Домохозяйства как получатели дохода
Сектор домохозяйств в США состоит примерно из 101 млн единиц, которые являются основными поставщиками всех экономических ресурсов и одновременно основной расходующей группой в экономике.
Сначала мы рассмотрим домохозяйства как группу получателей дохода. Существуют два взаимосвязанных подхода к изучению проблемы распределения дохода: 1) по функциям, которые позволяют распределять этот доход, и 2) по видам домашних хозяйств, получающих доход.
Функциональное распределение дохода
Функциональное распределение дохода показывает, каким образом денежный доход общества делится
на заработную плату, ренту, процент и прибыль. В этом случае совокупный доход распределяется в соответствии с функцией, выполняемой получателем дохода. Заработная плата выплачивается за работу; рента и процент — владельцам ресурсов, находящихся в чьей-либо собственности; прибыль поступает к владельцам корпораций и некорпоративных предпринимательских структур.
Функциональное распределение совокупного национального дохода США за 1997 г. показано на рис. 5-1. Очевидно, что крупнейшим источником дохода домохозяйств служат заработная плата и жалованье, выплачиваемые рабочим и служащим компаниями или государственными учреждениями, которые нанимают их на работу. В смешанной экономике основная часть общего совокупного дохода приходится на труд, а не на «капитал». Доход частных предпринимателей-собственников — врачей, адвокатов, мелких собственников, фермеров, владельцев мелких и иных некорпоративных предприятий —
1, Функциональное распределение дохода
в США, 1997 г.
Почти 3/4 национального дохода было получено в виде заработной платы и жалованья. Капиталистический доход - прибыли корпораций, проценты и рента - составляют менее 1/5 совокупного дохода. (Источник: Survey of Current Business February, 1998.)
является, по существу, комбинацией заработной платы, прибыли, ренты и процента. Некоторые виды таких платежей являются платой за собственный труд, другие — прибылью от собственного бизнеса. Суть других трех источников дохода понятна из их названия. Некоторые домохозяйства владеют акциями корпораций и получают от них доход в виде дивидендов. Многие домохозяйства владеют также облигациями и сберегательными счетами, которые приносят доходы в виде процентов. Рентный доход домохозяйства получают за предоставление компаниям зданий и природных ресурсов (включая землю).
Личное распределение дохода
Личное распределение дохода показывает, как весь денежный доход делится между частными домашними хозяйствами. Рисунок 5-2 дает нам представление о том, как выглядит такое распределение. Здесь домашние хозяйства (семьи) разделены па пять численно равных групп (квентили), высота диаграмм показывает долю совокупного дохода, полученную каждой группой. В 1996 г. беднейшие 20% семей получили приблизительно 4% совокупного
Распределение совокупного дохода США среди семей, 1996 г.
В США личный доход распределяется весьма неравномерно. 20% семей получают около половины совокупного дохода. При равном распределении все вертикальные столбцы на диаграмме достигали бы одного уровня - горизонтали, соответствующей 20%, тогда каждые 20% семей получали бы по 20% совокупного личного дохода
л и ч н о го до хода — в м е с т о 20 %, котор ы е о н и п о л у ч и -ли бы, если бы доход распределялся равномерно. В сравнении с этим наиболее обеспеченные 20% семей получили около 47% личного дохода. Большинство экономистов сходятся во мнении, что в распределении американских доходов царит значительное неравенство. (Ключевой вопрос 2.)
j
Каким образом домохозяйства распоряжаются своим доходом? Часть дохода поступает государству в форме индивидуальных налогов, а остаток делится между личным потреблением и личными сбережениями. В частности, на рис. 5-3 показано, каким образом домохозяйства распоряжались совокупным личным доходом в 1997 г.
Налоги с граждан, основным компонентом которых является федеральный подоходный налог, в период
Распределение дохода домохозяйств в США, 1997 г.
Доход домохозяйств используется на выплату напогов, сбережения и потребление, причем на потребление тратится преобладающая часть дохода. (Источник: Survey of Current Business February, 1998 (рисунки 5-1 и 5-3 построены на разных концепциях оценки дохода; этим объясняются незначительные количественные расхождения между значениями «совокупного дохода» на этих двух рисунках}.}
стоятельств — болезни, несчастного случая, потери работы, в случае выхода на пенсию, чтобы финансировать обучение детей или просто для полной финансовой защищенности — обеспеченности — своей семьи. С другой стороны, сбережения могут использоваться для биржевых игр, спекуляции. Можно направить часть своего дохода на покупку ценных бумаг в надежде выиграть на повышении их номинальной стоимости.
Однако желания делать сбережения еще недостаточно. Это намерение должно сопровождаться возможностью откладывать деньга, которая зависит главным образом от размеров дохода. Если доход очень низкий, у вас может и не быть возможности делать сбережения, если ваш доход оказался еще меньше и на потребление расходуется сумма, превышающая доход, оставшийся после уплаты налогов, то такой доход полностью растрачивается. Такое возможно только с помощью займов, то есть за счет будущих сбережений, которые могут быть па-коплены со временем, когда доход повысится.
И величина сбережения, и объем расходов на потребление меняются в прямой зависимости от размера дохода; по мере роста дохода домохозяйства начинают распределять его между сбережениями и потреблением. В действительности, на долю 10% американских граждан, получающих наивысший доход, приходится больше всего сбережений.
после второй мировой войны резко возросли как в абсолютном, так и в относительном выражении. В 1941 г. домохозяйства выплатили в качестве индивидуальных налогов 3,3 млрд дол. (или около 3% от своего общего дохода в 95,3 млрд дол.) по сравнению с 987 млрд дол., или 14% от совокупного дохода в 6874 млрд дол. в 1997 г.
Экономисты определяют «сбережения» как часть дохода, оставшуюся после уплаты налогов, которая не используется на потребление; следовательно, домохозяйства имеют только две возможности распорядиться своим посленалоговым доходом — направить его на потребление или на сбережения. Сбережения представляют собой часть текущего дохода, которая не направляется на уплату налогов или не затрачивается на покупку потребительских товаров, а поступает на банковские счета, вкладывается в страховые полисы, облигации, акции и другие финансовые активы.
Причины, по которым люди делают сбережения, в конечном счете сводятся либо к защите доходов, либо к спекуляции. Домохозяйства откладывают средства в качестве сбережений, чтобы обеспечить себя на «черный день» в случае непредвиденных об-
Рисунок 5-3 свидетельствует о том, что 4/щ полученного совокупного дохода поступает обратно в производственный сектор экономики в виде расходов наличное потребление — на эти деньги приобретаются потребительские товары.
Объем и структура совокупного продукта страны зависят от объема и структуры потребительских расходов. Как показано в табл. 5-1, потребительские расходы можно разбить на несколько категорий: 1) расходы на товары длительного пользования; 2) расходы на товары кратковременного пользования; 3) расходы на услуги.
Если предполагаемый срок службы товара составляет три года или более, он считается товаром длительного пользования; если же этот срок менее трех лет, то это товар кратковременного пользования. Автомобили, персональные компьютеры, стиральные машины и большая часть мебели относятся к
товарам длительного пользования. Большинство
пищевых продуктов и предметов одежды представляют собой товары кратковременного пользования. Услугами называют работу враче!!, адвокатов, парикмахеров, механиков и т.д.. выполняемую для клиентов. Как следует из табл. 5-1, американская экономика ориентирована на услуги, так как в эту сферу направлено более половины потребительских расходов.
1. Структура расходов на личное потребление
в США, 1997 г.*
Вид потребления | Объем (в млрд дол.) | Доля в общем объеме (в %) | ||
Товары длительного пользования | ||||
Автомобили и запчасти | ||||
Мебель и бытовое | ||||
оборудование | ||||
Прочие | ||||
Товары кратковременного пользования | ||||
Продукты питания | ||||
Одежда и обувь | ||||
Бензин и смазочные | ||||
материапы | ||||
Жидкое топпиво и угопь | ||||
Прочие | ||||
Услуги | ||||
Жипье | ||||
Содержание жипья | ||||
Здравоохранение | ||||
Транспорт | ||||
Индивидуальные успуги, досуг и т.д. | ||||
Расходы на личное потребление |
* Не включая выплаты процентов предприятиям.
Источник: Survey of Current Business. February, 1998 (итог сложения может не соответствовать общей сумме из-за округ-пения).
КРАТКОЕ ПОВЮРШ1И^^^^^^^:&,.
Функциональное распределение доходов показывает, каким образом доход делится на заработную плату, ренту, процент и прибыль; личное распределение показывает, как доход распределяется среди домохозяйств.
♦ Крупнейший элемент функциональной структуры распределения доходов образуют заработная плата и жалованье. Личное распределение доходов отличается большой неравномерностью.
4 Свыше 80% дохода домохозяйств уходит на потребление, остальная часть используется на сбережения и уплату налогов.
4* Более половины общего объема потребительских расходов приходится на долю услуг.
СЕКТОР
Деловые предприятия образуют второй крупнейший компонент частного сектора. Во избежание возможных недоразумений прежде всего необходимо раз-
граничить понятия предприятия (производственной единицы), фирмы и отрасли*.
Предприятие — это некая материальная структура, например завод или фабрика, ферма, шахта, оптовый магазин, склад и т.п., которая выполняет одну или несколько функций по производству и распределению товаров и услуг.
Фирма - это предпринимательская структура, которая владеет такими предприятиями и управляет ими. Большинство фирм управляет только одним предприятием, хотя есть немало и таких, под управлением которых находится сразу несколько предприятий. Подобные фирмы могут иметь горизонтальную, вертикальную или конгломератную структуры.
Вертикальные объединения — это группа предприятий, где на каждом из них выполняется определенная функция или стадия производственного процесса. Например, все крупные сталелитейные компании в США— USX, Bethlehem Steel, Republic Steel и другие — владеют рудниками и угольными шахтами, известняковыми карьерами, коксовыми печами, домнами, прокатными станами, кузницами, литейными цехами и в некоторых случаях — цехами по изготовлению металлоконструкций.
Горизонтальные объединения состоят из предприятий, которые выполняют одну функцию. Например, это могут быть крупные сети магазинов розничной торговли, такие, как J С Penney, Foot Locker, Toys «Я» Us, Wal-Mart.
Конгломераты состоят из предприятий, действующих во многих отраслях и на разных рынках. Например, Warner-Lambert Company владеет предприятиями, занятыми в таких разных сферах деятельности, как изготовление жевательной резинки {Trident), бритв (Shick), леденцов от кашля (Halls), мятных конфет (Certs) и антацидов (Rolaids). Такие компании называются конгломератами.
Отрасль — это группа фирм, производящих одинаковую или по крайней мере однородную продукцию. Несмотря на очевидно несложную структуру, отрасли обычно трудно идентифицировать на практике. Например, как нам определить автомобильную отрасль промышленности? Простейший ответ таков: «Все фирмы, производящие автомобили». А как же быть с грузовиками? Безусловно, небольшие грузовые пикапы в некотором отношении подобны многотонным автомобилям фургонного типа. А что можно сказать о фирмах, производящих обо-
* Исходя из особенностей отечественной экономической терминологии, необходимо отметить еще одно смысловое разпичие, помимо упомянутых авторами. Поскольку в русском языке понятие «деловое предприятие» используется для общего обозначения всех структур бизнеса, очень важно четко отграничивать его от более узкого понятия «предприятие» как производственной ипи коммерческой единицы. В английском языке такой проблемы не существует, так как зти два разных понятия обозначаются разными терминами - business и plant соответственно. - Прим, ред.
рудование для автомобилей, например подушки безопасности? К какой отрасли они относятся? Но не лучше ли говорить об «отрасли по производству транспортных средств», чем об «автомобильной отрасли»? И если это так, то куда мы должны отнести производство мотоциклов?
Разграничение отраслей становится все более сложной задачей, поскольку большинство предпринимательских структур — это многопрофильные фирмы. Так, американские производители автомобилей выпускают также другую продукцию; дизельные локомотивы, автобусы, рефрижераторы, управляемые ракеты, кондиционеры воздуха. В силу этих причин любая классификация отраслей всегда несколько произвольна.