Информационно-методические средства

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебно-методической работе

_____________ Н.П. Маслова

«_____» ___________ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Мировая экономика»

специальность 080105 – Финансы и кредит

специализация 080105-04 – Банковское дело

кафедра «Международных экономических отношений»

КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК И БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ, ВЫДЕЛЯЕМЫЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:

Курс(ы) - 2 (Д), 3(З), 2(Зс), 2(ВВ)

Семестр(ы) - 4 (Д)

Лекции - 18 час. (Д), 6 час. (З), 10 час. (Зс), 8 час. (ВВ)

Практические (семинарские) занятия - 18 час. (Д), 4 час. (З)

Итого аудиторных занятий - 36 час. (Д), 10 час. (З), 10 час. (Зс), 8 час (ВВ)

Самостоятельная работа - 84 час. (Д), 110 час. (З), 110 час. (Зс), 112 час (ВВ)

Общий бюджет времени - 120 час.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Экзамен - 4 семестр (Д)

Экспертное заключение

Методического совета по базовому образованию

(совета специальности при профилирующей кафедре) о рабочей программе по дисциплине

«Мировая экономика»,

предусмотренной учебным планом подготовки дипломированного специалиста по специальности 080105 «Финансы и кредит»

Рассмотрев структуру, содержание и качество оформления рабочей программы по дисциплине «Мировая экономика» учебного плана специальности 080105 «Финансы и кредит», специализация 080105-04 «Банковское дело» методический совет по базовому образованию отмечает, что рабочая программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта специальности «Финансы и кредит» высшего профессионального образования в части выполнения требований, предъявляемых к уровню профессиональной квалификации выпускников, их знаний, умений и навыков по соответствующему циклу дисциплин и по самой дисциплине.

В рабочей программе по дисциплине «Мировая экономика» обоснована междисциплинарная логика, основные разделы курса имеют логическую последовательность построения и соотносятся по своему объему.

Бюджет времени, отводимого на различные виды аудиторных занятий (лекционных и семинарских), согласован с бюджетом на различные формы самостоятельной работы студентов. Информационно-методическое обеспечение учебных занятий и самостоятельной работы достаточно полное.

На основании вышеизложенного совет предлагает утвердить рабочую программу по учебной дисциплине «Мировая экономика», представленную на экспертизу.

Подписи:

Председатель совета: ___________________________

Члены экспертной группы: ____________________________

____________________________

____________________________

«___»_____________________ 20__г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ростовский государственный экономический университет (ринх)

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

УТВЕРЖДАЮ:
Проректор Н.П.Маслова

ОПД.Ф.5

(индекс)

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ(И)

(код)
«Мировая экономика»

(наименование)

Финансы и кредит

(наименование)

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ(И)

080105-04

(код)

“Банковское дело”

(наименование)

ФАКУЛЬТЕТ 05 Финансовый

КАФЕДРА 02 Банковского дела

(код)     (наименование)    
ОБЩИЙ ОБЪЕМ работы студента в час. ГОС уч. план Очная форма Заочная форма
      5 лет 5 лет 6 мес 3года 6мес 3 года
Всего аудиторных занятий, час, в том числе:
- лекций, по семестрам
         
- лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам -      
           
- практические занятия, по семестрам    
         
Индивидуальная работа, час
Всего самостоятельной работы, час, в том числе:        
- контрольные работы по семестрам - - - -
- курсовые работы по семестрам -      
- курсовые проекты по семестрам -      
- др. виды работы по семестрам        
Зачеты, по семестрам, час        
Экзамены, по семестрам, час 4 сем. 3 курс 2 курс 2 курс
                 

Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.

ОСНОВАНИЕ ГОС ВПО по специальности 060400 «Финансы и кредит» от 17.03.2000г.

Учебный план по специальности 080105 «Финансы и кредит» одобрен Ученым советом вуза 30.06.2009 г. Протокол № 9.

АВТОР к.э.н., ст. преподаватель ____________________________Мезинова И.А. _____29.06.11___

(ученая степень, звание, должность) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА

Кафедрой Международных экономических отношений Самофалов В.И. 29.06.11

(наименование) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

Учебно-методическим советом специальности

Учебно-методическим управлением Иванова Е.А.

1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований ГОС)

Цель дисциплины «Мировая экономика» - формирование у студентов знаний теоретических основ мировой экономики, современных норм и правил ее функционирования, умений и навыков ориентирования в настоящем эмпирическом состоянии и тенденциях развития мировой экономической системы.

Задачи дисциплины «Мировая экономика»:

- сформировать комплексное представление об общих принципах и результатах развития мировой экономики;

- дать представление о потенциале и структуре мировой экономики;

- дать знания в области анализа перспектив и оценки последствий участия стран в глобализирующемся мире;

- изучить международные экономические отношения стран и их участие в международном разделении труда;

- оценить состояние и перспективы участия различных субъектов в современной мировой экономике.

Дисциплина «Мировая экономика» основывается на ранее изученных фундаментальных экономических дисциплинах, таких как «Общая экономическая теория», «Экономическая география». В свою очередь данная дисциплина выступает базой для освоения студентами последующих дисциплин специализации – например, «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения» и др. В рамках подготовки специалиста по специальности «Финансы и кредит» необходимо уметь ориентироваться в современных тенденциях развития мировой финансовой инфраструктуры, где базисом изучения является дисциплина «мировая экономика».

1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины

Студент должен знать основы формирования, структуру, принципы функционирования и особенности регулирования мировой экономики
Студент должен уметь получать новые знания, систематизировать их, проводить анализ факторов развития мирового хозяйства и оперировать базовыми понятиями дисциплины
Студент должен иметь представление о механизме функционирования мировой экономической системы и основных тенденциях её развития

1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

Перечень действующих дисциплин с указанием разделов (тем) Перечень последующих дисциплин, видов работ
Экономическая теория (заключительный раздел) Международные валютно-кредитные отношения  

2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя.

2.1. Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) М
Показательный (изложение материала с приемами показа) П
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) Д
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) Э
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) ПБ
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) И
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) ПГ
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения  

2.2. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)  
Неделя Кол. час Вид занятия, тема и краткое содержание Методы
1-2 2/2 Тема 1. «Мировая экономика: сущность, этапы становления и особенности современного развития» Актуальность изучения курса «МЭ». Предмет, цель и задачи курса. Структура курса «МЭ» и его взаимосвязь с другими курсами. Роль дисциплины в освоении специальности «Мировая экономика». Методы изучения дисциплины. Структура дисциплины. Понятия «мировая экономика» (МЭ) и «мировое хозяйство» (МХ). Национальная экономика и ее связь с мировой. МЭ как система внешнеэкономических связей национальных экономик. Современное содержание мировой экономики. Признаки МЭ. Международное производство как основа МХ. Микро- и макроуровни МХ. Экономическая модель МХ (субъекты, связи, интересы). Этапы эволюции МЭ. Объективные предпосылки и факторы формирования и развития МЭ. Формирование экономики открытого типа, ее характерные черты. Либерализация внешнеэкономических связей стран. Усиление целостности мира на рубеже XX-XXI вв. Сущность глобализации и ее последствия. Тенденции глобализации МЭ. Интернационализация хозяйственной жизни и мировой воспроизводственный процесс.    
  Лекция «Мировая экономика: сущность, этапы становления и особенности современного развития» 1. Мировая экономика как основная категория курса. Предмет и задачи курса МЭ. 2. Сущность мирового хозяйства и причины его возникновения 3. Понятие мировой экономики, ее характерные черты. 4. Этапы развития мировой экономики 5. Современные тенденции и проблемы развития МХ.   М, Д, П
  План семинарского занятия: 1. Цели и задачи курса. 2. МЭ (МХ): сущность и характерные черты. 3. Этапы эволюции МЭ. 4. Тенденции развития МЭ. 5. Основные проблемы развития МХ 6. Экономика открытого типа: сущность и характерные черты   Д, Э, И
3-4, 5-6 4/4 Тема 2. «Субъекты мировой экономики» Национальные хозяйства в мировой экономике и их национальные интересы. Цели и критерии группировки стран (экономические, отраслевые, финансовые, внешнеэкономические, социальные). Основные классификации стран согласно трактовки ООН, МВФ, группы институтов Всемирного Банка и др. Региональные (зональные) объединения стран – интеграционные союзы в МЭ и их влияние на развитие международного производства. Международные корпорации как субъекты МЭ и мирового воспроизводственного процесса. Формирование международных организаций в МЭ и их влияние на развитие МЭ.    
  Лекция «Субъекты мировой экономики» 1. Национальная экономика как основной субъект мирохозяйственных отношений. 2. Критерии группировки стран МХ. 3. Классификация стран по методике МВФ, ООН, Всемирного Банка. 4. Международные экономические организации, их функции и классификация. 5. Международные интеграционные союзы и их роль в МЭ. 6. Международные корпорации как субъект мирового хозяйства. М, Д, Э, Кт* (тестовая письменная работа)
  План семинарского занятия: 1. Национальная экономика как ведущий субъект МХ. Критерии классификации стран МХ. 2. Типология стран мира по методике ООН, МВФ, Всемирного Банка. 3. Характеристика отдельных групп стран. 4. Международные экономические организации, их функции и роль в процессе регулирования мирохозяйственных отношений. Классификация международных экономических организаций. 5. Международные корпорации: понятие, признаки, формы, стратегии развития, механизм функционирования (с примерами). Последствия деятельности МК для экономики страны базирования и принимающей страны.Роль международных корпораций в мировой экономике. 6. Международные интеграционные союзы: сущность, предпосылки, цели объединения. Основные формы (этапы) международной экономической интеграции. 7. Особенности развития процессов международной экономической интеграции в различных группах стран (ЕС, НАФТА, СНГ, МЕРКОСУР, АТЭС, АСЕАН) И, П, Д,
7-8 2/2 Тема 3. «Международное разделение труда – объективная основа МЭ»   Сущность, социально-экономические и политические факторы международного разделения труда. Исторические типы разделения труда и их особенности. Теоретические основы международного разделения труда. Формы международного разделения труда. Технико-экономические и организационные формы экономической специализации. Предметная, подетальная, технологическая специализация. Показатели уровня международной специализации. Международная кооперация производства: признаки, формы и классификация. Методы международной кооперации производства. Совместные предприятия и их специфическая роль в МРТ. Основные направления международного разделения труда и факторы их определяющие. Изменения в международном разделении труда между промышленно развитыми странами. Место НИС и развивающихся регионов в международном разделении труда.    
  Лекция «Международное разделение труда – объективная основа МЭ»
  1. Сущность и исторические предпосылки развития МРТ.
  2. Формы и виды МРТ.
  3. Современные тенденции в развитии МРТ.
 
М, Д, П
  План семинарского занятия: 1. Сущность международного разделения труда и его экономическая целесообразность. 2. Факторы развития процесса международного разделения труда. 3. Международная специализация производства как форма международного разделения труда. 4. Международное производственное кооперирование как форма МРТ: понятие и формы организации. 5. Показатели участия отдельных национальных экономик в системе МРТ. 6. Современные тенденции развития МРТ.   Д,
9-10 2/2 Тема 4. Международная торговля товарами и услугами (МТТиУ) как форма международных экономических отношений Международная торговля: понятие и формы (экспортные и импортные операции). Объективные предпосылки и факторы развития международной торговли. Мировой рынок и его специфика. Современное значение международной торговли. Динамика объемов международной торговли. Масштабы и направления товарных потоков в современной МЭ. Изменения в товарной и географической структуре международной торговли. Сущность и особенности международной торговли услугами. Факторы и предпосылки формирования мирового рынка услуг. Сегменты мирового рынка услуг. Объем международной торговли услугами. Структура мирового экспорта-импорта услуг и ее динамика. Национальный уровень регулирования внешней торговли. Внешнеторговая политика государства: цели, формы, инструменты. Сущность таможенного тарифа, виды и значение. Режимы внешней торговли. Нетарифные меры регулирования. ВТО и ЮНКТАД в межгосударственном регулировании мировой торговли: цели и направления деятельности.    
  Лекция «Международная торговля товарами и услугами как форма международных экономических отношений»
  1. Сущность и значение международной торговли для развития национальной экономики
  2. Формы, показатели и современные тенденции развития МТТ
  3. Формы, показатели и современные тенденции развития международной торговли услугами.
  4. Формы и инструменты национального регулирования внешней торговли
 
М, Э
  План семинарского занятия: 1. Международная торговля: сущность, субъекты и объекты, значение. 2. Основные показатели внешнеторговой статистики 3. Динамика объемов и географической структуры международной торговли 4. Международная торговля услугами: сущность и специфика, объем и структура. 5. Понятие и виды внешнеторговой политики, ее инструменты. 6. Структура и направления деятельности ВТО.   Д, Кт
11-12 2/2 Тема 5. Международное производственное и научно-техническое сотрудничество   Экономическая природа и содержание международного научно-технического сотрудничества и торговли технологиями. НТП как фактор сохранения и повышения конкурентоспособности. Мировой рынок технологий: структура и современные особенности. Основные формы передачи научно-технических знаний. Патент. Международная торговля лицензиями. Международный лизинг. Инжиниринг как коммерческая форма международной передачи технологий. Консалтинг в сфере МЭО. Проблемы технологической зависимости во всемирном хозяйстве. Современные тенденции международного производственного и научно-технического сотрудничества.    
  Лекция «Международное производственное и научно-техническое сотрудничество»
  1. Сущность и предпосылки международного обмена технологиями
  2. Структура и особенности развития мирового рынка технологий
  3. Основные формы передачи научно-технических знаний в мировой экономике
  4. Формы международного производственного и научно-технического сотрудничества
   
М, Э
  План семинарского занятия: 1. Экономическое содержание международного научно-технического сотрудничества. 2. Структура и тенденции развития мирового рынка технологий. 3. Формы международного производственного и научно-технического сотрудничества. 4. Международная торговля патентами и лицензиями.   Д, Э
13-14 2/2 Тема 6. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения   Развитие миграции капиталов, предпосылки, факторы и мотивы миграции капиталов. Формы движения капитала. Предпринимательский и ссудный капитал. Прямые и портфельные инвестиции. Инвестиционный климат и инвестиционные риски стран. Географическая и отраслевая структура прямых иностранных инвестиций (ПИИ), современные тенденции. Тенденции движения портфельных инвестиций. Мировой рынок ссудных капиталов и его сегменты. Международный кредит и его роль в мировой экономике. Мировые кредиторы и заемщики. Проблема внешнего долга и методы ее решения. Мировые финансовые центры. Международные валютные отношения. Мировая валютная система: сущность, цели, функции. Основные элементы мировой валютной системы. Валюты и их виды. Условия конвертируемости валюты. Валютный курс как экономическая категория и факторы, влияющие на его изменение. Валютные рынки: мировой, региональный, национальные. Эволюция мировой валютной системы: Парижская, Генуэзская, Бреттон-Вудская, Ямайская валютные системы и их основные принципы. Специальные права заимствования (СДР). Европейская валютная система. Введение евро: причины и последствия. Международные и региональные валютно-кредитные организации. Международный валютный фонд (МВФ). Институты Группы Всемирного банка. Европейский банк реконструкции и развития.    
  Лекция «Международные валютно-финансовые и кредитные отношения» 1. Мировая валютная система: сущность, виды, элементы 2. Валюта, валютные курсы и валютный рынок: понятие, виды, современные особенности 3. Эволюция мировой валютной системы 4. Роль международных финансовых организаций в функционировании МВС   М, Э
  План семинарского занятия: 1. Вывоз и миграция капитала: сущность, причины, формы. 2. ПИИ и их роль в мировой экономике. Инвестиционный климат и инвестиционные риски. 3. Мировой рынок ссудных капиталов: структура, центры, тенденции. Международный кредит: сущность, виды и роль в мировой экономике. 4. Международные валютные отношения и мировая валютная система, ее основные элементы и этапы эволюции. 5. Валютный курс и факторы его определяющие. Валютные рынки: сущность и тенденции развития. 6. Регулирование международных валютно-финансовых отношений.   Д, Э
15-16 2/2 Тема 7. Международная миграция рабочей силы как форма МЭО   Мировой рынок рабочей силы и международная трудовая миграция. Причины миграции рабочей силы и факторы, определяющие миграционные потоки. Формы международной миграции рабочей силы. Основные направления международной миграции рабочей силы. Главные мировые центры эмиграции и иммиграции. Последствия миграции для стран экспортеров и импортеров рабочей силы. Национальное регулирование миграции рабочей силы. Миграционная политика в странах эмиграции и иммиграции и ее инструменты. Международное регулирование миграционных процессов. Роль Международной организации труда (МОТ) в регулировании межгосударственного перемещения рабочей силы. Деятельность Международной организации по миграции ( МОМ ).    
  Лекция «Международная миграция рабочей силы как форма МЭО» 1. Сущность и причины миграции рабочей силы 2. Формы ММРС и их характеристика 3. Современные тенденции в процессах ММРС 4. Последствия ММРС для стран-экспортеров и импортеров рабочей силы 5. Эмиграционная и иммиграционная политика государства: сущность, цели, инструменты   М, Э
  План семинарского занятия: 1. Международная трудовая миграция и факторы ее определяющие. Мировой рынок рабочей силы. 2. Формы международной трудовой миграции. 3. Центры мировой трудовой миграции. 4. Национальный уровень регулирования международной трудовой миграции. 5. Интернациональный уровень регулирования миграционных процессов.   Д, Э
17-18 2/2 Тема 8. Россия в современной системе МЭО Изменение экономического положения России. Место и роль Российской Федерации в МХ. Реформы во внешнеэкономической политике России. Переход к экономике открытого типа и либерализации внешнеэкономической деятельности. Мирохозяйственная стратегия России и дальнейшие перспективы ее интеграции в мировую экономику. Экспортный потенциал и импортные потребности РФ. Современные объемы и товарная структура торговли России с другими странами мирового хозяйства. Основные внешнеторговые партнеры России. Особенности внешнеторговой политики РФ. Проблемы и перспективы вступления России в ВТО. Международные производственные и научно-технические связи РФ. Совместное предпринимательство и особые экономические зоны в РФ. Россия как субъект мирового рынка капиталов и как сфера приложения иностранного капитала. Регулирование иностранных инвестиций в России. Общая характеристика валютной системы РФ. Проблема конвертируемости рубля. Состояние платежного баланса России. Миграция рабочей силы в России.    
  Лекция «Россия в современной системе МЭО»
  1. Внешняя торговля России.
  2. Международные производственные и научно-технические связи РФ
  3. РФ как субъект и объект мирового рынка капиталов
  4. Место и роль РФ в сфере ММРС
М, Э
  План семинарского занятия:
  1. Цели и методы интеграции России в МЭ.
  2. Внешнеторговые отношения России и особенности внешнеторговой политики.
  3. Россия в международном научно-техническом сотрудничестве.
  4. Иностранные инвестиции в России.
  5. Россия на мировом рынке ссудных капиталов.
  6. Международное производственные и научно-технические связи РФ
  7. Миграция рабочей силы в/из России
 
Д, Э

2.3. Индивидуальная работа преподавателя со студентом

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, по докладам на НОК, рефератам, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др. Методы
          Тема контрольной работы: «Основные тенденции и проблемы развития мировой экономики » Контрольная работа пишется по теме 1 в соответствии с разобранным основным и дополнительным материалом Тема контрольной работы: «Основные субъекты мировой экономики» Контрольная работа пишется по теме 2 в соответствии с разобранным основным и дополнительным материалом Тема контрольной работы: «Международные экономические отношения стран на современном этапе» Контрольная работа пишется по темам 4-7 в соответствии с разобранным основным и дополнительным материалом   И,Кт

2.4   Самостоятельная работа студента
Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Методы
  Одной из форм самостоятельной работы студента является задание по написанию аналитического доклада. Это публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение на определённую тему. В докладе рассматриваются вопросы, выходящие за рамки учебного плана и представляющие интерес не только учебный, но и научный. Основная тематика докладов обозначена в рабочей программе дисциплины. В отдельных случаях студент может самостоятельно подобрать соответствующую его интересам тему доклада, предварительно согласовав её с преподавателем. Содержание доклада должно включать: - вступление, в котором обосновывается актуальность темы и формулируется цель сообщения; - основную часть, в которой раскрывается изучаемая проблема и различные подходы к её исследованию, что подтверждается конкретными эмпирическими данными; - заключение, в котором формулируются выводы, собственная позиция студента по излагаемой проблеме. Объём представляемого сообщения на семинаре должен укладываться в 7-10 минут устного изложения своими словами в определённой логике. В случае необходимости студент может выступить с данным докладом на заседании научно-исследовательского кружка, на студенческой конференции, либо принять участие в конкурсе на лучшую научную студенческую работу.   Э, И
1-2   Тематика учебно-исследовательской работы студента: ТЕМА 1. Мировая экономика: сущность, этапы становления и особенности современного развития 1. Противоречивый характер эволюции мирового хозяйства в современных условиях. 2. Глобальные проблемы мирового хозяйства и экономические аспекты их преодоления. 3. Противоречия современной глобализации и антиглобализм.    
3-6   ТЕМА 2. Субъекты мировой экономики 1. Структурные изменения в экономике промышленно развитых стран. 2. Место новых индустриальных стран (НИС) в мировом хозяйстве. 3. Основные направления и результаты рыночных преобразований в странах с переходной экономикой. 4. ТНК и ТНБ – главные проводники процессов глобализации мирового хозяйства. 5. Слияния и поглощения в деятельности ТНК. 6. Конференция ООН по торговле и развитию и её роль в МЭ. 7. Роль неформальных международных организаций в МЭ. 8. Интеграционные объединения стран Латинской Америки. 9. Результаты и перспективы североамериканской экономической интеграции в рамках НАФТА (Североамериканской зоны свободной торговли). 10. Направления региональной экономической интеграции стран АТР.    
7-8   ТЕМА 3. Международное разделение труда 1. Новые тенденции в мировой экономике и МРТ 2. Участие страны (по выбору) в международном разделении труда. 3. Развивающиеся страны в системе МРТ.    
9-10   ТЕМА 4. Международная торговля товарами и услугами как форма МЭО 1. Специфика международной торговли определённым видом товара (на примере сегмента мирового рынка). 2. Позиции стран с развитой рыночной экономикой на мировых рынках. 3. Развивающиеся страны в мировой торговле товарами. 4. Современные тенденциив мировой торговле товарами. 5. Особенности участия страны (по выбору) в международной торговле услугами. 6. Тенденции развития международного туризма. 7. Бизнес-услуги как объект международной торговли услугами. 8. Опыт государственного регулирования внешней торговли страны (по выбору). 9. Роль ВТО в регулировании международной торговли услугами. 10. Роль ОПЕК на мировом рынке нефти.    
11-12   ТЕМА 5. Международное производственное и научно-техническое сотрудничество в системе мирохозяйственных связей 1. НТП как фактор мирового экономического развития. 2. Франчайзинг как специфическая форма международного научно-технического и производственного сотрудничества. 3. Проблема технологической зависимости в мировом хозяйстве. 4. Зарубежный опыт создания особых (свободных) экономических зон (ОЭЗ).  
13-14   ТЕМА 6. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения 1. Роль Парижского и Лондонского клубов кредиторов в процессе урегулирования международных кредитных отношений. 2. Мировые финансовые и оффшорные центры. 3. Развивающиеся страны и проблема внешней задолженности в МЭ. 4. Современные мировые финансовые кризисы: природа и специфика проявления. 5. Европейская валютная система. 6. Роль МВФ в регулировании международной валютно-кредитной системы.  
15-16   ТЕМА 7. Международная миграция рабочей силы 1. Современные мировые центры притяжения рабочей силы. 2. Национальная миграционная политика (на примере отдельной страны или группы стран). 3. Проблема «утечки умов» и мировой рынок научных кадров. 4. Нелегальная трудовая миграцияи методы борьбы с ней.    
17-18   ТЕМА 8. Россия в современной системе МЭО 1. Влияние процесса глобализации на развитие экономических реформ в России. 2. Интернационализация российской экономики – примеры и последствия. 3. Россия и зарубежные страны (сравнительный анализ основных макроэкономических показателей). 4. Характер деятельности транснациональных корпораций в России. 5. Участие России в процессах региональной экономической интеграции. 6. Опыт участия России в международных экономических организациях. 7. Современный ресурсный потенциал России. 8. Место и роль России в современной системе международного разделения труда. 9. Современная товарная и географическая структура внешней торговли РФ. 10. Россия на мировом рынке услуг. 11. Методы и формы государственного регулирования внешнеторговых отношений России. 12. Проблемы вступления РФ в ВТО. 13. Иностранные инвестиции в экономике России. 14. Свободные экономические зоны: зарубежный опыт создания и перспективы развития в РФ. 15. Внешний долг России и отношения с международными финансовыми организациями на современном этапе. 16. Платёжный баланс России: структура и анализ состояния (за последний период). 17. Россия на мировом рынке наукоёмкой продукции и технологий. 18. Участие РФ в процессах международной миграции рабочей силы. 19. Нормативно-правовая база трудовой миграции в РФ.      

2. 5. Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе

Наименование основных методов Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения
1. Использование информационных ресурсов и баз данных Официальные сайты российских и международных регулирующих организаций
  1. http://www.cbr.ru
  2. http://www.gtk.ru
  3. http://www.wto.org
  4. http://www.un.org
  5. http://www.eurostat.org
  6. http://www.rbc.ru
  7. www.reuters.com
  8. http://www.imf.org
  9. http://www.worldbank.org
  10. www.iccwbo.org
  11. www.opec.org
  12. www.oecd.org
  13. www.uncitral.org
  14. www.unctad.org
  15. www.economy.gov.ru
 
2. Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий Мировая экономика и международный бизнес./Под ред. В.В. Полякова и Р.К. Щенина. – М.: КНОРУС, 2008.  
3. Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ Программа по дисциплине «Мировая экономика», рекомендованная УМО специальности «мировая экономика» проф. Смитиенко Б.М. Международная экономика. В 2-х частях А.П. Киреева, 2007г Международный экономические отношения. Международный бизнес / под ред. А.Ю. Архипова, Е.П. Пузаковой, 2008.  
5. Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук В темах 1, 4-7 (Экономическая теория)
6. Применение активных методов обучения, на основе опыта и др. Тема 2: составление классификационных таблиц типологии стран мировой экономики на базе критериев международных организаций ООН, МВФ, Всемирный Банк. Тема 3: определение абсолютного и сравнительного преимуществ стран, их международной специализации на базе изученных экономических теорий МРТ.  
7. Использование методов, основанных на изучении практики (case studies) Кейсы по темам 2, 4-8: «Государственные меры регулирования внешней торговли», «Азиатский валютный кризис», «ЕС на грани дефолта?», «Почему Wall-Mart так стремится в Индию», «Будущее России за трудовыми мигрантами?»  
8. Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач Работа в подгруппах при подготовке и проведении семинарского занятия по теме 8. «Проблемы и перспективы вступления России в ВТО».

Средства обучения

Вопросы к кейсу

1. Когда мировым сообществом была впервые официально разрешена к использованию всеми странами система гибких валютных курсов? С чем это было связано?

2. Каким образом центральный банк может использовать свои валютные ре­зервы для поддержания курса национальной валюты на валютном рынке и состояния платежного баланса в целом?

3. В чем Вы видите основные преимущества и нед

Наши рекомендации