Кругооборот ресурсов, продукта и дохода и государственный сектор.
Ãëàâà 2. Рыночный механизм. Основы теории спроса и предложения
Вопросы:
1. Теории стоимости и цены.
2. Анализ рыночного спроса.
3. Анализ рыночного предложения.
4. Рыночное равновесие.
5. Эластичность спроса по цене: понятие и типы. Факторы эластичности.
Теории стоимости и цены
На протяжении многих столетий категория стоимости занимала центральное место в экономических исследованиях. Она введена в научный оборот много столетий назад, но по-разному трактовалась исследователями. Формирование основных концепций стоимости происходило в течение XVIII - XIX в.в. Проблема стоимости, с одной стороны, концентрирует в себе вопросы, связанные с выявлением того, что лежит в основе пропорций обмена в сделках купли-продажи, то есть что является первоосновой цены. С другой стороны, проблема стоимости имеет социальный аспект, поскольку признание того или иного фактора в качестве ценообразующего означает закрепление за его владельцем права на получение “справедливого” дохода.
А. Смит сводил стоимость товара к труду, затраченному на производство товара. Но он не был последовательным сторонником признания труда в качестве единственного ценообразующего фактора. Он считал также, что стоимость определяется издержками производства, суммой цен ресурсов, необходимых для производства данного товара. Здесь он смыкается со сторонниками теории трех факторов производства (труда, средств производства и земли), трактовавшими стоимость как сумму заработной платы, прибыли и земельной ренты.
К. Маркс был последовательным сторонником трудовой теории стоимости и считал, что в конечном счете всякое благо - результат труда (живого или овеществленного в экономических ресурсах), поэтому единственным справедливым доходом является заработная плата. Все другие виды доходов - это доли прибавочной стоимости, созданной трудом рабочих и незаконно присвоенные владельцами других факторов производства.
Несмотря на существенные различия в трудовой теории стоимости и теории факторов производства, у них есть общая черта: они рассматривают проблему стоимости односторонне - только со стороны затрат ( труда или других экономических ресурсов), то есть с объективной стороны. Вместе с тем, на рынке действуют и субъективные факторы, влияющие на величину стоимости. Покупатель действует, руководствуясь не столько объективными критериями, сколько субъективными предпочтениями. Оценивая стоимость блага, он исходит, прежде всего, из его полезности, то есть способности удовлетворить потребность. Идея измерения стоимости полезностью довольно стара. Ее поддерживали ученые древнего мира, отчетливую формулировку она приобрела в XVIII в. благодаря работам Э.Б. Кондильяка, Ж. Б. Сэя. В наиболее развитом виде концепция определения стоимости товара полезностью была разработана экономистами австрийской школы политической экономии - Менгером, Визером, Бём-Баверком. Они сформулировали теорию предельной полезности, согласно которой стоимость блага определяется его предельной полезностью.
Под предельной полезностью понимается добавочная полезность, или удовлетворение, извлекаемое из дополнительной единицы блага.
В рамках ограниченного интервала времени предельная полезность падает. Рассмотрим пример, поясняющий понятие предельной полезности. Предположим, Робинзон, находясь на необитаемом острове, располагает источником, из которого он может извлечь не более 20 литров воды. При наличии этого количества он распределяет воду следующим образом:
1 л - для утоления жажды;
2 л - для приготовления пищи;
10 л - для полива огорода, где он выращивает необходимые продукты;
5 л - для стирки;
2 л - для полива цветочной клумбы.
В случае, если кто-либо появится на острове и попросит у него воды, Робинзон, действуя рационально, будет оценивать воду, исходя из полезности для него последней ее единицы, имеющейся в наличии. Если у него будет 18 л, он попытается компенсировать в назначенной цене свои потери от невыстиранного белья. Если же у него останется 3л, он очень высоко оценит спрашиваемую воду, последний литр будет оценен безгранично высоко.
На первый взгляд, затратная концепция и концепция полезности являются взаимоотрицающими. Вместе с тем они и взаимообусловлены. Синтез теорий стоимости осуществил А. Маршалл. Он отошел от поиска единственного источника стоимости и соединил теорию предельной полезности и теорию издержек производства в теории цены, формирующейся на основе взаимодействия рыночного спроса и предложения. Маршалл осуществил поворот в экономической теории от субстанциального (сущностного) анализа к функциональному. Основное внимание в своих исследованиях он уделил рыночному механизму, проблемам формирования рыночной цены - основного регулятора рыночного хозяйства. Теория цены Маршалла с небольшими усовершенствованиями перенесена во все современные учебники по экономической теории.
Основными элементами рыночного механизма являются спрос, предложение, цена. Для начала мы будем рассматривать индивидуальные рынки, то есть рынки, на которых продаются товары одного вида. Причем, для простоты будем полагать, что имеем дело с совершенно конкурентными рынками.
Анализ рыночного спроса
Анализ спроса включает рассмотрение вопросов его сущности и факторов, влияющих на спрос.
Спрос, с качественной стороны, - потребность людей в каком-либо товаре, подкрепленная покупательной способностью.
Для рынка имеют значение только такие потребности. Потребность в товаре и возможность ее удовлетворения зависят от многих факторов. Наиболее важную роль при этом играет цена товара, на который предъявляется спрос.
Величина спроса - количество товара, которое будет куплено по соответствующей цене за ограниченный промежуток времени.
|
Таблица E.Спрос покупателей на яблоки
Цена за 1 ц (усл. ед.) | Объем спроса (ц/мес.) |
Построим по данным таблицы точки, характеризующие покупательский спрос, и соединим их. На рисунке представлена полученная кривая спроса.
Рисунок 4. Кривая спроса
Кривая спроса- линия, характеризующая закон спроса,то есть зависимость между ценой товара и величиной спроса на него.
Кривая спроса имеет отрицательный наклон.
Закон спросаутверждает, что повышение цены товара обусловливает снижение спроса на него. Закон спроса отражает отрицательную (обратную) связь между спросом и ценой.
При объяснении закона спроса учитывают по крайней мере следующие аргументы:
1. Склонность покупателей приобретать больше дешевых товаров.
2. Убывание предельной полезности: с накапливанием блага у потребителя на ограниченном временном интервале полезность каждой последующей единицы снижается.
3. Эффект дохода: при более низкой цене покупательная способность повышается.
4. Эффект замещения: покупатели предпочитают покупать более дешевые товары, способные удовлетворять одни и те же потребности.
Спрос не остается неизменным. Происходят изменения как в самом спросе (характере спроса), так и в величине спроса. Величина спроса меняется только при изменении цены данного товара. На графике это интерпретируется движением вдоль кривой спроса.
Изменение других факторов означает изменение характера спроса (спроса) и на графике иллюстрируется как смещение кривой спроса вправо (возрастание спроса) или влево (снижение спроса).
Рисунок 5. Смещение кривой предложения - изменение спроса
Изменения в спросе обусловлены воздействием следующих существенных факторов (неценовых детерминант):
· изменение цен товаров-заменителей обусловливает изменение спроса на данный товар в том же направлении;
· изменение цен товаров-дополнителей (комплементарных благ) вызывает изменение спроса в противоположном направлении;
· изменение доходов потребителей вызывает однонаправленное изменение спроса на товары высшей категории и изменение спроса в противоположном направлении на товары низшей категории;
· перемены во вкусах и предпочтениях, связанные, например, с влиянием моды, могут поколебать спрос в том или ином направлении;
· ожидания потребителей являются одним из важных факторов, обусловливающих поведение покупателей на рынке. Так, инфляционные ожидания влияют в сторону увеличения текущего спроса;
· изменение количества покупателей, часто связанное с миграционными процессами предопределяет соответствующее увеличение или уменьшение спроса.