Модуль 5. микроэкономика несовершенств рынка, неопределенности и риска

КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЬ МОДУЛЯ №5: выявить преимущества и недостатки рыночного механизма, освоить концептуальные основы теории «провалов» рынка, страхования; ознакомиться с теоретическими аспектами экономической безопасности. Приобрести навыки по выявлению причин и оценке последствий отказов рынка, овладеть методами практического применения теории внешних эффектов и т.д.

Учебная задача:в этом модулеосновное внимание уделено установлению причинно-следственных связей и взаимозависимостей «провалов» («отказов») рынка; обоснованию необходимости государственного регулирования рынка, а также методическому обеспечению возможности практического применения теории внешних эффектов: контроль за загрязнением окружающей среды, нормы выброса, соглашения, мониторинг. Кроме этого в модуле затрагиваются такие фундаментальные проблемы, общественный выбор и проблема «безбилетника»; асимметрия информации и негативный отбор; изучается модель «рынка лимонов», что в итоге позволяет не только снизить риски, связанные с проблемой неопределенности качества товара, но и предложить реальные страховые инструменты, позволяющие нивелировать влияние «негативных» рыночные сигналы.

Тема 12. Преимущества и недостатки рыночного механизма.

Теория «провалов» рынка

Программная аннотация

«Провалы» рынка: причины и последствия для общества. Необходимость государственного регулирования рынка.

Внешние эффекты (экстерналии). Отрицательные и положительные внешние эффекты (экстерналии). Интернализация внешнего эффекта. Корректирующие налоги (налоги Пигу) и субсидии. Анализ отношений «принципал-агент». Трансакционные (операционные) и трансформационные издержки. Теорема Коуза. Практическое применение теории внешних эффектов: контроль за загрязнением окружающей среды, нормы выброса, соглашения, мониторинг.

Общественные блага, их свойства. Спрос на общественные блага, его отличие от спроса на частное благо. Коллективное предложение общественных благ. Общественный выбор и проблема «безбилетника».

Асимметрия информации и негативный отбор. Модель «рынка лимонов».

Экономические риски и неопределенность (технологическая, внутренней и внешней среды). Экономическая безопасность. Страхование. Рыночные сигналы.

Планы семинарских занятий

Занятие 1

1.«Провалы» рынка: причины и последствия для общества.

2.Внешние эффекты (экстерналии): понятие, виды, интернализация. Трансакционные издержки. Теорема Коуза. Анализ отношений «принципал-агент».

3.Рынки с асимметричной информацией и негативный отбор.

4.Экономические риски и неопределенность. Экономическая безопасность.

5.Страхование. Рыночные сигналы.

Задания

№1. Услугами кабельного телевидения могут совместно пользоваться четыре группы потребителей, каждая из которых предъявляет спрос: модуль 5. микроэкономика несовершенств рынка, неопределенности и риска - student2.ru , модуль 5. микроэкономика несовершенств рынка, неопределенности и риска - student2.ru , модуль 5. микроэкономика несовершенств рынка, неопределенности и риска - student2.ru , модуль 5. микроэкономика несовершенств рынка, неопределенности и риска - student2.ru , где Q – количество часов просмотра телепередач в неделю. Затраты на эксплуатацию кабельного телевидения составляют 69 евро/час, что недоступно ни для одной из групп потребителей в отдельности. Определите, сколь часов в неделю потребители смогут пользоваться услугами кабельного телевидения. Как распределятся затраты на кабельное телевидение между потребителями?

№2. На рынке подержанных автомобилей присутствуют автомобили высоко качества по цене продавца 1000 у.е. и автомобили низкого качества по цене продавца 500 у.е. Известно, что покупатель готов заплатить за подержанный автомобиль плохого качества 700 у.е., а хорошего качества – 1300 у.е. Определите долю продавцов автомобилей высокого качества, при которой рынок будет существовать.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Гальперин В. М., Игнатьев С. М. И др. Микроэкономика. Т. 2. – СПб., 1994. – Гл.17.

2. Долан Э., Линдсей Д. Микроэкономика. – СПб., 1994. – Гл. 13, 14.

3. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. – М.: «Дис», 1997. – Гл.12, 14, 15.

4. Курс экономической теории: учебник / Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой – Киров: «АСА», 2004. – Гл.15.

5. Микроэкономика: практический подход: учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю.Юданова. – М.: КНОРУС, 2004. – Гл.13, 14.

6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2008. – Гл. 12, 13.

7. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М.: «Дело», 2001. – Гл.16, 17, 18.

8. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалези Р. Экономика. – М.: Дело, 1993. – Гл.19.

9. Экономическая теория / Под ред. О. С. Белокрыловой. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2006.

10. Экономическая теория. Микроэкономика 1, 2 / Под ред. Г.П.Журавлевой. – М., 2004. – Гл.17, 25, 26.

11. Экономическая теория: экзаменационные ответы / Под ред. О.С.Белокрыловой. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – Гл. 2.7; 2.9.

Дополнительная

1. Буянов А. Анализ рисков в деятельности предприятия //Вопросы экономики. – 2004. - №8.

2. Евстигнеева Л., Евстигнеев Р. Стратегия выхода России из кризиса//Вопросы экономики. – 2009. - №5. С. 47-59.

3. Зверев А., Глисин Ф. Экономические итоги 2007г.: предварительные оценки // Экономист. – 2008. - №1.

4. Любецкий В.В. Экономика в таблицах и схемах / В.В. Любецкий. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. С. 73.

5. Мау В. Экономическая политика 2007 года: успехи и риски // Вопросы экономики. – 2008. - №2.

6. Михалкина Е.В. Неравенство и бедность как эффекты реализации квазирыночной версии социоэкономики. – Ростов н/Д., 2007. Гл. 2.

7. Мортиков В. К вопросу о сущности и типологии международных общественных благ // Вопросы экономики. – 2005. - №3.

8. Москальнов С.А. Как можно измерить общественное благосостояние? / Модернизация экономики и общественное развитие (Текст): в 3 кн. / отв. ред. Е.Г. Ясин; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М., 2007. Кн. 3. - С. 301-313.

9. Навой А. О роли и месте эмиссии центрального банка в воспроизводственных процессах // Вопросы экономики. –2009. - №5. – С. 118-129.

10. Новиков В. О праве собственности на внешние эффекты //Вопросы экономики. – 2004. - №1.

11. Попов Е., Симонова В. Эндогенный оппортунизм в теории «принципала-агента» //Вопросы экономики. – 2005. - №3.

12. Слуцкий Е.Г Дисбалансы в обществе риска // Российская наука: тенденции и перспективы / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 21 (177).

13. Социально-экономические процессы на Юге России в январе–июне 2007 года: Информ.-анал.мат./ Ростовстат. – Ростов н/Д, - 2007.

14. Стейнер Р. Налогообложение нефтедобычи и использование нефтяной ренты //Российский экономический журнал. – 2004. - №1.

15. Тарасова Ю.А. Страховой рынок России на пороге вступления в ВТО / Модернизация экономики и общественное развитие (Текст): в 3 кн. / отв. ред. Е.Г. Ясин; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М., 2007. Кн. 2. - С. 497-507.

16. Фельдман А. Современный экономический кризис и производные финансовые инструменты // Вопросы экономики. – 2009. - №5. – С. 59-69.

17. Черных С. Управление банковскими рисками // Вопросы экономики. – 2004. - №8.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

1.Предмет экономической теории, история его развития.

2.Микро- и макроэкономика. Нормативный и позитивный экономический анализ.

3.Методология экономической науки.

4.Потребности, блага: понятие и классификация. Закон возвышения потребностей.

5.Экономические ресурсы: понятие, классификация. Соотношение понятий «ресурс» и «фактор производства».

6.Анализ кривой производственных возможностей. Понятие об альтернативных издержках (издержках упущенных возможностей).

7.Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Экономические цели, интересы и средства.

8.Собственность и хозяйствование. Экономические и юридическое содержание отношений собственности. Классификация экономических и юридических форм собственности.

9.Экономическая система: понятие, классификация. Характеристика традиционной экономики.

10.Экономическая система: понятие, классификация. Характеристика плановой экономики. Характеристика смешанной экономики.

11.Рынок: понятие, виды рынков. Достоинства и недостатки рыночной экономики.

12.Сравнительный анализ рыночной и плановой экономических систем (достоинства и недостатки).

13.Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе.

14. Спрос. Факторы спроса. Закон спроса. Функция спроса. Кривая спроса: изменение величины спроса и самого спроса.

15.Предложение. Факторы предложения. Закон предложения. Функция предложения. Кривая предложения: изменение величины предложения и самого предложения.

16.Понятие об эластичности. Определение коэффициента дуговой и точечной эластичности. Понятие об эластичности. Виды эластичности. Анализ ценовой эластичности спроса и предложения.

17.Рыночное равновесие: понятие, графическое представление. Излишек и дефицит на рынке. Фиксированные цены.

18.Устойчивость равновесия: понятие, виды.

19.Экономическое воздействие потоварного налога, вводимого на производителя, на рыночное равновесие.

20.Экономическое воздействие потоварной дотации (субсидии), предоставляемой производителю, на рыночное равновесие.

21.Понятие об излишке производителя и излишке потребителя.

22.Основные предпосылки анализа поведения потребителя в экономической теории.

23.Полезность: понятие, виды. Графическое и аналитическое представление взаимосвязи между видами полезностей.

24.Общая характеристика основных подходов к анализу полезности.

25.Основные аксиомы качественного анализа полезности.

26.Кривая безразличия: понятие, свойства. Карта кривых безразличия. Предельная норма замещения благ.

27.Виды кривых безразличия: краткая характеристика и графическое представление.

28.Бюджетное ограничение потребителя: понятие, графическое представление. Уравнение бюджетной линии. Ситуации изменения бюджетного ограничения для потребителя: графическое представление.

29.Равновесие (оптимум) потребителя: понятие, условия существования, графическое представление.

30.Индивидуальный и рыночный спрос: понятие, графический пример.

31.Анализ кривой «цена-потребление». Парадокс Гиффена. Представление кривой спроса для различных категорий товаров.

32.Анализ кривой «доход-потребление». Представление кривых Энгеля для различных категорий товаров. Анализ кривых расходов Энгеля.

33.Понятие о реальном и номинальном доходах потребителя. Эффект дохода и замещения: понятие.

34.Фирма. Понятие предприятия, классификация. Внутренняя и внешняя среда. Диверсификация, концентрация и централизация производства.

35.Открытие и закрытие предприятий. Санация и банкротство.

36.Производство. Производственная функция: понятие, свойства.

37.Изокванта: понятие, графическое представление. Предельная норма технологического замещения ресурсов. Виды изоквант.

38.Отдача от масштаба производства: понятие, виды, графическое представление.

39.Общий, средний и предельный продукты: понятие, взаимосвязь. Стадии производства.

40.Оптимальный путь роста фирмы.

41. Изокоста: понятие, графическое представление, ситуации изменения положения.

42.Равновесие (оптимум) производителя (предприятия): понятие, условия существования, графическое представление.

43.Издержки: понятие, виды, графическое представление.

44.Доход: понятие, виды.

45.Прибыль: понятие, виды (экономическая и бухгалтерская).

46.Рыночная структура и ее основные черты.

47.Конкуренция и ее виды. Характеристика рынка совершенной конкуренции в краткосрочном периоде.

48.Характеристика рынка совершенной конкуренции в долгосрочном периоде. Виды эффективности на рынке.

49.Характеристика рынка чистой монополии. Монопольная власть и ее показатели.

50.Характеристика рынка чистой монополии. Ценовая дискриминация: понятие, виды.

51.Характеристика рынка олигополии. Стратегическое поведение фирм: основные модели.

52.Характеристика рынка монополистической конкуренции. Дифференциации продукции. Реклама. Избыточные производственные мощности.

53.Особенности факторных рынков.

54.Рынок труда. Заработная плата: номинальная и реальная. Модели конкуренции и монополии на рынке труда.

55.Рынок земли: особенности спроса и предложения. Рента: понятие и виды. Цена земли.

56.Рынок капитала. Процент. Внутренняя норма дохода. Дисконтированная стоимость.

57.Внешние эффекты (экстерналии). Отрицательные и положительные внешние эффекты (экстерналии). Интернализация внешнего эффекта.

58.Общественные блага, их свойства. Спрос на общественные блага, его отличие от спроса на частное благо. Общественный выбор и проблема «безбилетника».

59.Асимметрия информации и негативный отбор. Модель «рынка лимонов».

60.Экономические риски и неопределенность (технологическая, внутренней и внешней среды). Экономическая безопасность. Страхование. Рыночные сигналы.

дополнительный материал

Темы рефератов

1. Экономическая природа фирмы в классической и институциональной трактовках.

2. Понятие и виды неценовой конкуренции.

3. Сравнительная характеристика рынка совершенной конкуренции и монополии.

4. Антимопонольное законодательство в Российской Федерации.

5. Сущность и виды ценовой дискриминации (на примере России).

6. Экономические последствия существования монополии.

7. Сравнительный анализ моделей, характеризующих стратегическое поведение олигополиста.

8. Практика интернализации отрицательных внешних эффектов.

9. Практика стратегического поведения российских фирм.

10. Модели вертикальной и горизонтальной интеграции товаропроизводителей в российской экономике.

темЫ оф-лайновых конференций и чатов по курсу

1. Теоретическая концепция рынка совершенной конкуренции на практике. Идеальный и реальный рынок.

2. Естественные монополии в Российской Федерации и их воздействие на общество.

3. Практика регулирования деятельности монополий в рыночной экономике. Антимонопольная политика, действенность ее инструментов.

4. Рынок монополистической конкуренции. Практика использования неценовой конкуренции в российской экономике.

5. Анализ стратегического взаимодействия фирм-олигополистов (на примере конкретной отрасли по выбору студентов).

темЫ курса, ПРЕДПОЛАГАЮЩИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБОЛОЧКИ

электронного учебника по экономической теории

1. Рыночные структуры. Рынок совершенной конкуренции.

2. Рынок монополии.

3. Рынок монополистической конкуренции.

4. Рынок олигополии.

5. Экономические ресурсы. Рынок труда. Заработная плата.

6. Основы теории поведения домашних хозяйств на рынке капитала.

7. Несовершенство рынка и государственное регулирование.

8. Микроэкономические основы общего равновесия.

рекомендуемые учебно-методические пособия

для самостоятельной работы

1. Никулина И.Н. Экономическая теория. Пособие для семинарских занятий. Часть 1. Микроэкономика. М., 1998.

2. Корнейчук Б.В., Симкина Л.Г. Микроэкономика. Тесты и задачи. СПб., 2002.

3. Сборник задач по микроэкономике к курсу «Курс микроэкономики» Р.М.Нуреева / Гл. ред. д.э.н., проф. Нуреев Р.М. М., 2002.

4. Селищев А.С. Практикум по микроэкономике: ситуации, задачи, тесты. – СПб.: Питер, 2005.

5. Сборник задач по экономике: учебное пособие / Отв. ред. Ю.Е. Власьевич. М., 1996.

6. Микро-, макроэкономика. Практикум / Под общ. ред. Ю.А. Огибина. СПб., 1994.

ПРИМЕРНЫЙ Вариант итоговой формы контроля

(экзаменационного задания)

1. Ответьте на теоретический вопрос: Признаки и условия существования монополии. Ситуации максимизации прибыли и минимизации убытков.

2. Выберите правильный ответ и, по возможности, дайте графическую иллюстрацию:

1. Кривая предложения конкурентной фирмы на краткосрочных временных интервалах - это: а) кривая предельных издержек; б) линия цены товар; в) снижающаяся часть кривой средних издержек; г) возрастающая часть кривой средних издержек; д) часть кривой предельных издержек, расположенная выше кривой средних переменных издержек.

2. Кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы: а) имеет отрицательный наклон; б) горизонтальная линия при данном уровне цены; в) вертикальная линия при данном объеме предложения; г) имеет наклон 1/n, где n - число фирм в отрасли; д) имеет положительный наклон.

3. Если фирма, действующая в условиях совершенной конкуренции, находится в равновесии в долгосрочном периоде, то это означает, что: а) Р=МС; б) фирма не может сокращать издержки за счет увеличения масштаба производства; в) фирма имеет минимальный АС в долгосрочном периоде; г) АС=Р; д) все утверждения верны.

4. Какие из приведенных ниже условий присущи фирме -монополисту: а) фирма выпускает товар не имеющий заменителей; б) фирма сама устанавливает цену на продаваемый товар; в) выпуск товара фирмой-монополистом равен объему выпуска всей отрасли; г) в отрасли отсутствует свобода входа иных фирм; д) все ответы верны.

5. Может ли фирма -монополист получать прибыль в долгосрочном периоде: а) нет, поскольку в долгосрочном периоде ее средние издержки обязательно уравняются с ценой товара; б) может в том случае, если ей удается предотвратить вхождение в отрасль иных фирм; в) нет, так как в долгосрочном периоде фирма -монополист не может обеспечить равенства MR=МС; г) может, ибо в долгосрочном периоде она всегда может найти объем производства, при котором MR>МС;

6. Если фирма-монополист производит такой объем продукции при котором MR=МС, то цена товара при это: а) всегда превышает величины АТС; б) равняется значению АТС; в) всегда ниже АТС; г) ниже АТС, когда MR>МС и выше АТС при MR<МС; д) может быть выше, ниже или равной величине АТС.

7. Какие из перечисленных характеристик кривой спроса присущи монополистической конкуренции: а) абсолютная эластичность; б) высокая эластичность; в) низкая эластичность; г) абсолютная неэластичность; д) все ответы неверны.

8. Найдите верное утверждение: а) избыточная производственная мощность в условиях монополистической конкуренции объясняется тем фактом, что фирма выпускает продукцию при минимальных предельных издержках; б) избыточная производственная мощность тем выше, более эластичная кривая спроса; в) избыточная производственная мощность уменьшается с уменьшением количества фирм в отрасли;

г) избыточная производственная мощность тем выше, чем более дифференцирован продукт; д) избыточная производственная мощность падает с повышением дифференцированности продукта.

9. Какие из перечисленных ниже свойств характерны для монополистической конкуренции: а) вхождение новых фирм в отрасль более трудное, чем при совершенной конкуренции но не в такой степени, как в условиях монополии; б) в отрасли присутствует несколько десятков фирм выпускающих однородный продукт; в) каждая фирма отрасли принимает решения без учета реакции своих конкурентов в случае отсутствия неценовой конкуренции; г) в краткосрочном периоде фирма производит продукцию при минимальных средних суммарных издержках; д) все утверждения верны.

10. Фирмы-олигополисты в краткосрочном периоде добиваются неизменности АVC на некотором интервале выпуска продукции за счет того, что: а) ими производится либо гомогенный, либо дифференцированный товар; б) они используют капитальные ресурсы, которые можно разделить на самостоятельно функционирующие части; в) они обладают возможностью снижать издержки за счет положительного эффекта масштаба; г) ими применяются неценовые методы конкуренции.

11. Вероятность возникновения картеля при олигополии выше в отрасли: а) с небольшим количеством фирм, чем в отрасли с относительно большим числом фирм; б) в отрасли, переживающей экономический подъем, чем в отрасли. где сокращается производство; в) где имеется лидирующая фирма; г) выпускающей однородный, а не дифференцированный продукт; д) все ответы верны.

12. Если фирма является монопсонистом на рынке труда, то: а) ее кривая MRC будет находиться ниже кривой спроса на труд; б) ее кривая предложения и MRC будут совпадать и являться абсолютно эластичными; в) она должна быть монополистом на рынке труда; г) ее кривая предложения труда имеет положительный наклон, а кривая MRCL расположена выше этой кривой.

13. Фирма, обладающая монопольной властью на рынке продукции, но не являющаяся монопсонией на рынках факторов производства, будет: а) нанимать больше труд, чем конкурентные фирмы, но будет платить более низкую заработную плату; б) нанимать меньше труда и платить более низкую заработную плату, по сравнению с конкурентными фирмами; в) нанимать больше труда, чем конкурентные фирмы, и платить более высокую заработную плату, по сравнению с конкурентными фирмами; г) нанимать меньше труда и платить такую же заработную плату, как и конкурентные фирмы.

14. Если фирма нанимает рабочих на совершенно конкурентном рынке труда, то: а) кривая предложения труда для фирмы имеет «восходящий» характер; б) спрос фирмы на труд абсолютно эластичен; в) кривые предложения труда и предельных издержек на труд совпадают и являются горизонтальными; г) кривые спроса на труд и предельного продукта труда в денежном выражении не совпадают; д) кривая MRCL лежит выше кривой предложения труда.

15. Главная особенность рынка труда, с которой сталкивается фирма-монопсонист, состоит в том, что: а) кривая MRC не пересекается с кривой MRP; б) кривая предложения труда абсолютно эластична; в) кривая MRР имеет «падающий» характер; г) кривая предложения труда является «восходящей»; д) кривая предложения труда абсолютно неэластична.

16. Ставка процента по облигациям будет тем выше, чем: а) короче срок, на который они выпущены; б) больше возможный риск; в) ниже ликвидность; г) более ожидаемая инфляция.

17. Земельная рента будет расти при прочих равных условиях, если: а) снижается цена земли; б) растет спрос на землю, в) сокращается спрос на землю, г) предложение земли растет, д) ни при одном из этих условий.

18. Оказывает ли влияние на количество имеющейся земли изменение величины экономической ренты: а) не оказывает никакого влияния; б) оказывает существенное влияние; в) оказывает существенное влияние, и предложение земли увеличивается; г) не оказывает никакого влияния, и предложение земли не поддается увеличению.

19. К «отказам» рынка можно отнести: а) монополизацию, б) общественные товары,

в) внешние эффекты, г) асимметричность информации, д) все ответы верны.

20. Что из ниже перечисленного можно отнести к примеру положительно внешнего эффекта: а) государственное образование, б) загрязнение реки отходами химического производства, в) обеспечение государственной оборы страны, г) все ответы неверны; д) все ответы верны

3. Решите задачи (по 1 из каждой секции):

Секция А

1. Известно, что предельная производительность труда в течение часа составляет 19 ед., предельная производительность капитала - 72 ед. Фирма желает минимизировать затраты факторов производства. Определите, какой фактор необходимо использовать в большем объеме, а какой фактор - в меньшем объеме, если рыночная цена труда составляет 10 руб/час, а рыночная цена капитала - 30 руб/час.

2. Функция спроса на продукцию монополии Q = 12 – 0,5p. Функция издержек монополии модуль 5. микроэкономика несовершенств рынка, неопределенности и риска - student2.ru . Найти равновесный выпуск и максимальную прибыль.

3. Функция спроса на продукт монополии Q = 10 – р. производственная функция Q = 2L. Рыночная ставка заработной платы равна 4. Найти равновесный расход труда и функцию спроса фирмы на труд. Как изменится уровень занятости, если фирма будет продавать свою продукцию на конкурентном рынке?

СЕКЦИЯ В

1. Функция общих затрат имеет вид модуль 5. микроэкономика несовершенств рынка, неопределенности и риска - student2.ru Найдите значение общих, общих постоянных, общих переменных, средних общих, средних постоянных, средних переменных, предельных издержек при объеме производства, равном 3.

2. Держателю бессрочная облигация приносит годовой доход в 200 тыс. руб. Ставка процента выросла с 25 до 50 %. Отразится ли это событие на капитале и текущем доходе держателя? Если да, то как?

3. На рынке 2 покупателя и монополия. При ценах 30, 25 и 20 спрос первого покупателя равен соответственно 1, 2 и 3, а спрос второго покупателя – 0, 1 и 1. Средние издержки постоянны и равны 18. Найдите равновесную цену и максимальную прибыль монополиста.

СЕКЦИЯ С

1. На рынке присутствуют 7 фирм, доля продаж которых распределена следующим образом:

13% 10% 12% 15% 20% 17% 13%

Определите изменение индекса монопольной власти, если первая и третья фирмы предполагают объединиться.

2. Фирма осуществляет производство товара (тыс. ед в год) в условиях монополистической конкуренции. Функция зависимости предельной выручки от объема представлена формулой модуль 5. микроэкономика несовершенств рынка, неопределенности и риска - student2.ru , а возрастающая часть кривой долгосрочных предельных издержек формулой модуль 5. микроэкономика несовершенств рынка, неопределенности и риска - student2.ru Если минимальное значение долгосрочных средних издержек LMC равно 3, то какой избыток производственной мощности будет иметь фирма?

3. Монополист, максимизирующий прибыль, имеет модуль 5. микроэкономика несовершенств рынка, неопределенности и риска - student2.ru Какова будет цена продукции монополиста, если эластичность спроса равна –2?

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Наши рекомендации