Мировые экономические кризисы 1970-х гг. и кризис кейнсианского макроэкономического регулирования. «новая классическая макроэкономика». экономика предложения
Мировые экономические кризисы 1970-х гг.
В последней трети XX в. в мировой экономике произошли коренные изменения. Их суть заключалась в переходе хозяйства ведущих индустриальных стран к постиндустриальному этапу развития. Этот переход не мог не ускорить трансформацию национальных экономик других подсистем, представленных развивающимися государствами и странами с переходной экономикой. Кризис 1973—1975 гг. приобрел впервые за послевоенный период синхронный мировой характер. Начавшись в США, Англии и ФРГ, он быстро охватил все развитые индустриальные страны. Главной причиной кризиса явился ценовой дисбаланс, возникший на мировых рынках энергоресурсов и ряда промышленных сырьевых товаров, поэтому за ним утвердилось название сырьевого кризиса, а также «нефтяных шоков». Его глубинная основа состояла в ускоренном индустриальном росте экономик развитых стран в 1950—1960-х годах, который, несмотря на широкое внедрение достижений НТР, был связан с растущим вовлечением в производство невозобновляемых природных ресурсов, что и вело к соответствующему росту цен на них. Рост цен на базовые сырьевые товары и энергоносители, в свою очередь, сказывался на росте затрат, что толкало цены на конечные товары вверх, обостряло ценовую конкуренцию на внутренних и внешних рынках, подталкивало к развитию инфляционные процессы. Правительства развитых стран пытались обуздать рост цен на сырьевых внутренних рынках, бороться с инфляцией, однако меры по ограничению роста цен приводили к обратному результату.
Дальнейшее развитие кризиса обусловливалось действиями стран-экспортеров нефти и сырья, которые воспользовались благоприятной для них мировой конъюнктурой и искусственно взвинчивали цены. В условиях резкого повышения цен индустриальные страны вынуждены были постепенно пересматривать свою энергетическую политику. Они постепенно ограничивали импорт нефти за счет введения энергосберегающих мероприятий, пытались наращивать разработку собственных энергоресурсов (например, Англия стала добывать нефть со дна Северного моря), проводить замену нефти углем, ядерным топливом. В годы кризиса стали увеличиваться расходы на НИОКР, активизировались научные исследования в области энерго- и материалосберегающих техник и технологий, работы по поиску альтернативных источников энергии и сырьевых материалов. В 1973—1975 гг. глубокой рецессией были охвачены экономики всех индустриально развитых стран. Недолгая стабилизация второй половины 1970-х годов и новый кризис 1980—1982 гг. ярко свидетельствовали о структурных, системных неполадках в хозяйстве индустриального мира, а также о несовершенстве сложившейся системы государственного регулирования. Достаточно отметить, что повсеместно применявшиеся инфляционные методы борьбы с кризисом дали сбой, т. к. инфляционные процессы сопровождались экономическим спадом.
В 1970-х годах индустриальные страны вошли в полосу структурного кризиса, порожденного диспропорциями в развитии отдельных сфер и отраслей хозяйства. Кризис вызывал отлив капиталов из отраслей с растущими издержками, заставлял искать пути их модернизации. Особенно острое положение создалось в энерго- и материалоемких производствах, таких как, например, металлургия.
Для выхода из структурного кризиса в этой ситуации требовалась не только новая организационная модель производства, но и совершенно новая социально-экономическая философия.
Кризис кейнсианского макроэкономического регулирования
Макроэкономическое регулирование – способ управления экономикой, при котором управляющий центр (государство) применяет совокупность рычагов и инструментов для регулирования национальной экономики.
Кейнсианство доказывало необходимость государственного вмешательства в ход экономических процессов – например, для преодоления экономических кризисов, ускоренной инфляции. В центре внимания Кейнсианского регулирования – макроэкономические проблемы. Кейнс анализировал не столько индивидуальное поведение участников экономического процесса, сколько соотношение между совокупным (агрегатным) спросом и предложением, ввел в науку понятия предельной склонности к сбережениям и предельной склонности к потреблению. В его моделях совокупные инвестиции приравнены к сбережениям, т.е. все сбережения, так или иначе, обращаются в экономике в инвестиции.
Кризис кейнсианства отражал важные изменения в экономической политике правительств индустриально развитых стран. На протяжении 80-х и 90-х годов благодаря денационализации и приватизации произошло значительное сокращение государственного сектора экономики, снизились темпы роста государственных расходов, доля которых в ВНП достигала во многих европейских странах 50%. Борьба с бюджетным дефицитом и инфляционными тенденциями приобрела первостепенное значение. Но это, тем не менее, не означало полного отказа от кейнсианских идей, требующих в целях социальной и экономической стабилизации государственного вмешательства. Теория Кейнса по-прежнему жива и развивается в современных условиях.
Новая классическая макроэкономика
Новая классическая макроэкономика (НКМ) использует стандартные принципы экономического анализа для того, чтобы понять, как складывается совокупный выпуск страны (ВВП). С точки зрения НКМ, предложение и спрос являются результатом действий экономически рациональных домохозяйств и фирм. Макроэкономические величины, такие как ВВП, представляют собой следствие общего равновесия рынков в экономике.
Новая классическая макроэкономика использует стандартные принципы экономической теории для изучения поведения экономики в целом. Это означает, что макроэкономисты и специалисты в других областях экономической теории, таких как государственные финансы, в целом, могут использовать схожие модели для обсуждения того, какая политика является наилучшей для стран..Таким образом, НКМ возникла в ответ на необходимость изменить направление дискуссии о макроэкономической политике. В частности, поскольку теперь к НКМ присоединяется все большее число последователей среди экономистов, дискуссия о текущей политике все меньше и меньше касается точной настройки экономики в коротком периоде (временное сокращение налогов для среднего класса или антициклическое манипулирование ИНС), на чем делается акцент в кейнсианской макроэкономике.
Экономика предложения
Экономика предложения - экономическая теория, согласно которой для борьбы с инфляцией необходимо увеличить предложение товаров, а для стимулирования их производства необходимо увеличить капиталовложения и снизить налоги.
Суть концепции сторонников экономики предложения — перенос усилий с управления спросом на стимулирование совокупного предложения, активизацию производства и занятости. Название «экономика предложения» происходит от основной идеи авторов концепции — стимулировать предложение капиталов и рабочей силы. Она содержит обоснование системы практических рекомендаций в области экономической политики, прежде всего налоговой. По мнению представителей указанной концепции, рынок не только представляет собой наиболее эффективный способ организации хозяйства, но и является единственно нормальной, естественно сложившейся системой обмена экономической деятельностью.
Представители школы экономики предложения в области налоговой политики считают, что увеличение налогов ведет к росту издержек и цен и в конечном счете перекладывается на потребителей. Высокие налоги сдерживают инвестирование, вложение средств в новую технологию, совершенствование производства. В отличие от Кейнса сторонники экономики предложения утверждают, что налоговая политика стран Запада не сдерживает, а усиливает инфляцию, не стабилизирует экономику, а подрывает стимулы к росту производства. Экономика предложения выступает за сокращение налогов в целях стимулирования инвестиций. Предлагается отказаться от системы прогрессивного налогообложения, снизить налоговые ставки на предпринимательство, заработную плату и дивиденды.
В своих рассуждениях теоретики экономики предложения опираются на так называемую кривую Лаффера. Ее смысл в том, что снижение предельных ставок и вообще налогов обладает мощным стимулирующим воздействием на производство. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается: раз выпускается больше продукции, то и налогов собирается больше. Так же уместно упомянуть, что политика замораживания неэффективных, социальных программ опирается на обоснования и рекомендации экономики предложения и монетаристов.