Тема 5. Факторы производства

Вопрос 16. Факторы производства. Производственная функция

Чтобы начать производство, необходимо наличие того, кто будет производить, и из чего будут производить. Факторы производства – это реально вовлечённые в процесс ресурсы. В экономической теории выделяют 4 фактора производства:

Труд (целесообразная деятельность людей, направленная на достижение какого-либо результата).

Капитал – существует очень много концепций капитала, но все они едины в одном: капитал – это благо, которое может приносить доход. Капитал – здания, сооружения, станки, оборудования, функционирующие в процессе производства несколько лет, обслуживая несколько производственных циклов. (А. Маршал).

Земля – территория и все виды природных ресурсов, пригодных для производства экономических благ.

Предпринимательский ресурс (трудовые услуги особого рода, которые способны оказывать обществу люди, наделённые предпринимательским талантом).

Предпринимательский ресурс – это комбинация способностей:

1. повышенное чутьё к нуждам потребителей.

2. готовность принять на себя риск потери сбережений, усилий, времени.

3. Ответственность за принимаемые решения.

4. Ориентация на достижение коммерческого успеха.

5. Осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства с целью получения прибыли.

Для того чтобы производить блага и услуги, предприниматель приобретает факторы – труд и капитал, т.е. средства производства и рабочую силу.

       
  Тема 5. Факторы производства - student2.ru
    Тема 5. Факторы производства - student2.ru
 

Рисунок 29 - Средства производства

Основные средства (основной капитал) – это денежные средства, авансируемые на приобретение или создание объектов основных фондов.

Основные фонды – это здания, сооружения, оборудование – участвуют в нескольких производственных циклах, переносят свою стоимость на вновь изготовленный продукт, постепенно по мере износа. Свою натуральную форму в процессе производства не меняют.

Оборотные средства (оборотный капитал) – это денежные средства, авансируемые на приобретение и создание оборотных производственных фондов и фондов обращения.

Оборотные фонды – это сырьё, материалы – полностью переносят свою стоимость на изготовленный продукт, входят в состав готовой продукции, участвуют в одном производственном цикле, меняют свою натуральную форму.

Производство – процесс комбинирования факторов производства для создания благ и услуг.

Проблемы, связанные с производством:

- как производить заданное количество продукции с минимальными издержками;

- как выбрать оптимальный, т.е. приносящий наибольшую прибыль объём выпускаемой продукции – краткосрочная задача фирмы;

- выяснения оптимальных размеров предприятия – это вопрос долгосрочной максимизации прибыли.

Полное использование ресурсов имеет своей целью получение максимума физического результата. Соотношение между вводимыми факторами производства и итогом, описывается производственной функцией Q = f(L;K). Графически описывается графиком, который называется изокванта.

Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru L(труд)

Рисунок 30 - Изокванта

Изокванта – это кривая, которая показывает все возможные сочетания труда и капитала, которые приносят одинаковые объёмы производства. Например, вино можно производить трудоёмким способом (точка А) или капиталоёмким способом с применением оборудования (точка В), получая в обоих случаях одинаковое количество Q1 вина.

Если мы в случае капиталоёмкого производства при том же капитале (оборудовании) наймём ещё людей (например, работаем в две смены), то будем получать больший объем продукции Q­, т.е. получим другую изокванту.

Карта изоквант – это совокупность производственных функций, каждая ассоциируется с разным объёмом выпускаемой продукции. Объёмы возрастают по мере движения вверх и вправо. Изокванты показывают гибкость принимаемых фирмами решений по производству.

Вопрос 17. Производство с одним переменным фактором, закон убывающей отдачи

Говоря о производстве и его издержках важно различать краткосрочный период времени – это время, в течение которого можно изменить хотя бы один производственный фактор. Долговременный период – отрезок времени, достаточный для внесения изменения во все факторы.

При увеличении использования одного фактора (например, труда) производительность этого фактора изменяется в зависимости от числа применяемых единиц.



Тема 5. Факторы производства - student2.ru (10)

где:

Тема 5. Факторы производства - student2.ru средняя производительность труда.

Q – количество изготовленной продукции;

L – количество применяемых единиц труда.

MPL=∆Q/∆L (11)

где :∆L=1; MPL- предельная производительность труда - это дополнительный прирост продукции, получаемый с привлечением дополнительной единицы труда.

Средняя производительность труда APL изменяется следующим образом сначала возрастает за счёт фактора специализации и разделения труда затем уменьшается под действием закона убывающей отдачи факторов производства (каждое новое вложение фактора производства приносит все меньшей эффект) см. график на рисунке 31.

Таким образом, с течением времени применение одного фактора при фиксированных остальных приносит уменьшающийся производственный эффект. Закон убывающей отдачи работает на краткосрочном отрезке времени, когда другие факторы производства остаются неизменными.

Выпуск продукции, шт.

Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru

выпуск продукции на единицу труда

Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru

Рисунок 31 - График выпуска продукции при изменении одного фактора производства

Вопрос18. Производство с двумя переменными факторами, оптимум производителя

Эффективность использования одного и того же фактора падает в связи с законом убывающей отдачи. Поэтому когда отдача от одного фактора начинает падать, необходимо приобрести ещё один фактор.

Приобретая факторы, предприниматель несёт затраты – С, которые зависят от труда и капитала, которые приобретает предприниматель.

С=f (K;L). Графически издержки предпринимателя описываются графиком, который называется изокостой. (Смотри рисунок 32).

K (капитал) тыс.руб.

Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru L (труд)

Рисунок 32 - Изокоста

Изокоста – это линия, все точки которой представляют собой все возможные сочетания труда и капитала, которые имеют одну и ту же суммарную стоимость (I).

При изменении цен на факторы производства положение изокосты изменится. Например, если увеличится цена труда, то изокости примет вид 2.

Предприниматель хотел бы приобрести такую технологию, которая бы обеспечивала ему больший объём выпускаемой продукции (Q), но при этом издержки на её приобретение хотелось бы сделать минимальными. Т.е. выбрав себе изокосту (определив, сколько он может потратить), предприниматель выбирает себе изокванту. Рис. 18.

К (капитал)

Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru

Рисунок 33 - Зависимость объёма выпуска продукции от минимальных издержек производства.

Перед предпринимателем 3 технологических решения: A, B, R. Решение B – оптимальное решение при котором при заданном размере издержек (изокоста),(С) он получит максимально возможный объём производства – изокванта Q2 (Q2 >Q1).

Вопрос 19. Издержки как категория, классификация издержек в коротком периоде

Затраты предпринимателя носят систематический характер и называются издержками. Особенностями затрат предпринимателя является то, что все они носят альтернативный характер, т.е. являются издержками выбора.

Виды издержек

1) Транзакционные (рыночные) – это затраты на рыночные структуры, размер их определяется объективно, независимо от предпринимателя. Например, это затраты на смену форм собственности, на регистрацию предприятия, сертификаты, и т.д.

Транзакционные издержки - операционные издержки сверх основных затрат на производство и обращение; косвенные, сопряженные затраты, расходы, связанные с организацией дела, получением информации, ведением переговоров, поиском поставщиков, заключением и оформлением контрактов, лицензий, обеспечением получения прав, юридической защиты, преодолением барьеров входа на рынок.

2)Трансформационные – связаны с организацией и поддержанием в рабочем состоянии производства благ и услуг. Носят разный характер:

а) единовременные (безвозвратные) – делаются один раз: затраты на пробную партию.

б) текущие затраты – осуществляются постоянно, поддерживают процесс производства в рабочем состоянии.

Текущие бывают:

а) явные (внешние) – это прямые денежные выплаты поставщикам ресурсов и другим хозяйственным субъектам (зарплата, сырьё, топливо, услуги).

б) неявные (имплицитные или внутренние) – издержки, которые выглядят как недополученный доход, – например, офис можно было сдать в аренду, а мы используем его сами. К внутренним издержкам относятся нормальная прибыль предпринимателя – это минимальная плата за то, что предприниматель посвятил свои способности данному предприятию, т.е. во сколько предприниматель оценит свою предпринимательскую способность (рисунок 34).

    Экономическая прибыль         Валовый доход     Бухгалтерская прибыль  
Экономические (альтернативные) издержки Скрытые издержки(включая нормальную прибыль)
Явные издержки Бухгалтерские издержки (только явные)

Рисунок 34 - Экономическая и бухгалтерская прибыль.

Издержки в коротком периоде носят различный характер: см.рис.35.

1. Постоянные издержки (FC) – не могут быть изменены за короткий срок в целях увеличения или снижения объёмов производства. Включают в себя:

- оплату процентов по займам;

- амортизацию оборудования и сооружений;

- зарплата высшего и низшего обслуживающего персонала;

- безвозвратные издержки (рекламные щиты возле предприятия).

FC=const Тема 5. Факторы производства - student2.ru 0

Постоянные издержки не зависят от количества изготовленной продукции и определяются мощностью предприятия.

2.Переменные (VC) – это такие издержки, величина которых меняется в зависимости от объёма производства. К ним относятся:

- сырьё;

- топливо;

- энергия;

- зарплата производственных рабочих.

1. Общие (валовые) издержки

TC=FC+VC (12)

где TC – общие (валовые издержки). Общие валовые издержки представляют собой совокупность общих переменных и общих постоянных издержек.

Издержки

Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru

Рисунок 35 - Издержки предпринимателя

.

2. Средние постоянные издержки AFC рассчитываются по формуле 13

AFC= Тема 5. Факторы производства - student2.ru (13)

определяются путем деления совокупных постоянных издержек на весь объем произведенной продукции.

3. Средние переменные издержки AVC рассчитываются по формуле 14

AVC = Тема 5. Факторы производства - student2.ru (14)

определяются путем деления совокупных переменных издержек на общее количество изготовленной продукции.

4. Средние общие издержки рассчитываются по формуле 15

ATC=TC/Q (15)

определяются путем деления общих издержек на соответствующее количество произведенной продукции.

7 Предельные издержки MR рассчитываются по формуле 16

MR Тема 5. Факторы производства - student2.ru (16)

где ∆Q=1

Предельные издержки – это дополнительные издержки, которые несет предприятие для производства дополнительной единицы продукции.

При известной рыночной цене, предприниматель может оказаться в трёх различных ситуациях, в зависимости от размера своих издержек.

P,C

Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru

Рисунок 36 (а) - Издержки больше цены, фирма в постоянном убытке

Р,С

Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru

Рисунок 36 (б) - При объёме производства Q, фирма не имеет убытков, но бухгалтерская прибыль равна 0

Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru P,C Тема 5. Факторы производства - student2.ru

Рисунок 36 (в) - В точке Qопт – оптимальный объём

Рисунок 36(а). - Издержки больше цены, фирма в постоянном убытке.

Рисунок 36(б). При объёме производства Q, фирма не имеет убытков, но бухгалтерская прибыль равна 0.

Рисунок 36(в). В точке Qопт – оптимальный объём производства, в этой точке предельные издержки равны предельному доходу, т.е. издержки на каждую дополнительную единицу продукции не превышают дохода от её продажи. Больше Qопт наращивать производство не следует.

MC=∆TC/∆Q (17)

где ∆Q=1

MC – дополнительные издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции.

Вопрос 20. Издержки в долговременном периоде.

Эффект масштаба.

В долгосрочном периоде все издержки предприятия носят переменный характер. Кривая долгосрочных средних издержек представлена на рисунке 37. показывает изменение средних издержек ATC в зависимости от объема производства.

C, издержки

Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Тема 5. Факторы производства - student2.ru Q, объем производства

Рисунок 37 - Эффект масштаба

Взаимосвязь между изменением масштаба производства (производственной мощности предприятия) и соответствующим изменением в объеме выпуска продукции называется отдачей от масштаба (эффектом масштаба).

Принято различать:

- возрастающая отдача от масштаба (положительный эффект масштаба);

- постоянная отдача от масштаба (неизменный эффект масштаба);

- уменьшающаяся отдача от масштаба (отрицательный эффект масштаба)

Возрастающая отдача от масштаба (положительный эффект масштаба) – если увеличить количество привлеченных факторов производства в n раз, то объем выпуска продукции увеличится более чем в n раз. Положительный эффект масштаба проявляется в том, что с ростом объёма производства снижаются средние издержки. Это ещё называется эффектом массового производства. В большинстве обрабатывающих отраслей, экономия на масштабе играет важную роль, т.е. крупные предприятия выгоднее мелких. Причины возрастающей отдачи от масштаба:

- специализация в рамках фирмы и используемая технология;

- эффект комбинирование производства (переработка отходов; комплексное использование сырья, постадийная переработка сырья).

Примеры отраслей, где имеет место положительный эффект масштаба (то есть крупное предприятие более выгоднее мелких) – горнодобывающая, металлургическая, машиностроительная, энергетическая, капитальное строительство и т. д. То есть это в основном отрасли, производящие средства производства и оказывающие капитальные услуги. Цены на товары и услуги данных предприятий в основном находятся под государственным контролем.

Уменьшающаяся отдача от масштаба (отрицательный эффект масштаба) – если увеличить количество привлеченных факторов производства в n раз, то объем выпуска продукции увеличится менее чем в n раз. Это означает, что со временем увеличение производственной мощности предприятия может привести к увеличению затрат. Причины:

- проблемы управления крупным предприятием

- увеличение административного аппарата.

Т.е. в этом случае мелкие предприятия становятся выгоднее крупных. В современных условиях для разукрупнения предприятий используется прием аутсорсинга – предприятие продает все свои непрофильные (то есть не относящиеся к основной деятельности) активы.

К таким предприятиям (там где имеет место уменьшающаяся отдача от масштаба) относятся предприятия сельского хозяйства, предприятия легкой промышленности, предприятия сферы услуг.

Аутсоргсинг - (англ. outsoursing, букв. — привлечение сторонних ресурсов), передача выполнения части функций по управлению организацией или по поставке решений и услуг (разработка и построение информационных систем, продвижение товара, бухгалтерский учет, хозяйственное обслуживание), а также вообще каких-л. определенных работ внешней организации, сторонним исполнителям-специалистам. Позволяет использовать опыт профессионалов, сократить риски и снизить затраты, увеличивая отдачу вложенных средств.

Постоянная отдача от масштаба (неизменный эффект масштаба) – если увеличить количество привлеченных факторов производства в n раз, то объем выпуска продукции увеличится тоже в n раз. Это означает, что вместо одного завода можно построить два поменьше, выпускающих вдвое меньше продукции и при этом затраты на единицу продукции не изменятся. Например, одна крупная туристическая фирма может заменить две мелких и наоборот.

Вопрос 21. Преимущества и недостатки рыночного механизма, теорема Р. Коуза

Рыночный механизм в целом эффективно распределяет ограниченные ресурсы, Но эффективность распределения достигается лишь в том случае, если эффекты (выгоды и издержки), порождаемые производст­вом и потреблением того или иного блага, могут быть учтены рынком, т. е. получают свое отражение в цене.

Вместе с тем в ряде случаев рыночная система сталкива­ется с так называемыми внешними эффектами (экстерналиями), которые представляют собой издержки и выгоды, связанные с производством или потреблением блага, но выпадающие на долю лиц, не являющихся участниками данной рыночной сделки.

Эти эффекты не находят на рынке адекватной денежной оценки, поскольку они на­правлены на третьих лиц и, следовательно, никак не отра­жаются в цене этого блага. При наличии таких внешних эффектов рынок выполняет свою функцию распределения ресурсов недостаточно эффективно.

Существуют отрицательные внешние эффекты и положи­тельные внешние эффекты. Отрицательные экстерналии возникают в том случае, когда производство или потребле­ние какого-либо блага порождают некомпенсируемые из­держки у третьей стороны. Классическим примером отри­цательных экстерналий является загрязнение окружающей среды. Производитель, загрязняя атмосферу ядовитым ды­мом или спуская промышленные стоки в реку, как бы переносит часть издержек, непосредственно связанных с производством данного товара, на население, но никак их не компенсирует. В этом случае фактические затраты про­изводителя, учитываемые в цене, оказываются меньше полных издержек с учетом отрицательных последствий загрязнения.

Рынок сталкивается и с проблемой положительных внешних эффектов, когда производство или потребление какого-либо блага порождают некомпенсируемые выгоды

Наши рекомендации