Спекуляция билетами: всегда ли перепродажа зло?
Некоторые рыночные сделки имеют незаслуженно плохую репутацию.
Билеты на спортивные состязания и концерты иногда перепродаются по ценам выше первоначальных; подобные рыночные сделки именуются спекуляцией. Например, билет на бейсбольный матч школьных команд, купленный за 40 дол., может быть перепродан за 200 или 250 дол., а иногда и дороже. Пресса часто обвиняет спекулянтов в том, что они «обдирают» покупателей, назначая «заоблачные цены». В представлении некоторых людей спекуляция и вымогательство являются синонимами.
Но действительно ли спекуляция - недопустимое зло? Во-первых, мы должны отметить, что перепродажа является добровольной, а не принудительной сделкой. Из этого следует, что и продавец, и покупатель выигрывают от обмена, иначе он не произошел бы. Продавец может ценить 200 дол. выше возможности посмотреть игру, а покупатель, напротив, может оценить возможность посмотреть игру выше 200 дол. Здесь нет проигравших или жертв: и продавец, и покупатель - оба выигрывают от сделки. «Спекулятивный» рынок просто перераспределяет активы (билеты на игру] между теми, кто ценит их ниже, и теми, кто ценит их выше.
Наносит ли спекуляция ущерб другим сторонам - в частности, спонсорам соревнования или концерта? Если спонсоры понесли урон, это произошло потому, что они первоначально назначили на билеты цену ниже равновесного уровня. В результате этого они понесли зкономические убытки в форме упущенной выгоды, то есть получили меньше прибыли, чем они могли бы получить в ином случае. Но этот ущерб они нанесли себе сами, назначив ошибочную цену Эта их ошибка никак не связана с тем фактом, что часть билетов была позже перепродана по более высокой цене.
А как насчет зрителей? Не вызывает ли спекуляция снижения качества аудитории? Нет? Люди, которые больше всех хотели посмотреть игру - в основном те. кто больше всего интересуется игрой и понимает в ней толк, -заплатят высокую спекулятивную цену. От спекуляции билетами выигрывают также спортсмены и артисты: они будут выступать перед более понимающей и заинтересованной аудиторией.
Так что же, является ли спекуляция билетами нежелательной? С экономической точки зрения - нет. И продавец, и покупатель «спекулятивного» билета выигрывают от сделки, а в результате образуется более понимающая и заинте -ресованная аудитория. Спонсоры игры или концерта, возможно, получают меньшую прибыль, но это происходит по их собственной вине - из-за их неправильной оценки равновесной цены.
ложной ситуации равновесная цена снижается. Поскольку уменьшение и предложения, и спроса сокращают равновесное количество продукта, можно с уверенностью ожидать, что равновесное количество продукта уменьшится.
В табл. 3-9 эти четыре случая сведены воедино. Вам следует построить графики спроса и предложения для каждого из этих случаев, чтобы подтвердить правильность рядов, приведенных в таблице.
Могут возникать особые случаи, когда уменьшение спроса и предложения, с одной стороны, и увеличение спроса и предложения - с другой, полностью нейтрализуют друг друга. В обоих этих случа-
Таблица 3-9, Воздействие одновременного изменения
и спроса, и предложения
Изменение предложения
Изменение спроса
Воздействие на разновес
ную цену
Воздействие на равновесное количество
продук та
1. Увеличение
2. Сокращение
3. Увеличение
4. Сокращение
Сокращение Увеличение Увеличение Сокращение
Снижение
Повышение
Неопределенно
Неопределенно
Неопределенно Неопределенно Увеличение
Уменьшение
ях конечное воздействие на равновесную иену оказывается нулевым, иена не изменяется. {ключевой вопрос 8.)
Здесь мы должны еше раз подчеркнуть, что конкретные построения кривой спроса и предложения (как. например, на рис. 3-6) показывают соотношения между ценами и величиной предложения и с п роса при проч их ров и ых условиях. П о и ижа ю тая с я кривая спроса говорит нам о том. что пена и количество спроса связаны между собой обратной зависимостью - при прочих рапных условиях. Восходящая кривая предтожсиия означает, что цена и величина предложения находятся при прочих равных условиях в прямой зависимости.
Игнорируя допущение «при прочих равных условиях», вы можете столкнуться с запутанными ситуациями, которые, казалось бы, вступают в противоречие с законами спроса и предложения. Допустим, например, что производители крепких напитков продают 1 млн бутылок по цене 4 дол. за бутылку в год, в следующем году они продадут 2 млн бутылок по цене 5 дол. и 3 млн бутылок в следующем году по цене 6 дол. Цена и количество купленных бутылок изменяются прямо пропорционально, то есть в одном и том же направлении, причем эти данные реального рынка, казалось бы, противоречат закону спроса. Но на самом деле здесь нет никакого противоречия. Эти данные вовсе не опровергают закон спроса. Подвох здесь заключается в том, что в течение этих трех лет, охваченных нашим примером, не соблюдалось допущения «при прочих равных условиях». Конкретно: уже потому, например, что изменение вкусов, рост доходов стимулировали резкий рост спроса на напиток. Кривая спроса из года в год ползла вверх, как на рис. 3-ба, что и вызвало повышение цены и одновременное увеличение объема продаж.
Или другой пример. Цена кофе неожиданно подскочила одновременно с падением его производства. Эти события по всей видимости противоречат прямой зависимости между ценой и величиной востре-буемого предложения. В данном случае подвох также заключается в том, что допущение «при прочих равных условиях», лежащее в основе построения восходящей кривой предложения, не соблюдается. Плохой урожай кофе, напротив, сократил его предложение, как показано на рис. 3-бг. В результате цена па кофе возросла при одновременном росте объема его продаж.
Эти примеры также подчеркивают значение отмечавшегося выше различия между «изменением величины спроса (или предложения)» и «изменением спроса (предложения)». На рис. 3-ба изменение спроса привело к изменению величины предложения. На рис. 3-6г изменение предложения повлекло за собой изменение величины спроса.
ер: лосось
Для закрепления изученного материала давайте проанализируем конкретный пример из реальной жизни, например, рынок лосося, где за последнее время цены резко изменились.
В начале 70-х годов доход рыбаков от продажи фунта рыбы, доставленной в док. в сегодняшних иенах составлял 0.6 дол. Цена равновесия, как показано на рис. 3-7, возникает в точке пересечения кривой предложения Sl и спроса /)3. Соответствующее равновесное количество лосося — того самого, что наиболее часто применяется для консервирования. — составило Ох фунтов. (Конкретные цифры в данном случае не имеют для нас никакого значения.)
В период между началом 70-х и концом 90-х годов на рынке лосося произошли изменения как в предложении, так и в спросе. Предложение изменилось, поскольку теперь стали применяться более современные и лучше оснащенные рыболовные
суда, поэтому также вырос и улов рыбы, что способствовало снижению себестоимости единицы веса продукта. Одновременно высокие в тот период цены на лосось — 0,6 дол. за фунт — способствовали внедрению в этот бизнес значительного количества новых людей. В результате таких перемен предложение лосося резко возросло, и кривая предложения сместилась вправо - из положения S{ в положение S2, как показано на рис. 3-7.
В тот же самый период времени спрос на лосося снизился, как показано на рис. 3-7, где кривая спроса из положения Dl сместилась в положение D2. Снижение спроса является результатом в основном изменения вкусов потребителей при одновременном росте их доходов. Покупатели стали теперь предпочитать высококачественную свежую или свежемороженную рыбу, а не консервированную, в том числе они отказались даже от высококачественных сортов консервированного лосося.
Такие перемены в спросе и предложении оказали существенное влияние на цену лосося — и это ясно видно на рис. 3-7. К 1997 г. равновесная цена упала до 0,1 дол. за фунт рыбы - практически на 83% против цены начала 70-х годов. Рост предложения при одновременном снижении спроса позволил снизить цену равновесия. Однако равновесное количество лосося возросло, как это видно из перемещения этой величины с Qx до уровня Q2-Такое изменение количества возникло в результате того, что рост предложения лосося превышал сокращение спроса.
7. Рынок лосося
В начале 70-х годов предложение лосося возросло, а спроссократился Врезультате снизилась цена, в нашем примере -с 0.6 до 0,1 дол. за фунт. Поскольку рост предложения превосходил падение спроса равновесное количество продукта увеличилось с Q- до Q
4* На конкурентных рынках цена приходит к равновесному уровню, при котором спрос равен предложению.
■^ Цена равновесия и равновесное количество продукта получается путем пересечения кривых спроса и предложения любого продукта или ресурса.
♦ Рост спроса ведет к росту равновесной цены и равновесного количества продукта, снижение спроса сокращает цену равновесия и количество продукта.
4- Рост предложения приводит к снижению равновесной цены, но к одновременному росту равновесного количества продукта, снижение предложения способствует росту равновесной цены, но снижает равновесное количество продукта.
4- С течением времени равновесная цена и равновесное количество продукта могут изменяться в направлении, которое кажется противоречащим закону спроса и предложения, так как нарушается допущение «при прочих равных условиях».
1. Рынок — это такой институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов какого-либо продукта, услуги или ресурса.
2. Спрос описывается шкалой или кривой, отражающей готовность потребителей покупать данный продукт в течение определенного периода времени по каждой из разных цен. Согласно закону спроса, потребители обычно покупают большее количество продукта по низкой цене, чем по высокой. Поэтому при прочих равных условиях зависимость между ценой и величиной спроса отрицательная, или обратная, и спрос графически изображается в виде нисходящей кривой. Кривые рыночного спроса можно построить путем горизонтального совмещения кривых многих индивидуальных потребителей на рынке.
3. Изменения одной или более основных детерминант спроса — потребительских вкусов, числа покупателей на рынке, денежных доходов потребителей, цен на сопряженные товары и потребительских ожиданий — вызывают сдвиг рыночной кривой спроса. Ее смещение вправо означает повышение спроса, а смещение влево — сокращение спроса. Изменение спроса следует отличать от изменения величины спроса; последнее влечет за собой передвижение от одной точки к другой на фиксированной кривой спроса в результате изменения цены рассматриваемого продукта.
4. Предложение описывается шкалой или кривой, показывающей объемы продукта, которые производители готовы предлагать на продажу на рынке в течение определенного периода времени по каждой из возможных цен, по каким этот товар могут купить. Закон спроса гласит, что при прочих равных условиях производители предлагают на продажу большее количество продукта по более высокой цене, чем по низкой. В результате зависимость между ценой и величиной предложения прямая, а кривая предложения — восходящая. Кривая рыночного предложения получается путем горизонтального совмещения кривых предложения индивидуальных производителей продукта.
5. Изменение хотя бы одной из детерминант предложения — цен на ресурсы, технологии производства, налогов или субсидий, пен па другие товары, ожидании изменения цен или числа покупателей на рынке — вызывает сдвиг кривой предложения продукта. Ее смещение вправо означает увеличение предложения, а смещение влево — сокращение предложения. В противоположность этому изменение цены данного продукта ведет к изменению величины предложения, то есть к передвижению от одной точки к другой на постоянной кривой предложения.
6. В условиях конкуренции взаимодействие рыночного спроса и рыночного предложения устанавливает равновесную цену и равновесное количество в точке пересечения кривых спроса и предложения. Соотнесение рыночного спроса и рыночною предложения корректирует цену до той точки, где величина спроса и величина предложения совпадают. Эта точка и будет равновесной ценой. Соответствующее количество продукта будет его равновесным количеством.
1, Способность рыночных сил таким образом синхронизировать решения о продажах и покупках, чтобы исключались потенциальные излишки и нехватки продукта, называется уравновешивающей функцией цеп.
8. Изменение либо спроса, либо предложения влечет за собой изменение равновесной цены и равновесного количества продукта. Рост спроса увеличивает одновременно и цену равновесия, и равновесное количество продукта. Снижение спроса также снижает и цену равновесия, и равновесное количество. Рост предложения снижает цену равновесия и повышает равновесное количество продукта, снижение предложения повышает цепу равновесия и снижает равновесное количество продукта.
9. Одновременное изменение спроса и предложения вызывает изменения равновесной цены и количества продукта в различных направлениях — здесь все будет зависеть от самого этого направления и размеров соответствующих величин.
Рынок {market)
Спрос (demand)
Шкала спроса (demand schedule)
Закон спроса (law of demand)
Убывающая предельная полезность
(dim in ish ing m argit xal и tility) Эффект дохода (income effect) Эффект замещения (substitution effect) Кривая спроса (demand curve) Детерминанты спроса (determinants of demand) Нормальный товар (normal good) Товар низшей категории (непрестижный товар)
(inferior good) Взаимозаменяемые товары (товары-замеиители)
(substitute goods) Взаимодополняющие (сопутствующие) товары
(complementary goods)
Изменение спроса (change in demand) Изменения величины спроса
(change in the quantity demanded) Предложение (supply) Шкала предложения (supply schedule) Закон предложения (law of supply) Кривая предложения (supply curve) Детерминанты предложения (determinants of supply) Изменение предложения (change in supply) Изменение величины предложения
(change in quantity supplied) Излишек (избыток) (surplus) Дефицит (нехватка) (shortage) Равновесная цена (equilibrium price) Равновесное количество (equilibrium quantity) Уравновешивающая функция цен
(га tion ing fu п с t to n of p rices)
1. Объясните закон спроса. Почему кривая спроса оказывается нисходящей? Каковы детерминанты спроса? Что происходите кривой спроса, когда каждая из этих детерминант изменяется? Объясните различие между изменением спроса и изменением величины спроса, приведите причины каждого из этих изменений.
2. Ключевой вопрос. Какое влияние окажут следующие события на спрос на продукт В:
а) продукт В входит в моду;
б) падает цена на продукт-заменитель С;
в) понижается уровень доходов (при условии, что продукт В — товар низшей категории);
г) потребители ожидают, что цена на продукт В в 6j[ и жа й ui e м 6уду шс м понизится;
д) снижается цена сопутствующего продукта Z);
е) отменяются внешнеторговые тарифные барьеры на продукт В!
3. Объясните следующее сообщение из города Халл (Великобритания): «Цены на рыбном рынке сегодня упали до такого низкого уровня, который местные комментаторы назвали «катастрофическим». — и все из-за дефицита картофеля. Картофель служит одним из главных ингредиентов блюда, которое входит в меню почти любого кафе, а именно рыбы с жареной картошкой».
4. Объясните закон предложения. Почему кривая предложения оказывается восходящей? Каковы детерминанты предложения? Что происходите кривой предложения, когда каждая из этих детерминант из-
меняется? Объясните различие между изменением предложения и изменением величины предложения, приведите причины каждого из этих изменений,
5. Ключевой вопрос. Какое влияние окажут следующие события на предложение продукта В:
а) совершенствование технологии производства продукта В\
б) сокращение числа фирм в отрасли, производящей продукт В\
в) повышение ugh на ресурсы, применяемые в производстве продукта В:
г) ожидания, что равновесная цепа на продукт В в будущем понизится по сравнению с текущим уровнем;
д) снижение цены на продукт А — продукт, в производстве которого используются практически те же технологии и ресурсы, что и в производстве продукта В:
е) введение специального налога па продажу продукта В;
ж) предоставление субсидии па производство продукта В в размере 50% себестоимости единицы продукции?
6. «На рынке кукурузы спрос часто превышает предложение, а предложение иногда превышает спрос». «Цена на кукурузу повышается и падает в результате изменений предложения и спроса». В каком из этих утверждений термины «предложение» и «спрос» употребляются правильно? Объясните ваш ответ.
7. Ключевой вопрос. Предположим, что общий объем спроса на пшеницу и общий объем предложения пшеницы на зерновой бирже в Канзас-Сити характеризуется следующими данными в течение месяца:
(1)
Спрос
(в тыс. бушелей)
•МИМч«««**
85 80
75 70
85 80
(2) Цена
за бушель [в дол.)
3,40 3,70 4,00 4,30 4,80 4,90
(3}
Предложение (в тыс.
(4) Избыток (+)
или
нехватка 1~]
72 73 75 77 79 81
а. Какова рыночная, или равновесная, цена? Каково равновесное количество пшеницы? Заполните столбец (4) и объясните, почему ваши ответы правильны.
б. Используя приведенные данные, представьте графическое изображение спроса на пшеницу и предложения пшеницы. Удостоверьтесь, что вы правильно расположили эти данные на осях вашего графика. Обозначьте равновесную цену буквой Р, а равновесное количество — буквой Q.
в. Почему" цена 3.40 дол. не станет на этом рынке равновесной? Почему не станет ею и цена 4,90 дол.? «Излишки повышают цепы, а нехватка их понижает». Вы с этим согласны9
г. Теперь предположим, что правительство установило потолок цены на пшеницу, скажем 3,70 дол. за бушель. Подробно объясните, какие последствия повлечет за собой такая цена. Представьте ваш ответ в графическом изображении. Что могло заставить правительство установить максимальный предел цены?
8. Ключевой вопрос. Как повлияет каждое из перечисленных ниже изменений спроса и (или) предложения на равновесную цену и равновесное количество продукта на конкурентном рынке, то есть что произойдет с ценой и количеством — увеличатся ли они, уменьшатся ли, останутся ли неизменными или же ответы будут неопределенными, в зависимости от количественных параметров изменений предложения и спроса? Для проверки правильности ответов вам следует воспользоваться графиками предложения и спроса:
а) предложение сокращается, а спрос остается неизменным;
б) спрос сокращается, а предложение остается неизменным;
в) предложение увеличивается, а спрос остается неизменным;
г) спрос повышается, предложение увеличивается;
д) спрос повышается, а предложение остается неизменным;
е) предложение увеличивается, а спрос сокращается;
ж) спрос повышается, а предложение сокращается;
з) спрос сокращается, предложение сокращается. 9- «Цены служат автоматическим регулятором,
который способствует поддержанию пропорционального соотношения между производством и потреблением». Объясните этот тезис.
10. Объясните следующее утверждение: «Хотя автоматы, измеряющие время парковки автомобилей на автостоянках, приносят незначительный доход или вовсе его не приносят., их все же следует сохранить, поскольку они выполняют нормативную функцию».
11. Используйте графики двух рынков, чтобы объяснить, как дотации штатов государственным колледжам могут повлиять на эффективность обучения и на численность студентов как в государственных, так и в частных колледжах.
12. Дайте критическую оценку следующему высказыванию: «При сравнении двух равновесных положений на рис. 3-ба я замечаю, что большее количество продукта на самом деле приобретается по более высокой цене. Это противоречит закону спроса».
13. Предположим, вы идете в пункт приема вторсырья и вам платят по 25 центов за фунт за ваши алюминиевые кастрюли и банки. Однако принять от вас старые газеты приемщик согласен только в том случае, если вы сами доплатите но 20 центов за пачку. Проиллюстрируйте оба рынка с помощью графиков спроса и предложения. Объясните, какой возможный вклад в эти разные рыночные результаты вносят различия в правительственной политике по отношению к переработке алюминия и бумаги.
14. Углубленный анализ. Предположим, что спрос на товар представлен уравнением Р — 10 — 0,2Qd, а предложение - уравнением Р = 2 + 0,2ft, где Qd и Qs~ величины соответственно спроса и предложения, а Р—цена. Используя условие равновесия Qs = Qd, реЕПИте эти уравнения и определите равновесную цену Затем определите равновесное количество. В подтверждение своих ответов составьте графическое изображение двух уравнений.
15. («Последний штрих».) Обсудите экономические аспекты спекуляции билетами и укажите, кто при этом выигрывает, кто проигрывает.
16. Интернет-вопрос. Изменения предложения -Еженедельный бюллетень сводок погоды и урожаев Министерства сельского хозяйства США. Министерство сельского хозяйства США (http://www.usda.gov/ nass/) помещает на своей странице еженедельный бюллетень (под эгидой Today's Reports) сводок погоды и урожая. Выберите культуру (зерно, соя-бобы, рис, сорго или озимая пшеиипа) и попробуйте сделать прогноз на основании отчетов — ожидается рост или снижение предложения этой культуры. Предположим, что спрос остается на прежнем уровне, будете ли вы ожидать роста или снижения цен в следующем месяце? Проверьте свой прогноз, посетив страницу Marker News Министерства сельского хозяйства (http://www, ams.usda.gov/marketnews.htm) в коние следующего месяца.
17. Интернет-вопрос. Изменения спроса — детские подгузники и дома для престарелых. При прочих равных условиях рост числа покупателей продукта или услуги будет стимулировать рост спроса. Так, детские подгузники и дома для престарелых являются примерами двух продуктов, предназначенных
для различных категорий населения. Бюро переписи населения США (http://www.census.gov/ipc/www/ idbpyr.html) показывает пирамиды структуры населения (распределение населения по полу и возрасту) различных стран за текущий год, 2025 и 2050 гг. Посмотрите на пирамиды населения Мексики, Японии и США. В какой стране, но вашему мнению, ожидается наибольший процент прироста спроса на детские подгузники в 2050 п? А на дома для престарелых? В какой стране можно ожидать наибольший абсолютный прирост спроса на детские подгузники? А на дома для престарелых?