Проблемные аспектыэкономических теорий Запада
Проблемные аспектыэкономических теорий Запада
Философия науки
Философия науки как особая дисциплина, исследующая закономерности научно-познаватель-ной деятельности, зародилась во второй половине XIX в. С самого начала она была самым тесным образом связана с позитивизмом — сперва с классическим позитивизмом О. Конта и Г. Спенсера, затем с эмпириокритицизмом Э. Маха и, наконец, с неопозитивизмом (логическим позитивизмом и логическим эмпиризмом) М. Шлика, О. Нейрата, Р. Карнапа и др. Долгое время термины «позитивистская философия» и «философия науки» воспринимались почти как синонимы.
С 30-х гг. XX в. тон в философии науки задавал сформировавшийся (в рамках деятельности организованного М. Шпиком знаменитого Венского кружка) логический позитивизм. Основными принципами его парадигмыбыли:
«Гносеологический феноменализм, выражающийся в сведении научного знания к совокупности чувственныхданных;
дескриптивизм — сведение всех функций науки к описанию;
методологический эмпиризм — стремление решать судьбу теоретического знания, исходя исключительно из результатов его опытной проверки;
вера в формально-логический анализ как единственное средство решения всех методологических проблем;
принятие жесткой дихотомии аналитических и синтетических высказываний и тесно связанное с этим противопоставление формальных и фактуальных наук;
дихотомия теоретического и эмпирического знания в фактуальных науках в сочетании с тенденцией к полной редукции первого к последнему;
верификационная теория познавательного значения, включая и подтверждаемость как ослабленный вариант верифицируемости;
полная элиминация традиционных проблем философии и абсолютное противопоставление науки философии.
Одной из наиболее характерных черт позитивистской традиции в философии науки было противопоставление контекста открытия и контекста обоснования в научном исследовании с полным исключением первого из сферы методологии. Это с логической необходимостью приводило к исключению из философии науки проблемы развития научного знания и к построению исключительно статистических моделей науки. Характерен для позитивистской традиции и радикальный сциентизм, выражающийся в трактовке науки как единственного вида познавательной деятельности и противопоставлении ее в этом качестве другим формам духовного практического освоения действительности».
Вплоть до 1950-х гг. господство позитивизма в философии науки было почти безраздельным. Но постепенно в рамках самой позитивистской традиции назрел внутренний кризис. С одной стороны, в ходе философских дискуссий все в большей степени обнаруживалась противоречивость позитивистской программы. С другой — конкретные исследования по истории науки показали, что предписания позитивизма вступают в явное противоречие с реальной практикой научного исследования. В результате к началу 1950-х гг. позитивистская традиция оказалась в тупике.
Однако первый удар, от которого трудно было оправиться, позитивизм получил гораздо раньше, когда в 1934 г. К. Поппер опубликовал свою «Логику научного открытия».
Там он показал, что у позитивистов нет адекватных логических средств для проведения принципа эмпиризма в методологии. С самого начала логической основой эмпиризма была индукция. Считалось, что только индуктивная логика способна оправдать переход от единичных утверждений к обобщающим положениям — законам науки. Однако еще Д. Юм обратил внимание, что у индуктивного способа рассуждения отсутствует рациональное обоснование. Действительно, с какой стати мы должны полагать, что завтра ход событий будет таким же, как сегодня и вчера? Например, если обратно пропорциональная зависимость между уровнем безработицы и темпами инфляции наблюдалась на протяжении ста лет и была зафиксирована в знаменитой кривой Филлипса, то отсюда вовсе не следует, что в один прекрасный день данная связь не может быть нарушена, как это произошло в период стагфляции 1970-х гг. Значит, вера в индукцию базируется не более, чем на привычке или естественном инстинкте и, по существу, является иррациональной доктриной.
Позитивисты не раз пытались спасти эмпиризм от иррационалистических выводов Юма. Выдвигалась, в частности, гипотетико-дедуктивная модель научного метода (Р. Карнап, Г. Рейхенбах и др.). В ней теоретические положения рассматривались как гипотезы и вопрос о способах их полученияестественным образом снимался, оставалась лишь проблема их обоснования. Эмпирическая обоснованность гипотезы рассматривалась как прямо пропорциональная числу вытекающих из нее следствий, которые согласуются с фактами.
Однако Поппер хорошо видит, что проблему Юма решить невозможно в принципе, в том числе и с помощью гипотетико-дедуктивной модели. Способ обоснования гипотез и в ней остается по своей природе индуктивистским. Чтобы увериться в справедливости гипотезы необходимо бесконечное множество подтверждений ее следствий. Если мы имеем n подтверждений, то вполне возможно, что в n+1 раз она войдет в конфликт сфактами.
Отсюда Поппер делает вывод о неправомерности отождествления знания научного со знанием доказанным. Наоборот, принципиальная и неизбежная погрешность (фаллибилизм) является специфической чертой научного знания.
Тем не менее, считает Поппер, хотя наука и не в силах ничего окончательно доказать, она может постоянно опровергать (фальсифицировать) ложные теории. На этом основан попперовский критерий демаркации науки и ненауки, получивший название принципа фальсифицируемости. На первый взгляд, он звучит парадоксально — признаком научности знания является его принципиальная опровергаемость, но в действительности содержит простую и здравую идею: если предшествующая методология рассматривала противоречащие теории факты как свидетельство ее ущербности, то для Поппера они говорят о единственно возможном контакте с опытом и выступают в качестве условия прогресса познания, понимаемого как «перманентная революция» — постоянная смена одних фальсифицируемых теорий другими.
Английский перевод «Логики научного открытия» появился в 1959 г. и многие профессиональные философы поспешили встать под знамя его учения. Однако не успело попперианство по-настоящему утвердиться, как само оказалось под огнем резкой и разносторонней критики.
Важную роль здесь сыграл ученик Поппера И. Лакатос. Он убедительно показал, что принцип фальсифицируемости очень редко находит применение в реальной исследовательской практике. Обнаружив противоречие между теорией и опытом, ученые не торопятся отбрасывать теории, а стараются объяснить возникшие аномалии таким образом, чтобы основное содержание их исследовательской программы — в терминологии Лакатоса её «твердое ядро» — не пострадало. И обычно им это удается. Дело в том, что научное знание носит системный характер. Поэтому отрицательный результат проверки позволяет констатировать конфликт между опытом и теорией в целом, но не дает возможности установить, где конкретно допущена ошибка, какой именно из элементов теории противоречит фактам. Значит, достаточно изобретательный ученый всегда может при желании спасти от опровержения любой теоретический тезис путем его переформулирования или видоизменения других компонентов теории.
Но тогда встает вопрос: как вообще возможно развитие в науке и что представляет собой механизм вытеснения одних теорий другими? Ответить на него попытался Т. Кун в работе «Структура научных революций» (1963). Сеготочки зрения внауке не следует видеть совокупность истинных или ложных идей, развивающихся по собственным внутренним законам. Наука — это, прежде всего, социальный институт с активным субъектом научной деятельности. Таковым, по Куну, является не ученый-одиночка, а научное сообщество, объединяющим началом для которого служит совокупность общих убеждений, ценностей и технических средств, обеспечивающих существование научной теории. Эти положения Кун назвал парадигмой.
Смена парадигм и составляет, по Куну, суть истории науки. Причем этот процесс невозможно объяснить чисто рациональными соображениями. Если какая-либо парадигма исчерпывает свой научный потенциал и назревает потребность в ее замене, то в действие вступают эмоционально-волевые факторы убежденности и веры. «Тот, кто принимает парадигму на ранней стадии, — пишет Кун, — должен часто решаться на такой шаг, пренебрегая доказательством, которое обеспечивается решением проблемы. Другими словами, он должен верить, что новая парадигма достигнет успеха в решении большего круга проблем, с которыми она встречается, зная при этом, что старая парадигма потерпела неудачу при решении некоторых из них. Принятие решения такого типа может быть основано только на вере».
Линию рассуждения Куна довёл до логического конца П. Фейерабенд. Он выдвинул концепцию «гносеологического анархизма», согласно которой деятельность учёного (если речь идет о реальной исследовательской практике, а не о декларациях методологов) вообще не подчиняется никаким рациональным нормам. Судьбутеории невозможно решить с помощью «логики», хотя бы в силу неопределенности данного понятия. Ведь существует аристотелевская логика, гегелевская логика, логика Рассела и Уайтхеда, интуиционистская логика и другие, существенно отличающиеся друг от друга. Опыт тоже не может свидетельствовать ни за, ни против теории, поскольку всякий факт изначально «теоретически нагружен». Например, данные астрономических наблюдений преломляются через оптическую теорию и физиологическую теорию зрения. Поэтому мир фактов мы видим сквозь призму уже сложившихся теорий. И не удивительно, что, скажем, историк, считающий историю творением великих личностей, проигнорирует события, представляющие наибольший интерес для историка-марксиста2, а того в свою очередь вряд ли заинтересует связь между физической конституцией Наполеона или психологическим складом Гитлера с драматическими потрясениями в Европе XIX и XX вв. В итоге, два историка найдут совершенно различные факты на одном и том же поле исторических событий, и конкуренция теорий в плане эмпирической обоснованностипотеряет всякий смысл.
В действительности, считает Фейерабенд, новые теории побеждают невследствие большей логической убедительности или эмпирической обоснованности, а благодаря пропагандистской деятельности её сторонников. Так, Галилей, которого Фейерабенд зачисляет в предшественники «гносеологического анархизма», защищал свои идеи не только собственно научными способами — проведением экспериментов и разработкой теоретических схем. Своим успехом он в не меньшей степени обязан тому, что писал не по латыни, как было тогда принято среди ученых мужей, а на доступном гораздо более широкому кругу читателей итальянском языке; он использовал блестящий литературный стиль, был не чужд юмору, прибегал к полемическим приемам и т. д. Эффективное продвижение теорий на научном рынке всегда предполагает открытую или замаскированную апелляцию к общественному мнению, морали, сложившимся представлениям о прекрасном и т. п. Научного Метода с большой буквы как универсального алгоритма познания, утверждает Фейерабенд, быть не может: «...идея жесткого метода или жесткой теории рациональности покоится на слишком наивном представлении о человеке и его социальном окружении. Если иметь в виду обширный исторический материал и не стремиться «очистить» его в угоду своим низким инстинктам или в силу стремления к интеллектуальной безопасности до степени ясности, точности, «объективности», «истинности», то выясняется, что существует лишь один принцип, который можно защищать при всех обстоятельствах и на всех этапах человеческого развития, — допустимо всё».
Отсюда следует, что, не имея строго детерминированного метода, гарантирующего получение объективного знания, наука не может претендовать на статус организующей силы всей общественной жизни и должна быть уравнена с другими формами духовно-практического освоения действительности. Религия, миф и магия в свободном обществе должны иметь равные с наукой права и столь же легкий доступ к центрам власти.
Эпатирующие выпады Фейерабенда, разумеется, повергли в шок западных интеллектуалов, которым со школьной скамьи внушали, что наука и истина, по существу, одно и то же. Как же так, удивленно спрашивают они, неужели атомная энергетика, антибиотики, полеты на Луну, наконец, не убеждают в преимуществе науки перед шаманскими обрядами и хиромантией. Да, говорит Фейерабенд «наука внесла громадный вклад в наше понимание мира, а это понимание в свою очередь привело к еще более значительным практическим достижениям». Науку действительно принято оценивать по результатам, но разве меньшими были достижения человека донаучного мира? Давайте не будем «забывать о том, что изобретатели мифов овладели огнем и нашли способ его сохранения. Они приручили животных, вывели новые виды растений, поддерживая чистоту новых видов на таком уровне, который недоступен современной научной агрономии. Они придумали севооборот и создали такое искусство, которое сравнимое лучшими творениями Запада... Таким образом, если науку ценят за ее достижения, то миф мы должны ценить в сотни раз выше, поскольку его достижения несравненно более значительны. Изобретатели мифа положили начало культуре, в то время как рационалисты и ученые только изменяли ее, причем не всегда в лучшую сторону».
Как же могло случиться, что во сто раз более ценный миф был вытеснен наукой и общество оказалось под его пятой? Соревнование между различными формами духовно-практического освоения действительности велось всегда, иногда честно, а иногда и не очень. Но наиболее решительными борцами были апостолы науки, которые не останавливались перед применением материальной силы для подавления носителей альтернативных традиций. Иначе говоря, «превосходство науки не есть результат исследования или аргументации, а представляет собой итог политического, институционального и даже вооруженного давления».
Но если так, то превосходство науки — не более чем предрассудок. «Наука не выделяется в положительную сторону своим методом, иботакого метода не существует; она не выделяется и своими результатами: нам известно, чего добилась наука, однако у нас нет ни малейшего представления о том, чего могли бы добиться другие традиции. Это мы еще должны выяснить»'. Не исключено, что шаманские пляски дождя вызовут более обильные осадки, чем современнаяметео-ракета. Но чтобы убедиться в этом (или обратном), надо дать равный шанс всем традициям.
Таков итог философской критики позитивистской традиции. От убежденности во всесилии науки, основанной на вере в ее Метод, большинство философов пришло к горькому выводу об отсутствии универсального алгоритма получения достоверного знания и довольно скромных возможностях влиять на судьбы общества собственно научными методами. Позитивизм окончательно распался и его место занял конгломерат различных концепций, объединенных под рубрикой постпозитивизма. Приставка «пост» (как и в случае с постимпрессионизмом, постмодернизмом, посткейнсианством, посткоммунистическим обществом и т. д.) наводит на мысль о некоторой аморфности концепции и периоде безвременья, когда старое мировоззрение уже стало достоянием истории, а новое, хотя и сохранило определенную связь со своим предшественником (преимущественно негативную), но еще не сложилось и контуры его туманны.
Несмотря на полную, казалось бы, разноголосицу в философии науки, противоречия между ее концепциями в конечном счёте сводятся к извечному вопросу о роли мышления и опыта в процессе научного познания. На протяжении всей истории науки в ней существуют две противоположные традиции — рационализм, согласно которому путь к знанию лежит через разум (Р. Декарт), и эмпиризм, видящий источник знания в опыте (Ф. Бэкон). Временами эти традиции находили путь к компромиссу, а иногда сталкивались в непримиримом противоречии. Позитивизм претендовал на то, чтобы раз и навсегда покончить со спором рационализма и эмпиризма в философии. В экономической теории аналогичную роль попыталась взять на себя «методология позитивной экономической науки».
Априоризм Л. Роббинса
Априоризм как методологическая концепция имеет глубокие корни в экономической мысли. В её основе лежит так называемая доктринаVerstchen - доктрина понимания, особенно популярная у австрийских теоретиков, но оказавшая серьёзное влияние и на экономистов других стран - Н.У. Сениора, Дж. Н. Кейнса, Л. Роббинса, Ф. Найта и др.
Суть её сводится к следующему. Всякая наука приходит к своим конечным результатам путём дедуктивного выведения теории из ограниченного набора фундаментальных положений. Однако процессы установления такого рода принципов в естественных и общественных науках несхожи. Физик или химик обязан проделать большую работу по созданию инструментов для наблюдения за внешним миром, разработать методику эксперимента, провести множество опытных исследований, индуктивно обобщить их результаты и лишь затем приступить к формулировке базовых положений, из которых в будущем последуют дедуктивные выводы. Экономист же, имея дело с человеком, избавлен от столь громоздкой процедуры, её с успехом заменяет то, что одни называют «психологическим методом», другие - интроспекцией, или «внутренним наблюдением», третьи - просто основанной на здравом смысле очевидностью
Ф. фон Визер пишет: «Мы можем наблюдать естественные явления извне, а нас самих изнутри... Такой психологический метод обладает наиболее выгодной позицией для наблюдения. Он показывает, что определённые процессы в нашем сознании ощущаются как необходимые. Какое огромное преимущество приобрел бы естествоиспытатель, если бы органический и неорганический мир предоставлял бы ему ясную информацию о своих законах, так почему же мы должны отказаться от такой помощи?». Причём, как утверждает Ф. фон Хайек, преимущество психологического метода заключаются не только в его меньшей трудоёмкости, но и в большей познавательной силе: он способен «найти закономерности в сложных явлениях, установить которые непосредственно не может». Именно с его помощью был, в частности, открыт основополагающий для маржинализма закон Госсена, или закон убывающей предельной полезности. «Внутри нас с ощущением необходимости происходит процесс, который составляет содержание закона Госсена.., - считает Визер. - Без всякой индукции, из данных нашего внутреннего опыта мы получили значение закона, о котором знаем, что должны считать его действующим при любых обстоятельствах».
Л. Роббинс во многом солидарен со своими австрийскими коллегами, в частности он разделяет доктрину Verstchen, хотя и более сдержанно: «По-видимому, подчеркивать различие между общественными и естественными науками менее вредно, чем делать упор на их сходстве». Отсюда следует, что и процедура установления базовых положений в экономической теории должна быть иной, нежели в естественных науках. Их нельзя получить с помощью контролируемого эксперимента, поскольку в экономике полномасштабный эксперимент, а тем более его многократное повторение, вряд ли возможны. Ничего не даст и индуктивное обобщение исторических данных. «Частое совпадение во времени некоторых явлений может указать на проблему, которую следует решить, но само по себе не предполагает определенных причинных отношений».
Если эксперимент и индуктивное обобщение нетеоретических данных бесполезны для построения фундамента экономической теории, то на чем же она основывается? Ответ прост: «Утверждения экономической теории, как и любой другой научной теории, естественным образом дедуктивно выводятся из набора постулатов. А главными постулатами являются все предпосылки, включающие каким-либо образом в себя простые и бесспорные опытные факты, относящиеся к тому, как редкость благ, которая является предметом нашей науки, в действительности проявляет себя в реальном мире. Основным постулатом теории стоимости служит факт, согласно которому индивидуумы могут ранжировать свои предпочтения в определенном порядке, и на самом деле так и поступают. Основной постулат теории производства состоит в том, что факторов производства существует больше чем один. Главным постулатом теории динамики является тот факт, что мы не знаем точно, какие блага будут редкими в будущем... Нам не нужен контролируемый эксперимент для установления их обоснованности: они настолько укоренились в нашем повседневном опыте, что достаточноих просто сформулировать, чтобы признать очевидными».
Отсюда прямо вытекает, что любой способ эмпирической проверки бессмыслен и опровергнуть или хотя бы модифицировать теорию (если только в ней не найдена логическая ошибка) невозможно. Все точки над «i» поставил бескомпромиссный и не боящийся шокировать коллег Л. фон Мизес: «Если обнаруживается противоречие между теорией и опытом, мы всегда должны предполагать, что не выполнялись условия, принятые теорией, или в наших наблюдениях какая-то ошибка». Следовательно, «никакой опыт никогда не может заставить нас отвергать или модифицировать априорные теоремы».
Ясно, что такая агрессивно-оборонительная установка — если факты противоречат теории, то тем хуже для фактов, — способна уберечь от опровержения любую догму, но начисто лишает экономическую науку ее практической функции. Однако время настоятельно требовало другой методологии: логический позитивизм с его непременным требованием эмпирической проверки теорий стал явно доминировать в западной философии;развитие советской экономики показывало, что планирование все-таки возможно, а значит большая работа со статистическим материалом необходима для всей экономической науки в целом; триумфальное шествие по США, а затем и по Европе начало кейнсианство, и хотя сам Кейнс предпочитал теоретический подход, его идеи поддавались качественной интерпретации и должны были подвергнуться эмпирической проверке, если кейнсианцы всерьёз собирались участвовать в формировании государственной политики; наконец, появилась эконометрия, предоставившая инструмент для этого. Словом, априоризм был совсем не той методологией, в которой нуждалось новое, появившееся после Великой депрессии поколение честолюбивых экономистов, страстно желающих «сделать свою науку такой же зрелой, как физика», проявить себя на общественном поприще и создать бесперебойно действующий механизм государственного регулирования. Неудивительно, что априоризм вызвал у них крайнее неудовлетворение. Выражая мнение большинства, П. Самуэльсон писал: «В связи с рабством Томас Джефферсон сказал, что когда он подумал, что на небе есть Бог, — его охватил страх за свою страну. Так вот, в связи с неумеренными заявлениями, которые делались в экономической науке о возможностях дедукции и априорных рассуждениях классиками, Карлом Менгером, ЛайонелемРоббинсом в 1932 г., учениками Френка Найта, Людвигом фон Мизесом — меня охватывает страх за репутацию моей науки».
«Ультраэмпиризм» Т. Хатчисона
В такой интеллектуальной атмосфере публикация «Значения и базовых постулатов экономической теории» (1938), в которой Т. Хатчисон с позиций логического позитивизма и только зародившегося попперианства критикует все формы априоризма, оказалась как нельзя более кстати и в целом была тепло встречена молодым поколением научного сообщества.
Главная претензия Хатчисона к априоризму состоит в том, что он препятствует превращению экономической теории в полноценную науку, переполняя её лишёнными эмпирического содержания псевдонаучными догмами. Число экономических законов, которые, с точки зрения Хатчисона, действительно способны претендовать на этот статус, можно перечесть по пальцам одной руки. Среди них такие эмпирические обобщения, как закон Парето, закон Грешема, закон убывающей доходности и закон убывающей предельной полезности.
Хатчисон не верит в возможность построения научной системы на основе базовых постулатов, полученных с помощью интроспекции. В ряде случаев она может помочь, но, если учёный стремится получить результаты универсального значения, он не должен опираться только на интроспекцию. Эта процедура по определению носит субъективный характер и «объективизировать» ее каким-либо общепринятым методом почти невозможно. Да и для отдельного индивидуума она крайне ненадежна: «Врач, даже если он лечит самого себя, не станет предпринимать серьезных шагов, просто исходя из собственного ощущения своей температуры, а использует термометр и доверится этому «внешнему» наблюдателю за температурой...».
Значит, экономическая наука нуждается в иной философской базе, нежели априоризм. Таковой Т. Хатчисон считает логический позитивизм, дополненный принципом фальсификации К. Поппера.
В свое время члены Венского кружка поставили задачу отделить науку от метафизики. Для этого все высказывания о мире они разделили на три большие группы — аналитические, синтетические и метафизические (вненаучные) — и сочли, что процесс познания осуществляется лишь благодаря первым двум.
Аналитические высказывания (например, положения логики или математики) сами по себе эмпирической информации не несут. Тем не менее, они необходимы для любой науки, поскольку являются её языком и позволяют трансформировать эмпирически содержательные положения из одной формы в другую. В частности, в экономической теории без них невозможно было бы дедуцировать конечные выводы из базовых постулатов. Оценка аналитических высказываний осуществляется с помощью логических правил. В отличие от аналитических, синтетические высказывания содержат конкретную фактическую информацию. Именно они составляют наибольшую ценность для фактуальных наук, которой, по замыслу Хатчисона, и должна стать, в конце концов, экономическая теория. Судьба аналитических положений решается путем эмпирической проверки. Все, что не относится к синтетическим или аналитическим высказываниям, невозможно проверить ни на основе логики, ни на основе фактов. Подобного рода положения (например, религиозные убеждения) относятся логическими позитивистами к метафизике, лишаются научного статуса, и вопрос об их истинности или ложности не считается неправомерным.
В полном соответствии с этой доктриной Т. Хатчисон пишет: «Учёный ведёт исследование с помощью двух неразрывно переплетенных методов — эмпирического наблюдения и логического анализа; один, если определить его кратко, имеет дело с поведением фактов, адругой — с языком, на котором оно должно обсуждаться... Однако конечные выводы науки, в отличие от вспомогательных заключений чистой логики или математики, которые используются во многих науках, включая экономическую теорию, должны иметь некое эмпирическое содержание — точно так же, как его, без сомнения, должны иметь конечные выводы всех других наук, за исключениемлогики и математики; в таком случае эти выводы должны в принципе быть проверяемыми либо сводиться к таким с помощью логической или математической дедукции».
Будучи знаком с «Логикой научного открытия» Поппера, Хатчисон считает, что показателем наличия эмпирического содержания концепции служит еёфальсифицируемость: если в принципе можно указать на явление, которое в случае осуществления опровергает изначальное утверждение, в нём есть эмпирическое содержание, в противном случае оно называется просто дефиницией или тавтологией.
Попытки Хатчисона проверить положения неоклассической теории дали плачевный результат: едва ли ни все её законы оказались нефальсифицируемыми и, следовательно, лишенными эмпирического содержания. Взять хотя бы излюбленный неоклассиками принцип максимизации. Согласно Попперу, закон сохранения энергии, например, фальсифицируем (так как в принципе может быть опровергнут в случае изобретения вечного двигателя), а значит, наполнен эмпирическим содержанием. Но что запрещает принцип максимизации? Если предприниматель повысил цены, это можно объяснить стремлением максимизировать прибыль; если понизил — он стремится максимизировать объем продаж; если вышел на пенсию, то, видимо, решил максимизировать наслаждение досугом. Даже если человек решается на самоубийство, то и это не противоречит принципу максимизации: вспомним одного из персонажей романа А. Хейли «Аэропорт», который задумал взорвать самолет вместе с собой, надеясь, что его семья получит страховку и максимизирует свое благосостояние. Словом, принцип максимизации согласуется с чем угодно, фальсифицировать его в принципе невозможно и, значит, никакой конкретной информации он в себе не несёт.
Почему же экономическая теория оказалась практически полностью бессодержательной? С точки зрения Хатчисона, это цена, которую заплатили априористы за попытку построить экономическую теорию по модели логики и математики в надежде придать экономическим законам свойственную этим наукам ясность, определённость и элегантность.
Вопреки их заверениям, что теории опираются на неоспоримые и общеизвестные факты, априористы оперируют отнюдь не фактами, а дефинициями и гипотетическими допущениями, подобно тому, как это делается в логике и математике.
Наиболее яркий пример представляет собой вывод из уравнения Фишера MV= PQ
(где М—масса денег в обращении, V — скорость обращения денег, Р— общий уровень цен, Q— объем производства), согласно которому уровень цен однозначно определяется объемом денежной массы:P= MV/Q. Такое заключение не вызвало бы возражения, если бы постоянство уровня производства и скорости обращения денег было бы эмпирически доказано. Однако первый тезис явно противоречит здравому смыслу и не может быть ничем, кроме гипотетического допущения, принятого для удобства исследования, а второй, после появления эконометрии, стал объектом острых дискуссий, которые не завершены и по сей день и, следовательно, во времена Фишера также принимался без достаточного эмпирического обоснования.
Другим примером того, как чрезвычайно важная для неоклассики теория черпает свою силу из совершенно нереалистического допущения, служит концепция равновесия. Сама по себе она не является пустой тавтологией, имеет дело с фактами и в принципе может быть фальсифицирована, поскольку исключает несовпадение спроса с предложением, образование монополий и т. д. Однако от опровержения концепция равновесия надежно защищена тем, что Хатчисон называет постулатом «совершенных ожиданий», согласно которому все участники хозяйственной деятельности имеют полную информацию о настоящих и будущих ценах, издержках, доходах, вкусах потребителей, поведении конкурентов и партнеров. Ясно, что в таких условиях ни отклонение спроса от предложения, ни образование монополий невозможно; но не менее очевидно, что в реальной жизни ситуация абсолютного предвидения всеми хозяйствующими субъектами не представима. Поэтому не удивительно, что инкорпорирование «совершенных ожиданий» в концепцию равновесия спасает ее от опровержения, но превращает её в чисто умозрительную конструкцию.
В работе «Значение и базовые постулаты экономической теории» приводится еще много примеров, подтверждающих эмпирическую бессознательность большинства неоклассических концепций. Но как автор предполагает изменить ситуацию? Хатчисон с ходу отметает как апологию предложение некоторых экономистов не настаивать столь жестко на обязательном характере экономических законов, то есть говорить, например, о рациональности хозяйствующего субъекта просто как о некоторой апроксимации его реального поведения или о равновесии как о тенденции, приблизительно отражающей реальное положение дел. Такое «решение» ничего не дает, поскольку фактически реабилитирует весь набор бессознательных постулатов. Так, относительно равновесия он пишет: «Предпосылка тенденции к равновесию в соответствии с обычным определением предполагает предпосылки тенденции к совершенным ожиданиям, конкурентным условиям и исчезновению денег».
Хатчисон видит выход в другом: все без исключения вопросы экономической теории — действует ли предприниматель как монополист или подчиняется правилам свободной конкуренции; ориентируются ли людина текущие или ожидаемые цены; принимаются ли хозяйственные решения экспромтом либо в соответствии с хорошо продуманным планом или же участки экономической деятельности руководствуются просто привычкой — не могут быть установлены с помощью каких-либо общих «фундаментальных предпосылок» или «принципов». «В конечном счёте, — считает Хатчисон, — все эти вопросы могут быть удовлетворительно решены путем глубокого эмпирического исследования каждого вопроса в отдельности».
Причем эмпирическое исследование у Хатчисона носит как бы двусторонний характер. Сначала на основе обобщения фактических данных выдвигается некое положение, а затем оно проверяется с помощью принципа фальсификации К. Поппера. Исходя из этого, Хатчисон формулирует центральный тезис своей книги — каким должен быть метод экономической теории: «Помимо логиков, математиков и многих экономистов практически все остальные ученые считают научными законами индуктивные заключения, которые обладают свойством фальсифицируемости, однако не были эмпирически фальсифицированы на практике».
Радикальный рационализм
Институционализм с его концепцией системного моделирования представляет лишь одно из направлений критики официальной методологической доктрины. В последнее время наметилась нарастающая тенденция ее отрицания с прямо противоположной точки зрения — с позиции априоризма или радикального рационализма. Если институционалисты порицают ортодоксальных экономистов за то, что те, декларируя приверженность к эмпиризму, на самом деле практикуют рационализм, то априористы прямо утверждают, что именно так и должно быть: официальной экономической науке следует не сидеть на двух стульях, а открыто заявить об отказе от линии Ньютона и продолжении линии Декарта.
На протяжении длительного периода, когда и в философии науки, и в конкретных научных дисциплинах почти безраздельно господствовала позитивистская традиция, априоризм считался безнадёжно устаревшим. Большинство ученых взирали на него как на «ископаемое XIX века», рудиментарное явление, к которому нельзя относиться иначе, как к курьёзу. Например, М. Блауг, как бы выражая общее мнение, пишет о Л. фон Мизесе, с именем которого обычно ассоциируется возрождение априоризма: «В 20-х годах Мизес внёс важный вклад в теорию денег, теорию цикла и, конечно же, в экономическую теорию социализма, но его последующие писания об основаниях экономической науки настолько чудны и идиосинкразичны, что можно только удивляться, как хотя бы кто-то воспринимает их всерьёз». Действительно, как в эпоху всеобщей компьютеризации, развитой эконометрии и все более утончённых способов эмпирической проверка изобретению которых посвятило жизнь целое поколение учёных, можно, подобно Мизесу, заявлять, что опыт не решает судьбу теории!
Но времена меняются. Следующие один за другим провалы попыток создания работоспособного механизма для проведения принципа эмпиризма в науке вообще и экономической науке в особенности заставили экономистов задуматься: а может быть, путь к истине действительно проходит через разум и логику теории, а не через чувственный опыт и эмпирическую проверку?
Именно такую точку зрения высказал Л. фон Мизес в работах «Человеческое действие» (1949) и «Конечные основания экономической науки» (1962). По ряду вопросов его поддержал Ф. фон Хайек, а далее концепцию радикального рационализма развивали и модернизировали такие представители «неоавстрийской» школы, как М. Ротбард, И. Кирзнер, Д. ƠДрисколл, М. Риз