Доля занятых в государственном секторе в сравнении с занятыми во всей экономике различных стран
Доля занятых в государственном свкторе в сравнении с занятыми во всей экономике поквзывавт уровень оттока трудовых рвсурсов в государственный сектор из частного для производства общественных и кввзиобщественных товаров. Эта доля, выраженная в процентах, рвзличается по странам.
Занятые в государственном секторе, в % к общей занятости, 1996
10 15 20 25 30 35
Швеция
Дания
Франция
Канада
Италия
Германия
США
Нидерланды
Швейцария
Япония
Правительство усиливает действие рыночной системы, обеспечивая необходимую правовую базу и способствуя конкуренции.
Ф Трансфертные платежи, прямое вмешательство в работу рынка и система налогообложения - это те средства, с помощью которых правительство может уменьшить неравенство доходов.
Ф Правительство способно корректировать избыточное выделение ресурсов, связанное с издержками перелива, посредством соответствующего законодательства или специальных налогов; недостаточное выделение ресурсов, связанное с выгодами перелива, может быть устранено с помощью государственных субсидий.
Ф Государство (а не частные компании) обязано обеспечивать производство общественных благ, поскольку эти блага неделимы и к ним неприменим принцип исключения; государство также предоставляет многочисленные квазиобщественные блага, поскольку это приносит огромные выгоды в результате перелива.
Ф Государственные расходы, налоговые поступления и процентные ставки могут быть использовоны для стабилизации экономики.
Источник: Organization for Economic Cooperation and Development.
зуя государственные расходы и налоги. В частности, оно может увеличить собственные расходы на общественные товары и услуги или сократить налоги, чтобы стимулировать частные расходы. Государство также может понизить процентные ставки и таким образом стимулировать расширение частных кредитов и расходов.
2. Инфляция. Инфляция представляет собой общий рост уровня цен, что является нежелательным, поскольку многие товары и услуги становятся менее доступными для многих семей. Цены на товары и услуги растут, когда уровень расходов в экономике превышает ее производственные возможности. Если совокупные расходы становятся выше уровня производства при полном использовании ресурсов, то цены будут расти. Избыточные совокупные расходы считаются инфляционными. В подобных случаях правительство обязано устранить избыточные расходы. Оно может добиться этого путем сокращения собственных расходов, повышения налогов с целью уменьшения расходов частного сектора, а также путем повышения про-
УГООБОРОТА
Государственный сектор полностью интегрирован в кругооборот материальных и денежных потоков, составляющих экономику. На рис. 5-5 мы включили государство в модель кругооборота из главы 2. На этом рисунке потоки (1) — (4) повторяют рис. 2-6. Потоки (1) и (2) показывают расходы фирм на ресурсы, поставляемые домохозяйствами. Эти расходы являются затратами для фирм, но представляют собой заработную плату, ренту, проценты и прибыли для домохозяйств. Потоки (3) и (4) отражают потребительские расходы домохозяйств на товары и услуги, производимые фирмами.
Теперь рассмотрим изменения, связанные с добавлением государственного сектора. Потоки (5) — (8) показывают, что государство совершает закупки как на рынке продуктов, так и на рынке ресурсов. А именно потоки (5) и (6) отражают государственные закупки у частных фирм таких, например, товаров, как бумага, компьютеры и вооружение. Потоки (7) и (8) отражают государственные закупки ресурсов. Федеральное правительство выплачивает
Рисунок 5-5.
Модель кругооборота
и государственный сектор
Государственные расходы, налоги и трансфертные платежи оказывают влияние на распределение доходов и ресурсов, а также на уровень экономической активности.
жалованье членам Конгресса, вооруженным силам, юристам Министерства юстиции, различным чиновникам и т.д. Местные органы власти и правительства штатов нанимают учителей, водителей автобусов, полицейских и пожарных. Федеральное правительство может также арендовать или приобрести в собственность землю для расширения военной базы; город может купить земельный участок, чтобы построить еще одну начальную школу.
Правительство предоставляет общественные товары и услуги домохозяйствам и фирмам, что отражают потоки (9) и (10). Для финансирования производства этих товаров и услуг требуются налоги, выплачиваемые фирмами и домохозяйствами, которые показаны потоками (11) и (12). Мы назвали эти потоки чистыми налогами, поскольку они также включают «обратные налоги» в форме трансфертных выплат домохозяйствам и субсидий фирмам. Таким образом, поток (11) обозначает не только подоходный и акцизный налоги и налог с продаж, поступающие от фирм государству, но также различные субсидии фермерам, судостроителям и некоторым авиакомпаниям. Большая часть субсидий фирмам «скрыта» в виде ссуд под низкий процент, правительственных гарантий займов, налоговых льгот или общественных услуг, предоставляемых по ценам ниже себестоимости. Точно так же в потоке (12)
государство собирает все налоги (личный подоходный налог, налог на заработную плату) непосредственно с домохозяйств и осуществляет трансфертные платежи, например выплату благотворительных пособий и пособий по социальному обеспечению домашним хозяйствам.
Наша модель кругооборота дает четкое представление о том, каким образом государство изменяет структуру распределения доходов, перераспределяет ресурсы и регулирует уровень экономической активности. Структура налогов и трансфертных платежей может оказывать существенное влияние на распределение доходов. Так, поток (12) показывает, что налоговая система, в которой налоги поступают преимущественно от обеспеченных домохозяйств, в сочетании с системой трансфертных платежей домохозяйствам с низкими доходами приводит к большему равенству в распределении доходов.
Потоки (6) и (8) отражают распределение ресурсов, отличное от свойственного полностью частной экономике. Государство покупает иные товары, услуги и трудовые ресурсы, чем домохозяйства.
Наконец, все потоки, относящиеся к государственному сектору, отражают те методы, которыми государство пытается стабилизировать экономику. Если в экономике наблюдается безработица, рост государственных расходов при неизменном уровне налогов и трансфертных платежей увеличит объем совокупных расходов, производства и занятости. Аналогичным образом при данном уровне государственных расходов снижение налогов или увеличение трансфертных платежей увеличат покупательную способность и стимулируют расходы частного сектора. И наоборот, при инфляции государство будет придерживаться противоположной политики: уменьшать государственные расходы, повышать налоги и сокращать трансфертные платежи.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
Насколько велик государственный сектор? Каковы основные экономические программы федерального и местного правительств? Каким образом эти программы финансируются? Мы будем изучать эти вопросы в оставшейся части главы.