Молодая» историческая школа.
Крайности в применении исторического метода характерны для работВернера Зомбарта (1863-1941 гг.). За долгую жизнь Зомбарт прошел путь от марксизма до фашизма. В работе«Герои и торговцы» (1915 г.) Зомбарт противопоставляет «нации торговцев» (англичан) «нацию героев» (немцев) и обосновывает право последних с помощью военной силы завоевывать себе то, что через развитие торговли и промышленности приобрели первые. В работе«Немецкий социализм»(1934 г.) Зомбарт формулирует социальный идеал для Германии в виде «государственного социализма», который у него равнозначен «плановому», или «организованному», капитализму. Основные элементы этой модели — корпоративное государство, осуществляющее планирование национальной экономики, жесткая централизация управления, строгая иерархия и сословное деление — были восприняты германским фашизмом и стали частью его социально-экономической политики.
Макс Вебер (1864-1920 гг.) в 1919-1920 гг. читал в Мюнхенском университете курс лекций, которые были изданы в виде книги«История хозяйства» (1923 г.), где концепция идеальных типов хозяйства используется для сопоставления идеальной конструкции с реальностью. Сравнивая идеальную «модель» с действительным процессом экономического развития, Вебер отслеживает степень отклонения реальной системы от идеала. Это метод исследования исторического развития народов, сопоставления национальной практики и общетеоретической модели.
Вебер показал значение религиозных норм, этики поведения для формирования товарно-капиталистических отношений. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» он выявляет влияние религии на экономику. Протестантская религия способствовала развитию деловой хватки, предпринимательской активности. Она помогала формированию бережливости, расчетливости, предприимчивости, оборотливости, способности к риску. Именно из числа протестантов формировался класс предпринимателей — собственников и организаторов производства. В результате сложилась «рационалистическая» форма капитализма.
Историческая школа за редким исключением не внесла заметного вклада в развитие экономической науки в современном ее понимании, но, тем не менее, она сделала многое для определения круга проблем, решение которых эта наука призвана найти. В конце Х1Х в. экономическая наука разделилась на теоретическую (позитивную) и практическую (нормативную) части. Первая изучает, что происходит в экономике, вторая — что надо сделать для достижения некоторых целей. Период формирования основ теоретической части экономической науки совпал с периодом возникновения и развития исторической школы, которая задала направление развития прикладной части именно тогда, когда теоретическая часть отстранилась от обсуждения практических задач. Таким образом, с точки зрения эволюции экономической науки оба течения оказались взаимосвязанными и взаимодополняющими.
Линия, прочерченная германской исторической школой, нашла своеобразное продолжение в американской экономической мысли конца Х1Х — первой трети ХХ вв. — институцио- нализме, а также в ордолиберализме.
Т Е М А 5. Маржинализм. Австрийская школа политической экономии.
I. Австрийская школа.
1. Австрийская школа: теория предельнойcполезности как теория ценообразования
Австрийская школа появилась в 70-х гг. XIX в. Самые яркие ее представители — Карл Менгер (1840—1921), Ойген (Евгений) Беем-Баверк (1851—1914) и Фридрих фон Визер (1851—1926). Они явились основателями совершенно нового направления, которое
стали называть «маржинализм», т. е. «предельный» Позже маржинализм назвали переворотом в экономической науке и присвоили название «маржиналистской революции».
Представители классической школы полагали, что стоимость товара — это количество труда, которое затрачено на его производство. Соответственно цена — стоимость в денежном выражении.
Представители австрийской школы придерживались совершенно противоположного мнения: ценность любого товара или услуги — это субъективное отношение к ним потенциального потребителя. Сам по себе товар лишен каких-либо экономических свойств.
Следовательно, главное — это конечный результат, который оценивает сам потребитель, опираясь на свои потребности и вкусы, а не на объем затрат на производство этого товара. К тому же, по мнению австрийцев, полезность каждой следующей единицы
не остается на одном месте, а постоянно снижается. (В жаркий день человек очень хочет пить. Он готов отдать 10 или 20 руб. за стакан минеральной воды, но за второй стакан он не согласен платить столько же, потому что хочет пить не так сильно. В холодный же день он не согласится отдать за эту воду даже 2 руб., так как совершенно не хочет пить.)
Между «полезностью» и «ценностью» нельзя ставить знак равенства. Не любое благо ценно, хотя оно может быть полезным. Ценностью обладает лишь то, что является ограниченным по сравнению со спросом на него. (Снег для детей обладает полезностью, но не имеет ценности, так как его количество практически безгранично зимой.)
Маржиналисты разделили все блага на экономические (редкие) и свободные. В основном человека окружают экономические блага. Цена на экономические блага зависит от потребности в них человека, а не от затрат на их производство.
Австрийцы полностью отрицали теорию трудовой стоимости, которую выдвинул в свое время Карл Маркс. Они также считали, что цена не имеет никакой объективной основы. Теорию предельной полезности постоянно критиковали. Возможно, сама теория и ошибочна во многом, но она стала сильным толчком для дальнейших исследований в экономической области, например для разработки концепции «предельных величин» (предельных издержек, предельного дохода и т. д.). Сейчас эта теория используется в микроэкономике, показывая образование издержек и цен, поведение потребителей, поведение фирмы в условиях ограниченных ресурсов и т. п.