Основополагающие идеи различных теорий о обмене товаров
Направление | Представители | Что лежит в основе обмена товаров |
Трудовая теория стоимости | А. Смит, Д. Риккардо, У. Петти, К. Маркс, Ф. Энгельс | Обмениваемые товары имеют общую основу в виде трудовых затрат, которые и определяют стоимость |
Теория предельной полезности | К.Менгер, Е Бем-Баверк, Л.Вальрас, У. Джевонс | В основе обмена лежит полезность |
Затратная концепция | Дж. Миль, МакКуллох | Стоимость сводится к издержкам |
Обратимся к этим концепциям.
Трудовая теория стоимости сформировалась в течении XVIII и XIX вв. Ее основы мы находим в работах классиков политэкономии, которые определяли стоимость трудом, затраченным на производство товара. К.Маркс и Ф.Энгельс считали, что в основе стоимости лежит общественный абстрактный труд. По мысли Маркса труд товаропроизводителя двойственен. С одной стороны, это труд определенного вида. Он характеризуется применением определенных орудий труда, определенными профессиональными навыками работника и вполне конкретным результатом – определенной потребительной стоимостью. Поэтому создающий ее труд получил название конкретного труда. С другой стороны, труд – это затраты рабочей силы вообще, безотносительно к ее конкретной форме, частица совокупного общественного труда. Он называется абстрактным трудом. Именно он создает стоимость, ибо является тем общим в труде различных специалистов, что позволяет приравнивать разные потребительные стоимости друг другую.
Различны были взгляды и на меру стоимости. Смит за меру стоимости принимал рабочее время; Рикардо – рабочее время на производство товара в худших условиях производства.
Закон стоимости. Сущность закона стоимости состоит в том, что в товарном производстве основу пропорций обмениваемых товаров определяет рыночная стоимость, величину которой, в свою очередь, предопределяют общественно необходимые затраты труда (ОНЗТ).
Закон стоимости предполагает формирование у каждого отдельного товаропроизводителя индивидуальных затрат труда и ресурсов и, соответственно, формирование индивидуальной стоимости и индивидуальной цены, однако рынок признает не эти индивидуальные стоимости, и соответственно цены, а стоимость и цены общественные, рыночные, в основе которых лежат ОНЗТ.
Закон стоимости имеет объективный характер, однако эту объективность нельзя понимать в том смысле, что никакие внешние факторы не в состоянии влиять на рыночные цены. Конкретные формы и уровни рыночных цен испытывают на себе влияние самых различных факторов, а не только влияния ОНЗТ.
Закон стоимости есть закон цен, ибо внешней формой проявления стоимости являются цены. Цена есть денежное выражение стоимости. Стоимость – это содержание рыночных отношений между участниками рынка, а цена – форма этого содержания.
Закон стоимости и внутриотраслевая конкуренция формируют отраслевые уровни рыночных цен.. Индивидуальные цены могут не совпадать с отраслевым уровнем цен, поэтому производители одной отрасли могут получать разную прибыль на единицу капитала.
Закон стоимости и межотраслевая конкуренция формируют межотраслевые рыночные цены производства. Товаропроизводители различных отраслей, получают на единицу капитала различные величины прибыли, что ведет к переливу капитала и формирования цен производства, которое обуславливает получение равной прибыли на равный капитал. Сумма цен производства в масштабе общества равна сумме стоимостей, перераспределение стоимости в результате перелива капитала отражает учет затрат капитала, однако общий уровень цен производства и их изменение в конечном счете предопределяются уровнем и изменением рыночной стоимости, уровнем и изменением ОНЗТ.
Закон стоимости выполняет в рыночной системе хозяйства три основных функции: стимулирующую, распределительную и дифференциациитоваропроизводителей.
Стимулирующая функция. Ее сущность в том, что закон стоимости побуждает производителя экономить затраты труда как живого, так и овеществленного. Закон стоимости на рынке устанавливает единые рыночные цены, в основе которых лежат ОНЗТ. Между тем, у каждого производителя складываются индивидуальные затраты.. При этом могут возникнуть три классических случая:
1. Индивидуальные затраты отдельных производителей совпадают с ОНЗТ отрасли, - в этом случае производители получают нормальную прибыль, т.к. их индивидуальные стоимости и цены совпадают с отраслевой рыночной стоимостью и следовательно с ценой. На макроэкономическом уровне отраслевые затраты также могут совпадать с межотраслевым уровнем, а отраслевые рыночные цены – с ценой производства, так, производители данной отрасли получают среднюю прибыль.
2. Индивидуальные стоимости отдельных товаропроизводителей оказываются ниже отраслевой рыночной стоимости в силу более высокой эффективности производства, однако свою продукцию они будут продавать по более высокой отраслевой рыночной и в результате получат большую величину прибыли в расчете на единицу капитала. Соответственно и на макроэкономическом уровне отдельные отрасли могут иметь затраты, которые окажутся ниже их межотраслевого уровня, между тем продукция отрасли реализуется по более высокой цене производства, в результате производители данной отрасли получают большую прибыль в расчете на единицу капитала;
3. Индивидуальные стоимости отдельных товаропроизводителей оказываются выше отраслевой рыночной стоимости в силу низкой эффективности их производства, так как индивидуальные цены оказываются выше рыночных. Между тем, реализовывать свою продукцию они будут по более низким отраслевым рыночным ценам. В результате получаемая масса прибыли на единицу капитала меньше или возможны даже убытки, т.е отсутствие прибыли. Соответственно и на макроуровне отдельные отрасли могут иметь более высокие затраты, которые национальный рынок не признает как общественно необходимые. В результате производители данной отрасли получают меньшую прибыль на единицу капитала по сравнению со средним уровнем прибыли по национальному рынку в целом.
Ярким примером для иллюстрации этой функции закона стоимости и этого третьего случая может служить угольная промышленность современной России, которая имеет более высокий уровень отраслевых затрат труда и ресурсов по сравнению с другими отраслями топливно-энергетического комплекса.
Таким образом, закон стоимости и на отраслевом, и на общенациональном уровнях побуждает товаропроизводителей экономить труд, ресурсы, капитал, побуждает повышать эффективность производства, понижать индивидуальную стоимость.
Распределительная функция. Ее сущность состоит в том, что закон стоимости через механизм рыночных цен побуждает производителей направлять свой капитал и соответственно, ресурсы в те отрасли и сферы рыночного хозяйства, где прибыль выше. Эту повышенную прибыль в расчете на единицу капитала хотят получать все производители. В результате процесса переливания капитала и ресурсов, в конечном счете, складывается такая структура н/х комплекса, которая соответствует потребностям рынка.
Функция дифференциации товаропроизводителей. Состоит в том, что механизм рыночных цен, в конечном счете, расслаивает, дифференцирует товаропроизводителей: разоряет одних и обогащает других. Эта функция как бы логически завершает действие двух первых.
Влияние закона стоимости в рыночной системе хозяйства проявляется, в конечном счете, в том, что этот закон выступает как своеобразная «невидимая рука», которая направляет производителей к своей цели – получение личной выгоды, удовлетворению собственного интереса.
Действие закона стоимости нельзя абсолютизировать, ибо его роль в рыночной экономике имеет ограниченный характер. Этот закон убедительно объясняет экономические мотивы поведения производителя, продавца, но, оставаясь в рамках действия только этого закона, трудно и в ряде случаев невозможно объяснить экономическое поведение другого субъекта рынка – покупателя, потребителя. В самом деле: товаропроизводитель при продаже своего товара хотел бы полностью возместить все свои затраты и получить максимум прибыли. Следовательно, вся логика его поведения предопределена требованиями закона стоимости. В ином положении оказывается потребитель товара: покупателя не волнуют затраты на производство товара, его экономический интерес в том, чтобы цена была низкой, качество товара высоким, но самое главное в том, что покупатель ценит или не ценит потребительские свойства товара, его полезность, нужность или ненужность для себя. Объяснить такое поведение законом стоимости невозможно. Здесь требуется знание другого закона рынка – закона спроса и предложения.
Теория предельной полезности наиболее ярко выражена в трудах представителей австрийской школы: К.Менгера, Е Бем-Баверка, Л.Вальраса, У. Джевонса и др.
Сторонники этой концепции определяют стоимость, исходя из субъективных оценок покупателей. А субъективная ценность товара зависит от двух факторов: от имеющегося запаса данного блага (редкости) и от степени насыщения потребности в нем. Например, если Вас мучит жажда, а Вы находитесь в пустыне, где вода редкость, то первый сосуд воды для Вас бесценен. По мере утоления жажды полезность каждого последующего, дополнительного сосуда будет для Вас уменьшаться. Последний потребляемый сосуд с водой имеет для Вас наименьшую полезность.
Затратная концепция представлена в трудах Джеймса Миля, МакКуллоха и других, сводивших стоимость к издержкам производства, т.е. затратам на средства производства и оплату труда.
Попытки объединить эти теории предпринимались Е. Бем-Баверком, А. Маршалом, Дж. Кларком, П. Самуэльсоном.
Наиболее удачной, оказалась концепция А. Маршала, в которой он отошел от поиска единственного источника стоимости и соединил, теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и с теорией издержек производства (затрат). Тем самым в предложенном им методе анализа определяется взаимовлияние полезности, спроса – предложения, издержек и цены.
Следовательно, товар – это единство потребительной стоимости и меновой стоимости, а стоимость, или экономическая ценность товара, – это единство полезности блага и затрат на его производство. Товаропроизводитель не будет осуществлять затраты, если они не оправданы целью, результатами, полезностью будущих благ, но в то же время получение результата, достижение полезности немыслимо без затрат. Таково реальное противоречие экономической жизни.