Основные методы диалектической логики.

- восхождение от абстрактного к конкретному.

- единство исторического и логического

Системные методы исследованияполучили свое развитие в 20 веке. Предпосылки их возникновения сложились в 19 веке в процессе перерастания формальной логики в математическую. Сначала Буль создает алгебру логики, затем Джевонс и Шредер первую систему математической логики. В начале 20 века (в своих работах Богданов предпринял попытку создать всеобщую организационную науку – тектологию, которая изучает элементы системы, с точки зрения их организованности и деорганизованности. В основе объединения различных систем была положена идея равновесия, согласно которому все системы делятся на уравновешенные и неуравновешенные.

Примеры.

- Теория и практика народнохозяйственного планирования в СССР – ГОЭЛРО, модели эк. роста 1923-25гг.

- Метод линейного программирования Канторовича- 1939 г.

- Возникновение кибернетики (Н.Винер) – наука об управлении сложными динамическими системами. – 40 гг. ХХ века

- Использование кибернетики в экономике предопредилило создание экономической кибернетики в 60 гг.

Дальнейшее распространение системных методов сопровождалось развитием экономико-математического моделирования

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования. Главный недостаток - оторванность от реальности и, как следствие, потеря части информации.

Простейшим методом экономико-математического моделирования является построение графических моделей. Кроме того, при исследовании поведения отдельных экономических агентов применяются оптимизационные модели. (Рабочие понятия: предельная полезность , предельный продукт, предельные затраты, предельная выручка.)

Модели рыночного равновесия используются для исследования взаимодействий между экономическими агентами.

1.3 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М.: ИНФРА-М, 1999. Гл.1-2

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.2007. Гл. 1-2

3. Пиндайк Р., Рубинфелд Д. Микроэкономика. М., 1992.

4. Экономика. Под ред. Булатова А.С. М. :Экономистъ, 2006. Гл.1-2

5. Экономическая теория. Под ред. Белокрыловой О.С. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006

6. Экономическая теория. Экзаменационные ответы. / Под ред. Белокрыловой О.С. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. Гл. 1.1 – 1.8.

7. Экономическая теория на пороге ХХ1 века / Под редакцией Осипова Ю.М. и др. Т 1-6 М., 1996, 1998, 2000, 2001, 2002.

8. Экономика. Краткий словарь. Серия Словари ХХ1 века. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.

9. Сорокин Д. Политическая экономия для России / Российский экономический журнал. 2001, №2

КВАЛИМИТРИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Контрольные вопросы

1. Назовите основные этапы развития предмета экономической теории?

2. Какие вы знаете различные интерпретации предмета экономической теории?

3. Что такое экономическое моделирование и в чем его специфика?

4. В чем заключается отличие правовых и экономических отношений собственности?

5. Какими свойствами обладает товар?

6. Что представляют собой товары-субституты и товары-комплементы?

7. Движение экономических благ и его особенности в различных экономических системах.

Тесты рубежного контроля

1. Для экономикса не характерен: а) поверхностный эмпиризм; б) экономико-математический анализ; в) качественно-эволюционный анализ; г) экономический инженеризм.

2. В политической экономии и в экономиксе объектом исследования является поведение: а) естественного человека; б) экономического человека; в) лиц наемного труда.

3. Можно ли назвать современный экономикс, с точки зрения Аристотеля, хрематистикой? а)Да; б) Нет

4. Создатель первой экономико-математической модели: а) А.Смит; б) Ф,Кенэ; в) К.Маркс; г) Е. Бем-Баверк.

5. Наука о видах деятельности, связанных с обменом и торговлей называется: а) маржинализмом; б) меркантилизмом; в)классической политэкономией

МОДУЛЬ 2

Основы теории спроса и предложения.

План.

1. Понятие рынка. Виды рынков.

2. Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.

3. Предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.

4. Равновесие на рынке.

5. Эластичность спроса и предложения.

2.1 ПРОГРАММНАЯ АННОТАЦИЯ

Рынок. Рыночный механизм. Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Функции спроса. Факторы, влияющие на изменения спроса. Предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Функция предложения. Факторы, влияющие на изменение предложения. Предложение и фактор времени.

Понятие эластичности. Точечная, дуговая и средняя эластичность. Эластичность спроса по цене и доходу. Перекрестная эластичность. Эластичность предложения по цене.

Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие. Равновесная цена. Устойчивость равновесия. Излишек потребителя. Излишек продавца.

2.2.Основные понятия и краткое содержание.

В рыночной экономике основным механизмом координирующим деятельность индивидов и форм является рынок. Рынок представляет собой совокупность покупателей и продавцов, связи между которыми столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

В рамке курса микроэкономики рынки бывают конкурентные и неконкурентные. К конкурентному рынку относится рынок совершенной конкуренции, на котором имеется множество продавцов и покупателей, и поэтому ни один из них не может оказывать влияние на процесс ценообразования. На неконкурентных рынках субъекты в различной степени могут влиять на процесс ценообразования. К ним относятся рынки монополии, олигополии, монополистической конкуренции

Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.

Спрос (D)– это количество товара, которое покупатели готовы приобрести по определенным ценам в данный момент времени.

Кривая спроса показывает, какое количество товара готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент времени.

Закон спроса утверждает, что чем ниже цена товара, тем большее количество покупатели хотят и могут купить при прочих равных условиях, и наоборот, т.е. показывает обратную зависимость между ценой и количеством покупаемого товара.

Q Q
Основные методы диалектической логики. - student2.ru

Неценовые факторы, влияющие на спрос.

- Величина доходов потребителей I;

- Вкусы и предпочтения потребителей, Z;

- Цены на товары-субституты, Psub;

- Цены на товары-комплементы, P com;

- Количество покупателей, N;

- Прочие факторы, B.

Таким образом, cпрос является функцией всех перечисленных факторов:

Q= F (P, I, Z, Psub, P com, N, B ).

Наши рекомендации