Изменение трудовых ресурсов и занятого населения Беларуси по годам
№ п/п | Показатель | Год | ||
Трудовые ресурсы, всего, чел. | ||||
Трудоспособное население в трудоспособном возрасте – всего, тыс. чел. | ||||
Доля трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в трудовых ресурсах, % | ||||
Лица старше и младше трудоспособного возраста, занятые в экономике – всего, тыс. чел. в том числе: | ||||
- лица старших возрастов, тыс. чел. | ||||
- подростки, тыс. чел. | ||||
Доля лиц старше и младше трудоспособного возраста, занятых в экономике в трудовых ресурсах, % | ||||
Экономически активное население – всего, тыс. чел. в том числе: | ||||
- занятое население, тыс. чел. | ||||
- безработные, тыс. чел. | ||||
Доля пенсионеров, занятых в экономике в общей численности занятого населения, % | ||||
Доля подростков, занятых в экономике в общей численности занятого населения, % | ||||
Отношение занятого населения к численности трудовых ресурсов, % | ||||
Отношение занятого населения к численности экономически активного населения, % | ||||
Уровень безработицы в численности экономически активного населения, % | ||||
Экономически неактивное население – всего, тыс. чел. в том числе: | ||||
- учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от производства, тыс. чел. | ||||
- работники, находящиеся в отпусках по беременности, родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, тыс. чел. | ||||
- прочее экономически неактивное население, тыс. чел. | ||||
Отношение экономически неактивного населения к численности трудовых ресурсов, % |
Сформулировать основные выводы проведенного анализа с точки зрения:
1) движения численности трудовых ресурсов;
2) удельного веса экономически активного населения в численности трудовых ресурсов;
3) удельного веса экономически неактивного населения в численности трудовых ресурсов;
4) удельного веса занятого населения в численности экономически активного населения;
5) удельного веса пенсионеров, занятых в экономике;
6) удельного веса подростков, занятых в экономике;
7) динамики уровня безработицы.
Задание 3. Найти необходимые статистические данные и на их основе проанализировать социальную структуру регистрируемой безработицы в Республике Беларусь в последние годы (табл. 2.9).
Сделать выводы об основных тенденциях изменения социальной структуры безработицы в стране за рассматриваемый период.
Таблица 2.9
Структура регистрируемой безработицы в Республике Беларусь по годам
Показатель | По состоянию на начало года | ||
Всего состояло на учете в государственной службе занятости, тыс. чел. в том числе: | |||
- женщин, % | |||
- молодежи в возрасте 16 – 29 лет, % | |||
- имеющих высшее образование, % | |||
- имеющих среднее специальное образование, % | |||
- имеющих общее среднее образование, % | |||
- не имеющих общего среднего образования, % | |||
- выпускников всех видов учебных заведений, % |
Задание 4. Раскрыть содержание следующих направлений социальной поддержки молодежи на рынке труда Беларуси:
1. Установление брони приема на работу.
2. Организация временной занятости безработной молодежи «Молодежная практика».
3. Организация временной трудовой занятости студенческой и учащейся молодежи в свободное от учебы время.
4. Профессиональная подготовка и переподготовка безработной молодежи.
Вопросы для повторения.
1. Какие основные компоненты включает понятие «трудовой потенциал»?
2. Какие социальные факторы влияют на развитие трудовых ресурсов Беларуси?
3. Какие общемировые тенденции характерны для развития трудовых ресурсов в современных развитых странах?
4. Какие выделяют виды трудовой миграции?
5. В чем состоят главные причины так называемой «утечки мозгов»?
6. Какое влияние оказывает демографический фактор на развитие трудовых ресурсов Беларуси?
7. В чем главная особенность рынка труда по сравнению с другими товарными рынками?
8. Какие выделяют виды безработицы?
9. Какие масштабы официально регистрируемой и скрытой безработицы в Беларуси?
10. В чем причина высокой молодежной безработицы в мире?
11. В чем проявляются социальные последствия безработицы?
12. Какие основные направления государственной политики занятости в Беларуси?
13. Какие меры активной политики занятости применятся в отношении молодежи?
14. Какие возможны стратегии поведения нанимателя в политике занятости?
РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Задание и методические указания по СУРС
Тема СУРС: «Социально-экономическая природа труда».
Учебные вопросы:
8. Социальное качество труда.
9. Важнейшие социальные функции труда.
10. Понятие характера труда, его признаки.
11. Понятие содержания труда, основные факторы его изменения.
12. Виды социально-трудовых отношений.
13. Отношение к труду, его критерии.
14. Отчуждение труда, его социально-экономические последствия.
Для сдачи СУРС необходимо самостоятельно изучить данную тему в соответствии с приведенными учебными вопросами и выполнить письменное задание.
Суть задания: разработать и письменно сформулировать 3 тестовых вопроса, связанные с определением одного их научных понятий по теме СУРС (см. табл.). Каждый из тестовых вопросов должен содержать 3-4 непротиворечивые варианта ответа, лишь один из которых правильный.
Таблица
Распределение задания между студентами
№ вари- анта | Порядковый номер фамилии студента в списке учебной группы на начало учебного семестра | Научное понятие, по которому необходимо разработать 3 тестовых вопроса |
1, 12, 23, 34 | Общественные функции труда | |
2, 13, 24, 35 | Социальное качество труда | |
3, 14, 25, 36 | Характер труда | |
4, 15, 26, 37 | Содержание труда | |
5, 16, 27, 38 | Патерналистские трудовые отношения | |
6, 17, 28, 39 | Партнерские трудовые отношения | |
7, 18, 29, 40 | Солидарные трудовые отношения | |
8, 19, 30, 41 | Конфликтные трудовые отношения | |
9, 20, 31, 42 | Дискриминационные трудовые отношения | |
10, 21, 32, 43 | Отношение к труду | |
11, 22, 33, 44 | Отчуждение труда |
Выполненное письменное задание должно быть представлено в установленный преподавателем срок, содержать титульный лист установленной формы с указанием темы СУРС и номера варианта, являться самостоятельной работой студента.
Литература к СУРС
Яковчук, В. Н. Экономическая социология: учеб.-метод. комплекс / В. Н. Яковчук. – Минск, 2015. – С. 60 – 64.
Тестовые задания для самопроверки знаний