Т Е М А 10. Теории организации и управления производством.
Первый период развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного управления", в которой он впервой рассмотрел научные подходы и принципы построения системы менеджмента. Используя систему менеджмента, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели менеджмента показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями. Именно под воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.
Второй период развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (адмистративная) учебное заведение менеджмента, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервой предоложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.
Третий период развития менеджмента стал называться "неоклассическим", нарождается и начинает развиваться учебное заведение "человеческих отношений", развитие которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе апрбируется социологическая концепция групповых решений. Четвертый период развития менеджмента относится к периоду 1940-1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее влияние на человека в системе менеджмента. Пятый период развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее час.
Так, Д. Макгрегор впервой обосновал свою теорию и доказал, что отношение управляющего к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритета контролирующего управляющего, в теории "У" - принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции - 1950-1960 г.) Шестой период развития менеджмента можно отнести к периоду 1970-1980 гг. Учеными - управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории менеджмента, смысл которых сводится к тому, что организация - это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) надобно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла просходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями менеджмента. К этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И.Ансоффа, "теория властных структур между организациями" Г.Саланчика, "конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов" Портера и т.д.
Седьмой период относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием "организационной структуры" как мощного механизма менеджмента, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами. Восьмой период развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции: · возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства; · создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации менеджмента, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности; · усиление международного характера менеджмента. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.
Основателем классической школы менеджмента считается Фредерик Уинслоу Тейлор. До Тейлора двигателем повышения производительности труда был принцип "пряника" - сколько сделаешь, столько и получишь. Однако данный подход к концу 19 - началу 20 века исчерпал себя.
С развитием промышленности менеджмент не могло базироваться на такой примитивной основе. Тейлор пришел к мысли организовать труд, который "предполагает выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменят собой личные суждения индивидуального работника и которые могут быть с пользой применяемы только после того, как будет произведен статистический учет, измерение и так дальше, их действия". По мнению Тейлора исполнитель был не в состоянии охватить производственный процесс в целом, тем более, что это постоянно меняющееся действо. Таким образом, в начале века роль управленца в решении того, что совершать исполнителю, как совершать, в каком объеме, вырастала неизмеримо и регламентация работы исполнителя принимала крайние формы.
Тейлор расчленил всю работу исполнителя на составные части. Отдельные движения были им прохронометрированны, а рабочий день расписан по секундам. Однако не стоит полагать, будто хронометраж приводил лишь к более точному определению возможности всего в результате рационализации самой работы и, в частности введения целесообразных режимов смен труда и отдыха.
Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны научной школой. Первых менеджеров в основном волновал вопрос об эффективности производства (технический подход). Свою дело они сосредоточивали на адаптации рабочих. В этих целях разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции и т.п. Большинство исследователей того времени полагали, что менеджмент - это искусство. Такое понимание менеджмента связано с тем, что не все работники по своим параметрам подходят для руководящей должности. Имеются определенные черты характера и навыки, которые свойственны всем преуспевающим менеджерам. Поэтому многие исследователи приняли подход при изучении личности с точки зрения характера. Т.е. если установить черты характера, свойственные менеджеру, то можно найти людей, которые обладают такими качествами. Результаты этих исследований показали, что определить параметры по чертам характера невозможно, что более того такая вещь, как ум, в некоторых случаях может не иметь в менеджменте первостепенного значения. В итоге было установлено, что концепция черт характеров просто не срабатывает. В связи с этим и возник вопрос: есть ли наука менеджмент? Научная учебное заведение занималась изучением вопросов роли и функций управляющего. Считалось, что, как только определялась суть работы управляющего, легко можно было выявить наиболее действенные методы руководства. Основные положения выглядят следующим образом:
Развитие принципов менеджмента. Описание функций менеджмента. Систематизированный подход к управлению всей организацией. Административная учебное заведение менеджмента - одна из школ развития управленческой мысли в первой половине XIX в. (1920 - 1930 гг.). Возникновение административной школы связывают с именем Анри Файоля. Если создатель школы научного менеджмента Ф. Тейлор начинал свою карьеру простым рабочим, что повлияло на его представление об менеджменте организацией, то авторы административной школы менеджмента имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена менеджмента в большом бизнесе. Файоль, которого называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией. Следовательно, они старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций в целом. Основной вклад представителей административной школы менеджмента в теорию менеджмента состоял в том, что они рассматривали менеджмент как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы менеджмента. Система менеджмента Тейлора
"Школа научного управления" может рассматриваться как предтеча к формированию организационной психологии. В начале века вышла книга инженера Фредерика Тейлора (1865-1915) "Научный менеджмент", принесшая позже ему мировую славу [12]. Сочетание двух слов в ее названии "научный" и "менеджмент" отражает суть и направленность разработанного Тейлором подхода. В тот исторический срок была безграничная вера в рациональные методы познания, сложившиеся на протяжении последних трех столетий. Успехи науки и новых технологий только подтверждали это. Научное и рациональное в то час значило лучшее. Научное понималось как однозначное, вычислимое, разложимое на элементы. Виделось, что приложение строго научных принципов к вопросам построения результативно действующей организации позволит найти и единственно правильные ответы на них. С самого начала своей карьеры инженер Тейлор более всего интересовался возможностями внедрения научных методов организации труда на производстве. Наблюдая за разгрузкой рабочими угля на сталелитейном предприятии он заметил, что объем выработки рабочих зависел от того, насколько форма лопаты соответствовала особенностям поступающего угля. Он предложил рабочим пользоваться разными по форме лопатами. Результаты этого усовершенствования простых трудовых операций потрясли его: производительность труда рабочих возросла в несколько раз. Открылась совершенно новая область приложения творческих усилий - технология трудовых операций. Невидимый ранее организационный контекст труда стал для Тейлора объектом пристального внимания. Поскольку производительность труда возросла, то появилась вероятность отбора людей наиболее способных работать с данной производительностью и увольнения менее способных, а высвобождаемые финансовые средства использовать для дополнительного материального поощрения. Наметились контуры новой системы менеджмента производством и работы с персоналом, посредством более пристального внимания со стороны управляющих к организации труда подчинненых. А анализ производственных задач позволил изобрести и новые механизмы менеджмента людьми. Все сказанное нашло отражение в подходе Ф. Тейлора к проблемам менеджмента людьми, его основным принципам и методам, получившим общее название как система Тейлора. Сущность предложенной системы основывается на следующих четырех положениях:
1. Развитие научно обоснованного знания о трудовой деятельности. Тейлор отмечает, что на практике руководители обычно не знают, какой объем работы может осуществить рабочий при оптимальных условиях. С прочий стороны, рабочие сами смутно представляют себе, что от них, в реальности, ожидается. Достигнуть соответствия между требованиями руководителей и ожиданиями работников можно путем научного исследования элементов трудового процесса. Если работник выполняет научно обоснованный объем работы, он вправе получать и более высокую материальную компенсацию за свой труд.
2. Отбор и обучение работников. Чтобы убедиться, что работник соответствует по своим профессиональным качествам научно обоснованным нормам нужно проводить отбор рабочих с помощью разработанных для этого критериев. Тейлор считал, что проведение подобного отбора позволит работникам стать первоклассными в определенном виде работ и, таким образом, повышать собственные доходы, не сокращая при этом доходы других.
3. Сочетание знания о трудовой деятельности с возросшими трудовыми возможностями отобранных работников. Процесс взаимодействия между руководителем и подчиненным ему работником, который опосредуется научными методами менеджмента, Тейлор рассматривал как своеобразную "революцию в умах", новое видение контекста трудовой деятельности. Двум сторонам, участвующим в трудовом процессе, нужно заниматься не делением ограниченного по размерам пирога на части, а сосредоточить свое чуткость на увеличении общих размеров пирога.
4. Специализация видов трудовой и организационной деятельности в форме распределения ответственности между руководителями и работниками. В организации должно быть строгое распределение персональной ответственности. Руководители обязаны дарить работникам научно обоснованное трудовое поручение и осуществлять непрерывный контроль за его выполнением. Работники обязаны исполнять порученное поручение, используя только научно обоснованные методы работы. В подобной системе распределения ответственности невыполнение трудового задания исключается. Для случаев его перевыполнения предусмотрено дополнительное материальное вознаграждение. При правильности распределения ответственности между руководителем и работником возможности трудового конфликта полностью исключаются. Основные положения системы Тейлора позволили сформулировать ряд общих принципов организации труда. Они включают в себя: (1) изучение процесса труда с поставленной задачей проектирования наиболее рациональных приемов и действий; (2) отбор и обучение людей рациональным приемам труда с поставленной задачей выбора эталонного работника; (3) определение трудового задания с поставленной задачей разработки предложений по экономическому стимулированию работников.
Анализ концепции "научного управления" позволяет сформулировать следующие положения: (1) менеджмент людьми признано наукой, самостоятельной областью исследования; (2) важнейшая проблема этой науки повышение эффективности труда в сфере производства; (3) работа по управлению людьми требует особых качеств от человека - умения полагать и брать на себя ответственность за организацию труда подчиненных. Можно видеть, что вся система Тейлора направлена на повышение эффективности производства. Рабочие должны работать, считал Тейлор, а менеджеры - полагать. Сами по себе, это важные цели, способствующие эффективности деятельности организации, но требования достижения этих целей, посредством жесткого порядка, четко очерченной структуры и извне задаваемых нормативов, может привести к неспособности сотрудников и руководителей организации гибко адаптироваться к изменяющимся внешним условиям. Сформулированные Тейлором принципы анализа трудовой деятельности, определения трудового задания как цели деятельности, отбора и профессиональной подготовки сотрудников, экономического стимулирования труда сохранили свою актуальность до настоящего времени. Они, по-прежнему, являются важными в таких разделах организационной психологии, как анализ механизмов мотивации трудовой деятельности и целенаправленного поведения, работы с персоналом организации. Основной недостаток системы Тейлора в том, что она была ориентирована на модель экономического человека, т.е. человека, у которого основным побуждающим к труду стимулом являются финансовое вознаграждение.
Сам Тейлор считал свою систему законченной и единственно возможной. Однако реалии деловых отношений уже к 30 годам ХХ столетия стали опровергать ее принципы. В истории организационной психологии новое направление, почувствовавшее дух времени, получило название "Школа человеческих отношений". Благодаря разработке концепции научного менеджмента менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. В своих работах "Управление фабрикой" (1903) и "Принципы ночного менеджмента" (1911) Ф. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.
Его основополагающие принципы менеджмента состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Главная заслуга Ф.Тейлора состоит в том, что он как основатель школы "научного управления" разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайший вклад Ф. Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента. Типичным для классической школы является пример исследований Френка и Лилиан Гилберт, которые с помощью специальных часов - микрохронометров и кинокамеры выявили и описали 17 основных элементарных движений кисти руки, рекомендовав их в последующем для рациональной организации труда.
Схема менеджмента организацией по Г. Форду
Г.Форд считал, что под его руководством организовано такое массовое производство, которое делает менеджмент излишним. Он разработал теорию менеджмента качеством.
Он применил стандартизацию и унификацию - важнейшие элементы в менеджменте качеством, организовал конвейерное производство, что дало вероятность перейти к массовому производству автомобилей. При этом он уделял большое чуткость охране труда и созданию нормальных условий труда, установил 8-ми часовой рабочий день и минимальный уровень оплаты труда. Он больше тяготел к практике и не разделял некоторые взгляды Тейлора, Эмерсона и Файоля. Он был против чрезмерного увлечения организационными схемами и структурами. Требовал строгого соблюдения дисциплины без личного общения работников на предприятии, внедрял абсолютное разделение труда на конвейере. Свою теорию менеджмента Форд назвал "Террор машины".
Принципы и функции менеджмента Файоля
А. Файоль (1841-1925) разделил весь процесс менеджмента на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в менеджменте организацией: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. На базе учения А. Файоля в 20-е г.г. было сформулировано и понятие организационной структуры фирмы, элементы которой представляют систему взаимосвязей, серию непрерывных взаимосвязанных действий - функций менеджмента. Разработанные А. Файолем принципы менеджмента следует признать самостоятельным результатом науки менеджмента, "администрирования" (отсюда и название "административная школа"). Не случайно американцы называют француза А. Файоля отцом менеджмента. Им была создана "административная наука", которая основывалась на 14 положениях-принципах: Разделение труда. Полномочия и ответственность. Дисциплина. Единоначалие. Единство направлений. Подчиненность личных интересов общим. Вознаграждение персонала. Централизация. Скалярная цепь Порядок.
Справедливость. Стабильность рабочего места для персонала. Инициатива.
Корпоративный дух.
Система из 14 положений является не просто гибкой, но допускающей вероятность введения новых положений. Применимость и важность концепций в практике современного управления
На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась административная модель организации, базирующейся на четырех первостепенных принципах:
четкое функциональное разделение труда; передача команд и распоряжений сверху вниз; единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса"); соблюдение "диапазона контроля" (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных). Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между органами (звеньями) менеджмента в организации за счет ускорения обработки информации. В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.