Действительные открытия К. Маркса

Остановимся на главных теоретических достижениях К. Маркса. Сам К. Маркс считал главным своим открытием двойственный характер труда, воплощенного в товаре. Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью. Внешним проявлением стоимости является меновая стоимость. Это знали и задолго до Маркса. Но только он догадался, что и сам труд имеет двойственный характер. Как созидатель потребительной стоимости труд всякого производителя товаров конкретен. А как источник стоимости — это всего лишь часть всего общественного труда, абстрагированная от конкретности, труд вообще, абстрактный труд. Не всякий труд, затраченный даже на производство качественного в потребительском смысле товара, является источником стоимости, а только тот труд, который признан обществом посредством рыночных обменов. Следовательно, только общественно необходимые затраты труда становятся источником стоимости. В конечном итоге абстрактный труд и общественно необходимые затраты труда суть синонимы. Все дальнейшие рассуждения Маркса — логическое развертывание тезиса о двойственном характере труда и о двух свойствах товара1.

Вторым выдающимся открытием Маркса стало понимание того, что рабочий продает капиталисту не труд, а свою способность к труду, рабочую силу. (Вообще-то здесь возможно более точное понимание: рабочий передает свою рабочую силу в аренду капиталисту. Но по Марксу это все-таки продажа.) Рабочая сила, как и всякий другой товар, обладает двумя свойствами. Стоимость рабочей силы в конечном итоге определяется стоимостью всех товаров и услуг, которые рабочий потребляет с целью воспроизводства своей способности трудиться. Капиталист оплачивает рабочему полную стоимость его товара — рабочую силу. Здесь нет рикардианского «вычета из труда рабочего», эквивалентный обмен налицо, законы рынка действуют полностью. Откуда же берется прибавочная стоимость? Источником прибавочной стоимости является особая потребительная стоимость рабочей силы — способность производить больше стоимостей, чем стоит сама рабочая сила. Вот эта-то способность порождает возможность прибавочного труда, прибавочного продукта и, соответственно, прибавочной стоимости.

1 Афанасьев B.C. Великое открытие Карла Маркса. М., 1990.

17.4. Трагедия К. Маркса

Подчеркнем еще раз: рабочий продает свою потенциальную способность трудиться. Реализация же этой способности, сам труд, весь принадлежит капиталисту. Труд — это функция рабочей силы. Подобно тому как функция любой купленной вещи принадлежит собственнику этой вещи, труд как функция рабочей силы принадлежит капиталисту, купившему рабочую силу. Часть созданной рабочим стоимости возвращается ему в виде зарплаты, а другая остается капиталисту безвозмездно в виде прибавочной стоимости. В свою очередь реализованная прибавочная стоимость становится прибылью капиталиста, а в дальнейшем — торговой прибылью, процентом и рентой.

Вывод может показаться несколько парадоксальным: рабочему платят ровно столько, сколько он стоит, и в то же время не доплачивают ему, присваивая прибавочный труд безвозмездно. Если ничего больше не знать из экономической теории, невольно станешь социалистом.

Объяснив, откуда берется прибавочная стоимость, Маркс исследует процесс обратного превращения прибавочной стоимости в капитал. Капиталист не потребляет весь капитал в виде дохода, часть прибавочной стоимости накапливается и вновь превращается в дополнительную порцию капитала. На эту порцию покупаются новые средства производства и дополнительное количество рабочей силы. Происходит расширенное воспроизводство капитала. В ходе этого воспроизводства обостряются противоречия между трудом и капиталом, и когда эти противоречия достигают конфликтной остроты, они разрешаются путем революционной экспроприации частной собственности.

Конфликт между трудом и капиталом — это форма проявления противоречия между общественным характером производства и частной формой присвоения. Носителями социальности являются, по Марксу, рабочие, а носителями частного характера присвоения — капиталисты. Отсюда их извечная борьба, победителем в которой должен стать пролетариат.

Трагедия К. Маркса

Отнюдь не все прогнозы К. Маркса сбылись. Более того, уже при его жизни стало ясно, что не все и сбудутся. Возможно, что в этом заключается самая большая трагедия этой личности. Представьте себе человека, который почти 40 лет работал над одним произведением и который так и не завершил его. В самом деле, почему? Первый том «Капитала» вышел в свет в 1867 г., уже в 1872-м вышло первое иностранное — русское — издание. Дальше последовали еще два издания, в том числе французское. Не каждый автор мог похвастаться тем, что при жизни видел столько переизданий и переводов. Казалось бы, успех налицо, можно продолжать дело и двигать его к завершению. Но завершение не наступило. Только ли занятость организационно-партийной деятельностью и болезни были тому причиной? Думается, что это не так.

Можно предполагать, что у Маркса просто пропал интерес к завершению этого труда. В самом деле, весь первый том был в конце концов создан для того, чтобы доказать необходимость крушения капитализма. Именно поэтому столь скрупулезно рассматривались здесь противоречия капиталистического общества. И вот, в конце первого тома искомый вывод был сделан. Второй и третий тома были посвящены функционированию капиталистической экономики. Нужно было дать ответы на сотни конкретных вопросов, связанных с практикой капиталистического бизнеса, деятельностью предпринимателей, словом, нужно было показать весь механизм движения капиталистического общества. А стоило ли делать это, если только что было доказано, что скоро капитализм рухнет? Более того, Маркс практически готовился к революции. Не зря же он фактически руководил Первым интернационалом, международной организацией, специально созданной для подготовки социалистической революции во всем мире. В результате, так сказать, «практические» части книг не были дописаны.

Но, с другой стороны, и прогнозы первого тома не очень-то ре-ализовывались. Думается, что первые признаки разочарования Маркс испытал после поражения Парижской коммуны в 1871 г. Ведь казалось, что прогнозы сбываются, что вот сейчас начнется мировая революция, но она так и не началась. Революция в Париже была подавлена реакцией при поддержке прусских штыков.

И, наконец, еще один момент. Маркс к концу жизни мог наблюдать широкое развитие реформистского движения в пролетарской среде. Условно можно считать, что книга К. Маркса в практическом смысле устарела. Капитализм в Западной Европе был уже не совсем таким, каким его описал автор. Развивалось профсоюзное движение, правительства принимали меры к социальной защите наемных работников, развертывалось кооперативное движение в деревне и городе, появились фабричные инспекторы и больничные кассы, общества взаимной помощи и взаимного кредита, первые потребительские общества. Наконец, появилось законодательство о труде, регламентирующее некоторые завоевания трудящихся в виде обязательных для всех предпринимателей правил. Пенсии и пособия по безработице становились обычным явлением. Европа «насытилась» революциями и баррикадами, ей хотелось социального покоя. В этих условиях такие произведения, как «Капитал», вызывали у некоторой части демократически настроенной общественности раздражение и скуку. Хотя собственно экономическое содержание труда признавалось многими учеными, в том числе и близко не стоявшими рядом с революционерами. Экономисты рассматривали Маркса лишь как представителя рикардианской школы, стараясь не замечать революционного пафоса его труда. (Кстати, в России «Капитал» был издан вполне легально и подцензурно. Цензор был уверен, что такая толстая научная книга с обилием цитат и таблиц вряд ли кого-либо заинтересует. И оказался не прав.)

Да, научный интерес к книге оставался большим, но ведь адресована она была в конечном итоге не академическому читателю. Маркс надеялся, что это «самый страшный снаряд, когда-либо брошенный в голову буржуа»1. Но буржуазия оказалась живучей и не очень сильно испугалась книги К. Маркса.

И последнее. Полуторавековая история теории, основанной на трудовой концепции стоимости, была исчерпана. Исследователи постепенно подбирались к мысли о том, что мир товара и капитала полон конфликтов. Появилось некое разделение труда: в одних и тех же экономических явлениях одни искали борьбу, другие — единство. Так своеобразно реализовывался закон единства и борьбы противоположностей. В капиталистическом рынке одни видели сотрудничество факторов производства, труда, земли и капитала, другие — борьбу собственников этих факторов. Каждый из исследователей был по-своему прав. Что касается Маркса, то и в этом пункте коммунистическая априорность сыграла с ним злую шутку. Ведь он сам был выдающимся диалектиком, а вот не смог увидеть во взаимоотношениях между рабочим и капиталистом ничего кроме вражды и конфликтов. Жизнь же оказалась диалектичнее мышления диалектика.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 31. С. 279.

Из трудовой теории стоимости Маркс сделал вывод о скором исчезновении самого отношения стоимости. Вывод логически верный, а практически неосуществимый. Во всяком случае до сих пор. Трудовая теория, классическое учение зашли в тупик.

Основные понятия

Марксистская политическая экономия

Революционные экономические концепции

Реформаторские экономические концепции

Межформационные переходы

Основной капитал

Оборотный капитал

Меновая стоимость

. Потребительская стоимость Прибавочная стоимость

Контрольные вопросы

1. Совершил ли К. Маркс переворот в экономической теории?

2. Какова структура основного труда К. Маркса «Капитал»?

3. Каков механизм превращения стоимости товара в цену по К. Марксу?

4. Как К. Маркс объясняет двойственный характер труда?

5. Как обосновал К. Маркс вывод об антагонизме противоречий между трудом и капиталом?

Глава 18. МАРЖИ НАЛ ИЗМ

Наши рекомендации