Особенности методологии марксизма

Творческое наследие К. Маркса имеет много общего с теориями А. Смита и, особенно, как отмечалось ранее, Д. Рикардо. Он стал продолжателем учения классической политэкономии в той ее части, которая основывается на трудовой теории стоимости. Однако выводы предшественников были переосмыслены в соответствии с собственными принципами.

Методология исследований К. Маркса основывается на трудовой теории стоимости классической политэкономии, диалектике и материализму немецкой классической философии, теории классовой борьбы и социалистического строя французского утопического социализма.

Для методологии К. Маркса характерны следующие черты:

- Абстрактно-теоретический подход, который позволяет осуществить глубинное проникновение в сущность экономических явлений и процессов, выделить их существенные черты;

- Сочетание исторического и логического в категориях теоретической системы;

- Материалистическое понимание истории, ее экономическая интерпретация на основе учет диалектической взаимосвязи производительных сил и производственных отношений;

- Учение о базисе и надстройке, их взаимосвязи и первичности базиса над надстройкой и сознанием;

- Линейная модель развития общества, анализ его эволюции как закономерного изменения социально-экономических формаций, в основе которой лежит противоречие развития производительных сил и производственных отношений;

- Подчиненность экономического исследования идеи неминуемой гибели капитализма и замены его более прогрессивным общественным строем - коммунизмом;

- Разделение капиталистического общества на два антагонистических класса (Капиталистов и пролетариата) и трактовка классовой борьбы как движущей силы истории;

- Определение предметом политической экономии исследования совокупности производственных отношений, а также экономических законов и признание ее наукой классовой, партийной.

Таким образом, можно сделать определенные выводы о значительный вклад в создание нового метода экономических исследований, а именно диалектического метода, который включает в себя логическую абстракцию, законы материалистической диалектики, индукцию и дедукцию, анализ и синтез, сочетание исторического и логического, единичного, особенного и всеобщего подобное.

27. Производство прибавочной стоимости - узловая проблема первого тома "Капитала", фундаментальное положение теоретического анализа взаимоотношений двух основных классов: наемных рабочих и капиталистов - собственников средств производства.

1. По Марксу, товар, во-первых, способен удовлетворять потребности людей, т.е. обладает потребительной стоимостью; во-вторых, производится для обмена, способен обмениваться на другие товары, т.е. обладает стоимостью. В основе этого двуединого свойства лежит выдвинутое Марксом положение о двойственном характере труда. В условиях товарного производства труд производителей является, с одной стороны, конкретным трудом, создающим потребительную стоимость, а с другой стороны, абстрактным трудом, создающим стоимость. Труд - создатель стоимости - есть труд не для себя, а для других, для обмена, для продажи на рынке.

2. В основе стоимости товара лежит только один источник, один производственный фактор - труд наемных работников. Все товары являются продуктами человеческого труда. Измерителем ценности товаров служат затраты рабочего времени, причем не индивидуальные, а общественно необходимые, усредненные затраты.

3. Наемный рабочий получает за свой труд заработную плату. Заработная плата покрывает издержки, необходимые для поддержания и восстановления физических и моральных сил, для нормального функционирования работника.

Заработная плата оплачивает не труд, а специфический товар - "рабочую силу". Особенность рабочей силы заключается в том, что она имеет свойство создавать продукт (товар), стоимость которого выше стоимости самой рабочей силы, т.е. того, что необходимо для поддержания жизни рабочего и его семьи.

4. Итак, капиталист, нанимая рабочего, оплачивает его способность к труду и приобретает право заставить его трудиться сверх того времени, которое потребно рабочему для обеспечения некоторого минимума жизненных средств. В результате образуется разница между стоимостью произведенного трудом рабочего товара и стоимостью рабочей силы - заработной платой, оплачиваемой капиталистом в качестве "цены" товара "рабочая сила". Эта разница и представляет собой прибавочную стоимость - часть материализованного в товаре труда рабочего, безвозмездно присваиваемого владельцем предприятия.

"Тайна" эксплуатации, по Марксу, кроется в том, что рабочая сила, как любой товар, имеет два свойства: стоимость и потребительную стоимость. Прибавочная стоимость есть не "вычет из труда рабочего" (как считал Рикардо), а результат эквивалентного обмена. Рабочая сила продается и покупается по стоимости, но ее стоимость, или "цена", ниже, чем стоимость создаваемого ею продукта.

Все обоснование существа рассматриваемого процесса - логическое продолжение и "развертывание" исходных постулатов о двойственном характере труда и двух факторах товара.

5. Прибавочная стоимость лежит в основе доходов владельцев капитала - предпринимательской прибыли, торговой прибыли, процента.

Критики Маркса считают, что его теория прибавочной стоимости представляет своего рода теоретическую конструкцию, которая не учитывает, что предпринимательский труд, труд по управлению, организации производства также является источником ценности товара, создает доход. Лежащая в ее основе трудовая (однофакторная) теория стоимости не согласуется с практикой, ибо труд разнороден и отличается не только по затраченному времени, но и по результатам. Обращается внимание на то, что формы эксплуатации возможны и существуют и в условиях, когда участники производственного процесса являются равноправными субъектами отношений собственности.

28. Постоя́нный капита́л — часть капитала, которая используется для покупки средств производства — оборудования, сырья, материалов, но без рабочей силы (без зарплаты). Это одно из основных понятий марксистской политической экономии. В современном бухгалтерском учёте термин постоянный капитал не используется.

Термин был введён Марксом в его основном труде «Капитал»[1]:

Разделение совокупного капитала на постоянный и переменный потребовалось Марксу для того, чтобы показать разные роли, которые играют эти части в процессе формирования стоимости товара. Маркс считал, что в процессе производства постоянный капитал лишь полностью переносит свою стоимость на результат производства, но не изменяет своей совокупной величины (эта величина совокупной остаётся постоянной). При таком переносе меняется лишь его физическая форма капитала — исчезает сырье, материалы, разрушается оборудование, а взамен появляется продукция, в стоимость которой полностью включена стоимость сырья, материалов и амортизация оборудования. Никаких изменений в величине стоимости при этом не происходит, перенесённая стоимость не изменяется, остаётся постоянной. Наблюдаемое превышение стоимости товара над величиной постоянного капитала Маркс объяснял особой ролью затрат на покупку рабочей силы (заработную плату,переменного капитала).[2]

Переме́нный капита́л — часть капитала, которая используется для покупки рабочей силы («чистая» зарплата, получаемая на руки, без налогов). Это одно из основных понятий марксистской политической экономии. В современном бухгалтерском учёте термин переменный капитал не используется.

В третьем томе Маркс вводит новое понятие — «цена производства», трактуя ее как превращенную форму стоимости. Она состоит из издержек на покупку средств производства и рабочей силы и средней для всех отраслей прибыли. Понятие «цена производства» вызвало дискуссию среди экономистов. Напомним, что после Смита теория трудовой стоимости и теория стоимости, определяемой издержками, противопоставлялись в рамках классической политэкономии. Поэтому после выхода третьего тома «Капитала» появилось утверждение о противоречии между первым и третьим томами «Капитала», так как там используются разные теории стоимости — трудовая теория и теория издержек. Марксисты (сам Маркс к моменту выхода третьего тома «Капитала» уже умер) в ответ повторяли, что одна категория есть превращенная форма другой; известный немецкий экономист В. Зомбарт утверждал, что трудовая стоимость — лишь логическая предпосылка к реальному понятию стоимости, определяемому издержками, но в целом дискуссия не имела большого размаха, поскольку классическая политэкономия уже сходила со сцены.
Среди других экономических категорий «Капитала» современная экономическая наука считает наибольшим вкладом Маркса теорию общественного воспроизводства и теорию межотраслевой конкуренции и перелива капитала.

Прибыль, согласно Марксу, неразрывно связана с эксплуататорской сущностью капитализма, с законом прибавочной стоимости, с эксплуатацией наемного труда капиталом

Маркс в "Капитале" определил прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости.
Последняя по Марксу представляет собой неоплаченный прибавочный труд наемного рабочего, занятого в сфере материального производства. Рабочий своим трудом создает стоимость большую, чем стоит его рабочая сила. Эта разница привлекает капиталиста и ради нее он развивает свою бурную деятельность. На поверхности буржуазного общества присвоение чужого труда затушевывается и прибыль выступает как порождение движения всего авансированного капитала, как результат издержек производства. Таким образом, в марксистской трактовке прибыль есть результат эксплуатации наемного труда капиталом и отношение "капиталист - наемный рабочий" составляет основное отношение капиталистического общества.

29.Своей теорией воспроизводства во II томе «Капитала» Mapкс продолжил дело, начатое Экономической таблицей Ф. Кенэ: модёлирование кругооборота общественного продукта.
Предпосылки теории. Основу теории составляют Марксовы схемы воспроизводства - абстрактные теоретические модели, построенные на целом ряде упрощающих предпосылок.
Во-первых, Маркс оперирует «естественными» величинами, пользуясь стандартной для классической политэкономии предпосылкой о соответствии рыночных цен стоимостям (естественным ценам, в терминах Смита), что эквивалентно условиям долгосрочного рыночного равновесия при неизменности технического уровня производства и потребительских предпочтений.

В то же время в самом с определения стоимости заключается первая принципиальная особенность Марксовой теории. Стоимость товара (q) распадается, по Марксу, на три части, из которых только одна имеет прямой эквивалент в формуле цены Смита (см. гл. 4):
q = с + v + т,
где с - затраты постоянного капитала, соответствующие затратам средств производства, израсходованным при производстве дат товара (у Смита это гипотетическая четвертая составная часть к отвергнутая им при рассмотрении структуры цены как суммы доходов); v - затраты переменного капитала, соответствующие затратам на заработную плату рабочих (прямой эквивалент заработной платы в формуле Смита); т - прибавочная стоимость, составляющая конечный доход самих капиталистов (соответствует сумме прибыли и ренты в формуле Смита)

С точки зрения марксизма, периодическое возникновение экономических кризисов (кризисов перепроизводства) является неизбежным спутником капиталистической экономики. Согласно Марксу, причина кризисов — в производстве товаров в таком количестве, которое превышает платёжеспособный спрос. И дело не в ошибках оценки ёмкости рынка и даже не в желании владельцев капитала получить максимальную прибыль, а в самой природе и законах развития экономики, нацеленной на получение прибыли (Карл Маркс в «Капитал», т. 1. 1867 год).

Владелец капитала (бизнесмен, капиталист, товаропроизводитель, корпорация) стремится к получению прибыли, которая является формой прибавочной стоимости. Прибыль отдельный владелец получит только распродав произведённые товары. И каждый из владельцев (товаропроизводителей) не видит принципиальных препятствий для этого. Значит, чтобы прибыль получили все владельцы нужно распродать все произведённые товары. Но при этом работники в форме заработной платы получаютстоимость своей рабочей силы, которая суммарно всегда меньше, чем сумма стоимостей произведённых товаров. Если все работники потратят всю свою зарплату на покупку товаров, часть из произведенного так и останется не раскупленной. Либо все владельцы должны остаться без прибыли, либо кто-то не сможет компенсировать даже свои затраты и должен будет разориться. Чтобы всё же распродать товаров на общую сумму больше, чем общая сумма заработной платы, владельцы капитала просто обязаны реализовать товар в кредит. Через несколько циклов производства долги накапливаются. Общая сумма долгов принципиально не может уменьшаться, так как её формирует разрыв между общей стоимостью товаров и общей суммой зарплат. Неизбежно наступает фаза, когда товары перестают отпускать в долг, размер которого превышает всякие разумные возможности погашения. Следствием этого является резкий спад товарного производства, цепные банкротства и массоваябезработица, снижение жизненного уровня населения.

30. ВЗГЛЯДЫ К. МАРКСА НА ЗЕМЕЛЬНУЮ РЕНТУ

Взгляды К. Маркса на теорию ренты совпадают со взглядами Д. Рикардо. Заслуга К. Маркса состоит в признании «абсолютной» ренты. Под «абсолютной» рентой понимается рента с земель худшего качества (плодородия) или более отдаленных от рынков сбыта. Развивая рикардовскую теорию ренты, К. Марксдоказывает существование наряду с дифференциальной рентой, связанной с различиями в плодородии и местоположении участков, еще и абсолютной ренты, обусловленной самим фактом собственности на землю, представляющей по большому счету монополию.

Теория ренты К. Маркса заключается в следующем:

1) имеется «дифференциальная рента», вытекающая, как и у Д. Рикардо, из различий в плодородии и местоположении земельных участков различной категории. Если цена производства у отдельно взятого капиталиста ниже средней цены производства продукта, то он получит избыточный продукт, который по величине будет выше средней нормы, если предположить спрос достаточно высоким, чтобы этот капиталист смог выйти со своим товаром на рынок;

2) может иметь место «абсолютная рента» – нечто, отсутствующее у Д. Рикардо, – в силу того обстоятельства, что сельское хозяйство имеет дело с капиталом, органическое строение которого ниже общественно средней величины. В результате «ценность» сельскохозяйственной продукции превышает ее «цену производства». В нормальном случае поток капитала привел бы к понижению нормы прибыли в сельском хозяйстве до среднего показателя. Но так как существует частная собственность на землю, землевладелец имеет возможность обременить арендатора дополнительным рентным платежом, эквивалентным сверхприбыли, получаемой в земледелии.

К. Маркс тщательно избегает утверждений, что органическое строение капитала в сельском хозяйстве действительно ниже среднего показателя. Это, по его мнению, «вопрос, который может решить только статистика». Если же это не так, тогда абсолютная рента отпадает и вся рента остается дифференциальной.

Марксистская теория абсолютной ренты не имеет никакой силы вне рамок его теории прибавочной ценности и вытекающей отсюда необходимости превращения ценности в цену. Поэтому нужно отметить лишь один вытекающий из этой теории вывод: абсолютная рента отрицательна, если аграрный сектор характеризуется большей капиталоемкостью по сравнению с остальными отраслями экономики, как это было на самом деле в США и Великобритании после 1930 г.

Обсуждение дифференциальной ренты у К. Маркса более подробное, чем у Д. Рикардо, но менее исчерпывающее. Маркс не понял теорию Д. Рикардо, согласно которой должны существовать возделываемые земли, за которые рента не взимается. Иными словами, он не понимал, что существует предельный уровень как интенсивного, так и экстенсивного земледелия. Это является серьезным непониманием, если вспомнить, что введенное Д. Рикардо понятие предельной интенсивности стало началом всей последующей маржина-листской мысли.

Структура «Капитала»


Все три тома «Капитала» представляют собой целостное произведение. Они объединены общностью предмета исследования и метода. Все изложение подчинено одной цели и единому замыслу — раскрыть закон движения и гибели капиталистического способа производства. Каждый из томов является частью единого целого — исследования, раскрывающего законы развития буржуазного общества.

Каждый из томов представляет последовательную ступень в изложении предмета. Изложение идет от наиболее общего, абстрактного и простого ко все более конкретному и сложному — к воссозданию конкретного путем мышления (как писал Маркс во «Введении», в котором он так ярко изложил суть своей методологии).

Это движение от абстрактного и простого к конкретному и сложному имеет место и от тома к тому, и в рамках каждого тома.
В соответствии с этой методологией каждый из томов «Капитала» имеет свой особый предмет исследования, составляющий как бы ту или иную ступень в переходе от простого к сложному, к конкретному, в приближении к поверхности экономических явлений, где они предстают совсем в ином виде, чем на первой ступени изложения, на которой раскрываются глубинные процессы.

Предметом первого тома является раскрытие процесса производства капитала; здесь формулируется основной экономический закон капиталистического способа производства—закон прибавочной стоимости. Во втором томе рассматривается процесс обращения капитала. Наконец, в третьем томе Маркс выводит нас на поверхность капиталистической действительности и раскрывает процесс капиталистического производства, взятый в целом, т. е. в единстве производства и обращения. Конкретные формы прибавочной стоимости исследуются в том виде, в каком они выступают на поверхности капиталистического общества.

Характеризуя методологию Маркса, определяющую структуру «Капитала» и последовательность изложения предмета, следует напомнить о важнейшей ее особенности, совершенно новом понимании предмета политической экономии, раскрытом уже в существующих работах Маркса - во «Введении», в Предисловии к «К критике политической экономии» и в рецензии Энгельса на «К критике политической экономии».

Производственные отношения людей, «связанные с вещами и проявляющиеся как вещи» (Энгельс), — вот предмет политической экономии. Вскрыть за вещами отношения между людьми и определяющие их отношения собственности — эту задачу ставит себе Маркс в «Капитале». Это позволило ему совершенно по-новому раскрыть содержание категорий политической экономии и таким путем показать их исторический характер, а следовательно, и исторический характер политической экономии как науки.

Этот новый методологический подход уже сам по себе был в корне противоположен методологии буржуазной политической экономии. Он лег в основу построения «Капитала» и позволил Марксу сделать выводы, означавшие революционный переворот в экономической науке и давшие рабочему классу мощное теоретическое оружие в борьбе за социализм.

Наши рекомендации