Тема 2: ОБЩЕСТВЕННОЕ Производство и ЕГО эффективность
СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения….……………………………………………………………. Тема 1. Предмет, метод и этапы развития экономической теории…………… Тема 2. Общественное производство и его эффективность…………….…….. Тема 3. Экономические системы и собственность …...……………………….. Тема 4. Экономические блага, теории стоимости и денег…………………….. Тема 5. Общая характеристика рыночной экономики.………………………… Тема 6. Спрос, предложение и теория эластичности…………………….......... Тема 7. Предпринимательство и предприятие в рыночной экономике………. Тема 8. Теория потребительского поведения……………………….…………. Тема 9. Доходы в рыночной экономике ………………………….….………… Тема 10. Система макроэкономических показателей .…..……….……………. Тема 11. Совокупный спрос, предложение и теория макроэкономического равновесия ……………………………………………………………………….. Тема 12. Циклическое развитие экономики и макронестабильность…………. Тема 13. Государственное регулирование национальной экономики………… Тема 14. Мировое хозяйство…………………………………………………….. Рекомендованные источники…………………………………………………… |
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Целью методических указаний является закрепление знаний по экономической теории, овладение научными методами анализа экономических процессов, привитие навыков применения полученных знания в условиях развивающейся рыночной экономики, правильной оценки экономической политики, пользования научной и периодической экономической литературой, информационно-справочными материалами, делать научно обоснованные выводы, высказывать собственное мнение по рассматриваемой экономической проблеме.
В соответствии с рабочей программой по «Экономической теории» и запланированному объему часов на семинарские занятия выносятся отдельные темы дисциплины, имеющие основополагающее значение, остальные – изучаются самостоятельно. По каждой теме разработан блок вопросов и понятий, значение которых является необходимым условием усвоения материала по данной дисциплине. Дополнительными формами проверки степени усвоения теоретического материала по той или иной теме являются ответы на тесты, упражнения, решение задач, фиксирование выступления.
В методических указаниях приводится также список рекомендованных источников, к которым студенты могут обращаться при подготовке к семинарским занятиям.
Тема 1. Предмет, метод и ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
экономической теории
Семинар:
1. Возникновение и основные этапы развития экономической теории.
2. Предмет и функции экономической теории.
3. Экономические категории и законы.
4. Методы экономического анализа.
Основные понятия:
Меркантилизм, физиократы, классическая политэкономия, марксизм, кейнсианство, неоклассицизм, неоклассический синтез, институционализм, экономика, экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика, маркетинг, менеджмент, экономическая политика, диалектика, метод научной абстракции, индукция, дедукция, анализ, синтез, экстраполяция, интерполяция, экономическое моделирование, экономические категории, экономические законы, функции экономической теории, экономическое мышление, нормативный анализ, позитивный анализ.
Вопросы для самоконтроля:
1. Почему возникает необходимость в экономических знаниях?
2. Каковы основные этапы развития экономической теории и почему изменялись экономические воззрения?
3. Что является предметом экономической теории?
4. Охарактеризуйте основные методы экономических исследований.
5. В чем различия между микро- и макроэкономическими подходами к анализу экономических процессов?
6. Что такое экономический закон? Приведите классификацию и примеры законов.
7. Какая экономическая школа положила начало микроэкономике, а какая макроэкономике?
8. Что считается основным достижением классической школы политической экономии?
9. Поясните отличия в трактовке предмета экономической теории различными школами.
10. Чем отличается нормативный от позитивного анализа в экономике?
Темы докладов:
1. Экономическая мысль Древнего мира.
2. Развитие отечественной политической экономии.
3. Современная экономическая теория: проблемы и перспективы.
4. Лауреаты Нобелевской премии в области экономики.
5. Трактовка предмета экономической теории различными школами экономистов.
6. Научные абстракции и экономические категории.
Тесты:
1. Какая из школ экономической теории была исторически первой:
а) марксизм;
б) меркантилизм;
в) кейнсианство;
г) классическая политэкономия.
2. Термин «политическая экономия» в обращение ввел:
а) Пол Самуэльсон;
б) Аристотель;
в) Антуан Монкретьен;
г) Альфред Маршал.
3. Какая из экономических школ впервые сделала предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения:
а) меркантилизм;
б) институционализм;
в) классическая политическая экономия;
г) маржинализм.
4. С чем отождествляли богатство меркантилисты:
а) с землей;
б) с трудом, затраченным на производство товаров;
в) с золотом и серебром;
г) с полезными ископаемыми.
5. Что по мнению меркантилистов являлось источником богатства?
а) земля;
б) труд, затраченный на производство товаров;
в) промышленное производство;
г) внешняя торговля.
6.Что по мнению физиократов являлось источником богатства?
а) земля;
б) труд, затраченный на производство товаров;
в) золото и серебро;
г) внешняя торговля.
7. Какая из научных школ предметом своего анализа считала сферу обращения?
а) меркантилизм;
б) классическая политэкономия;
в) физиократы;
г) маржинализм.
8. Представители какой научной школы считали необходимым свести к минимуму вмешательство государства в общественную жизнь общества?
а) меркантилисты;
б) представители классической школы политэкономии;
в) марксисты;
г) представители кейнсианства.
9. Первые документы, отражающие экономический порядок на Руси, были представлены в:
а) «Домострое Сильвестра»;
б) «Русской правде»;
в) «Летописи Нестора»;
г) «Рукописи В. О. Ключевского».
10. В чем заключается единство законов природы и общества:
а) носят объективный характер;
б) проявляются через экономическую деятельность людей;
в) носят исторически приходящий характер;
г) являются вечными.
11. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет общей экономической теории:
а) это наука о динамике материальных и духовных потребностей человека;
б) это наука о мотивации поведения человека;
в) это наука о натуральном богатстве;
г) это наука о наиболее общих законах развития человеческого общества в условиях ограниченности ресурсов.
12. Процесс фокусирования только на наиболее важных факторах для объяснения феномена или явления называется
а) научная абстракция;
б) предельный анализ;
в) рациональный выбор;
г) контролируемый эксперимент.
13. Позитивная экономика изучает:
а) что есть;
б) что должно быть;
в) положительные тенденции в экономическом развитии;
г) оценочные суждения.
14. Нормативная экономика изучает:
а) объективно существующие явления и процессы в экономике;
б) оценочные суждения относительно того, какой должна быть экономика;
в) нет верного ответа;
г) все ответы верны.
15. Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая:
а) роль государства в экономике;
б) глобальные тенденции экономического развития человечества;
в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом;
г) поведение домохозяйств и предприятий.
16. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:
а) экономическое поведение отдельных групп потребителей и фирм;
б) экономическое поведение отдельных фирм;
в) отношения между отдельными представителями разных классов;
г) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом.
17. Максимальное удовлетворение потребностей при ограниченных ресурсах - это …
а) предмет экономической теории в современной трактовке;
б) предмет политэкономии в трактовке К.Маркса;
в) метод экономической теории;
г) особенности экономики.
18.В современной экономической теории кейнсианское направление обосновывает:
а) необходимость государственного регулирования рыночной экономики через совокупный спрос;
б) устранение государственного регулирования экономики как тормоза в развитии общества;
в) решение всех социально-экономических проблем путем свободной конкуренции ;
г) превосходство рыночной системы хозяйства над смешанной экономикой.
19. Характерная черта неоклассического направления:
а) все социально-экономические проблемы должны решаться свободной конкуренцией;
б) эффективная бюджетно-налоговая политика;
в) необходимо вмешательство государства в экономику;
г) приверженность патернализму.
20. Экономические законы выражают:
а) причинно-следственные связи в системе экономических отношений;
б) субъективно-психологические зависимости ;
в) социально-политические связи;
г) юридико-правовые отношения.
Тема 3: экономические
Таблица 4 – Черты экономических систем
Главные признаки | Традиционная система | Командная система | Рыночная экономика | Смешанная экономика |
1. | 1. | 1. | 1. | |
2. | 2. | 2. | 2. | |
… | … | … | … |
Задание 2. Разграничьте субъекты и объекты собственности:
а) земля;
б) государство;
в) производственные здания и сооружения;
г) акционерное общество;
д) прокатный стан;
е) Иван Иванович Иванов;
ж) прогулочный катер;
з) автомобиль;
и) костюм.
Задание 3. Разграничьте положительные и отрицательные проявления частной собственности:
а) имущественная дифференциация собственников;
б) жесткая зависимость благосостояния собственника от результатов его производственной деятельности;
в) способствует развитию предприимчивости;
г) усиление конкурентной борьбы.
Национальной экономики
Семинар:
1. Объективная необходимость и концепции государственного регулирования экономики. Экономические функции государства.
2.Формы, методы и инструменты государственного регулирования.
3. Экономическая политика государства
Основные понятия:
Государственное регулирование экономики (ГРЭ), объективная необходимость государственного регулирования экономики, экономический дирижизм, экономический либерализм, теории регулирования рыночной экономики, «провалы» рынка, экономические функции государства, общественные блага, методы государственного регулирования, инструменты государственного регулирования, цели государственного регулирования, объекты государственного регулирования, субъекты государственного регулирования, административные средства регулирования, экономические средства регулирования, методы прямого регулирования, методы косвенного регулирования, индикативное планирование, директивное планирование, стратегия социально-экономического развития, макроэкономическое планирование, программно-целевой метод планирования, экономическая политика государства, бюджетно-налоговая (бюджетная, фискальная) политика, социальная политика, денежно-кредитная (монетарная) политика.
Вопросы для контроля:
1. Расскажите об эволюции роли государства в экономике?
2. Чем отличается экономический дирижизм и экономического либерализма?
3. Обоснуйте тезис о том, что экономическая политика государства зависит от принятой теоретической концепции.
4. С чем связана необходимость государственного вмешательства в экономику на современном этапе?
5. Какие недостатки рыночного саморегулирования вы знаете?
6. С чем связана необходимость создания общественных благ?
7. Каких субъектов государственного регулирования экономики относят к носителям экономических интересов, каких - к выразителям, а каких - к исполнителям?
8. Перечислите основные функции государства в целом?
9. Что относят к экономическим функциям государства?
10. Какие цели ГРЭ являются основными?
11. Перечислите объекты ГРЭ.
12. Назовите и дайте характеристику известным вам методам ГРЭ.
13. Какие инструменты прямых и косвенных методов ГРЭ вы знаете?
14. Чем отличается индикативное от директивного планирования?
15. Дайте определение понятию «экономическая политика государства» и назовите ее основные направления.
Тема 14. Мировое хозяйство
Семинар:
1. Сущность, этапы и тенденции развития мирового хозяйства.
2. Формы международных экономических отношений.
3. Мировая валютная система.
Основные понятия:
Мировое хозяйство, открытая экономика, международные экономические отношения (МЭО), международное разделение труда, международная торговля, экспорт товаров и услуг, импорт товаров и услуг, внешнеторговое обращение, протекционизм, свободная торговля (либерализм), международное движение капиталов, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз, международная экономическая интеграция, свободные экономические зоны (СЭЗ), международная корпорация, транснациональные корпорации, транснациональные банки, научно-техническое сотрудничество, интернационализация экономики, глобализация, международная валютная система, система «золотого стандарта», золотомонетный стандарт, золотослитковый стандарт, золотодевизный стандарт, Бретон-Вудская валютная система, Ямайская валютная система, валютный рынок, конвертируемость валют, МВФ.
Вопросы для контроля:
1. Дайте определение категории «международное разделение труда» и назовите причины его возникновения.
2. Что такое интернационализация хозяйственной жизни?
3. Дайте определения понятиям «мировой рынок» и «мировое хозяйство».
4. Что такое международные экономические отношения и какие формы они принимают?
5. С чем связана историческая трансформация МЭО?
6. Что является основным условием международной торговли?
7. Какие вы можете назвать причины международной торговли?
8. Назовите инструменты протекционизма.
9. Дайте краткую характеристику сущности, формам и направления международного движения капиталов.
10. Назовите причины и формы международной миграции рабочей силы.
11. Дайте определение международной экономической интеграции и объясните ее причины.
12. Какие формы международной экономической интеграции вы знаете?
13. Что такое международная валютная система и какова ее структура?
14. Что такое валютный курс? Какие вы знаете режимы установления валютных курсов?
15. Кратко перечислите этапы развития международной валютной системы.
Доклады:
1. Международные валютно-финансовые организации.
Тесты:
1. Политику протекционизма впервые рекомендовали:
а) Физиократы.
б) Ранние меркантилисты.
в) Маржиналисты.
г) Поздние меркантилисты.
д) Неоклассики.
2. Отмена таможенной пошлины на импортируемый товар приведет:
А. К снижению внутренней цены товара.
б) К увеличению потребления этого товара.
в) К снижению производства данного товара внутри страны.
г) К потерям бюджета.
д) Все предыдущие ответы верны.
3. Соотношение между валютными поступлениями в страну и платежами, которые страна осуществляет за границей за определенный промежуток времени, — это:
а) Торговый баланс.
б) Платежный баланс.
в) Государственный бюджет.
4. Валютный курс определяется следующими факторами:
а) Покупательной способностью денежной единицы.
б) Темпами инфляции.
в) Состоянием платежного баланса.
г) Уровнем процентной ставки.
д) Степенью доверия к валюте на мировых валютных рынках.
е) Все предыдущие ответы верны.
5. Разграничьте причины экспорта и импорта капитала:
а) Стимулирование сбыта продукции.
б) Стремление получить доступ к природным ресурсам.
в) Создание новых рабочих мест.
г) Стремление интегрироваться в мировую экономику.
д) Получение новых технологий.
е) Стремление использовать более дешевую рабочую силу.
ж) Получение квалифицированной рабочей силы.
6. К международным монополиям следует отнести:
а) Крупнейшие национальные компании, однонациональные (моно) по составу ядра акционерного капитала и международные по масштабу и характеру деятельности всей корпорации — транснациональной корпорации (ТНК).
б) Многонациональные корпорации (МНК) — концерны, являющиеся международными не только по масштабам и характеру деятельности, но и по составу капитала, а также контроля над ним.
в) Международные монополистические союзы — созданные на производственной, научно-технической, коммерческой основе, специальные объединения крупнейших промышленных, банковских концернов.
7. Использование иностранных работников предпринимателями данной страны обусловлено:
а) Наличием безработицы в данной стране(да / нет).
б) Использованием более дешевой и неквалифицированной рабочей силы (да / нет).
в) Стремлением снизить общий уровень зарплаты в стране за счёт более низкой оплаты труда иммигрантов (да / нет).
г) Получением дополнительной продукции или услуг, создаваемых иностранными квалифицированными работниками в стране пребывания (да / нет).
д) Получением выгод от привлечения кадров, подготовка которых очень сложна или невозможна в принимающей стране (да / нет).
е) Низким уровнем рождаемости и нехваткой собственной рабочей силы(да / нет).
8. Квота является таким торговым барьером, который:
а) Сокращает занятость в областях, которые защищают национального производителя.
б) Снижает уровень коррупции в стране.
в) Усиливает конкуренцию на национальном рынке.
г) Выгодный всем группам населения.
д) Все утверждения неправильные.
9. Какая из форм торговых барьеров не является политическим препятствием для либерализации международной торговли:
а) Импортная квота.
б) Лицензирования экспорта и импорта.
в) Бюрократическая волокита во время таможенных процедур.
г) Субсидирования экспорта.
д) Добровольное ограничение экспорта.
10. Отличие между импортным налогом и квотой заключается в том, что только налог:
а) Уменьшает объёмы международной торговли.
б) Повышает цены.
в) Обеспечивает поступления в бюджет.
г) Снижает жизненный уровень населения.
д) Все утверждения неправильные.
Задания:
Задание 1.Предположим, что спрос и предложение на рынке радиоприемников в США имеют следующую динамику – таблица 16:
Таблица 16 – Спрос и предложение на рынке радиоприемников в США
Цена (дол.) | Объем спроса (млн. шт.) | Предложение (млн. шт.) |
Спрос и предложение на рынке транзисторных радиоприемников Японии имеют следующую динамику – таблица 17.
Таблица 17 – Спрос и предложение на рынке радиоприемников Японии
Цена (дол.) | Объем спроса (млн. шт.) | Предложение (млн. шт.) |
2,5 | ||
1,5 | ||
1) Предположим, что между двумя странами осуществляется свободная взаимная торговля. Какова будет равновесная цена на радиоприемник?
2) Какая страна будет экспортировать радиоприемники в другую страну?
3) Каков будет объем экспорта?
4) Предположим, что США вводят импортную пошлину в размере 10 дол. на каждый радиоприемник. Что произойдет с объемом экспорта и импорта?
Задание 2.На основе таблицы 18 определить:
1) рассчитать обратную котировку обменного курса;
2) величину ВВП на душу населения по ППС, если стоимость потребительской корзины в США 9586$;
3) сгруппировать по ряду критериев анализируемые государства с точки зрения мировой экономики;
4) какие из перечисленных стран могут интегрироваться между собой в случае их территориальной близости. Ответ пояснить.
Таблица 18 - Исходные данные
Страна | Обменный курс доллара | ВВП, млн. Нац.ден.ед | Стоимость потреб, корзины, нац, дсн. ед. | Числен ность населе ния, млн. чел. | ппс, ден. Ед/ $ | ВВП по ППС, млн. $ | ВВП по ППС на душу населения, $ | Примечание | |
Примая котировка | Обратна я котировка | ||||||||
А | 0,0014 | 11,3 | |||||||
Б | 0,63 | 2,8 | |||||||
В | 21,54 | 5,9 | |||||||
Г | 2,36 | 21,8 | |||||||
Д |
Рекомендованные источники
1. Носова С.С. Экономическая теория. – М.: КНОРУС, 2016. – 336с.
2. Соколинский и др. Экономическая теория . – М.: КНОРУС, 2016. – 404с.
3. Мамаева Л.Н. Экономическая теория : учебник\ Л.Н.Мамаева. – Ростов н\Дону; Феникс, 2015. – 365.
4. Экономика: учебник для вузов \ И.А.Максимцев, Л.П.Кураков, Л.С.Тарасевич и др.; под общ. ред. Л.П.Куракова. – М.: Изд-во ИАЭП, 2015. – 512с.
5. Гродский В.С. Экономическая теория: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – Спб.: Питер, 2015. – 208с.
6. Бордовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономическая теория. – М.: ИД «Форум», ИНФРА , 2014. – 400с.
7. Николаева И.П. Экономическая теория : Учебник \ И.П.Николаева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 328с.
8. Кураков Л.П. Экономика: Учебник для вузов\ Л.П.Кураков, Г.Е Яковлев,
А.Г.Костромин, А.Л.Кураков. – М.: ЮниВесМедиа, 2011. – 640с.
9. Большой экономический энциклопедический словарь \ авт. сост.: И.А.Максимцева, Л.П. Кураков, Л.С.Тарасевич и др. Под ред. Куракова Л.П. – М.: ЮниВестМедиа, 2011. – 1200с.
10. Аникин, А. В. Юность науки: жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса/ А. В. Аникин. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1985. - 366 с.
11. Баликов В.В. Общая экономическая теория: Учебник. – М.: Омега-Л, 2007. – 732с.
12. Бородин Е.Т. Природное и общественное воспроизводство: Постижение марксизма и преодоление его противоречий/ Е.Т.Бородин. - М.: Познавательная книга Пресс, 2003. - 448 c.
13. Бревнов А.А. Основы экономической теории: учеб. пособие для студ. вузов/ А.А.Бревнов. - Харьков: Одиссей, 2004. - 512 с.
14. Бутук А.И. Экономическая теория: Учеб.пособие/ А.И. Бутук.— 2-е изд., перераб. и доп.— К.: Викар, 2003.— 668 с.
15. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: введение в экономическую теорию, микроэкономика, макроэкономика : учеб.пособие / Г.М. Гукасьян, Г.А. Маховикова, В.В. Амосова. - 6-е изд. - М. и др.: Питер, 2008. - 240 с.
16. Кузьминов Я.И. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты: учеб. для студ. вузов/ Я. И. Кузьминов, К.А.Бендукидзе, М.М.Юдкевич. - М.: ГУ ВШЭ, 2006. - 443 с.
17. Курс экономики: учеб./ Ред. Б. А. Райзберг. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2003. - 672 с.
18. Курс экономической теории: Учебник / Под.ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – 5-е изд., испр., доп., перераб. – Киров «Аса», 2005. – 832с.
19. Лортикян, Э. Л. История экономических реформ : мировой опыт второй половины XIX-XX вв.: учеб. пособие для экон. вузов и фак./ Э. Л. Лортикян. - Харьков: Консум, 1999. - 286 с.
20. Маршалл А. Принципы экономической науки: в 3-х т.: пер. с англ./ А.Маршалл. - М.: Прогресс: Универс, Т. 1. - 1993. - 415 с.
21. Симкина Л.Г. Экономическая теория: учеб.пособие / Л.Г.Симкина. - 2-е изд. - М. и др.: Питер, 2008. - 384 с.
22. Современная экономика : лекционный курс: многоуровневое учеб. пособие для студ. вузов/ Ред. О.Ю.Мамедов. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 544 с.
23. Сычев Н.В. Политическая экономия: курс лекций/ Н.В.Сычев. - М.: ЭКМОС, 2002. - 383 с.
24. Тимошина, Т. М. Экономическая история зарубежных стран: учеб. пособие/ Т. М. Тимошина; Ред. М. Н. Чепурина. - М.: Юстицинформ, 2000. - 496 с.
25. Тумакова, С. В. Основы экономической теории. Политическая экономия: учеб. пособие для вузов/ С.В.Тумакова. - К.: Віпол, 1999. - 597 с.
26. Филинков А.М. Политическая экономия/ А.М. Филинков.—Севастополь.: СевНТУ, 2006.— 149 с.
27. Экономика: учеб. пособие / ред. Э.А. Кузнецов. - Изд. 4-е, стер. - Харьков: Одиссей, 2008. - 512 с.
28. Экономическая история зарубежных стран: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. спец./ Ред. В. И. Голубович. - Минск: Интерпрессервис: Экоперспектива, 2003. - 592 с.
29. Экономическая теория (политэкономия ): учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец./ Ред. В.И.Видяпин, Г.П.Журавлева. - М.: ИНФРА - М, 1999. - 556 с.
30. Эрхард, Л. Благосостояние для всех: пер. с нем./ Л. Эрхард. - Донецк: Норд - Пресс, 2002. - 319 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения….……………………………………………………………. Тема 1. Предмет, метод и этапы развития экономической теории…………… Тема 2. Общественное производство и его эффективность…………….…….. Тема 3. Экономические системы и собственность …...……………………….. Тема 4. Экономические блага, теории стоимости и денег…………………….. Тема 5. Общая характеристика рыночной экономики.………………………… Тема 6. Спрос, предложение и теория эластичности…………………….......... Тема 7. Предпринимательство и предприятие в рыночной экономике………. Тема 8. Теория потребительского поведения……………………….…………. Тема 9. Доходы в рыночной экономике ………………………….….………… Тема 10. Система макроэкономических показателей .…..……….……………. Тема 11. Совокупный спрос, предложение и теория макроэкономического равновесия ……………………………………………………………………….. Тема 12. Циклическое развитие экономики и макронестабильность…………. Тема 13. Государственное регулирование национальной экономики………… Тема 14. Мировое хозяйство…………………………………………………….. Рекомендованные источники…………………………………………………… |
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Целью методических указаний является закрепление знаний по экономической теории, овладение научными методами анализа экономических процессов, привитие навыков применения полученных знания в условиях развивающейся рыночной экономики, правильной оценки экономической политики, пользования научной и периодической экономической литературой, информационно-справочными материалами, делать научно обоснованные выводы, высказывать собственное мнение по рассматриваемой экономической проблеме.
В соответствии с рабочей программой по «Экономической теории» и запланированному объему часов на семинарские занятия выносятся отдельные темы дисциплины, имеющие основополагающее значение, остальные – изучаются самостоятельно. По каждой теме разработан блок вопросов и понятий, значение которых является необходимым условием усвоения материала по данной дисциплине. Дополнительными формами проверки степени усвоения теоретического материала по той или иной теме являются ответы на тесты, упражнения, решение задач, фиксирование выступления.
В методических указаниях приводится также список рекомендованных источников, к которым студенты могут обращаться при подготовке к семинарским занятиям.
Тема 1. Предмет, метод и ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
экономической теории
Семинар:
1. Возникновение и основные этапы развития экономической теории.
2. Предмет и функции экономической теории.
3. Экономические категории и законы.
4. Методы экономического анализа.
Основные понятия:
Меркантилизм, физиократы, классическая политэкономия, марксизм, кейнсианство, неоклассицизм, неоклассический синтез, институционализм, экономика, экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика, маркетинг, менеджмент, экономическая политика, диалектика, метод научной абстракции, индукция, дедукция, анализ, синтез, экстраполяция, интерполяция, экономическое моделирование, экономические категории, экономические законы, функции экономической теории, экономическое мышление, нормативный анализ, позитивный анализ.
Вопросы для самоконтроля:
1. Почему возникает необходимость в экономических знаниях?
2. Каковы основные этапы развития экономической теории и почему изменялись экономические воззрения?
3. Что является предметом экономической теории?
4. Охарактеризуйте основные методы экономических исследований.
5. В чем различия между микро- и макроэкономическими подходами к анализу экономических процессов?
6. Что такое экономический закон? Приведите классификацию и примеры законов.
7. Какая экономическая школа положила начало микроэкономике, а какая макроэкономике?
8. Что считается основным достижением классической школы политической экономии?
9. Поясните отличия в трактовке предмета экономической теории различными школами.
10. Чем отличается нормативный от позитивного анализа в экономике?
Темы докладов:
1. Экономическая мысль Древнего мира.
2. Развитие отечественной политической экономии.
3. Современная экономическая теория: проблемы и перспективы.
4. Лауреаты Нобелевской премии в области экономики.
5. Трактовка предмета экономической теории различными школами экономистов.
6. Научные абстракции и экономические категории.
Тесты:
1. Какая из школ экономической теории была исторически первой:
а) марксизм;
б) меркантилизм;
в) кейнсианство;
г) классическая политэкономия.
2. Термин «политическая экономия» в обращение ввел:
а) Пол Самуэльсон;
б) Аристотель;
в) Антуан Монкретьен;
г) Альфред Маршал.
3. Какая из экономических школ впервые сделала предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения:
а) меркантилизм;
б) институционализм;
в) классическая политическая экономия;
г) маржинализм.
4. С чем отождествляли богатство меркантилисты:
а) с землей;
б) с трудом, затраченным на производство товаров;
в) с золотом и серебром;
г) с полезными ископаемыми.
5. Что по мнению меркантилистов являлось источником богатства?
а) земля;
б) труд, затраченный на производство товаров;
в) промышленное производство;
г) внешняя торговля.
6.Что по мнению физиократов являлось источником богатства?
а) земля;
б) труд, затраченный на производство товаров;
в) золото и серебро;
г) внешняя торговля.
7. Какая из научных школ предметом своего анализа считала сферу обращения?
а) меркантилизм;
б) классическая политэкономия;
в) физиократы;
г) маржинализм.
8. Представители какой научной школы считали необходимым свести к минимуму вмешательство государства в общественную жизнь общества?
а) меркантилисты;
б) представители классической школы политэкономии;
в) марксисты;
г) представители кейнсианства.
9. Первые документы, отражающие экономический порядок на Руси, были представлены в:
а) «Домострое Сильвестра»;
б) «Русской правде»;
в) «Летописи Нестора»;
г) «Рукописи В. О. Ключевского».
10. В чем заключается единство законов природы и общества:
а) носят объективный характер;
б) проявляются через экономическую деятельность людей;
в) носят исторически приходящий характер;
г) являются вечными.
11. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет общей экономической теории:
а) это наука о динамике материальных и духовных потребностей человека;
б) это наука о мотивации поведения человека;
в) это наука о натуральном богатстве;
г) это наука о наиболее общих законах развития человеческого общества в условиях ограниченности ресурсов.
12. Процесс фокусирования только на наиболее важных факторах для объяснения феномена или явления называется
а) научная абстракция;
б) предельный анализ;
в) рациональный выбор;
г) контролируемый эксперимент.
13. Позитивная экономика изучает:
а) что есть;
б) что должно быть;
в) положительные тенденции в экономическом развитии;
г) оценочные суждения.
14. Нормативная экономика изучает:
а) объективно существующие явления и процессы в экономике;
б) оценочные суждения относительно того, какой должна быть экономика;
в) нет верного ответа;
г) все ответы верны.
15. Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая:
а) роль государства в экономике;
б) глобальные тенденции экономического развития человечества;
в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом;
г) поведение домохозяйств и предприятий.
16. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:
а) экономическое поведение отдельных групп потребителей и фирм;
б) экономическое поведение отдельных фирм;
в) отношения между отдельными представителями разных классов;
г) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом.
17. Максимальное удовлетворение потребностей при ограниченных ресурсах - это …
а) предмет экономической теории в современной трактовке;
б) предмет политэкономии в трактовке К.Маркса;
в) метод экономической теории;
г) особенности экономики.
18.В современной экономической теории кейнсианское направление обосновывает:
а) необходимость государственного регулирования рыночной экономики через совокупный спрос;
б) устранение государственного регулирования экономики как тормоза в развитии общества;
в) решение всех социально-экономических проблем путем свободной конкуренции ;
г) превосходство рыночной системы хозяйства над смешанной экономикой.
19. Характерная черта неоклассического направления:
а) все социально-экономические проблемы должны решаться свободной конкуренцией;
б) эффективная бюджетно-налоговая политика;
в) необходимо вмешательство государства в экономику;
г) приверженность патернализму.
20. Экономические законы выражают:
а) причинно-следственные связи в системе экономических отношений;
б) субъективно-психологические зависимости ;
в) социально-политические связи;
г) юридико-правовые отношения.
Тема 2: ОБЩЕСТВЕННОЕ Производство и ЕГО эффективность
Семинар:
1. Место производства в экономической системе и его роль в жизни общества. Простое и расширенное воспроизводство.
2. Ресурсы и факторы производства. Эффективность производства.
3. Потребности, их классификация и воздействие на производство.
4. Ограниченность ресурсов и проблема экономического выбора. Закон возрастающих вмененных издержек.
Основные понятия:
Производство, фазы общественного производства, распределение, обмен, потребление, воспроизводство, простое воспроизводство, суженное воспроизводство, расширенное воспроизв