглощают) ресурсы; трансфертные платежи — нет. Государственные закупки начиная с 1960 г. составляли около 20% внутреннего продукта. Однако трансферты значительно возросли, так что общая величина государственных расходов в настоящее время составляет около */3 внутреннего продукта.
10. Основные категории государственных расходов — пенсии, социальное обеспечение, национальная оборона, здравоохранение, выплата процентов по государственному долгу; поступления складыва-
ются главным образом из личного подоходного налога, налога на заработную плату, налога на прибыль корпораций.
11. Основными источниками поступлений средств штатов служат налоги спродаж, акцизы и личный подоходный налог; их расходы направляются преимущественно на социальное обеспечение, образование, здравоохранение и дорожное строительство.
12. На местном уровне большую часть поступлений обеспечивает налог на имущество, а наиболее важной статьей расходов является образование.
13. В условиях фискального федерализма поступления штатов и местных органов власти дополняются крупными субсидиями от федерального правительства США.
ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ