Основные методы диалектической логики.
- восхождение от абстрактного к конкретному.
- единство исторического и логического
Системные методы исследованияполучили свое развитие в 20 веке. Предпосылки их возникновения сложились в 19 веке в процессе перерастания формальной логики в математическую. Сначала Буль создает алгебру логики, затем Джевонс и Шредер первую систему математической логики. В начале 20 века (в своих работах Богданов предпринял попытку создать всеобщую организационную науку – тектологию, которая изучает элементы системы, с точки зрения их организованности и деорганизованности. В основе объединения различных систем была положена идея равновесия, согласно которому все системы делятся на уравновешенные и неуравновешенные.
Примеры.
- Теория и практика народнохозяйственного планирования в СССР – ГОЭЛРО, модели эк. роста 1923-25гг.
- Метод линейного программирования Канторовича- 1939 г.
- Возникновение кибернетики (Н.Винер) – наука об управлении сложными динамическими системами. – 40 гг. ХХ века
- Использование кибернетики в экономике предопредилило создание экономической кибернетики в 60 гг.
Дальнейшее распространение системных методов сопровождалось развитием экономико-математического моделирования
Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования. Главный недостаток - оторванность от реальности и, как следствие, потеря части информации.
Простейшим методом экономико-математического моделирования является построение графических моделей. Кроме того, при исследовании поведения отдельных экономических агентов применяются оптимизационные модели. (Рабочие понятия: предельная полезность , предельный продукт, предельные затраты, предельная выручка.)
Модели рыночного равновесия используются для исследования взаимодействий между экономическими агентами.
1.3 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М.: ИНФРА-М, 1999. Гл.1-2
2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.2007. Гл. 1-2
3. Пиндайк Р., Рубинфелд Д. Микроэкономика. М., 1992.
4. Экономика. Под ред. Булатова А.С. М. :Экономистъ, 2006. Гл.1-2
5. Экономическая теория. Под ред. Белокрыловой О.С. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006
6. Экономическая теория. Экзаменационные ответы. / Под ред. Белокрыловой О.С. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. Гл. 1.1 – 1.8.
7. Экономическая теория на пороге ХХ1 века / Под редакцией Осипова Ю.М. и др. Т 1-6 М., 1996, 1998, 2000, 2001, 2002.
8. Экономика. Краткий словарь. Серия Словари ХХ1 века. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.
9. Сорокин Д. Политическая экономия для России / Российский экономический журнал. 2001, №2
КВАЛИМИТРИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Контрольные вопросы
1. Назовите основные этапы развития предмета экономической теории?
2. Какие вы знаете различные интерпретации предмета экономической теории?
3. Что такое экономическое моделирование и в чем его специфика?
4. В чем заключается отличие правовых и экономических отношений собственности?
5. Какими свойствами обладает товар?
6. Что представляют собой товары-субституты и товары-комплементы?
7. Движение экономических благ и его особенности в различных экономических системах.
Тесты рубежного контроля
1. Для экономикса не характерен: а) поверхностный эмпиризм; б) экономико-математический анализ; в) качественно-эволюционный анализ; г) экономический инженеризм.
2. В политической экономии и в экономиксе объектом исследования является поведение: а) естественного человека; б) экономического человека; в) лиц наемного труда.
3. Можно ли назвать современный экономикс, с точки зрения Аристотеля, хрематистикой? а)Да; б) Нет
4. Создатель первой экономико-математической модели: а) А.Смит; б) Ф,Кенэ; в) К.Маркс; г) Е. Бем-Баверк.
5. Наука о видах деятельности, связанных с обменом и торговлей называется: а) маржинализмом; б) меркантилизмом; в)классической политэкономией
МОДУЛЬ 2
Основы теории спроса и предложения.
План.
1. Понятие рынка. Виды рынков.
2. Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.
3. Предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.
4. Равновесие на рынке.
5. Эластичность спроса и предложения.
2.1 ПРОГРАММНАЯ АННОТАЦИЯ
Рынок. Рыночный механизм. Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Функции спроса. Факторы, влияющие на изменения спроса. Предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Функция предложения. Факторы, влияющие на изменение предложения. Предложение и фактор времени.
Понятие эластичности. Точечная, дуговая и средняя эластичность. Эластичность спроса по цене и доходу. Перекрестная эластичность. Эластичность предложения по цене.
Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие. Равновесная цена. Устойчивость равновесия. Излишек потребителя. Излишек продавца.
2.2.Основные понятия и краткое содержание.
В рыночной экономике основным механизмом координирующим деятельность индивидов и форм является рынок. Рынок представляет собой совокупность покупателей и продавцов, связи между которыми столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.
В рамке курса микроэкономики рынки бывают конкурентные и неконкурентные. К конкурентному рынку относится рынок совершенной конкуренции, на котором имеется множество продавцов и покупателей, и поэтому ни один из них не может оказывать влияние на процесс ценообразования. На неконкурентных рынках субъекты в различной степени могут влиять на процесс ценообразования. К ним относятся рынки монополии, олигополии, монополистической конкуренции
Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.
Спрос (D)– это количество товара, которое покупатели готовы приобрести по определенным ценам в данный момент времени.
Кривая спроса показывает, какое количество товара готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент времени.
Закон спроса утверждает, что чем ниже цена товара, тем большее количество покупатели хотят и могут купить при прочих равных условиях, и наоборот, т.е. показывает обратную зависимость между ценой и количеством покупаемого товара.
|
Неценовые факторы, влияющие на спрос.
- Величина доходов потребителей I;
- Вкусы и предпочтения потребителей, Z;
- Цены на товары-субституты, Psub;
- Цены на товары-комплементы, P com;
- Количество покупателей, N;
- Прочие факторы, B.
Таким образом, cпрос является функцией всех перечисленных факторов:
Q= F (P, I, Z, Psub, P com, N, B ).