Классические направления экономической мысли
Меркантилизм | Меркантилизм возник в последней трети XV века. Его возникновение связано с первоначальным накоплением капитала, эпохой торгового капитализма. Представителями меркантилизма в Англии являются У. Стаффорд, Т. Мен, в Италии - Г. Скаруффи, А. Серра, во Франции - А. Монкретьен. Выдающимся русским выразителем идей меркантилизма был Иван Тихонович Посошков (1652-1726), купец, предприниматель, помещик, владевший землей с крепостными крестьянами. Свои взгляды он выразил в полной мере в “Книге о скудости и богатстве” (1724 г.). | · Основными положениями меркантилистских концепций является отождествление богатства с деньгами. «Нация, которая имеет больше денег, сильнее и богаче». Деньги представляют богатство не в виде недвижимого сокровища, а в форме капитала, находящегося в постоянном движении. Важнейшим инструментом накопления денег рассматривается государство. · Предлагалась система денежного баланса, сводившаяся к законодательному запрету на вывоз из страны благородных металлов. Позже меркантилисты перешли к политике торгового баланса. · В сфере государственной политики – обеспечение мер по предоставлению преимуществ собственному торговому капиталу (политика протекционизма) и недопустимость «порчи» денег · В сфере национального производства основой процветания национальной торговли остается экспорториентированное производство внутри страны |
Начальная школа (постижение исходных основ науки) | Представителем этой школы в Англии является Уильям Петти (1623–1687). “Начальная школа” в России двойственна – это сумма почвеннических и привнесенных западных концепций. Она связана с именами М.В. Ломоносова, Х.А. Шлецера, А.К. Шторха, Н.С. Мордвинова и др. | · Факторы, участвующие в производстве продукции: два основных – земля и труд («оценку всех предметов следовало бы привести к двум естественным знаменателям, к земле и труду; т.е. нам следовало бы говорить: стоимость корабля или сюртука равна стоимости такого-то и такого-то количества земли, такого-то и такого-то количества труда, потому что ведь оба – и корабль, и сюртук – произведены землей и человеческим трудом») и два дополнительных – квалификацию (искусство) работника и средства его труда (орудия, запасы и материалы). · Попытка определения основы ценообразования на базе трудовых затрат. · Заработная плата (устанавливаемая в законодательном порядке) должна обеспечивать минимум средств существования рабочего; повышение ее - прямой ущерб для общества. · Выделены основные проблемы страны: Ø внешняя безопасность, охрана границ, содержание армии; Ø организация стабильного и эффективного государственного управления на гигантских просторах; Ø обретение выходов к морям, создание внешнеэкономических коммуникаций; Ø слабая населенность, недостаточность трудовых ресурсов; Ø ускорение экономического развития страны, недопущение ее значительного отставания от других передовых (европейских) государств. Необходимо активное вмешательство государства в экономическую жизнь, проведение протекционистской политики для достижения активного торгового баланса. |
Макроэкономическая школа физиократов | Возникает из необходимости выработки альтернативы господствующим экономическим воззрениям меркантилистов. Хозяйственная политика, базировавшаяся на меркантилистских воззрениях, проводилась во Франции на протяжении предшествующего века и привела страну к банкротству. Наиболее известным представителем является француз Франсуа Кенэ (1694-1774). Его важнейшая работа – “Экономическая таблица” Основные представители: Анн Роберт Тюрго, Пьер Буагильбера, Дюпон де Немур, В.Мирабо и др. | · Приходят к пониманию экономических законов, которые действуют независимо от воли отдельных лиц. Естественными законами управляет принцип естественного порядка. Эти законы имеют место в природе, действуют в живом организме, в мире животных. Отсюда – уменьшение гос. регулирования экономики. · В понимании физиократов богатство образует натуральный продукт, но такой натуральный продукт, который может быть обменян. Природное благо становится богатством тогда когда оно продается или может быть продано. · Сфера, где происходит реальный прирост богатства, – сельское хозяйство, все остальные – только преобразуют и удорожают исходное сырье. Только земля способна приносить доход, превышающий первоначальные затраты. · Разработана целостная макроэкономическая модель функционирования экономики страны (Франции XVIII в.). · Дешевизна съестных припасов невыгодна никому, даже бедным слоям населения. Дороговизна выгодна всем, ибо способствует увеличению прибыли земледельцев, росту доходов собственников земли, росту налогов, а следовательно – благоденствию всего государства. |
Английская классическая (космополитическая) школа | Ее родоначальником является шотландец Адам Смит (1723-1790). Его работа “Исследование о причинах и природе богатства народов” (1776 г.). Давид Рикардо (1772-1823), главный труд которого - “Начала политической экономии и налогового обложения” (1817 г.). Джон Стюарт Милль (1806–1873) – «Принципы политической экономии» (1848 г.) | · Разделение труда является важнейшей причиной роста производительности труда, а, следовательно, и роста богатства. Истинный источник богатства, по Смиту, «годовой труд нации», используемый на личное и производительное потребление. · Каковы бы ни были желания и стремления человека нечто заставляет действовать во благо всего общества, что вовсе не входило в его первоначальные намерения. (“невидимая рука рынка”). · Отмечает и две стороны экономической науки - позитивную (аналитическую) и нормативную. · Анализирует природу богатства: деньги не есть богатство, а технический инструмент обмена, необходимый для его облегчения. · Стоимость товара определяется не трудом, затраченным на производство данного товара, а трудом, который может быть получен в обмен на данный товар · Щедрая оплата труда является поэтому как неизбежным следствием, так и естественным симптомом роста национального богатства. · Создана политико-экономическая система знаний о передовой стране того времени (Англии) базирующуюся на трудовой концепции стоимости |
Просветительская школа | Основоположник: француз Жан-Батист Сэй (1767-1832). | Теория трех факторов производства (каждый из трех основных факторов производства - труд, капитал и земля - сам создает доход, соответственно, заработную плату, прибыль и ренту). Согласно факторной теории стоимость не распадается на доходы, а складывается из них. Сами же доходы не что иное, как результат функционирования факторов либо «жертв» их владельцев. |
Апокалиптическое направление | Наиболее известным представителем, последователем и критиком является Томас Роберт Мальтус (1766-1834). Его основная работа “Опыт о законе народонаселения” (1798) | Предложена модель неравновесного роста на основе теории народонаселения:
|
Историческая школа | Основоположником данной экономической школы является Фридрих Лист (1789-1846). Его главный труд - “Национальная система политической экономии” (1841 г.). Горячими сторонниками идей Фридриха Листа были: выдающийся реформатор России Сергей Юльевич Витте (1849-1915) и реформатор послевоенной Германии Людвиг Эрхард (1897-1977). Представители: Бруно Гильдебранд (1812–1878), Карл Книс (1821–1898) | · Каждая страна имеет свои национальные экономические особенности и развивается особым неповторимым путем. · Сравнительный метод в экономической науке – наиболее надежный и результативный инструмент изучения экономической реальности. · Выступает против космополитизма за первенство национального, против свободы торговли (как ее понимал А. Смит) за протекционизм, против раздробленности за национальное единство с целью подъема экономики страны. · Открыть законы посредством логических обоснований нельзя. Обобщения теоретического характера должны опираться на опыт, факты. |
Утопическая школа | В XIX веке наибольшую известность имели теории таких социалистов-утопистов как Франсуа Мари Шарль Фурье[1] (1772-1837), Анри де Сен-Симон (1760–1825), Роберт Оуэн (1771-1858), Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) | · Существуют два основных вида утопий, искусственных конструкций общества, которые, по замыслу авторов, в процессе реализации должны преодолеть человеческие и социальные пороки: социалистические и коммунистические утопии; либерально-демократические утопии; · Соответственно имеется два противоположных вида антиутопий: антисоциалистические и антилиберальные. · Если общество потеряет своих главных промышленников, ученых, банкиров, нация превратится в безжизненный организм. Если же общество останется без чиновников, священников, дворян, никакого серьезного ущерба для государства не будет. Мир, в котором живут люди, опирается на промышленность, общество сильно деятельностью тех, кто занят в промышленности, науке, сфере производства. · Преодолеть социальное неравенство можно посредством справедливого распределения основных материальных благ, исследование основ налогообложения. |
Марксизм | Основоположник – немецкий ученый, философ, экономист Карл Маркс (1818 – 1883) и его друг и соратник Фридрих Энгельс (1820 – 1895). В России марксизм получил самое широкое распространение. Марксистами были Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий, П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков и др. | Исходные аксиомы экономической теории марксизма таковы: · в основе цены товара (стоимости) лежит общественно необходимый труд, затраченный на производство; · труд работников делится на конкретный и абстрактный (качественно однородный человеческий труд, обезличенный и сопоставимый с трудом другого человека). Является источником стоимости, которая проявляется исключительно в процессе эквивалентного обмена. В обществе, функционирующем на базе неэквивалентного обмена стоимость не проявляется, труд не принимает абстрактной формы. · капиталистический способ производства - историческая стадия в развитии товарного хозяйства, на которой рабочая сила человека становится товаром; объектом эксплуатации. · в процессе капиталистического производства наемные рабочие создают новую стоимость. Эта новая стоимость больше стоимости рабочей силы (заработной платы) на величину прибавочной стоимости, которую безвозмездно присваивает капиталист. |
Блок 2. Основные направления современной экономической мысли
Однако вернёмся к другому пути, по которому пошла западная экономическая мысль. Собственно говоря, в середине 19 в, существовало несколько школ, которые можно отнести к немарксистскому направлению в развитии экономической теории.
Одной из основ неоклассического направления стала теория издержек производства, в развитие которой внесли крупный вклад Т. Мальтус, Ж.Б. Сэй, Джеймс Миль, Дж.Ст. Миль, Н. Сениор, Ф. Бастиа и др. Некоторые из них являлись сторонниками теории полезности, согласно которой «производство создаёт полезность, а полезность сообщает предметам ценность (стоимость)». Поскольку в процессе производства принимают участие все три основных фактора производства: труд, капитал и земля, постольку каждый из них (точнее их владельцы) вправе рассчитывать на справедливое вознаграждение.
Теория полезности сама по себе не была нова. Она возникла ещё в 18 веке в работах Э. Кондальяка и Ф. Галиани. В 19 в. она была усовершенствована с помощью предельного анализа (marginal analysis), который и дал одно из названий данному направлению экономической мысли («маржинализм»). Прежде всего, это заслуга австрийской школы (К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бём-Баверк). Согласно теории предельной полезности, ценность блага зависит от его редкости и определяется той пользой, которую приносит последняя (предельная, дополнительная) единица запаса блага. Предельный анализ впоследствии был распространён на другие экономические теории: издержек производства, распределения, общего равновесия. Дж.Б. Кларк (США) создал теорию предельной производительности и сформулировал закон убывающей предельной производительности факторов производства.
Большой вклад в развитие экономической теории внесли представители математической школы (Л. Вальрас, В. Парето, У. Джевонс и др.), а также их исторические предшественники – А. Курно и Г. Госсен. Они придавал большое значение использованию количественных, математических методов в экономическом анализе. Опираясь на идеи А. Смита, Л. Вальрас разработал экономико-математические модели общего рыночного равновесия, а В. Парето сформулировал три своих знаменитых принципа .
Завершил в основном формирование неоклассического направления в конце 19 в. представитель кембриджской школы А. Маршалл, состыковавший теории издержек производства, спроса и предложения с теориями предельной полезности ж предельной производительности. Он же ввёл в научный оборот такое широко известное ныне понятие как эластичность спроса и предложения, предложил способ вычисления этого показателя.
Представители неоклассического направления в своих работах отказались от употребления термина «политическая экономия» и заменили его термином «экономикс» (economics). Термин «экономикc» впервые появился в незавершённой работе английского экономиста У. Джевонса "Принципы экономики" и был обстоятельно охарактеризован А. Маршаллом в его работе с аналогичным названием (1890 г.). Маршалл считал, что термины "политическая экономия" и "экономикс" не тождественны как чистаяи прикладная экономические теории. Другой английский экономист М. Добб считал, что политическая экономия рассматривает отношения между классами и социальными группами (чем занимались А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс). В центре же исследования «экономикса» находится проблема равновесия. В целом же представители неоклассического направления считали, что экономика управляется рынком, законом спроса ж предложения ж вмешательство государства в действие рыночного механизма несёт только вред (принцип "laissez faire" - пусть всё идёт как идёт).
Название "политическая экономия" возвратили экономической теории кейнсианцы, сторонники активного вмешательства государства в хозяйственную жизнь. В настоящее время в западной экономической литературе используются оба указанных термина без их общепризнанного разграничения.
Неоклассическая школа решала в основном вопросы микроэкономического уровня. Макроэкономические проблемы оказались гораздо менее разработанными. «Великий кризис 1929-1935гг.» явился тем катализатором, который обнажил глубокое несоответствие ортодоксальных неоклассических представления о функционировании рыночного механизма реальной действительности. Оказалось, что процветание отдельных фирм не тождественно эффективному функционированию экономики в целом.
Микроэкономическому анализу неоклассиков Джон Мейнард Кейнс противопоставил макроэкономический подход, основанный на анализе зависимостей и пропорций между совокупным народнохозяйственными величинами - национальным доходом, сбережениями, инвестициями, потреблением (см. его «Общую теория занятости, процента и денег», 1936 г.). Кейнс и его последователи считали, что рыночный механизм на макроуровне не справляется с решением задач эффективного воспроизводства, борьбы с инфляцией и безработицей и т.п. и потому нуждается в государственном вмешательстве и корректировке.
Основным фактором, воздействующим на динамичное развитие экономики, Кейнс считал "эффективный спрос". Для его регулирования необходимы активные меры кредитно-денежной и бюджетной политики. Во время спада государство должно снижать налоги, увеличивать дотации и госзаказы производителям, создавать новые рабочие места, снижать ставку процента по кредитам, расширять социальные программы помощи, короче говоря, проводить «проинфляционную» политику превышения расходов над доходами. Тем самым будет активизироваться покупательский спрос и поддерживаться производство. В периоды экономического подъёма политика государства должна быть прямо противоположной.
Господство кейнсианской школы в развитии западной экономической мысли продолжалось вплоть до конца 70х годов 20 века, т.е. до момента, когда кризис системы государственного регулирования достиг пика. Оказалось, что рецепты кейнсианской школы не срабатывают в условиях одновременно высокой инфляции ж экономического спада (а именно такая ситуация стала характерной для экономики Запада в 70е годы).
На первый план опять выдвинулись представители неоклассического направления (прежде всего в США и Великобритании). В рамках неоклассического направления в настоящее время выделяют три теории (школы): монетаризм, теорию «экономики предложения», теорию «рациональных ожиданий».
Монетаристских взглядов придерживаются представители так называемой чикагской школы – М. Фридмен, А. Шварц, а также близкие к ним по духу либералы – Фридрих фон Хайек, Л. Мизес. Они последовательные сторонники свободного рынка, «минимума государства». Они считают, что ничего более совершенного, чем рыночное ценообразование быть не может, и что общество страдает при отходе от идеи управления, осуществляемого рыночным механизмом. Деньги же, по их мнению, представляют собой главную и решающую силу в рыночной экономике. Основная функция государства заключается, таким образом, в регулировании денежной массы.
Сторонники теории «экономики предложения» (Дж. Гилдер, А. Лаффер, М. Эванс и др.), в противоположность кейнсианцам, считают необходимым сосредоточить усилия государства не на спросе, а на предложении. В качестве стимулирующих мер для активизации производства и накопления капитала они предлагают снижение налогов и предоставление льгот корпорациям. Одновременное сокращение расходов на социальные программы усилит стимулы к труду и сбалансирует бюджет.
Наряду с традиционными для неё вопросами микроэкономики, неоклассическая школа активно разрабатывает сейчас проблемы макроэкономического уровня. За последние 20-30 лет большую популярность среди части экономистов завоевала теория рациональных ожиданий, которую иногда называют "неоклассической макроэкономикой".Её сторонники (Р. Лукас, Т. Сарджент, Н. Уоллес и др.) доказывают, что способность экономических субъектов (фирм, работников, потребителей) рационально оценивать прошлые изменения в экономической жизни, предвидеть перспективы развития хозяйственной конъюнктуры и принимать заблаговременные решения, сводят к нулю эффективность государственного регулирования экономики.
Помимо перечисленных теорий в современной экономической мысли Запада можно выделить ещё несколько направлений и концепций.
Прежде всего это касается кейнсианства. В 50е годы усилиями Р. Харрода, Е. Домара, Э. Хансена и др. оформилось неокейнсианскоенаправление. Упор был сделан на проблемах экономического роста, темпах развития, вкладе каждого фактора и т.п.
Попытки соединить кейнсианские рекомендации по регулированию экономики с неоклассическими положениями о стимулировании производства породили теорию «неоклассического синтеза» (П. Самуэльсон).
Другую попытку модернизации традиционного кейнсианства представляет собой посткейнсианство (Дж. Робинсон, Н. Калдор, Р. Клауэр и др.). Пытаясь обновить теорию Кейнса, посткейнсианцы не идут при этом на компромисс с неоклассическим направлением. Они пытаются вернуться к истокам классической школы, к теории стоимости Рикардо, готовы признать вклад К. Маркса в развитие экономической науки.
Особое направление в развитии экономической мысли представляет институционально-социологическая школа. Оно возникло в конце 19 века на базе так называемой исторической школы и оформилось в 20-30х годах уже ХХ века. Её представители (Т. Веблен, У. Митчел, Дж. Гэлбрейт, Р. Хейлбронер и др.) рассматривают экономику как систему взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, «институтами», под которыми понимают фирмы, профсоюзы, государство. Помимо чисто экономических факторов они исследуют влияние на экономику правовых, этических, психологических и прочих явлений. Путём «социального диалога», «партнёрства», по их мнению, можно разрешить большинство проблем как в социальной сфере, так и в производстве. В рамках этого направления можно отметить теории: «стадий роста» (У. Ростоу), «постиндустриального общества» (Дж. Белл), «информационного общества».
В 50-70е годы двадцатого столетия среди экономистов институционального направления распространилась теория конвергенции (Дж. Гэлбрейт, Я. Тинберген, Р. Арон, П. Сорокин и др.), в соответствии с которой мировая экономика движется к некоему симбиозу из положительных черт капитализма и социализма. Сближение, по их мнению, идёт в области техники, социальной структуры, управления и т.д.
Ещё одним направлением, возникшим в конце 60х годов можно считать так называемую радикальную политэкономию(Г. Шерман, Э. Хант и др.), выражающую интересы мелкого и среднего предпринимательства. По своим теоретическим положениям она близка посткейнсианству и институционализму, пытается использовать отдельные элементы марксистской теории. Резко расходится с неоклассической школой.
Завершая краткий обзор основных этапов и направлений развития экономической теории, следует подчеркнуть, что «свободная конкуренция» на «рынке экономических идей» положительно сказывается на развитии экономической науки в целом, заставляет совершенствовать теории, усиливать аргументацию, генерировать новые идеи.