Лист согласования и утверждения рабочей программы
Рабочая программа составлена и утверждена на основании ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100.68 “Экономика” (магистерская программа «Экономика фирмы»).
Составитель рабочей программы:
к.э.н., доцент _____________ И.И.Иваницкая
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ЭТиКУ.
Протокол заседания №_1__ от “19” сентября 2011 г.
Заведующий кафедрой ЭТиКУ:
д.э.н., профессор _____________ А.П. Шихвердиев
- Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины (профессионального цикла) “Макроэкономика” являются:
Учебной целью данного курса является изучение функционирования и развития национального хозяйства страны в целом, закономерностей экономического поведения макроэкономических субъектов на национальном уровне, на этой основе – сущности, причин и форм проявления макронестабильности в развитии, методов сокращения этой нестабильности за счет государственного регулирования, а также анализ наиболее актуальных проблем экономики, воздействия экономической политики государства на экономическую жизнь общества.
Методической целью является формирование навыков графического и математического моделирования и факториального анализа экономических процессов, навыков изучения актуальных научных публикаций, умения применять полученные теоретические знания к оценке проводимой политики, прогнозировать изменения внешней среды жизнедеятельности на основе построения экономико-математических моделей макропроцессов, в результате – эффективно применять информационные технологии в процессах принятия экономических решений.
Воспитательной и развивающей целью является формирование навыков самостоятельного, объемного, критического мышления без которого невозможно стать современным специалистом в любой области. Для специалистов в области менеджмента, маркетинга, национальной экономики знание макроэкономичеких закономерностей важно еще и в связи с особенностями будущей сферы деятельности, где необходимы прогностические и аналитические навыки, умение вычислить, оценить и сопоставить будущие выгоды и затраты от принятия экономических решений.
- Место дисциплины Место дисциплины в структуре ООП магистерской программы “Экономика фирмы”
Дисциплина “Макроэкономика” (продвинутый уровень) относится к профессиональному циклу раздел М2.Ф.1.
Изучение курса «Макроэкономика» необходимо для создания терминологической и методологической базы при изучении конкретных экономических дисциплин, для формирования рационального экономического мышления, научно обоснованных подходов к пониманию направлений и инструментов экономической политики.
Для успешного освоения курса применяются разнообразные методы обучения: лекционные занятия сопровождаются практическими занятиями, пройденный материал закрепляется за счет написания контрольной работы, являющейся формой промежуточного контроля знаний. Формой итогового контроля является экзамен.
Курс «Макроэкономика» тесно связан с другими дисциплинами – он является теоретической базой для изучения таких курсов, как «Микроэкономика (продвинутый уровень)», «Экономика фирмы», «Современный стратегический анализ», «Стратегический маркетинг», «Управление инвестициями», «Конкурентная и антимонопольная политика».
Задачи и структура курса:
- определение предмета и методов макроэкономики, базового категориального аппарата и важнейших закономерностей;
- определение субъектов макроэкономики на национальном уровне и установление связей между ними в кругообороте продукта и дохода;
- изучение системы национальных счетов, количественно отражающих эти взаимосвязи;
- изучение причин возникновения и форм проявления макронестабильности в развитии рыночной экономики, моделирование и проведение факториального анализа макронестабильности с помощью графических моделей («AD-AS», « IS-LM», кривая Филлипса, кейнсианский крест);
- на основе теоретических знаний изучение направлений и инструментов стабилизации экономики и стимулирования экономического роста с помощью фискальной и кредитно-денежной политики.
Знания и умения, полученные магистром, могут быть использованы в следующих областях профессиональной деятельности :
- организация любой организационно – правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные), в которых выпускники работают в качестве руководителей высшего и среднего звена управления;
- органы государственного и муниципального управления.
Объектом курса “Макроэкономика” (продвинутый уровень) являются: основные направления экономической политики на государственном и международном уровнях.
Магистр по направлению подготовки “Макроэкономика” (продвинутый уровень) должен решать следующие профессиональные задачи:
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций,
предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
- систематизировать и обобщать экономическую информацию;
- использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере принятия экономических решений;
- разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;
- проводить анализ программ социально-экономического развития, определять стратегии развития хозяйствующих субъектов и их подразделений;
- владеть специальной экономической терминологией, навыками самообучения, профессиональной аргументации;
-иметь системное представление о структуре и тенденциях развития экономики;
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины “Макроэкономика” (продвинутый курс)
ОК – 3 – способен самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;
ПК – 8 – способен готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне.
В результате формирования данных компетенций магистр должен:
Знать:
- теоретические основы и закономерности функционирования экономики;
- принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;
- содержание и инструменты фискальной, кредитно-денежной, валютной, внешнеэкономической, антимонопольной, социальной политики;
- взаимосвязи между экономическими и политическими процессами;
- принципы моделирования и прогнозирования национального хозяйства
Уметь:
- применять понятийный аппарат в профессиональной деятельности;
- анализировать экономические процессы и явления, происходящие в обществе;
- применять методы познания сущности экономической политики государства для активной жизненной позиции;
Владеть:
- навыками целостного подхода к анализу социальных проблем общества;
- навыками извлечения необходимой информации по социальным проблемам;
- методами анализа поведения потребителей, бизнеса, государства в социально области.
- Структура и содержание дисциплины
“Макроэкономика”
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 5 зачётных ед. (180 час)
Календарно – тематический план курса
Раздел дисциплины | Количество часов по учебному плану | Формирова-ние компетенций | |||||
Максимальная нагрузка | Аудиторная нагрузка | Самостоятельная работа | Формы контроля за успеваемостью | ||||
Всего | в том числе | ||||||
Лекции | Семинарские занятия | ||||||
Тема 1 Введение в макроэкономику. Предмет и метод макроэкономики. Ключевые макроэкономические проблемы. Универсальные законы жизнедеятельности. Макроэкономическая статика и динамика. | Презента-ция итогов самостоятельной работы | ОК – 3, ПК - 8 | |||||
Тема 2. Основные макроэкономические связи и показатели. Народнохозяйственный оборот. Особенности макроэкономической модели открытой экономики переходного периода. | презентация итогов самостоятельной работы | ОК – 3, ПК - 8 | |||||
Тема 3. Рынок благ. Совокупный спрос и совокупное предложение. Мультипликативные эффекты. Равновесие на рынке благ в кейнсианской модели. Модель AD-AS | Защита рефератов, тестирование | ОК – 3, ПК - 8 | |||||
Тема 4. Рынок денег. Рынок ценных бумаг. Денежный мультипликатор. Марковские свойства стохастического процесса сеньоража. Спрос на деньги в теории портфеля. | Защита рефератов, тестирование | ОК – 3, ПК - 8 | |||||
Тема 5. Совместное равновесие на рынке благ, денег и ценных бумаг. Модель IS- IM. Инвестиционная и ликвидная ловушки. | презентация итогов самостоятельной работы | ОК – 3, ПК - 8 | |||||
Тема 6. Рынок труда. Безработица и ее виды. Неоклассическая и кейнсианская концепции занятости. Государственное регулирование рынка труда. | Защита рефератов, тестирование | ОК – 3, ПК - 8 | |||||
Тема 7. Общее экономическое равновесие. Теория экономических циклов. Современные теоретические концепции экономического цикла. Формы и причины макронестабильности в рыночной экономике. Модели экономического роста. Исследование макроэкономических траекторий. Экономические циклы ожидания, рыночный риск и его компетенция. | презентация итогов самостоятельной работы | ОК – 3, ПК - 8 | |||||
Тема 8. Теория инфляции. Модели инфляции и безработицы. Динамическая модель AD-AS как инструмент анализа. Эконометрическое моделирование инфляции. Антиинфляционная политика. | Защита рефератов, тестирование | ОК – 3, ПК - 8 | |||||
Тема 9. Государственное регулирование экономики. Основы фискальной политики. Бюджетное регулирование. Государственное регулирование инвестиций. Инвестиции и реальный экономический рост. Инвестиции и оптимальное потребление, долгосрочное равновесие. Социальная политика. Сущность и инструменты кредитно-денежной политики. | презентация итогов самостоятельной работы | ОК – 3, ПК - 8 | |||||
Тема 10. Формы и проблемы стабилизационной политики. Государственный долг и накопление частного капитала. Государственный долг как опцион. Платежный баланс страны. Стабилизация политика в закрытой и открытой экономике. Стохастические модели исследования динамики госдолга в переходной экономике. | презентация итогов самостоятельной работы | ОК – 3, ПК - 8 | |||||
Тема 11. Финансовая система страны. Основное арбитражное уравнение финансового рынка. Модели финансовых «пузырей». Сущность, структура и значение банковской системы. Политика центрального банка в моделях инфляционного целеполагания и ограничения кредитной эмиссии. Валютный курс. | - | презентация итогов самостоятельной работы, итоговое тестирование | ОК – 3, ПК - 8 | ||||
Контрольная работа | Письмен-ная работа по темам 1-6 | ||||||
Итоговый экзамен | |||||||
Итого: |
Темы лекций.