Эффекты мультипликаторов гос. расходов, налогов и трансфертов и их влияние на совокупный спрос и доход в стране. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Мультипликатор налогов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) совокупный доход при сокращении (увеличении) налогов на единицу.

Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору налогов, но имеет противоположный знак.

Эффект мультипликатора- эффект изменения в равновесном уровне национального дохода в большем размере, чем инициирующее его изменение в планируемых расходах. Мультипликатор представляет собой число, показывающее, во сколько раз необходимо умножить происшедший однажды прирост инвестиций, чтобы рассчитать вызванный этим прирост совокупного объема производства.

Аналогичное мультипликативное воздействие на равновесный уровень дохода окажет и снижение налогов Т. Если налоговые отчисления снижаются на ΔT, то располагаемый доход Yd = Y - Т возрастает на величину ΔT (см. рис. 6.2.). Потребительские расходы соответственно увеличиваются на величину \Т*b, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства Y1 до Y2 на велич. ΔY= -ΔT*b/1-b, где ΔY/ΔT Механизм налоговой мультипликации, как и в случае с государственными расходами, связан с многократной реакцией потребления на однократное изменение налогов: налоги сниж. на ΔT сниж. => РЛ увелич. на ΔT => потреб. увелич. на b* ΔT => совокуп. расх. увелич. на b* ΔT и т.д.

Мультипликатор сбалансированного бюджета показывает, что равные приросты правительственных расходов и налогов вызывают увеличение объема равновесного ЧНП на величину их прироста. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице. Одинаковое увеличение налогов и государственных расходов вызовет прирост ЧНП на величину, равную приросту объема государственных налогов и расходов.

Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении равенства AT = AG, где под символом AT обобщенно обозначаются все изменения доходов бюджета, а под символом AG -все изменения расходов бюджета. Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором на единицу. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Если фискальная политика нацелена на ограничение государственного сектора, то в фазе циклического спада снижаются налоги (что дает относительно небольшой стимулирующий эффект), а в фазе циклического подъема снижаются госрасходы, что позволяет относительно быстро снизить уровень инфляции.

19. Государственный долг. Внутренний и внешний гос. долг. Причины его образования. Структура и величина гос. долга России. Влияние величины гос. долга на экономический рост.

Государственный долг - это задолженность, накопившаяся у правительства в результате заимствования денег для финансирования предшествующих бюджетных дефицитов. Государственный долг равен сумме прошлых бюджетных дефицитов, минус бюджетные излишки.

Основополагающим для всех классификаций долга является деление его на внешний и внутренний долг. Внутренний и внешний долги имеют существенные социальные отличия:внешний долг ассоциируется (и практически означает) с долгом человека, задолжавшего другим людям (долг страны другим странам);внутренний долг – это долг самим себе. И тот, и другой вид долгов – объективная реальность общественных отношений.

Внутренний государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и ценным непогашенным государственным бумагам, размещенным на территории Российской Федерации, включая затраты на погашение и выплату крупного дохода.

Внешний государственный долг - это задолженность перед иностранцами, он предполагает утечку ресурсов из страны-должника и сужает тем самым возможности потребления и инвестирования в национальной экономике

Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д.

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 ноября 2011 года составил 36,0 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 5-10 % от объема ВВП страны. По данным рейтингового агентства Moody's внешний долг РФ остается очень низким, в пределах 10% к ВВП страны. Это явлаeтся самым низким показателем среди всех государств, имеющих рейтинг инвестиционной категории (02.03.2012). В результате Россия постепенно превращается в страну кредитора

Последствия гос.долга: перераспределение и утечка капитала за пределы гос-ва; рост внешнего госдолга ↑ -ет затраты гос-ва на его обслуживание, снижает межнар авторитет страны; сокращение уровня жизни населения.

Сущность и виды воспроизводства. Понятие «воспроизводство», его отличие от понятия «производство». Экономический рост: понятие, показатели и типы. Показатели эффективности производства. Факторы экономического роста: факторы предложения, институциональныо-организационные, информационные, спроса, факторы распределения, НТП.

Непрерывное повторение процесса производства называется воспроизводством. Оно бывает: индивидуальным, общественным, простым и расширенным. Непрерывность производства предполагает возобновление использованных (изношенных) факторов производства: сырья и материалов, станков и оборудования, зданий и сооружений и т. д.

Наши рекомендации