Спекуляция билетами: всегда ли перепродажа зло?

Некоторые рыночные сделки имеют незаслуженно пло­хую репутацию.

Билеты на спортивные состязания и концерты иногда пе­репродаются по ценам выше первоначальных; подобные ры­ночные сделки именуются спекуляцией. Например, билет на бейсбольный матч школьных команд, купленный за 40 дол., может быть перепродан за 200 или 250 дол., а иногда и дороже. Пресса часто обвиняет спекулянтов в том, что они «обдирают» покупателей, назначая «заоблачные цены». В представлении некоторых людей спекуляция и вымога­тельство являются синонимами.

Но действительно ли спекуляция - недопустимое зло? Во-первых, мы должны отметить, что перепродажа является добровольной, а не принудительной сделкой. Из этого сле­дует, что и продавец, и покупатель выигрывают от обмена, иначе он не произошел бы. Продавец может ценить 200 дол. выше возможности посмотреть игру, а покупатель, напро­тив, может оценить возможность посмотреть игру выше 200 дол. Здесь нет проигравших или жертв: и продавец, и поку­патель - оба выигрывают от сделки. «Спекулятивный» ры­нок просто перераспределяет активы (билеты на игру] между теми, кто ценит их ниже, и теми, кто ценит их выше.

Наносит ли спекуляция ущерб другим сторонам - в ча­стности, спонсорам соревнования или концерта? Если спон­соры понесли урон, это произошло потому, что они первона­чально назначили на билеты цену ниже равновесного уров­ня. В результате этого они понесли зкономические убытки в форме упущенной выгоды, то есть получили меньше прибы­ли, чем они могли бы получить в ином случае. Но этот ущерб они нанесли себе сами, назначив ошибочную цену Эта их ошибка никак не связана с тем фактом, что часть билетов была позже перепродана по более высокой цене.

А как насчет зрителей? Не вызывает ли спекуляция снижения качества аудитории? Нет? Люди, которые боль­ше всех хотели посмотреть игру - в основном те. кто боль­ше всего интересуется игрой и понимает в ней толк, -заплатят высокую спекулятивную цену. От спекуляции би­летами выигрывают также спортсмены и артисты: они будут выступать перед более понимающей и заинтересо­ванной аудиторией.

Так что же, является ли спекуляция билетами нежела­тельной? С экономической точки зрения - нет. И продавец, и покупатель «спекулятивного» билета выигрывают от сдел­ки, а в результате образуется более понимающая и заинте -ресованная аудитория. Спонсоры игры или концерта, воз­можно, получают меньшую прибыль, но это происходит по их собственной вине - из-за их неправильной оценки рав­новесной цены.

ложной ситуации равновесная цена снижается. По­скольку уменьшение и предложения, и спроса со­кращают равновесное количество продукта, можно с уверенностью ожидать, что равновесное количе­ство продукта уменьшится.

В табл. 3-9 эти четыре случая сведены воедино. Вам следует построить графики спроса и предложе­ния для каждого из этих случаев, чтобы подтвер­дить правильность рядов, приведенных в таблице.

Могут возникать особые случаи, когда уменьше­ние спроса и предложения, с одной стороны, и уве­личение спроса и предложения - с другой, полно­стью нейтрализуют друг друга. В обоих этих случа-

Таблица 3-9, Воздействие одновременного изменения

и спроса, и предложения

Изменение предложения

Изменение спроса

Воздействие на разновес

ную цену

Воздействие на равновес­ное количество

продук та

1. Увеличение

2. Сокращение

3. Увеличение

4. Сокращение

Сокращение Увеличение Увеличение Сокращение

Снижение

Повышение

Неопределенно

Неопределенно

Неопределенно Неопределенно Увеличение

Уменьшение

ях конечное воздействие на равновесную иену ока­зывается нулевым, иена не изменяется. {ключевой вопрос 8.)

Здесь мы должны еше раз подчеркнуть, что конк­ретные построения кривой спроса и предложения (как. например, на рис. 3-6) показывают соотноше­ния между ценами и величиной предложения и с п роса при проч их ров и ых условиях. П о и ижа ю тая с я кривая спроса говорит нам о том. что пена и коли­чество спроса связаны между собой обратной зави­симостью - при прочих рапных условиях. Восходя­щая кривая предтожсиия означает, что цена и вели­чина предложения находятся при прочих равных ус­ловиях в прямой зависимости.

Игнорируя допущение «при прочих равных усло­виях», вы можете столкнуться с запутанными ситу­ациями, которые, казалось бы, вступают в противо­речие с законами спроса и предложения. Допустим, например, что производители крепких напитков продают 1 млн бутылок по цене 4 дол. за бутылку в год, в следующем году они продадут 2 млн бутылок по цене 5 дол. и 3 млн бутылок в следующем году по цене 6 дол. Цена и количество купленных буты­лок изменяются прямо пропорционально, то есть в одном и том же направлении, причем эти данные реального рынка, казалось бы, противоречат зако­ну спроса. Но на самом деле здесь нет никакого про­тиворечия. Эти данные вовсе не опровергают закон спроса. Подвох здесь заключается в том, что в тече­ние этих трех лет, охваченных нашим примером, не соблюдалось допущения «при прочих равных усло­виях». Конкретно: уже потому, например, что изме­нение вкусов, рост доходов стимулировали резкий рост спроса на напиток. Кривая спроса из года в год ползла вверх, как на рис. 3-ба, что и вызвало повышение цены и одновременное увеличение объе­ма продаж.

Или другой пример. Цена кофе неожиданно под­скочила одновременно с падением его производства. Эти события по всей видимости противоречат пря­мой зависимости между ценой и величиной востре-буемого предложения. В данном случае подвох так­же заключается в том, что допущение «при прочих равных условиях», лежащее в основе построения восходящей кривой предложения, не соблюдается. Плохой урожай кофе, напротив, сократил его пред­ложение, как показано на рис. 3-бг. В результате цена па кофе возросла при одновременном росте объема его продаж.

Эти примеры также подчеркивают значение от­мечавшегося выше различия между «изменением ве­личины спроса (или предложения)» и «изменением спроса (предложения)». На рис. 3-ба изменение спроса привело к изменению величины предложе­ния. На рис. 3-6г изменение предложения повлекло за собой изменение величины спроса.

ер: лосось

Для закрепления изученного материала давайте проанализируем конкретный пример из реальной жизни, например, рынок лосося, где за последнее время цены резко изменились.

В начале 70-х годов доход рыбаков от продажи фунта рыбы, доставленной в док. в сегодняшних иенах составлял 0.6 дол. Цена равновесия, как по­казано на рис. 3-7, возникает в точке пересечения кривой предложения Sl и спроса /)3. Соответствую­щее равновесное количество лосося — того самого, что наиболее часто применяется для консервирова­ния. — составило Ох фунтов. (Конкретные цифры в данном случае не имеют для нас никакого значе­ния.)

В период между началом 70-х и концом 90-х годов на рынке лосося произошли изменения как в предложении, так и в спросе. Предложение изме­нилось, поскольку теперь стали применяться более современные и лучше оснащенные рыболовные

суда, поэтому также вырос и улов рыбы, что спо­собствовало снижению себестоимости единицы веса продукта. Одновременно высокие в тот период цены на лосось — 0,6 дол. за фунт — способствовали внедрению в этот бизнес значительного количества новых людей. В результате таких перемен предло­жение лосося резко возросло, и кривая предложе­ния сместилась вправо - из положения S{ в поло­жение S2, как показано на рис. 3-7.

В тот же самый период времени спрос на лосося снизился, как показано на рис. 3-7, где кривая спро­са из положения Dl сместилась в положение D2. Снижение спроса является результатом в основном изменения вкусов потребителей при одновременном росте их доходов. Покупатели стали теперь предпо­читать высококачественную свежую или свежемо­роженную рыбу, а не консервированную, в том чис­ле они отказались даже от высококачественных сор­тов консервированного лосося.

Такие перемены в спросе и предложении оказа­ли существенное влияние на цену лосося — и это ясно видно на рис. 3-7. К 1997 г. равновесная цена упала до 0,1 дол. за фунт рыбы - практически на 83% против цены начала 70-х годов. Рост предло­жения при одновременном снижении спроса по­зволил снизить цену равновесия. Однако равновес­ное количество лосося возросло, как это видно из перемещения этой величины с Qx до уровня Q2-Такое изменение количества возникло в результате того, что рост предложения лосося превышал со­кращение спроса.

7. Рынок лосося

В начале 70-х годов предложение лосося возросло, а спроссократился Врезультате снизилась цена, в нашем примере -с 0.6 до 0,1 дол. за фунт. Поскольку рост предложения превос­ходил падение спроса равновесное количество продукта уве­личилось с Q- до Q

4* На конкурентных рынках цена приходит к рав­новесному уровню, при котором спрос равен пред­ложению.

■^ Цена равновесия и равновесное количество продукта получается путем пересечения кривых спро­са и предложения любого продукта или ресурса.

♦ Рост спроса ведет к росту равновесной цены и равновесного количества продукта, снижение спроса сокращает цену равновесия и количество продукта.

4- Рост предложения приводит к снижению рав­новесной цены, но к одновременному росту равно­весного количества продукта, снижение предложе­ния способствует росту равновесной цены, но сни­жает равновесное количество продукта.

4- С течением времени равновесная цена и рав­новесное количество продукта могут изменяться в на­правлении, которое кажется противоречащим зако­ну спроса и предложения, так как нарушается допущение «при прочих равных условиях».

1. Рынок — это такой институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов ка­кого-либо продукта, услуги или ресурса.

2. Спрос описывается шкалой или кривой, отра­жающей готовность потребителей покупать данный продукт в течение определенного периода времени по каждой из разных цен. Согласно закону спроса, потребители обычно покупают большее количество продукта по низкой цене, чем по высокой. Поэтому при прочих равных условиях зависимость между це­ной и величиной спроса отрицательная, или обрат­ная, и спрос графически изображается в виде нисхо­дящей кривой. Кривые рыночного спроса можно по­строить путем горизонтального совмещения кривых многих индивидуальных потребителей на рынке.

3. Изменения одной или более основных детер­минант спроса — потребительских вкусов, числа по­купателей на рынке, денежных доходов потребите­лей, цен на сопряженные товары и потребительских ожиданий — вызывают сдвиг рыночной кривой спроса. Ее смещение вправо означает повышение спроса, а смещение влево — сокращение спроса. Из­менение спроса следует отличать от изменения ве­личины спроса; последнее влечет за собой передви­жение от одной точки к другой на фиксированной кривой спроса в результате изменения цены рас­сматриваемого продукта.

4. Предложение описывается шкалой или кри­вой, показывающей объемы продукта, которые про­изводители готовы предлагать на продажу на рынке в течение определенного периода времени по каж­дой из возможных цен, по каким этот товар могут купить. Закон спроса гласит, что при прочих рав­ных условиях производители предлагают на прода­жу большее количество продукта по более высокой цене, чем по низкой. В результате зависимость меж­ду ценой и величиной предложения прямая, а кри­вая предложения — восходящая. Кривая рыночного предложения получается путем горизонтального со­вмещения кривых предложения индивидуальных производителей продукта.

5. Изменение хотя бы одной из детерминант пред­ложения — цен на ресурсы, технологии производст­ва, налогов или субсидий, пен па другие товары, ожидании изменения цен или числа покупателей на рынке — вызывает сдвиг кривой предложения про­дукта. Ее смещение вправо означает увеличение пред­ложения, а смещение влево — сокращение предло­жения. В противоположность этому изменение цены данного продукта ведет к изменению величины пред­ложения, то есть к передвижению от одной точки к другой на постоянной кривой предложения.

6. В условиях конкуренции взаимодействие ры­ночного спроса и рыночного предложения устанав­ливает равновесную цену и равновесное количество в точке пересечения кривых спроса и предложения. Соотнесение рыночного спроса и рыночною пред­ложения корректирует цену до той точки, где вели­чина спроса и величина предложения совпадают. Эта точка и будет равновесной ценой. Соответству­ющее количество продукта будет его равновесным количеством.

1, Способность рыночных сил таким образом синхронизировать решения о продажах и покупках, чтобы исключались потенциальные излишки и не­хватки продукта, называется уравновешивающей функцией цеп.

8. Изменение либо спроса, либо предложения влечет за собой изменение равновесной цены и рав­новесного количества продукта. Рост спроса увели­чивает одновременно и цену равновесия, и равно­весное количество продукта. Снижение спроса так­же снижает и цену равновесия, и равновесное ко­личество. Рост предложения снижает цену равнове­сия и повышает равновесное количество продукта, снижение предложения повышает цепу равновесия и снижает равновесное количество продукта.

9. Одновременное изменение спроса и предло­жения вызывает изменения равновесной цены и количества продукта в различных направлениях — здесь все будет зависеть от самого этого направле­ния и размеров соответствующих величин.

Рынок {market)

Спрос (demand)

Шкала спроса (demand schedule)

Закон спроса (law of demand)

Убывающая предельная полезность

(dim in ish ing m argit xal и tility) Эффект дохода (income effect) Эффект замещения (substitution effect) Кривая спроса (demand curve) Детерминанты спроса (determinants of demand) Нормальный товар (normal good) Товар низшей категории (непрестижный товар)

(inferior good) Взаимозаменяемые товары (товары-замеиители)

(substitute goods) Взаимодополняющие (сопутствующие) товары

(complementary goods)

Изменение спроса (change in demand) Изменения величины спроса

(change in the quantity demanded) Предложение (supply) Шкала предложения (supply schedule) Закон предложения (law of supply) Кривая предложения (supply curve) Детерминанты предложения (determinants of supply) Изменение предложения (change in supply) Изменение величины предложения

(change in quantity supplied) Излишек (избыток) (surplus) Дефицит (нехватка) (shortage) Равновесная цена (equilibrium price) Равновесное количество (equilibrium quantity) Уравновешивающая функция цен

(га tion ing fu п с t to n of p rices)

1. Объясните закон спроса. Почему кривая спро­са оказывается нисходящей? Каковы детерминанты спроса? Что происходите кривой спроса, когда каж­дая из этих детерминант изменяется? Объясните различие между изменением спроса и изменением величины спроса, приведите причины каждого из этих изменений.

2. Ключевой вопрос. Какое влияние окажут сле­дующие события на спрос на продукт В:

а) продукт В входит в моду;

б) падает цена на продукт-заменитель С;

в) понижается уровень доходов (при условии, что продукт В — товар низшей категории);

г) потребители ожидают, что цена на продукт В в 6j[ и жа й ui e м 6уду шс м понизится;

д) снижается цена сопутствующего продукта Z);

е) отменяются внешнеторговые тарифные барь­еры на продукт В!

3. Объясните следующее сообщение из города Халл (Великобритания): «Цены на рыбном рынке сегодня упали до такого низкого уровня, который местные комментаторы назвали «катастрофичес­ким». — и все из-за дефицита картофеля. Картофель служит одним из главных ингредиентов блюда, ко­торое входит в меню почти любого кафе, а именно рыбы с жареной картошкой».

4. Объясните закон предложения. Почему кривая предложения оказывается восходящей? Каковы де­терминанты предложения? Что происходите кривой предложения, когда каждая из этих детерминант из-

меняется? Объясните различие между изменением предложения и изменением величины предложения, приведите причины каждого из этих изменений,

5. Ключевой вопрос. Какое влияние окажут сле­дующие события на предложение продукта В:

а) совершенствование технологии производства продукта В\

б) сокращение числа фирм в отрасли, произво­дящей продукт В\

в) повышение ugh на ресурсы, применяемые в производстве продукта В:

г) ожидания, что равновесная цепа на продукт В в будущем понизится по сравнению с текущим уров­нем;

д) снижение цены на продукт А — продукт, в про­изводстве которого используются практически те же технологии и ресурсы, что и в производстве про­дукта В:

е) введение специального налога па продажу про­дукта В;

ж) предоставление субсидии па производство продукта В в размере 50% себестоимости единицы продукции?

6. «На рынке кукурузы спрос часто превышает предложение, а предложение иногда превышает спрос». «Цена на кукурузу повышается и падает в ре­зультате изменений предложения и спроса». В ка­ком из этих утверждений термины «предложение» и «спрос» употребляются правильно? Объясните ваш ответ.

7. Ключевой вопрос. Предположим, что общий объ­ем спроса на пшеницу и общий объем предложения пшеницы на зерновой бирже в Канзас-Сити харак­теризуется следующими данными в течение месяца:

(1)

Спрос

(в тыс. бушелей)

•МИМч«««**

85 80

75 70

85 80

(2) Цена

за бушель [в дол.)

3,40 3,70 4,00 4,30 4,80 4,90

(3}

Предложение (в тыс.

(4) Избыток (+)

или

нехватка 1~]

72 73 75 77 79 81

а. Какова рыночная, или равновесная, цена? Ка­ково равновесное количество пшеницы? Заполните столбец (4) и объясните, почему ваши ответы пра­вильны.

б. Используя приведенные данные, представьте графическое изображение спроса на пшеницу и предложения пшеницы. Удостоверьтесь, что вы пра­вильно расположили эти данные на осях вашего гра­фика. Обозначьте равновесную цену буквой Р, а рав­новесное количество — буквой Q.

в. Почему" цена 3.40 дол. не станет на этом рын­ке равновесной? Почему не станет ею и цена 4,90 дол.? «Излишки повышают цепы, а нехватка их понижает». Вы с этим согласны9

г. Теперь предположим, что правительство уста­новило потолок цены на пшеницу, скажем 3,70 дол. за бушель. Подробно объясните, какие последствия повлечет за собой такая цена. Представьте ваш от­вет в графическом изображении. Что могло заста­вить правительство установить максимальный пре­дел цены?

8. Ключевой вопрос. Как повлияет каждое из пе­речисленных ниже изменений спроса и (или) пред­ложения на равновесную цену и равновесное коли­чество продукта на конкурентном рынке, то есть что произойдет с ценой и количеством — увеличатся ли они, уменьшатся ли, останутся ли неизменными или же ответы будут неопределенными, в зависимости от количественных параметров изменений предло­жения и спроса? Для проверки правильности отве­тов вам следует воспользоваться графиками пред­ложения и спроса:

а) предложение сокращается, а спрос остается неизменным;

б) спрос сокращается, а предложение остается неизменным;

в) предложение увеличивается, а спрос остается неизменным;

г) спрос повышается, предложение увеличива­ется;

д) спрос повышается, а предложение остается не­изменным;

е) предложение увеличивается, а спрос сокраща­ется;

ж) спрос повышается, а предложение сокраща­ется;

з) спрос сокращается, предложение сокращается. 9- «Цены служат автоматическим регулятором,

который способствует поддержанию пропорцио­нального соотношения между производством и по­треблением». Объясните этот тезис.

10. Объясните следующее утверждение: «Хотя ав­томаты, измеряющие время парковки автомобилей на автостоянках, приносят незначительный доход или вовсе его не приносят., их все же следует сохра­нить, поскольку они выполняют нормативную фун­кцию».

11. Используйте графики двух рынков, чтобы объяснить, как дотации штатов государственным колледжам могут повлиять на эффективность обу­чения и на численность студентов как в государст­венных, так и в частных колледжах.

12. Дайте критическую оценку следующему вы­сказыванию: «При сравнении двух равновесных по­ложений на рис. 3-ба я замечаю, что большее коли­чество продукта на самом деле приобретается по бо­лее высокой цене. Это противоречит закону спроса».

13. Предположим, вы идете в пункт приема втор­сырья и вам платят по 25 центов за фунт за ваши алюминиевые кастрюли и банки. Однако принять от вас старые газеты приемщик согласен только в том случае, если вы сами доплатите но 20 центов за пачку. Проиллюстрируйте оба рынка с помощью графиков спроса и предложения. Объясните, какой возможный вклад в эти разные рыночные результа­ты вносят различия в правительственной политике по отношению к переработке алюминия и бумаги.

14. Углубленный анализ. Предположим, что спрос на товар представлен уравнением Р — 10 — 0,2Qd, а предложение - уравнением Р = 2 + 0,2ft, где Qd и Qs~ величины соответственно спроса и предло­жения, а Р—цена. Используя условие равнове­сия Qs = Qd, реЕПИте эти уравнения и определите равновесную цену Затем определите равновесное количество. В подтверждение своих ответов составь­те графическое изображение двух уравнений.

15. («Последний штрих».) Обсудите экономиче­ские аспекты спекуляции билетами и укажите, кто при этом выигрывает, кто проигрывает.

16. Интернет-вопрос. Изменения предложения -Еженедельный бюллетень сводок погоды и урожаев Министерства сельского хозяйства США. Министер­ство сельского хозяйства США (http://www.usda.gov/ nass/) помещает на своей странице еженедельный бюллетень (под эгидой Today's Reports) сводок по­годы и урожая. Выберите культуру (зерно, соя-бобы, рис, сорго или озимая пшеиипа) и попробуйте сде­лать прогноз на основании отчетов — ожидается рост или снижение предложения этой культуры. Предположим, что спрос остается на прежнем уровне, будете ли вы ожидать роста или снижения цен в следующем месяце? Проверьте свой прогноз, посе­тив страницу Marker News Министерства сельского хозяйства (http://www, ams.usda.gov/marketnews.htm) в коние следующего месяца.

17. Интернет-вопрос. Изменения спроса — детс­кие подгузники и дома для престарелых. При прочих равных условиях рост числа покупателей продукта или услуги будет стимулировать рост спроса. Так, детские подгузники и дома для престарелых явля­ются примерами двух продуктов, предназначенных

для различных категорий населения. Бюро перепи­си населения США (http://www.census.gov/ipc/www/ idbpyr.html) показывает пирамиды структуры насе­ления (распределение населения по полу и возрас­ту) различных стран за текущий год, 2025 и 2050 гг. Посмотрите на пирамиды населения Мексики, Япо­нии и США. В какой стране, но вашему мнению, ожидается наибольший процент прироста спроса на детские подгузники в 2050 п? А на дома для преста­релых? В какой стране можно ожидать наибольший абсолютный прирост спроса на детские подгузни­ки? А на дома для престарелых?

Наши рекомендации