РАЗДЕЛ 1. Введение в экономическую теорию
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
ЭКОНОМИКА
|
г. Нижний Новгород
Учебно – методический комплекс по учебной дисциплине «Экономика» для специальности 030501.65 Юриспруденция высшего профессионального образования - Н. Новгород: Приволжский филиал Российской академии правосудия. – 50с.
Соответствует Государственным требованиям, минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030501.65 Юриспруденция высшего профессионального образования | ||
Кафедра гуманитарных и социально – экономических дисциплин Приволжского филиала ГОУ ВПО РАП (протокол № 5 от 15 декабря 2010г.). | ||
Автор: | Вакуленко Р.Я. Щеглов А.Ф. | Доктор экономических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально – экономических дисциплин Приволжского филиала Российской академии правосудия Кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин. |
Рецензент: | Карпычев В.Ю. | Доктор технических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально – экономических дисциплин Приволжского филиала Российской академии правосудия |
Учебно-методический комплекс утвержден Учебно-методическим советом Приволжского филиала ГОУ ВПО РАП протокол № 5 от 27 декабря 2010 года.
© Приволжский филиал ГОУ ВПО РАП, 2010
© Вакуленко Р.Я., Щеглов А.Ф. 2010
Содержание
Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины................... 4
Введение................................................................................................................ 4
Объем дисциплины и виды учебной работы....................................................... 6
Программа ……………………………………………………………………………. 9
Тематический план лекций и семинарских занятий..……………………………….16
Тематический план семинарских занятий............................................................ 17
План семинарских занятий................................................................................... 17
Методические рекомендации по изучению дисциплины..................................... 20
Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы студентов.................................................................................................. 21
Задания для выполнения контрольных работ..................................................... 21
Примеры тестовых заданий для самопроверки................................................... 24
Вопросы для подготовки к экзамену................................................................... 43
Литература............................................................................................................ 47
Требования к обязательному минимуму
содержания дисциплины
Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.
Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.
Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.
Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.
(см. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность -021100 - юриспруденция. Квалификация – юрист. Москва, 2000 т., -С.С. 7 - 8)
ВВЕДЕНИЕ
Экономика как учебная дисциплина федерального компонента блока общегуманитарных дисциплин входит в перечень теоретических курсов социально-экономического направления.
Овладение курсом невозможно без знаний, получаемых как при изучении дисциплин гуманитарных («Отечественная история», «Философия», «Логика»), так и дисциплин естественно-научных («Математика», «Прикладная информатика»). В свою очередь, прочное усвоение экономических знаний является условием успешного изучения целого рода гуманитарных, социально-экономических и профессиональных дисциплин юридического профиля.
Главной целью изучения дисциплины "Экономика" является формирование у студентов современного экономического мышления - необходимой предпосылки понимания ими сущности явлений и процессов социально-экономической сферы жизни общества, основы для принятия квалифицированных и ответственных решений в будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
- о фундаментальных достижениях мировой и отечественной экономической мысли прошлого и современности;
- об основах устройства и методологии анализа различных социально-экономических систем;
- о коренных проблемах социально-экономического развития мирового сообщества, России и путях их решения в современных условиях;
знать:
- содержание основополагающих категорий экономики как науки, фундаментальных законов и закономерностей экономических процессов на микро- и макроуровне;
- механизм функционирования рынка, условия формирования равновесия на рынках отдельных товаров;
- технико-экономические основы и организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, критерии и показатели производственно-хозяйственной практики предприятий различных форм собственности;
- структуру, цели и результаты функционирования национальной экономики, методы их исчисления и анализа;
- сущность налогово-бюджетной, денежно-кредитной, инвестиционной и социальной политики, проводимой в обществе, содержание и направленность мер, разрабатываемых и реализуемых органами государственной власти и управления Российской Федерации в переходный к рынку период;
владеть
- методикой самостоятельного научного анализа событий и явлений в отечественной и зарубежной экономике;
- лексикой экономического характера;
иметь опыт
- самостоятельного поиска необходимой и актуальной экономической информации;
- использования научных трудов, монографий, периодической и справочно-аналитической литературы с соблюдением установленных требований библиографического стандарта, обеспечивающих необходимый уровень научной достоверности данного использования;
- публичных выступлений, ведения дискуссий по социально-экономической тематике.
Главной особенностью реализации требований ГОС ВПО по дисциплине «Экономика» в ходе учебного процесса по заочной форме обучения заключается в том, что основной массив программного материала студентами осваивается в ходе самостоятельной работы, на которую отводится 85% всего объема часов, предоставляемых учебным планом на изучение дисциплины. Объем же аудиторных занятий составляет лишь 12% от общей трудоемкости дисциплины.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы (по учебному плану) | Количество часов по заочной форме обучения |
Общая трудоемкость | |
Аудиторные занятия | |
Лекции | |
Семинарские занятия | |
Самостоятельная работа | |
НИРС | |
Форма итогового контроля - экзамен |
Тематический план
(разделы дисциплины, темы занятий, количество часов)
для студентов заочной формы обучения
№ п/п | Разделы (темы) дисциплины | Количество часов по видам учебных занятий | |
лекций | семинаров | ||
Раздел I. Введение в экономическую теорию | |||
Тема 1. Экономика как наука и сфера деятельности человека. | - | ||
Тема 2. Основные этапы развития экономической науки. | - | - | |
Тема 3. Материальные потребности и экономические ресурсы общества | - | - | |
Тема 4. Экономическая система: структура и классификация | |||
Тема 5. Собственность и её роль в экономической системе. | - | - | |
Тема 6. Рыночная система хозяйства. | - | - | |
Всего по I разделу | |||
Раздел II. Микроэкономика | |||
Тема 7. Рынок: функции и классификация. | |||
Тема 8. Теория спроса и предложения. | - | - | |
Тема 9. Эластичность спроса и предложения. | - | - | |
Тема 10. Теория потребительского поведения | - | - | |
Тема 11. Предприятие (фирма) как субъект микроэкономики и его организационно – правовые формы. | |||
Тема 12. Производство и производственная функция. | - | - | |
Тема 13. Затраты и результаты производственно – экономической деятельности предприятия | - | - | |
Тема 14. Конкуренция и рыночные структуры. | - | - | |
Тема 15. Рынок труда и заработная плата | - | - | |
Тема 16. Рынок капитала. | - | - | |
Тема 17. Рынок природных ресурсов. | - | - | |
Всего по II разделу | |||
Всего по I и II разделам | |||
Раздел III. Макроэкономика | |||
Тема 18. Национальная экономика: система целей и результатов функционирования | |||
Тема 19. Основные макроэкономические показатели. | - | - | |
Тема 20. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие. | - | - | |
Тема 21 Экономическое развитие и экономический рост. | - | - | |
Тема 22. Деньги и их функции. Инфляция. | - | - | |
Тема 23. Предложение денег и банковская система. | - | - | |
Тема 24. Финансы. Финансовая система страны. | - | - | |
Тема 25. Налоги и налоговая система страны. | - | - | |
Тема 26. Доходы населения и социально – экономическая политика. | - | - | |
Тема 27. Государственное регулирование экономики. | - | ||
Тема 28. Мировое хозяйство и тенденции его развития. | - | - | |
Тема 29. Мировая торговля и внешнеторговая политика государства. | - | - | |
Тема 30. Международные валютные отношения и формы их реализации. | - | - | |
Всего по III разделу | |||
Раздел IV . Переходная экономика и её особенности в России | |||
Тема 31. Основы теории переходной экономики. | - | - | |
Тема 32. Экономическая политика реформ в России. | - | - | |
Всего по разделу IV | - | - | |
Всего по разделам III и IV | |||
Всего по курсу |
ПРОГРАММА
Раздел II. Микроэкономика
Раздел Ш. Макроэкономика
СЕМИНАР №1
Литература
Основная:
Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие / Ред. Мамедов О.Ю.– 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
Курс экономической теории: Учебн. / Ред. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. – 4е изд., доп. и перераб. – Киров, АСА, 2002.
Щеглов А.Ф. Экономика: схемы, комментарии, тесты. – М.: Материк-Альфа, 2006.
Щеглов А.Ф. Экономика: основные категории и понятия теоретического курса-Самара, СЮИ МЮ РФ, 2002
Дополнительная:
История экономических учений (современный этап): Учебник / ред. Худокормов А.Г. – М.: Инфра-М, 2002.
Янова В.В. Экономика: курс лекций – М.: Экзамен, 2006.
Лойберг М.Я. История экономики: Учеб. пособие – М.: Инфра-М, 2001.
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: курс лекций: Учеб. Пособие – М.: Юрайт, 2000.
Экономика: Альбом схем: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Щеглов А.Ф. и др. – М.: ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского, 2003.
Летенко А.В. Российские хозяйственные реформы: история и уроки – М.: Наука, 2004.
Статьи в журнале «Вопросы экономики»:
Кузьминов Я., Бендукидзе К., Юткевич М. Как наука о рынках становится наукой об обществе // «ВЭ», 2005, №12
СЕМИНАР №2
Тема: «Предприятие (фирма) в рыночной экономике: единство организационно-правовой формы и производственно-технологического процесса»
(2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Организационно-правовая форма предприятия: понятия и структура.
2. Сравнительный анализ основных организационно-правовых форм предприятий в рыночной экономике Российской Федерации
3. Издержки прозводственно-экономической деятельности предприятия.
4. Контрольное тестирование.
Литература:
Основная:
Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие / Ред. Мамедов О.Ю.– 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004
Курс экономической теории: Учебн. / Ред. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. – 4е изд., доп. и перераб. – Киров, АСА, 2002.
Щеглов А.Ф. Экономика: схемы, комментарии, тесты. – М.: Материк-Альфа, 2006
Щеглов А.Ф. Экономика: основные категории и понятия теоретического курса – Самара, СЮИ МЮ РФ, 2002.
Дополнительная:
Янова В.В. экономика: курс лекций – М.: экзамен, 2006
Борисов Е.Ф. экономическая теория: курс лекций: Учеб. пособие – М.: Юрайт, 2000:
Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993 – 2003 гг. / отв. ред. Степашин С.В. – М.: Олита, 2005.
Летенко А.В. Российские хозяйственные реформы: история и уроки - М.: Наука, 2004.
Балдин С.В. Информационные системы в экономике: Учеб. – М.: Дашков и Ко, 2005.
Фатхудинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса – М.: Маркетинг, 2002.
Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов – М.: Норма, 2002.
Чуев И.Н. Экономика предприятия: Учебник – М.: Дашков и Ко, 2007.
Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учеб. пособие – М.: Инфра-М, 2001.
Статьи в журнале «Вопросы экономики»:
Демидова Е. Врждебные поглощения и защита от них в условиях корпоративного рынка России // «ВЭ», 2007, №4.
Долгопятова Т. Концентрация акционерной собственности и развитие российских компаний // «ВЭ», 2007, №1
Ивасаки И. Правовая форма акционерных обществ и корпоративное поведение в России // «ВЭ», 2007, №1
Юданов А. «Быстрые» фирмы и эволюция российской экономики // «ВЭ», 2007, №2
Попадюк Н. Частная ли частная собственность в России? // «ВЭ», 2006, №1
Тамбовцев В. Улучшение защиты прав собственности – неиспользуемый резерв экономического роста России // «ВЭ», 2006, №1
Капелюшников Р., Делина Н. Влияние характеристики собственности на результаты экономической деятельности российских промышленных предприятий // «ВЭ», 2005, №2.
Российская промышленность на распутье: что мешает нашим фирмам стать конкурентоспособными (доклад ГУ ВШЭ) // «ВЭ», 2007, №3.
Миронов В. Экономический рост и конкурентоспособность промышленности // «ВЭ», 2006, №3.
Мацнев О. Венчурное предпринимательство: мировой опыт и отечественная практика // «ВЭ», 2006, №5.
Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика // «ВЭ», 2006, №1.
Клейпир Г., Качалов Р., Сумпо Е. Экономические состояния и институциональное ощущение российских промышленных предприятий // «ВЭ», 2005, №9.
СЕМИНАР №3
Задания для выполнения контрольных работ
Письменная контрольная работа – одна из форм проверки эффективности процесса освоения студентами заочной формы обучения объёма знаний, который определён для дисциплины государственным стандартом и программой курса. Её выполнение стимулирует самостоятельную работу студента, обогащает интеллектуальную сферу новыми знаниями по дисциплине. Кроме того, своевременное представление работы при положительной оценке преподавателям является обязательным условием допуска к сдаче итоговой отчётности по курсу в ходе зачётной сессии.
Текст контрольной работы – итог творческой деятельности студента по изучению основной и дополнительной литературы по курсу в целом и по теме, в частности. Главной целью работы определяется раскрытие избранной темы в пределах установленного объёма (10-12 страниц текста шрифтом №14 и полуторным интервалом).
Обязательным компонентом работы должен быть: четкий план (введение, 2-3 основных вопроса, заключение, список литературы, а при необходимости и приложения). Во введении даётся оценка актуальности избранной темы, уточняется её место в системе знаний по дисциплине, формулируются цели работы. В основной части приводятся положения, раскрывающие тему. В заключении содержатся выводы по работе. Приводимые в тексте цитаты, фактический материал, статистические данные должны ссылаться на источники, с указанием наименования источника, её автора, места и года издания, страниц. Ссылки на источники, равно как и составление списка литературы, оформляются в строгом соответствии с требованием библиографического стандарта.
Оценка работы осуществляется по системе «зачтено/не зачтено». В первую очередь, оценивается степень раскрытия темы автором, его умение использовать соответствующие источники творчески, без механического переписывания. Учитывается также и стиль изложения. Текст пишется от третьего лица, без излишнего многословия, повторов и привлечения материалов, не относящихся к теме.
Выполненная контрольная работа направляется на проверку в академию в сроки, установленные деканатом юридического факультета. Контрольная работа, не получившая положительной оценки, возвращается для переработки студенту. При повторном их представлении необходимо предъявлять и первоначальный текст с замечаниями преподавателя.
Более подробно методические рекомендации по выполнению и оформлению контрольной работы содержатся в методическом пособии: Гаврикова Т.С., Шарандина Н.Л. Контрольные работы студента: структура и оформление: методические рекомендации для студентов заочной формы обучения. – М.: РАП, 2004.
Для выполнения контрольных работ предлагается следующая тематика:
1.Экономическая теория и её роль в развитии общества.
2.Общие основы экономического устройства общества.
3.Общественное разделение труда: сущность, формы и современные тенденции развития.
4.Факторы производства и их характеристика.
5. Сравнительный анализ основных типов экономических систем.
6. Рыночная система хозяйства: сущность и основные черты.
7. Рынок или система товарно-денежных отношений.
8. Сущность и функции денег.
9. Спрос как экономическая категория.
10. Предложение как экономическая категория.
11. Микроэкономический анализ как составная часть экономической теории и его особенности.
12. Полезность и стоимость в микроэкономическом анализе.
13. Теория поведения потребителя как основа теории спроса.
14. Теория частичного рыночного равновесия Маршалла и её значение.
15. Количественная и порядковая концепция полезности.
16. Явление эластичности и его значение для формирования ценовой политики фирмы.
17. Общественные и частные блага в микроэкономическом анализе.
18. Конкуренция: сущность и формы.
19. Рынок несовершенной конкуренции: общий признак и особенности.
20. Монопольный рынок: основные черты и пути преодоления монополизма в экономике.
21. Естественные монополии и регулирование их деятельности государством.
22. Организация, виды и цели предпринимательской фирмы.
23. Экономическая теория прав собственности Коуза, её содержание и значение.
24.Производство благ как процесс потребления ресурсов.
25. Издержки предприятия (фирмы) в краткосрочном периоде.
26. Спрос на ресурсы и его факторы.
27.Рынок труда: сущность, структура и механизм функционирования.
28. Рынок капитала и его равновесие.
29. Предприятие (фирма) в условиях олигополии.
30.Рынок факторов производства в России: состояние и перспективы развития.
31.Проблемы оптимального соотношения и использования ресурсов в производстве.
32. Прибыль как экономическая категория и способы её максимизации предприятием.
33. Хозяйственный механизм и его специфика в различных экономических системах.
34. Экономические интересы и их влияние на хозяйственную деятельность.
35. Теория отрицательных экстерналий: выводы для России.
36. Провалы рынка и государство.
37.Общественное воспроизводство на национальном уровне.
38. Общее экономическое равновесие.
39. Типы общественного воспроизводства и экономический рост.
40. Инвестиции и их роль в развитии экономики.
41. Экономический цикл: содержание и фазы.
42. Безработица: причины, сущность и формы.
43. Инфляция и её социально-экономические последствия.
44. Регулирование совокупного спроса и совокупного предложения в условиях перехода к рынку.
45. Финансово-бюджетный механизм государственного регулирования экономики.
46. Денежно-кредитный механизм государственного экономики.
47. Антиинфляционная политика государства.
48. Социальная политика государства и её роль в развитии экономики.
49. Мировое хозяйство и её роль в развитии экономики.
50. Особенности перехода России к системе рыночных отношений: проблемы и противоречия.
Контрольные и тестовые задания
Для самопроверки
К семинару №1
Тест №1: Экономика как наука и сфера деятельности человека
1. Экономика, в которой основным способом получения благ является их поиск в природе, называется:
□ а) добывающей;
□ б) перерабатывающей;
□ в) производящей.
2.Экономическая теория изучает:
□а) систему хозяйственного учета на предприятиях;
□б) причины нарушений графиков движения поездов на железнодорожном транспорте;
□ в) поведение потребителя.
3. Предмет экономики как науки в максимальной степени отражает определение:
□а) экономика — наука о национальном богатстве;
□б) экономика — пособие о том, как «делать деньги»;
□в) экономика — наука о рациональном и эффективном использовании ограниченных производственных ресурсов.
4.Точную количественную оценку можно дать:
□а) свободе предпринимательства;
□б) глубине экономического мышления;
□в) объему созданной на предприятиях страны продукции.
5. Микроэкономика изучает:
□а) рост цен на потребительские товары в минувшем году;
□б) государственный бюджет;
□в) деятельность предприятия по модернизации своего производства.
6. Микроэкономика изучает:
□а) экономику как целостную систему;
□б) формирование издержек на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства;
□в) проблемы обеспечения полной занятости в стране.
7. Макроэкономика изучает:
□а) спрос и предложение на рынке сельскохозяйственной продукции;
□б) рост заработной платы в нефтеперерабатывающей отрасли;
□в) экономический рост в стране.
8. Макроэкономика изучает:
□а) уровень цен в экономике;
□б) ситуацию, связанную с банкротством крупного предприятия;
□в) цены на мясо в Подмосковье.
9. «Для преодоления экономического отставания страны надо срочно провести радикальные изменения в структуре производства». Вид экономической науки, который может сформулировать эту рекомендацию; называют:
□а) позитивным;
□б) нормативным;
□в) перспективным.
10. К способности человека мыслить экономически можно отнести:
□а) умение давать количественную оценку всем этапам своей деятельности;
□б) способность абстрагироваться от второстепенных факторов;
□в) способность не менять без очевидной необходимости принятые решения.
11. К признакам экономического закона не относится:
□а) независимость закона от воли людей;
□б)ограниченное время существования закона;
□в) значительная продолжительность существования закона.
12.К общенаучным методам, которые использует экономическая теория, не относится:
□а) метод дедукции;
□б) экономико-математическое моделирование;
□в) формальная логика.
13. Процесс формирования внимания только на наиболее важных факторах для объяснения сущности экономического явления называется:
□а) рациональный выбор;
□б)эксперимент;
□в) абстракция.
14. Экономическая модель — это:
□а) комплекс экономических принципов;
□б) установление целей экономического развития;
□в) формализованное описание экономического процесса или явления.
15. Какое из нижеперечисленных положений отражает использование аналитического метода в экономической науке:
□а) расчленение исследуемого явления на составные части;
□б) соединение родственных между собой элементов, воссоздание целого из частей;
□в) переход от абстрактного к конкретному.
Тест№2:Материальные потребности и экономические ресурсы общества
1.К материальным потребностям относится:
□а) необходимость отремонтировать автомобиль;
□б) желание принять участие в праздничной вечеринке;
□в) желание посетить лекцию по архитектуре города.
2.Ресурсами не являются:
□а) полезные ископаемые;
□6) продукты питания;
□в) квалифицированная рабочая сила.
3. Фундаментальная проблема, стоящая перед любой экономической системой, — это:
□а) проблема справедливого распределения благ между индивидами;
□б) проблема выживания человека;
□в) проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей.
4.Когда экономисты говорят о необходимости экономить, то они имеют в виду:
□а) извлечение максимальной пользы из имеющихся в наличии ресурсов;
□б) необходимость тратить как можно меньше денег;
□в) создание сбережения.
5. Экономические ресурсы — это ресурсы, которые:
□а) неисчерпаемы;
□б) возобновляемы;
□в) ограничены относительно потребности в них производства.
6. Ограниченность ресурсов — проблема, которая существует:
□а) только в бедных странах;
□б) есть у всех людей и обществ;
□в) никогда не возникает у богатых людей.
7. В стране производят только удочки и леску. Все трудоспособное население имеет работу, фабрики работают на полную мощность. Правительство намерено производить больше удочек. Вы ему посоветуете:
□а) отказаться от своего намерения;
□б) увеличить производство лески;
□в) уменьшить производство удочек.
8.Альтернативная стоимость — это стоимость товара или услуги, измеряемая:
□а) государственным комитетом по статистике;
□б) индексом потребительских цен;
□в) тем, чем надо пожертвовать для приобретения данного товара или услуги.
9.Альтернативные издержки платного обучения не включают в себя:
□а) заработную плату, которую можно было бы получить, работая вместо
учебы;
□б) расходы на учебную литературу и канцелярские принадлежности;
□в) расходы на питание.
10. Студент учится в университете и получает стипендию 500 руб. Если бы не учеба, он мог бы работать курьером с зарплатой 1500 руб. Альтернативные затраты на его обучение равны:
□а) 500 руб.;
□б) 1500руб.;
□в) 2000руб..
11. Если государство обяжет всех продавать товары по низким ценам, то оно может свести альтернативные издержки к небольшим величинам:
□а) всегда;
□б) никогда;
□в) в ряде случаев.
12. Кривая производственных возможностей не иллюстрирует:
□а) сущность категории «альтернативная стоимость»;
□б) изменение в цене различных продуктов в зависимости от времени;
□в) наиболее оптимальные варианты одновременного производства благ в условиях ограниченности ресурсов.
13. При построении кривой производственных возможностей предполагается, что полностью будут использоваться:
□а) трудовые ресурсы и капитал;
□б) капитал и природные ресурсы;
□в) трудовые ресурсы. Природные ресурсы и капитал.
14. Повышение производительности труда может не сопровождаться сдвигом кривой производственных возможностей, если:
□а) растет количество используемого капитала;
□б) сокращается заработная плата;
□в) уменьшается количество работников.
15. При производстве одного килограмма алюминия было недополучено 10 керамических ваз, Какому варианту производственных возможностей это соответствует:
а) | б) | в) | ||||
Алюминий | ||||||
Керамические вазы |
□а)
□б)
□в)
Тест№3: Экономическая система: структура и виды
1. К делению экономических систем по формационному подходу относится:
□а) общество доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное;
□б) общество первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое;
□в) традиционная, рыночная, административно-командная, смешанная экономика.
2. Три типа экономических систем — это:
□a) развивающаяся, развитая и загнивающая;
□б) демократическая, анархическая и тоталитарная;
□в) традиционная, плановая и рыночная.
3. Проблемы: что, как и для кого производить — имеют отношение:
□а)только к командно-административной системе;
□б) только к рыночной экономике;
□в) к любой экономической системе.
4. Ни с одним из главных вопросов экономики прямо не связана формулировка:
□а) какие товары и услуги должны быть произведены;
□б) какие ресурсы использовать при производстве;
□в) когда потреблять.
5. Для характеристики типов экономических систем не используется определение:
□а) капиталистические;
□б) традиционные;
□в) централизованные.
6. Деление хозяйственных систем на традиционную, командно-административную и рыночную происходит по критерию;
□а) эффективности экономики;
□б) социально-экономических отношений;
□в) способу координации деятельности субъектов экономики.
7. К традиционной системе не относится характеристика:
□а) централизованное планирование;
□б) мелкая частная собственность;
□в) патриархальность.
8. Как для традиционной, так и для командно-административной системы характерной чертой является:
□а) планирование национальной экономики;
□б) свобода частного предпринимательства;
□в) отсутствиечастной собственности на землю.
9. В условиях командной системы сигнал о росте дефицита — это:
□а) цены «черного рынка» увеличиваются;
□б) правительство объявляет о повышении цен;
□в) цены на продукты начинают снижаться,
10. Для командно-административной системы характернойчертой является:
□а) конкуренция производителей;
□б) дефицит потребительских товаров;
□в) свобода ценообразования.
11. В командно-административной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, решают:
□а) зарубежные инвесторы;
□б) потребители;
□в) государство.
12. Неизбежность дефицита ресурсов в командно-административной экономике обусловлена:
□а) отсутствием безработицы;
□б) конкуренцией товаропроизводителей;
□в) ценами, не учитывающими соотношение спроса и предложения.
13. Натуральное хозяйство- форма хозяйства, где продукты производятся:
□а) для обмена путем купли-продажи;
□б) для удовлетворения общественных потребностей;
□в) для удовлетворения потребностей самих участников процесса производства.
14. Всеобщие производительные силы играют основную роль в экономике:
□а) первобытных обществ;
□б) индустриальных обществ;
□в) постиндустриальных обществ.
15. Переход от доиндустриального общества к индустриальному происходит в процессе:
□а) промышленной революции;
□б) неолитической революции;
□в) «революции менеджеров».
Тест№4: Рыночная система хозяйства
1. Схема кругооборота ресурсов и денежных платежей иллюстрирует:
□а) процесс формирования рыночных цен;
□б) взаимосвязи основных экономических субъектов;
□в) взаимодействие факторов экономического роста.
2. В модели кругооборота рассматривается движение:
□а) ресурсов;
□б) денег;
□в) и того, и другого.
3. Рыночной организацией экономики управляют:
□а) потребители и их спрос на продукцию;
□б) отдельные, наиболее удачливые бизнесмены;
□в) стихийные импульсы экономических процессов.
4. Товарное хозяйство- форма хозяйства, где продукты производятся:
□а) для удовлетворения потребностей самих участников процесса производства;
□б) для удовлетворения общественных потребностей;
□в) для обмена путем купли-продажи.
5. В товарном хозяйстве определяющим мотивом поведения производителей является:
□а) прибыль;
□б) спрос покупателя;
□в) общественное благо.
6. По мнению