Неоавстрийская школа: каталлактика против смешанной экономики. основные положения социальной философии ф. хайека и их значения для экономической истории
Неоавстрийская школа (в кратце)
Основными представителями неоавстрийской школы были Людвиг фон Мизес и Фридрих Август Хайек
работы Мизеса: «Теория денег и кредита» «Человеческие действия: трактат об экономике»
работы Хайека: «Денежная теория и экономический цикл» , «Цены и производство» , «Прибыль, процент и инвестиции»
Основные положения:
• Отказ от использования математических исследований
• крайний субъективизм как характерная черта практически всех представителей школы;
• акцент на изучение психологических особенностей поведения потребителей;
• акцент на гетерогенность и временну́ю структуру капитала при изучении макроэкономических проблем, включая изучение природы денежного цикла
• Совмещение методологического индивидуализма с эволюционизмом
• Основой методологии является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным).
• в сфере экономической политики главными являются принципы свободной экономики (экономический либерализм)
• Социализм неосуществим с обще-концептуальной и моральной точек зрения, т.к. централизованное планирование не может реагировать столь же быстро и оперативно, как рыночная экономика;
• Рынок меньшее из зол, т.к. «невидимая рука»:
o соответствует индивидуальной свободе человека;
o лучше распределяет ограниченные ресурсы;
o дает объективную информацию о спросе и предложении.
• Государство «загрязняет» рынок.
• Перераспределение вредит экономике и обществу, неравенство обязательно должно иметь место;
• Профсоюзы «загрязняют» рынок труда (монополизируют его), поэтому они вредны.
Каталлактика против смешанной экономики
Каталлактика — учение о свободном межличностном обмене, или рыночном обществе. Термин, впервые выдвинутый Аристотелем
Ф. Хайек ухватился за термин «каталлактика», которым позднее в книге предложил именовать науку о рыночной экономике в целом.
Это предложение Хайек увязывал с критикой концепции смешанной экономики и «государства благосостояния». Хайек назвал «холодным социализмом» цель постепенного более справедливого распределения доходов с помощью налогообложения и государственных социальных программ. Хайек утверждал, что в рамках рыночной экономики понятие социальной, или распределительной справедливости лишено смысла, поскольку «эволюция не может быть справедливой».
Завершающим этапом полемики Хайека и австрийской школы (не только новой, но и «старой») с социализмом была критика Хайеком методологического положения о ведущей роли производства в общественном развитии. Привлекая к обоснованию каталлактики данные антропологии, Хайек настаивал, что торговля древнее земледелия и любого другого вида регулярного производства.
Основные положения социальной философии Ф. Хайека и их значения для экономической истории
1. Социализм как логическая ошибка
2. Невозможность использовать неявное рассеянное знание для социальной координации в системе, основанной на приказах
3. Неэффективность конвергенции социализма и капитализма
4. Социализм и фашизм имеют один источник – коллективизм
5. Тенденция «правления худших» в системе, основанной на централизации власти
6. Неэффективность плановой экономики
7. Неизбежность крушения нежизнеспособной системы социализма
Хайек внес большой вклад в социальную и политическую философию. Он агитирует в пользу общества, организованного вокруг рынка, в котором механизм государства используется для того чтобы внедрить в жизнь юридический порядок (состоящий из абстрактных правил, а не специфических команд) необходимый для функционального свободного рынка.
Радикальные идеи Хайека, его нападки на вмешательство государства в экономику не могут быть поняты без возврата к послевоенному историческому контексту: разработка новой концепции либерализма связана с убийственной критикой триумфального кейнсианства. Хайек, вдохновленный экономическими теориями Мизеса, отверг как проповедовавшийся марксистами коллективизм, так и экономическое вмешательство в капиталистических обществах. Вооружившись идеями Мизеса, он раскритиковал возможность планирования экономики, сложность которой противоречит любым рациональным расчетам. Это несогласие с «третьим социально-демократическим путем», который символизировали рузвельтовская концепция Newdeal и английский лейборизм, объясняет маргинализациюультралибералов в начале 50-х годов, в частности, в самой могущественной антикоммунистической организации интеллектуалов, Конгрессе за свободу культуры