Доля занятых в государственном секторе в сравнении с занятыми во всей экономике различных стран

Доля занятых в государственном свкторе в сравнении с занятыми во всей экономике поквзывавт уровень оттока тру­довых рвсурсов в государственный сектор из частного для производства общественных и кввзиобщественных товаров. Эта доля, выраженная в процентах, рвзличается по странам.

Занятые в государственном секторе, в % к общей занятости, 1996

10 15 20 25 30 35

Швеция

Дания

Франция

Канада

Италия

Германия

США

Нидерланды

Швейцария

Япония

Правительство усиливает действие рыночной системы, обеспечивая необходимую правовую базу и способствуя конкуренции.

Ф Трансфертные платежи, прямое вмешательст­во в работу рынка и система налогообложения - это те средства, с помощью которых правительство мо­жет уменьшить неравенство доходов.

Ф Правительство способно корректировать избы­точное выделение ресурсов, связанное с издержка­ми перелива, посредством соответствующего законо­дательства или специальных налогов; недостаточное выделение ресурсов, связанное с выгодами перелива, может быть устранено с помощью государственных субсидий.

Ф Государство (а не частные компании) обязано обеспечивать производство общественных благ, по­скольку эти блага неделимы и к ним неприменим принцип исключения; государство также предостав­ляет многочисленные квазиобщественные блага, по­скольку это приносит огромные выгоды в результате перелива.

Ф Государственные расходы, налоговые поступ­ления и процентные ставки могут быть использовоны для стабилизации экономики.

Источник: Organization for Economic Cooperation and Development.

зуя государственные расходы и налоги. В частно­сти, оно может увеличить собственные расходы на общественные товары и услуги или сократить нало­ги, чтобы стимулировать частные расходы. Государ­ство также может понизить процентные ставки и таким образом стимулировать расширение частных кредитов и расходов.

2. Инфляция. Инфляция представляет собой общий рост уровня цен, что является нежелатель­ным, поскольку многие товары и услуги становят­ся менее доступными для многих семей. Цены на товары и услуги растут, когда уровень расходов в экономике превышает ее производственные воз­можности. Если совокупные расходы становятся выше уровня производства при полном использо­вании ресурсов, то цены будут расти. Избыточные совокупные расходы считаются инфляционными. В подобных случаях правительство обязано устра­нить избыточные расходы. Оно может добиться этого путем сокращения собственных расходов, по­вышения налогов с целью уменьшения расходов частного сектора, а также путем повышения про-

УГООБОРОТА

Государственный сектор полностью интегрирован в кругооборот материальных и денежных потоков, со­ставляющих экономику. На рис. 5-5 мы включили государство в модель кругооборота из главы 2. На этом рисунке потоки (1) — (4) повторяют рис. 2-6. Потоки (1) и (2) показывают расходы фирм на ре­сурсы, поставляемые домохозяйствами. Эти расхо­ды являются затратами для фирм, но представляют собой заработную плату, ренту, проценты и прибы­ли для домохозяйств. Потоки (3) и (4) отражают потребительские расходы домохозяйств на товары и услуги, производимые фирмами.

Теперь рассмотрим изменения, связанные с до­бавлением государственного сектора. Потоки (5) — (8) показывают, что государство совершает закупки как на рынке продуктов, так и на рынке ресурсов. А именно потоки (5) и (6) отражают государствен­ные закупки у частных фирм таких, например, то­варов, как бумага, компьютеры и вооружение. По­токи (7) и (8) отражают государственные закупки ресурсов. Федеральное правительство выплачивает

Рисунок 5-5.

Модель кругооборота

и государственный сектор

Государственные расходы, налоги и трансфертные платежи оказывают влияние на распределение доходов и ресурсов, а так­же на уровень экономической активности.

жалованье членам Конгресса, вооруженным силам, юристам Министерства юстиции, различным чинов­никам и т.д. Местные органы власти и правитель­ства штатов нанимают учителей, водителей автобу­сов, полицейских и пожарных. Федеральное прави­тельство может также арендовать или приобрести в собственность землю для расширения военной базы; город может купить земельный участок, чтобы по­строить еще одну начальную школу.

Правительство предоставляет общественные то­вары и услуги домохозяйствам и фирмам, что отра­жают потоки (9) и (10). Для финансирования про­изводства этих товаров и услуг требуются налоги, выплачиваемые фирмами и домохозяйствами, ко­торые показаны потоками (11) и (12). Мы назвали эти потоки чистыми налогами, поскольку они так­же включают «обратные налоги» в форме трансферт­ных выплат домохозяйствам и субсидий фирмам. Таким образом, поток (11) обозначает не только подо­ходный и акцизный налоги и налог с продаж, посту­пающие от фирм государству, но также различные субсидии фермерам, судостроителям и некоторым авиакомпаниям. Большая часть субсидий фирмам «скрыта» в виде ссуд под низкий процент, прави­тельственных гарантий займов, налоговых льгот или общественных услуг, предоставляемых по ценам ниже себестоимости. Точно так же в потоке (12)

государство собирает все налоги (личный подоход­ный налог, налог на заработную плату) непосредст­венно с домохозяйств и осуществляет трансферт­ные платежи, например выплату благотворительных пособий и пособий по социальному обеспечению домашним хозяйствам.

Наша модель кругооборота дает четкое пред­ставление о том, каким образом государство из­меняет структуру распределения доходов, перерас­пределяет ресурсы и регулирует уровень эконо­мической активности. Структура налогов и транс­фертных платежей может оказывать существенное влияние на распределение доходов. Так, поток (12) показывает, что налоговая система, в которой на­логи поступают преимущественно от обеспеченных домохозяйств, в сочетании с системой трансферт­ных платежей домохозяйствам с низкими дохода­ми приводит к большему равенству в распределе­нии доходов.

Потоки (6) и (8) отражают распределение ресур­сов, отличное от свойственного полностью частной экономике. Государство покупает иные товары, ус­луги и трудовые ресурсы, чем домохозяйства.

Наконец, все потоки, относящиеся к государст­венному сектору, отражают те методы, которыми государство пытается стабилизировать экономику. Если в экономике наблюдается безработица, рост государственных расходов при неизменном уровне налогов и трансфертных платежей увеличит объем совокупных расходов, производства и занятости. Аналогичным образом при данном уровне государ­ственных расходов снижение налогов или увеличе­ние трансфертных платежей увеличат покупатель­ную способность и стимулируют расходы частного сектора. И наоборот, при инфляции государство будет придерживаться противоположной политики: уменьшать государственные расходы, повышать налоги и сокращать трансфертные платежи.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

Насколько велик государственный сектор? Каковы основные экономические программы федерального и местного правительств? Каким образом эти про­граммы финансируются? Мы будем изучать эти воп­росы в оставшейся части главы.

Наши рекомендации