Новый Свет»: капитал завоевывает географическое пространство
В XIV и XV вв. Европа столкнулась с серьезными демографическими проблемами. Особенно драматическими событиями был наполнен XIV в. Чума 1348—1350 гг. и последующие эпидемии, Столетняя война (1337—1453), массовые народные выступления и их жестокое подавление (Жакерия во Франции в 1358 г., восстание «оборванцев» во Флоренции в 1378 г., восстание Уота Тайлера в Англии в 1381 г. и множество других выступлений), периодически повторяющиеся неурожайные годы, вызывающие голод, — все это приводило кдемографическому кризису. Население Европы сократилось за век с 73 млн до 43 млн человек. В условиях экстенсивного воспроизводства в Европе просто стало не хватать трудовых рук. Попытки господствующих классов компенсировать потери ростом эксплуатации и налоговым прессом не привели к желаемому результату. Европейская буржуазия, торговая, финансовая и только что народившаяся промышленная, искала новые источники обогащения, расширения поля рыночных отношений.
Наивные экономические воззрения того времени связывали . понятие «богатство» только с одной его формой — денежной. Полноценными же деньгами практически во всех доиндустриальных цивилизациях считали исключительно золотые и серебряные. Правда, более передовой Восток в те времена уже знал бумажные деньги, но для Европы это было далеким будущим. «Люди гибли за металл» в буквальном смысле слова. Но денежного металла в Европе оказалось крайне мало. Его не хватало ни для обслуживания реализации возраставших товарных потоков (хотя бы потому, что с середины XV в. население Европы стало расти), ни для выплат налогов, денежных рент и заработной платы, ни для накопления капитала, ни, наконец, для престижного потребления европейской аристократии и королевских дворов. Пассивность торгового баланса во взаимоотношениях с Востоком стала приводить к утечке золота и серебра. К концу XV в. практически истощились серебряные рудники Германии, снабжавшие Европу денежным материалом. Нужны были новые источники денежного металла.
Опыт Крестовых походов на Восток (1096—1270) подсказывал, где искать золото и серебро. Но сухопутные пути для экспансии на Восток — в Индию, Китай, Среднюю Азию — были перекрыты турками, арабами и монголами.
В этот период в Европе возрождаются античные представления о шарообразности Земли. Выходило, что если очень долго плыть на Запад, то обязательно приплывешь на Восток.
Первые морские походы за золотом (а именно такая ограниченная цель была у первооткрывателей новых земель) совершили португальцы и испанцы. Тогда они еще не помышляли о широкой колонизации Индии и других стран: европейцам были нужны только деньги и экзотические товары. Испания, с VIII в. находившаяся под властью Арабского халифата и его преемников, только в 1479 г. приобрела независимость. Образовалось новое единое государство в составе Арагона и Кастилии. Гораздо раньше, в 1143 г., независимой стала Португалия. Португальские и испанские дворяне, из поколения в поколение занимавшиеся только одной проблемой — освобождением родины, Реконкистой, вдруг оказались не у дел, в разоренной войнами стране, обремененные долгами и с нищим крестьянством. Свобода далась дорого. Теперь надо было подумать об источниках богатства. Взоры пиренейского дворянства обратились к Африке и Азии. В Европе им было делать нечего: на Средиземном море господствовали итальянские купцы (преимущественно венецианские), на Севере — немецкая Ганза. Но под боком простирался неизведанный Атлантический океан. В поисках нового пути в Индию туда и устремились испанские и португальские смельчаки.
В 1415 г. португальцы проникли в Африку и начали продвижение на юг вдоль западного побережья в поисках золота. В 1486 г. португальская флотилия Бартоломео Диаса обогнула Мыс Доброй Надежды в Африке и дошла до Мадагаскара. А в 1492 г. генуэзец Христофор Колумб смог уговорить испанских монархов организовать морскую экспедицию в Индию через Атлантический океан. Соблазн был большим, но и предприятие было дорогостоящим. Испанской королеве даже пришлось одалживаться у дома Фуггеров из Аугсбурга. Но игра стоила свеч. В результате была открыта Америка, которую долго еще с легкой руки Колумба называли в Европе Вест-Индией.
На этом Великие географические открытия не окончились. Теперь заторопились португальцы. В 1498 г. Васко да Гама дошел-таки морским путем до Индии. И вскоре португальцы стали господствовать в Индийском океане. В 1499—1504 гг. флорентиец Америго Веспуччи на испанские и португальские средства исследует берега Южной Америки и понимает, что Колумб открыл не Индию, а «Новый свет», который в 1507 г. лотарингским картографом М. Вальдземюл-лером впервые был назван Америкой. В первой трети XVI в. испанцы завоевали Мексику (Эрнандо Кортес) и Перу (Франсиско Писсаро) и установили контроль над всем Западным полушарием, за исключением Бразилии.
Достижения в кораблестроении и навигации, изобретение компаса и астролябии, появление морских карт и огнестрельного оружия позволили весьма быстро осваивать Мировой океан. Основные цели морских походов были достигнуты — в Европу хлынуло золото из Америки. Что при этом происходило с обитателями открытого континента, европейцев мало интересовало. Помимо уничтожения американских индейцев в ходе военных действий 1492—1532 гг. коренных жителей Америки постигло другое несчастье — невиданное по масштабам вымирание из-за инфекций, занесенных кастильскими завоевателями. Нехватка рабочих рук привела к тому, что с 1501 г. испанцы стали ввозить в Вест-Индию рабов из Африки. Америка стала объектом первых колониальных захватов и первых колониальных войн европейских держав за пределами Евразии. Амбиции испанцев и португальцев распространялись на весь мир. I Поразительно, но через два года после того как Христофор Колумб ' открыл Америку, две первые колониальные державы — Испания и Португалия — вполне серьезно решили поделить между собой земной шар. В 1494 г. эти страны заключили договор, по которому вся Америка отдавалась Испании, а Азия и Африка — Португалии. Характерно, что папа Римский, этот милосердный представитель Бога на земле, стал гарантом такого варварского договора. Ведь народы, которых делили, даже не догадывались об этом.
И все было бы хорошо (для европейцев!), если бы не два неожиданных обстоятельства.
Во-первых, не реализовались наивные ожидания безмерного обогащения. Приток золота в Европу привел только к тому, к чему всегда приводит избыток денег в обращении — к инфляционному росту цен, к первой в истории мировой «революции цен», коснувшейся, кстати, и России.
Во-вторых, героические мореплаватели Пиренеи совершали морские переходы, тонули в океане, воевали с индейцами, привозили в Европу золото, а потом вдруг обнаруживали, что американское золото начинает сосредоточиваться в руках английских и голландских купцов. Загадка решилась довольно быстро: у англичан и голландцев было много экспортного товара, прежде всего тканей, металлических изделий, оружия, книг, наконец. Тогда-то у европейских предпринимателей (и ученых) появился интерес к производственной деятельности. Само испанское правительство вывозило золото в Италию, Германию и Нидерланды для уплаты долгов и финансирования непрерывных войн. Меркантилистские заблуждения относительно того, что золото есть богатство, а богатство суть золото, в Европе преодолевалось довольно быстро (по историческим меркам).
Позже, в XVIII столетии, появился и вовсе невозможный для первых завоевателей «мировой треугольник». Европейцы «открывали» Индию, чтобы получать оттуда денежные потоки, а все происходило наоборот: американские ценные металлы превращались в Европе в золотые и серебряные деньги, которые вывозились в Индию, а оттуда в Европу ввозились пряности, ткани, хлопок, драгоценные камни, ювелирные изделия. Золото рассредоточивалось и мигрировало по миру, и это был первый признак того, что в XVI— XVIII вв. началось формирование мировых рынков.
Формирование первых колониальных империй привело к значительным изменениям в экономической жизни и быте европейских народов. Кофе из Африки, какао из Америки, чай из Индии стали обычными напитками европейцев. Табак тоже скоро перестал быть роскошью. Хлопковые ткани и сахар оказались доступны рядовым европейцам. Хлопчатобумажное производство стало важнейшей отраслью промышленности в Европе. Повсюду продавались тропические фрукты и орехи, меха, кожи, экзотическое дерево. Из Америки пришли картофель, помидоры, бобы, кабачки, тыква и кукуруза. Из Мексики была завезена индейка. Рис из Азии стали сеять в Европе и Америке.
Что касается социальных результатов, то более всего на них повлиял инфляционный рост цен. Реальные заработки трудовых слоев значительно сократились. На глазах беднели и дворяне, получавшие фиксированную ренту от своих вассалов.
Несмотря на то что инициатором морских путешествий были европейские дворяне, нет сомнений в том, что больше всего от Великих географических открытий выиграла европейская торговая и промышленная буржуазия, а колониальная экспансия стала важнейшим фактором первоначального накопления капитала.