Тема 6. Рынок труда. Безработица и ее виды. Неоклассическая и кейнсианская концепции занятости. Государственное регулирование рынка труда.
После изучения данной темы студент должен знать:
- причины и формы проявления колебаний в деловой активности, способы измерения и причины различных типов безработицы и инфляции, их взаимосвязь, экономические и социальные последствия, методы их сокращения.
Студент должен уметь:
- на основе теоретических знаний анализировать текущую конъюнктуру, прогнозировать направления будущего развития экономики, возможные колебания в уровне цен и занятости как факторов внешней среды его жизнедеятельности; использовать полученные знания для математического моделирования экономической динамики.
Содержание темы:
Безработица – определение, измерение, основные типы. Естественный уровень безработицы – определение, значение, гистерезис. Экономические и социальные издержки безработицы. Неоклассическая концепция занятости. Кейнсианская концепция занятости. Государственное регулирование рынка труда.
Тема 7. Общее экономическое равновесие. Теория экономических циклов. Современные теоретические концепции экономического цикла. Формы и причины макронестабильности в рыночной экономике. Модели экономического роста. Исследование макроэкономических траекторий. Экономические циклы ожидания, рыночный риск и его компетенция.
После изучения данной темы студент должен знать:- понятие совместного равновесия; понятие экономических циклов; модель взаимодействия мультипликатора и акселератора – модель Самуэльсона-Хикса, экономический цикл как следствие борьбы за распределение национального дохода, монетарную концепцию экономических циклов, модель Калдора, неокейнсианскую модель Е.Домара и Р.Харрода; неоклассическую модель Р.Солоу, циклы Китчина, Жуглара, Кузнеца, Тоффлера.
Студент должен уметьразличать частичное и общее равновесие, определять фазы экономического цикла; уметь рассчитывать динамическое равновесие, уметь пользоваться моделями Самуэльсона-Хикса, Тевеса, Калдора.
Содержание темы:Теории экономического роста и экономического цикла. Сущность, причины, виды экономических циклов. Технологические уклады и "длинные волны". Опережающие индикаторы деловой активности. Фазы классического цикла. Принцип акселерации. Инвестиции (валовые и чистые) и их значение для экономического роста. Теории экономического роста и экономического цикла; "золотое правило накопления". Исследование макроэкономических траекторий. Экономические циклы ожидания, рыночный риск и его компетенция. Модели Калдора, Е.Домара и Р.Харрода, Р.Солоу; циклы Китчина, Жуглара, Кузнеца, Тоффлера
Тема 8. Теория инфляции. Инфляция и безработица. Модели инфляции и безработицы Динамическая модель AD-AS как инструмент анализа. Эконометрическое моделирование инфляции. Антиинфляционная политика.
После изучения данной темы студент должен знать:
- причины и формы проявления колебаний в деловой активности, способы измерения и причины различных типов безработицы и инфляции, их взаимосвязь, экономические и социальные последствия, методы их сокращения4 модели инфляции и безработицы.
Студент должен уметьопределять факторы развития, условия и причины инфляции, связыватьуровни инфляции и безработицы, использовать динамическую модельAD- AS как инструмент анализа инфляционных процессов, разбираться в направлениях антиинфляционной политики, предвидеть социально-экономические последствия инфляции.
Содержание темы: Инфляция – определение, причины, типы и формы инфляции. Основные индексы цен. Социально-экономические последствия инфляции. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса: краткосрочный и долгосрочный периоды. Динамическая модельAD- AS как инструмент анализа инфляционных процессов
Тема 9. Государственное регулирование экономики. Основы фискальной политики. Бюджетное регулирование. Государственное регулирование инвестиций. Инвестиции и реальный экономический рост. Инвестиции и оптимальное потребление, долгосрочное равновесие. Социальная политика. Сущность и инструменты кредитно-денежной политики.
После изучения данной темы студент должен знать: Механизмы влияния государства в лице Центрального Банка на параметры денежного обращения, логику, макроэкономические цели и противоречия кредитно-денежного регулирования экономики. Государственное регулирование в форме фискальной политики. Бюджетно-налоговую политику и мультипликаторы государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.Сущность, элементы и принципы построения современных налоговых систем, виды и функции налогов, сущность и составляющие государственного бюджета, влияние (дискреционное и недискреционное) бюджетных инструментов на макропроцессы. Взаимовлияние инвестиций и экономического роста, соотношение инвестиций и оптимального потребления, долгосрочного равновесия.
Студент должен уметь анализировать происходящие изменения инструментов кредитно-денежной политики, предвидеть их возможное влияние на параметры функционирования хозяйствующих субъектов, учитывать их при корректировке своего экономического поведения и при построении экономико-математических моделей, понимать применение мультипликатора сбалансированного бюджета; использовать в дальнейшей практической деятельности знания инструментов фискальной (бюджетно-налоговой политики.
оценивать влияние изменения налогов и государственных расходов на объем производства, занятость и уровень цен, применять теоретические знания в данной области к анализу состояния и перспектив изменения бизнес-климата страны, моделировать бюджетные процессы и последствия изменений бюджетных инструментов на макро- и микроуровне.
Содержание темы: Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты, цели, методы. Структура и функции Центрального Банка. Инструменты, влияющие на денежное предложение и ставку ссудного процента: операции на открытом рынке, изменение учетной ставки (рефинансирования) и нормы обязательных резервов. Антициклическая кредитно-денежная политика. Фискальная политика государства: цели и виды;
Понятие налоговой системы; пропорциональная, регрессивная и налоговая ставка, виды налогов – прямые и косвенные. Чистые налоговые поступления. Государственный бюджет, его доходы и расходы, дефицит и профицит, их виды.
Влияние государственных закупок и налогообложения на равновесный ЧНП. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Автоматические (встроенные) стабилизаторы. Дискреционная фискальная политики в ходе экономического цикла.
Инвестиции и реальный экономический рост. Инвестиции и оптимальное потребление, долгосрочное равновесие
Тема 10. Формы и проблемы стабилизационной политики. Государственный долг и накопление частного капитала. Государственный долг как опцион. Платежный баланс страны. Стабилизация политика в закрытой и открытой экономике. Стохастические модели исследования динамики госдолга в переходной экономике.
После изучения данной темы студент должен знать:
- сущность, цели, виды и инструменты стабилизационной политики, понимать ее интегральный и противоречивый характер, особенности и этапы эволюции стабилизационной политики в реформируемой России; соотношение государственного долга и частного капитала.
Студент должен уметь применять полученные теоретические знания для прогнозирования и моделирования последствий проводимых стабилизационных мероприятий и обоснованно корректировать свое экономическое поведение; при необходимости использовать знания в области исследования динамики госдолга в переходной экономике.
Содержание темы: Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства. Преимущества, недостатки и ограниченность кредитно-денежной и фискальной политики в закрытой и открытой экономике.
Государственный долг и накопление частного капитала. Государственный долг как опцион Стабилизационная политика – определение стабилизации (финансовой, общеэкономической), опыт стабилизации в развитых и развивающихся странах. Проблемы макроэкономической стабилизации в реформируемой России. Стохастические модели исследования динамики госдолга в переходной экономике.
Тема 11. Финансовая система страны. Основное арбитражное уравнение финансового рынка. Модели финансовых «пузырей». Сущность, структура и значение банковской системы. Политика центрального банка в моделях инфляционного целеполагания и ограничения кредитной эмиссии. Валютный курс
После изучения данной темы студент должен знать:
- сущность, элементы и значение банковской системы в современной рыночной экономике, ее роль в процессе создания и изменения денежного предложения, особенности эволюции и функционирования банковской системы в России. Модели финансовых «пузырей».Механизмы влияния государства в лице Центрального Банка на параметры денежного обращения, логику, макроэкономические цели и противоречия кредитно-денежного регулирования экономики.
Студент должен уметь оценивать возможные последствия (положительные и отрицательные) своих деловых и частных операций с коммерческим банком, потенциальные финансовые риски и пути их уменьшения, использовать полученные знания для моделирования процесса расширения денежной массы банковской системой, анализировать происходящие изменения инструментов кредитно-денежной политики, предвидеть их возможное влияние на параметры функционирования хозяйствующих субъектов, учитывать их при корректировке своего экономического поведения и при построении экономико-математических моделей, уметь разбираться в моделях инфляционного целеполагания и ограничения кредитной эмиссии.
Содержание темы: Финансовая система страны. Основное арбитражное уравнение финансового рынка. Модели финансовых «пузырей». Понятие банковской системы, определение и виды банков. Функции и строение коммерческого банка. Создание денег банковской системой. Денежный мультипликатор. Роль обязательных резервов в структуре коммерческого банка. Политика центрального банка в моделях инфляционного целеполагания и ограничения кредитной эмиссии.