Федеральный компонент стандарта
ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ экономической теории (общая экономическая теория, микроэкономика)
Общая экономическая теория: Экономические агенты (рыночные и нерыночные), собственность, хозяйствование: структура прав собственности, передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы, цели и средства; проблема выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика, конкуренция и ее виды; экономические блага и их классификация, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ, фактор времени и дисконтирование, потоки и запасы, номинальные и реальные величины, кругообороты благ и доходов; затраты и результаты: общие, средние и предельные величины; альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей); экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом; экономические риски и неопределенность; внешние эффекты (эстерналии); краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; метод сравнительной статики, показатели эластичности.
Микроэкономика. Закон предложения, закон спроса, равновесие, рынок, равновесная цена; излишки производителя и потребителя, теории поведения потребителя и производителя (предприятия); монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация; олигополия, монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли); сравнительное преимущество; производственная функция, факторы производства, рабочая сила, физический капитал; инфляция и безработица; рынки факторов производства, рента, заработная плата; бюджетное ограничение, кривые безразличия, эффект дохода и эффект замещения. Понятие предприятия, классификация, внешняя и внутренняя среда, диверсификация, концентрация и централизация производства; открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство; валовые выручка и издержки; прибыль бухгалтерская и экономическая, чистый денежный поток, приведенная (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности; переменные и постоянные издержки; общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективности; отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная); неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды, риски, страхование, экономическая безопасность.
Учебно-тематический план курса «Микроэкономика»
Объем курса (всего часов) – 72,
из них: лекции – 36, семинары – 36
Название темы | Количество часов | ||||
Всего + сам. раб. | Аудиторные занятия | Самост. работа | |||
лекции | семинары | ||||
Модуль 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ | |||||
1. Микроэкономика: предмет, методы и их применение | 4+3 | ||||
2. Институциональные основы функционирования рынка | 4+3 | ||||
Модуль 2. Теоретические проблемы микроэкономики | |||||
3. Рыночный механизм и его характеристика: спрос, предложение, равновесная цена, эластичность | 8+8 | ||||
4. Теория поведения потребителя | 8+8 | ||||
5. Теория поведения производителя (предприятия) | 8+8 | ||||
Модуль 3. АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР | |||||
6. Совершенная конкуренция | 8+8 | ||||
7. Чистая монополия | 4+4 | ||||
8. Несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция и олигополия | 8+8 | ||||
Модуль 4. АНАЛИЗ РЫНКОВ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА | |||||
9. Рынок труда и заработная плата | 8+8 | ||||
10. Рынок капитала и процент | 4+4 | ||||
11. Рынок земли и земельная рента | 4+4 | ||||
Модуль 5. МИКРОЭКОНОМИКА НЕСОВЕРШЕНСТВ РЫНКА, НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА | |||||
12. Преимущества и недостатки рыночного механизма. Теория «провалов» рынка | 4+4 | ||||
ВСЕГО | 72+72 | ||||
Модуль 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ
КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЬ МОДУЛЯ №1: выявить концептуальные основы направлений развития предмета экономической теории, ее структурно-функциональных характеристик; ознакомиться с теоретическими аспектами проблемы выбора оптимальности решений, принимаемых экономическими агентами в зависимости от типа экономической системы. Приобрести навыки по обоснованию необходимости обеспечения и оценке последствий достижения компромисса общества между эффективностью и равенством, овладеть специальными и общими методами микроэкономического анализа и т.д.
Учебная задача:в этом модулеосновное внимание уделено установлению причинно-следственных связей и взаимозависимостей концептуализации предмета экономической теории в процессе его генезиса; обоснованию необходимости структурирования и функционального разграничения экономических наук с позиций системного подхода, а также методическому обеспечению возможности практического применения микроэкономической теории. Кроме этого в модуле затрагиваются такие фундаментальные проблемы, как: ограниченность ресурсов, проблема выбора в экономике, экономическая стратегия и политика; сущность экономических институтов; экономическое и юридическое содержание собственности и др.