Неценовые детерминанты предложения
- цены товаров-заменителей (яблоки и груши, молоко и кефир);
- цены на дополняющие товары (комплементарные товары) - бензин и автомобиль;
- издержки на производство товаров;
- налог и дотации;
- условия окружающей среды;
- инфляционные ожидания продавца;
- количество продавцов на рынке.
Неценовой механизм проявляется в сдвиге кривой предложения рис.8.
Рисунок 18 - Увеличение дотации на производство детских игрушек, привело к увеличению предложения игрушек – кривая S1
Эластичность предложения – характеризует чувствительность предложения на изменение цены товара. Эластичность предложения характеризует реакцию поставщиков благ на изменение цены.
Рисунок 19 - Три линии предложения с разной эластичностью
Более пологая кривая S1, показывает более эластичное по цене предложение. Это означает, что небольшое увеличение цены увеличивает объём предложения весьма существенно.
Для предпринимателей наиболее выгодно эластичное предложение. Эластичность можно увеличить с помощью запасов. Эластичность зависит от времени. S3 – предложение в мгновенный период не эластично, т.к. за 2-3 дня нельзя изменить величину предложения.
Эластичность, как экономическая категория – это реакция потребителей или производителей благ на изменение какого-либо фактора (например: цены, как наиболее действенного фактора).
Исследования, проведенные В. Парето и Д. Хиксом, позволили выделить численный коэффициент эластичности, который измеряет чуткость или гибкость реакции хозяйствующего субъекта на изменения какого-либо фактора (например, цены на благо).
Коэффициент эластичности E.
E= | (3) |
Это общая формула, которая позволяет сделать вывод, что коэффициент эластичности безразмерен и, кроме того, рассматриваться как для спроса, так и для предложения.
Эластичность по цене – если уменьшение цены продаваемого товара увеличит доход продавца, то спрос эластичен по цене, т.е. снижение цены привлекает покупателей. Рынок автомобилей эластичен по цене. Снижение цены на какую-либо марку привлекает к ней покупателей.
Если уменьшение цены снижает общий доход продавца, то спрос не эластичен по цене. Это относиться в основном к рынку продуктов питания. Снижение цены на сахар почти не увеличит количество продаж.
Ценовая эластичность спроса определяется по формуле 4:
(4) |
- спрос неэластичен по цене
спрос эластичен по цене
Виды эластичности
Существует несколько методик расчета эластичности спроса и предложения
Прямая ценовая эластичность
Еps – прямая ценовая эластичность предложения
ЕpS= | (5) |
Еps – прямая ценовая эластичность предложения – это отношение процента изменения величины предложения к проценту изменения величины спроса.
Если Еp>1, то предложение эластично по цене.
Эластичность предложения – характеризует чувствительность предложения на изменение цены товара. Эластичность предложения характеризует реакцию поставщиков благ на изменение цены.
Для предпринимателей наиболее выгодно эластичное предложение. Эластичность можно увеличить с помощью запасов. Эластичность зависит от времени. S3 – предложение в мгновенный период не эластично, т.к. за 2-3 дня нельзя изменить величину предложения.
Ценовая эластичность спроса определяется по формуле 6:
(6) |
│ЕpD│>1, то спрос эластичен по цене. Это означает, что уменьшение цены на товар увеличивает количество продаж и приводит к росту доходов продавца. Снижение цены привлекает покупателей. Рынок автомобилей эластичен по цене. Снижение цены на какую-либо марку привлекает к ней покупателей.
Если уменьшение цены снижает общий доход продавца, то спрос не эластичен по цене. Это относиться в основном к рынку продуктов питания. Снижение цены на сахар почти не увеличит количество продаж.
│ЕpD│<1 - спрос неэластичен по цене.
Р, цена D
Q, величина спроса
Рисунок 20 - Совершенно неэластичный по цене товар
Совершенно неэластичный по цене товар – это значит, что блага приобретаются в одном и том же объеме независимо от цены. Это, например, лекарство.
P, цена
D
Q, величина спроса
Рисунок 21 - Кривая спроса на абсолютно эластичный товар
Абсолютно эластичный по цене товар - то есть товар либо покупается по данной цене в том объеме, сколько нужно, либо не покупается вообще.
2 Перекрестная эластичность проса – рассматривает движение объемов благ и цен для разных товаров
Еxy= | (7) |
Еxy - перекрестная эластичность спроса по цене
Изучение перекрестной эластичности позволяет выявить группы товаров.
Перекрёстная эластичность – определяется для взаимодополняющих товаров как отрицательная (бензин - автомобиль). Рост цен на бензин, приводит к снижению покупок больших автомобилей. Для заменяющих – положительная – если растут цены на яблоки, то растет число покупок груш, т.к. яблоки и груши взаимозаменяемых товары.
3 Эластичность спроса по доходу – если с ростом доходов количество покупок растёт, то товар эластичен по доходу. (формула 8)
Еdi= | (8) |
где величина спроса,
I – доход покупателя
Еdi >0, т. е. с ростом дохода растет и объем покупок, то это высококачественные эластичные товары.
Еdi<0, то это низкокачественные товары.
Виды эластичных по доходу товаров представлены на рисунке 22
.
Рисунок 22 - Эластичность спроса по доходу
Качественные неэластичные по доходу товары – это такие товары, количество покупок которых при росте дохода сначала растет, а потом, когда количество покупок достигнет определенного уровня, не зависит от роста дохода. К такому виду товаров относятся продукты питания – кофе, сыр, мясо и т. д.
Некачественные неэластичные по доходу товары – это такие товары, величина спроса на которые при росте дохода снижается. К ним относятся – дешевое мясо, рыба и т. д.
Качественные эластичные по доходу товары – это такие товары, количество покупок которых с ростом дохода растет. К такому виду товаров относятся товары длительного пользования – одежда, мебель и т. д.
Вопрос 13. Понятие рыночного равновесия
Рынок находиться в равновесии, когда величина спроса равна величине предложения.
Равновесная цена (Р°) – это цена, при которой удаётся продать всё количество товаров, которое продавцы согласны при такой цене предложить. Рисунок 23.
Рисунок 23 - Рыночное равновесие
Ситуация рыночного равновесия складывается под действием спроса и предложения.
Помимо рыночного равновесия возможны ситуации.
1. Предложение неизменно.
Рисунок 24 - Изменение рыночного равновесия
Уменьшился спрос – уменьшилась равновесная рыночная цена – избыток товаров. Производители уменьшают выпуск. Рис.24.
Рисунок 25 - Увеличение спроса
Увеличился спрос Д2, увеличилась равновесная рыночная цена (рисунок 25) – дефицит. Производители увеличивают предложение товаров с Q1 до Q2 .
2.Спрос неизменный, а меняется предложение.
Рисунок 26 - Увеличение дотаций приводит к увеличению предложения S2 .
Рисунок 27 - Увеличение налогов приводит к уменьшению предложения
Точка равновесия смещается. Чем длиннее временной период, тем устойчивей равновесие.
Способность сил спроса и предложения устанавливать цену на уровне, на котором решения о купле-продаже синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен.
Теории потребительского поведения
- Кардиналистская концепция - предельная полезность и рациональный выбор потребителя (У. Джевонс, А. Маршалл)
- Ординалистская концепция – кривые безразличия, бюджетные ограничения, оптимум потребителя. (В. Парето, Дж. Хикс)
Теория потребительского поведения.
Ординалистская концепция
Основана на том, что для потребителя на рынке существует множество благ, наборы которых могут приносить одинаковый уровень удовлетворения, т. е. одинаковую совокупную полезность. В. Парето предложил определить предпочтение покупателями одних комбинаций товаров другим комбинациям товаров. Инструментом такого анализа явились кривые безразличия.
Графически наборы безразличия представляют собой совокупность точек, отражающих наборы безразличия, то есть все варианты потребительского выбора, каждый из которых содержит разное количество благ, приносящих одинаковую общую полезность.
Свойства кривых безразличия.
- Имеют отрицательный наклон, т. е. выпуклы от начала координат.
- В разных наборах существует разное количество элементов благ и поэтому при выборе разных наборов или при переходе от одного набора к другому мы отказываемся от какого-либо блага, с тем чтобы приобрести другое благо, т. е. мы несем альтернативные издержки.
Товар А
Q3
Q2
Q1
Товар В
Рисунок 28 - Карта кривых безразличия
MRS= | (9) |
где ∆B= 1
MRS- предельная норма замещения - показывает, от какого количества товара А мы откажемся, чтобы увеличить потребление товара В на 1. Предельная норма замещения показывает угол наклона кривой безразличия и представляет собой tg угла наклона кривой безразличия.
Вопрос 14. Предприятие как рыночный субъект
Предприятие – это обособленный технико-экономический и социальный комплекс, предназначенный для производства полезных для общества благ.
Предприятие – это совокупность средств производства. С правовой точки зрения, под предприятием подразумевается самостоятельный хозяйственный субъект с правами юридического лица, который на основе использования закреплённого за ним имущества, производит и реализует продукцию, выполняет работы и оказывает услуги.
Фирма – это наименование, под которым предприятие (или их объединения) выступают в хозяйственной деятельности в качестве юридического лица.
Юридическое лицо – это носитель имущественных прав и обязанностей.
«Правовая форма» - это комплекс правовых норм, определяющих отношение предприятия со всем окружающим миром.
Цели предприятия.
1. Получить прибыль от реализации продукции.
2. Полнее и наилучшим образом удовлетворять запросы потребителей.
3. Социальное развитие коллектива.
Предпринимательство – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. (ГК РФ ст.2 ч.3). Эта деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.
Вопрос15. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
По российскому законодательству существуют следующие организационно-правовые формы предприятий.
1. Частное предприятие – это предприятие, имеющее в одном лице и учредителя и собственника. Все остальные в нём являются наёмными работниками.
2. ООО – общество с ограниченной ответственностью – это объединение предпринимателей, которое формируется на основе заранее определённых вкладов пайщиков. Его члены (физические и юридические лица) не несут ответственности за выполнение обязательств общества, а рискуют лишь в пределах своих вкладов. Это и есть товарищество с ограниченной ответственностью. В названиях зарубежных фирм – limited , “Ltd.”.
Общество с ограниченной ответственностью сходно по своей организации с товариществом с ограниченной ответственностью. В последней форме организации возможно меньшее число членов.
3. Акционерное общество – это уставное общество, с правами юридического лица. Уставной капитал разделён на определённое число равных долей – акций. Ответственность членов общества (акционеров) ограничивается нарицательной стоимостью приобретённых ими акций. Акционерами могут стать как физические, так и юридические лица. АО открытого типа – акции продаются в свободной торговле на фондовых биржах. Такие общества создаются в случаях, когда требуется большое привлечение денежных средств. Права акционеров реализуются на общем собрании акционеров, проводимом не реже 1-2 раз в год. АО открытого типа обязано публиковать отчёты о своей деятельности в деловой печати. АО закрытого типа (практически то же самое, что и ООО) – если акционер выходит из общества, то его акции преимущественно покупаются оставшимися членами общества. ООО более удобно, когда не велико количество учредителей.
4. Бюджетные предприятия – не имеют ни юридической, ни хозяйственной самостоятельности. Они относятся к системе государственного административного управления и непосредственно подчиняются или структурно входят в министерства, ведомства или органы местного самоуправления.
5. Государственные предприятия (муниципальные) – имущество принадлежит государству или местным органам самоуправления. Существуют на принципах коммерческого расчёта. Государство по обязательствам предприятия ответственности не несёт.
6. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней имущество. Это имущество является неделимым. В России в форме унитарных предприятий существуют только государственные и муниципальные предприятия.
7. Смешанные компании – образуются в форме акционерных обществ, акции которых принадлежат и государству, и частным вкладчикам.
Вопросы для закрепления
1. В чем суть закона спроса?
2. Что означает понятие "динамика спроса"
3. Имеет ли закон спроса исключения? Поясните.
4. В каком случае диктат производителя сменяется приоритетом потребителя?
5. Будет ли эластичность спроса толпы людей на холодный лимонад зависеть от близости фонтана с питьевой водой? Почему?
6. Каким образом развитие науки и техники может повлиять на величину спроса?
7. За демонстрацию 30 – ти секундного ролика во время показа чемпионата мира по футболу телеканал взимает плату в 500 тыс. руб . Отражает ли это оценку его затрат на демонстрацию клипа? Почему цена демонстрации такая высокая?
8. Когда гостиницы повышают цены в сезон и понижают в не сезон, эксплуатируют ли они клиентов или способствуют лучшему использованию ресурсов?
9. Прилежнее ли студенты учатся на тех курсах, где они больше платят за обучение?
10. Как уравнять спрос и предложение товаров?